Просмотр содержимого документа
«День искусств для 5 классов»
Неделя искусств Кубрак Ю. А.
Мероприятие в пятых классах
«В мире музыкальных инструментов».
Цель: Показать тембровое разнообразие музыкальных инструментов и голосов.
Задачи: Учить определять музыкальный инструмент по внешним признакам, по звучанию; развивать музыкальную память и наблюдательность; формировать потребность воспринимать и
Наглядные пособия: Карточки с рисунками инструментов, рисунок «Цветок искусств»
– Ребята, вы знаете, что эта неделя в нашей школе, это неделя искусства. А что такое по- вашему искусство? (Ответы детей). Один толковый словарь даёт такое определение: искусство - это художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира, высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
Ещё древние греки каждому виду искусства придумали покровительиц-муз. Евтерпа - Муза поэзии, Терпсихора – муза танцев, Мельпомена и Талия – музы театра и т.д. А так же каждый вид искусства имел свои символы. (Рассмотреть плакат «Цветок искусств», определяя по рисункам какой вид они символизируют: перо и бумага – литературу, колонна и циркуль – архитектуру, балетки – хореографию т.д., а музыку символизирует – лира, древний струнный инструмент.)
А знаете ли вы, как люди придумали музыкальные инструменты?
Всё начиналось со случайных звуков: Всё начиналось со случайных звуков,
со свиста ветра в стебле тростниковом но человек приметил те моменты —
и с тетивы охотничьего лука, и срезал стебелёк, и лук взял в руки...
запевшей под рукой в бору сосновом. Вот так и появились инструменты.
С больших красивых раковин, которым А вместе с ними крепла век от века
свой голос звучный подарило море, и музыка — творенье человека.
и с камня, что ребятам на потеху Наверное, не так уж и случайно
упал и отозвался звонким эхом. запела тетива в руках печально.
Посмотрите на эти предметы – камень, тростинка и тетива – именно они и явились родоначальниками всех музыкальных инструментов.
Как вы думаете, какие инструменты произошли от камня? (Ответы детей). Одним словом их можно назвать – ударные. Давайте послушаем, как они звучат. (Звучит монтаж ударных, показать какие инструменты звучат на картинках).
А что могло произойти от тростникового стебля? (Ответы детей). Это духовые. (Звучит монтаж духовых с одновременным показом иллюстраций).
Пробовали ли вы когда-нибудь зажать и натянутую нитку в зубах и пощипать её? Что вы слышали? Вот и древние люди заметили звучание тетивы и придумали такие инструменты, как струнные. (Монтаж струнных и показ иллюстраций).
Это три основные группы инструментов. Но есть такие инструменты, которые соединили в себе эти группы. Какие, например, группы соединил в себе рояль? (Струнную и ударную). А баян? (Духовые и ударные).
Сейчас мы поиграем в игру «Заиграем – отгадаем»
Ведущий выбирает «слушателя и музыканта» и предлагает, отвернувшись, определить на каком инструменте сыграет музыкант. (Сопилка, металлофон, бубен, барабан, колокольчик). При правильных ответах «слушатель» становится музыкантом и выбирает другого «слушателя». Играть можно нескольким музыкантам одновременно.
Предложенные инструменты вы хорошо узнаёте. Попробуйте узнать звучание инструментов в записи. Звучат отрывки произведений:
В симфоническом оркестре собраны все группы инструментов, поэтому его звучание такое богатое и разнообразное, выразительное и совершенное.
Загадка – смешинка
Кто невежливый такой:
повернулся к нам спиной,
стал размахивать руками
прямо в зале перед нами?
Не приучен он к порядку
или делает зарядку? (Отгадки детей).
Как вы думаете, зачем оркестру нужен дирижёр?
Три звонка — и в зал В ней — журчанье арф,
входит полумрак. бубнов перестук
Дирижёр достал и раскат литавр,
свой концертный фрак. скрипок мягкий звук.
Лишь на сцене — свет, В ней челесты звон,
и в его огне барабанный бой,
«чудо-инструмент» гордый ход валторн
виден вам и мне. слышим мы с тобой.
Палочка взлетит, Звуков хоровод
и, как волшебство, заполняет зал...
тут же зазвучит Тот меня поймёт,
музыка его. кто его слыхал
.
А теперь отгадайте загадки про инструменты:
Сам пустой, голос густой, Я могу стучать, звенеть,
Дробь выбивает, детей собирает. ( Барабан). Я - красавец, лучше всех. ( Бубен).
Не поленце я, тростинка, Мой хрустальный звук услышишь,
Есть шесть дырочек на мне, И волшебный перезвон,
В руки кто меня возьмёт, Как принцеса я из сказки,
Со мной весело живёт. ( Сопилка). Я твой друг - … ( Металлофон)
Я из жёлтого метала, На этом инструменте
Удлиняюсь сколько надо. Есть струны и педаль.
Если я вам не знаком, Узнали вы, конечно,
Познакомимся … ( Тромбон) знакомый наш… ( Рояль)
Музыкальная физ.минутка «Танец утят».
Ребята, а свои инструменты вы взяли? (Ответы детей). Инструмент, который всегда вместе с человеком – это его голос. Человеческий голос — это, без сомнения, чудо, его многогранность несравнима ни с одним из созданных человеком инструментов. Его интонацией можно выразить все чувства и переживания — от нежнейшей любви до лютой ненависти. Даже когда голос правильно развит и поставлен, может охватывать диапазон в три октавы и производить красивые музыкальные звуки. Мелодии, которые может воспроизводить человеческий голос, настолько красивы, что намного превосходят игру на отличной скрипке.
Каждый человек, как и каждый инструмент обладает своей неповторимой окраской голоса – тембром.
Игра «Узнай меня»
Один ребёнок становится спиной к классу. Дети по очереди зовут его по имени, а он по тембру определяет кто его позвал.Игра проводится несколько раз.
Вернёмся к музыкальным инструментам и посмотрим, что вы запомнили.
Разгадай кроссворд.
На доске нарисован кроссворд. Звучат отрывки музыкальных произведений:
1.И.С. Бах. Шутка.
2. Сен-Санс. Лебедь.
3. С. Прокофьев. Тема утки.
4. И.С.Бах. Прелюдия ля минор.
5. П.И, Чайковский. Марш.
Дети определяют по звучанию инструмент, отгадки вписывают. Из первых букв должно получиться слово: деревянный духовой инструмент - фагот.
ф
л
е
й
т
а
а
р
ф
а
г
о
б
о
й
о
р
г
а
н
т
р
у
б
а
И ещё одна игра «Что к чему»
В игре принимают участие две команды (3 - 4 чел.). Для ее проведения нужны два одинаковых плаката. На каждом из них наклеенные по три кармашка с названиями групп музыкальных инструментов: ударные, духовые, струнные. К плакатам добавляются два наборы карточек с рисунками инструментов: ударные - барабан, бубен, литаври, колокола, музыкальный треугольник, духовые - труба, тромбон, туба, флейта и т.п.: струнные - скрипка, арфа контрабас, виолончель, бандура, кобза и тому подобное.
Карточки раскладывают на столиках за 3-5 шагов от плаката.
Ведущий подает сигнал, по которому представители каждой команды (друг за другом) должны выбрать на своем столике карточку с рисунком инструмента, подбежать к плакату и положить ее в соответствующий кармашек.
Выигрывает та команда, которая скорее и правильнее выполнит задание.
Игру можно провести 2 раза. Второй раз можно добавить немузыкальные инструменты: ложки, пилу, ножницы и т.д.
Сегодня мы с вами пользовались привычным словосочетанием «музыкальный инструмент». Давайте попробуем выразиться иначе — инструмент музыки. Получилось вроде бы то же самое, и все-таки появился новый оттенок: как бы ни были инструменты интересны сами по себе, они создаются, совершенствуются и работают ради музыки.
Надеюсь, что после знакомства с миром инструментов музыки вы и саму музыку стали воспринимать хоть чуть-чуть богаче и полнее. Может быть, вам захотелось поближе узнать другие ее жанры, на которые вы до сих пор не обращали внимания. А может, кое-кто из вас подумал, что неплохо бы и самому научиться играть.
В конце можно прочитать несколько рассказов или легенд про создание музыкальных инструментов.
Баян
В 1822 году Фридрих жил в Берлине и работал настройщиком органов » фортепиано. Чтобы облегчить себе настройку органных труб, он сконструировал специальное приспособление — маленькую коробочку, в которую был вделан металлический язычок. Когда Фридрих вдувал ртом воздух в коробочку, язычок звучал, издавая тон определенной высоты. По нему и настраивалась труба. Несколько таких коробочек, дававших звуки разной высоты, упрощали настройку. Однако мастеру не нравилось, что одна Г/ рука была занята этим приспособлением, а для работы оставалась только другая. Тогда Фридрих вделал каждый язычок в мех. Теперь во время настройки мастер ставил приспособление рядом с собой, растягивал мех кверху и отпускал. Сжимаясь под давлением собственного веса, мех подавал воздух на язычок, и тот звучал. Обе руки мастера оставались свободными, а кроме того, не нужно было дуть ртом, что тоже облегчало работу.
Потом Фридрих догадался, что незачем делать к каждому язычку собственный мех. Можно встроить все язычки в один мех, а чтобы они не звучали одновременно, оснастить их клапанами. Теперь для получения нужного тона надо было открыть один клапан над соответствующим язычком, а остальные оставить закрытыми.
А еще чуть позже Фридрих понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент.
Так мастер, облегчая себе труд (сейчас мы назвали бы это рационализацией), пришел к новой форме музыкального инструмента. В ту пору Фридриху было всего семнадцать лет...)
Тысяча скрипок Страдивари
Было это давным-давно, более трехсот лет назад.
Знаменитый скрипичный мастер Никола Амати подобрал на одной из улиц итальянского города Кремона мальчишку, который не знал, куда ему деваться. Свирепая болезнь-чума, от которой когда-то люди погибали целыми деревнями, погубила его родных. Амати привел паренька Антонио к себе в мастерскую и сделал одним из своих помощников. Антонио оказался очень старательным. В его руках дерево словно оживало, деревянные чурки как будто сами собой превращались в заготовки для будущих скрипок. И как награду получил старательный Антонио разрешение сделать свою первую скрипку. Было ему тогда тринадцать
Множество секретов открыл своему ученику Николо Амати. И благодарный Антонио в точности следовал науке своего учителя. Подражал ему во всем. А внутри своих скрипок вклеивал ярлычок с надписью «Сделал Антонио Страдивари, ученик Амати». Но все время одна мысль не давала Антонио покоя. Вот он уже сам мастер, своя мастерская у него, ученики уже есть. И только одного нет -своей скрипки. Вон их сколько висит, его руками созданных. Но ведь это все чужие скрипки.
И Страдивари решил сделать свою скрипку.
Шестьдесят лет было великому мастеру, когда зазвучали его самые лучшие - новые скрипки. Звук у них был мощный, глубокий, и пели скрипки человеческим голосом, отзываясь на малейшее движение смычка новой краской. Музыканты-скрипачи, наконец, смогли сказать: теперь у нас в руках есть все звуковые краски, которыми можно создать любую картину.
Секрет Страдивари появился тогда, когда мастера не стало. Музыкальные мастера старались по требованию скрипачей делать такие скрипки, какие делал великий Антонио. Но у них ничего не получилось. Пробовали с абсолютной точностью копировать инструменты Страдивари, выходили скрипки-близнецы, как две капли воды похожие на скрипки Страдивари. Всем, кроме ...звука.
За свою долгую жизнь Антонио Страдивари сделал больше тысячи скрипок. Это значит, что он работал невероятно быстро. Каждый месяц по одной, а то и по две скрипки. Нынешние мастера сидят над каждой скрипкой несколько месяцев, а то и год, ищут ее голос. Но редкая скрипка поет так, как скрипка Страдивари.
Орган
Музыка, которую не услышать больше нигде,— только здесь, в зале, рядом с органом. Никакая пластинка, никакая магнитофонная лента не передают истинное звучание органа, в записи оно получается совсем не таким, как в зале. Не спасает даже самая современная радиоаппаратура- орган неминуемо теряет свое величие. Это единственный инструмент, который до сих пор удается записать лишь похоже, но не более. В студию звукозаписи орган не перенесешь, а в зале, как ни расставляй микрофоны, все равно получается не то.
Рассмотрим кафедру органа. Это настоящий пульт управления, на котором, кроме клавиатур, размещено более двухсот разных элементов — кнопок, рычажков, сигнальных лампочек.
Кафедра имеет четыре ручные клавиатуры — они называются мануалами. Есть и ножная клавиатура — педаль. Клавиши у педали большие, длинные, они широко расставлены, чтобы музыкант, нажимая какую-то из них, не задел случайно другую.
Фортепиано
Изобретение фортепиано принято связывать с именем флорентийца Бартоломео Кристофори. Он работал хранителем и реставратором музея музыкальных инструментов во дворце флорентийского герцога Медичи. Однажды гостям герцога объявили, что их ожидает сюрприз. Изобретенное Кристофори фортепиано и было тем сюрпризом. Но ожидаемой радости не получилось. Фортепиано гостям не понравилось — его звучание показалось чересчур грубым по сравнению с клавикордом и клавесином. Вряд ли кто-нибудь из гостей мог предположить, что присутствует при рождении инструмента, которому уготовано столь блестящее будущее.
Но не будем обвинять вельможных визитеров герцога в недальновидности и отсутствии вкуса. Звучание первого фортепиано, продемонстрированного в 1709 году, действительно было грубым. То, что инструмент стал способен даже в одной музыкальной фразе издавать то очень тихие, то громкие звуки, не спасало дела: сами звуки были маловыразительными и плохо складывались в музыку.
Легенда о флейте
Посмотри, вот бронзовая фигурка странного существа - получеловека-полузверя. Лицо человеческое, а на лбу рожки. Руки тоже как у людей, а ноги - козлиные, с копытцами.
Это изображение сказочного существа, бога лесов по имени Пан. Так представляли себе покровителя природы древние греки.
Но что в руках у фантастического лесного божества?
Видишь, ряд трубок различной величины, подобранных по росту и скрепленных между собой. Это музыкальный инструмент. Похожие музыкальные трубки есть почти у всех народов мира. У греков такой музыкальный инструмент называется сиринкс или сиринга. Но самое главное его название - флейта Пана.
Козлоногий бог Пан родился таким некрасивым, что его а ственная мама испугаласьвида новорожденного и убежала с него. Пустилась бежать от страшного Пана и красавица Сиринга, лесная девушка, которую как-то раз встретил Пан, бродя по лесу. Прекрасная нимфа бросила свой лук и стрелы которыми вышла на охоту, и помчалась прочь от козлоногого чудища в паническом страхе. Напрасно Пан кричал ей о своей любви, умоляя остановиться. Сиринга мчалась быстрее ветра. И вдруг дорогу ей прегради; река. Все ближе топот копыт приближающегося Пана. Нимфа стала умолять реку укрыть ее от бородатого чудища. Река вняла ее мольбе и превратила Сирингу в тростник. Опечалился Пан. Срезал он несколько стеблей тростника и смастерил новый музыкальный инструмент. А назвал он этот инструмент именем красавицы нимфы - сиринга или сиринкс. Печальные нежные звуки свирели-сиринги с тех пор часто раздавались в окрестных селах и горах. Это играл опечаленный Пан, оплакивая свою несчастную судьбу.