kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

День искусств для 5 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие сделано для того что бы показать тембровое разнообразие музыкальных инструментов и голосов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«День искусств для 5 классов»

Неделя искусств Кубрак Ю. А.

Мероприятие в пятых классах

«В мире музыкальных инструментов».

Цель: Показать тембровое разнообразие музыкальных инструментов и голосов.

Задачи: Учить определять музыкальный инструмент по внешним признакам, по звучанию; развивать музыкальную память и наблюдательность; формировать потребность воспринимать и

Наглядные пособия: Карточки с рисунками инструментов, рисунок «Цветок искусств»

Музыкальный материал:

Произведения для слушания

Понятия, термины

Монтаж духовых, ударных, струнных. К.Сен-Санс «Лебедь»

Ударные, духовые, струнные

П.Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»

Гобой, фагот тромбон, туба,

Тема Утки из муз. сказки С.Прокофьева «Петя и волк»


И.С.Бах «Шутка», «Прелюдия»

Валторна, труба, флейта




Иллюстрационный материал: Иллюстрации инструментов, камень, трубочка, кожаный шнурок, сопилка, металлофон, бубен, барабан, колокольчик

ТСО: магнитофон, диск.



– Ребята, вы знаете, что эта неделя в нашей школе, это неделя искусства. А что такое по- вашему искусство? (Ответы детей). Один толковый словарь даёт такое определение: искусство - это художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира, высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Ещё древние греки каждому виду искусства придумали покровительиц-муз. Евтерпа - Муза поэзии, Терпсихора – муза танцев, Мельпомена и Талия – музы театра и т.д. А так же каждый вид искусства имел свои символы. (Рассмотреть плакат «Цветок искусств», определяя по рисункам какой вид они символизируют: перо и бумага – литературу, колонна и циркуль – архитектуру, балетки – хореографию т.д., а музыку символизирует – лира, древний струнный инструмент.)


А знаете ли вы, как люди придумали музыкальные инструменты?





Всё начиналось со случайных звуков: Всё начиналось со случайных звуков,

со свиста ветра в стебле тростниковом но человек приметил те моменты —

и с тетивы охотничьего лука, и срезал стебелёк, и лук взял в руки...

запевшей под рукой в бору сосновом. Вот так и появились инструменты.


С больших красивых раковин, которым А вместе с ними крепла век от века

свой голос звучный подарило море, и музыка — творенье человека.

и с камня, что ребятам на потеху Наверное, не так уж и случайно

упал и отозвался звонким эхом. запела тетива в руках печально.


Посмотрите на эти предметы – камень, тростинка и тетива – именно они и явились родоначальниками всех музыкальных инструментов.

Как вы думаете, какие инструменты произошли от камня? (Ответы детей). Одним словом их можно назвать – ударные. Давайте послушаем, как они звучат. (Звучит монтаж ударных, показать какие инструменты звучат на картинках).

А что могло произойти от тростникового стебля? (Ответы детей). Это духовые. (Звучит монтаж духовых с одновременным показом иллюстраций).

Пробовали ли вы когда-нибудь зажать и натянутую нитку в зубах и пощипать её? Что вы слышали? Вот и древние люди заметили звучание тетивы и придумали такие инструменты, как струнные. (Монтаж струнных и показ иллюстраций).


Это три основные группы инструментов. Но есть такие инструменты, которые соединили в себе эти группы. Какие, например, группы соединил в себе рояль? (Струнную и ударную). А баян? (Духовые и ударные).

Сейчас мы поиграем в игру «Заиграем – отгадаем»

Ведущий выбирает «слушателя и музыканта» и предлагает, отвернувшись, определить на каком инструменте сыграет музыкант. (Сопилка, металлофон, бубен, барабан, колокольчик). При правильных ответах «слушатель» становится музыкантом и выбирает другого «слушателя». Играть можно нескольким музыкантам одновременно.


Предложенные инструменты вы хорошо узнаёте. Попробуйте узнать звучание инструментов в записи. Звучат отрывки произведений:

Л Бетховен «К Элизе» (ф-но)

А.Вивальди «Кампанелла» (скрипка)

Р.Солер «Гитара» (гитара)

М.Гришко «Прелюд» (баян)

Р.Элиот «Лучшее из джаза» (саксофон)

И.Штраус «Сказки венского леса» (симфонический оркестр)



В симфоническом оркестре собраны все группы инструментов, поэтому его звучание такое богатое и разнообразное, выразительное и совершенное.


Загадка – смешинка

Кто невежливый такой:

повернулся к нам спиной,

стал размахивать руками

прямо в зале перед нами?

Не приучен он к порядку

или делает зарядку? (Отгадки детей).


Как вы думаете, зачем оркестру нужен дирижёр?


Три звонка — и в зал В ней — журчанье арф,

входит полумрак. бубнов перестук

Дирижёр достал и раскат литавр,

свой концертный фрак. скрипок мягкий звук.


Лишь на сцене — свет, В ней челесты звон,

и в его огне барабанный бой,

«чудо-инструмент» гордый ход валторн

виден вам и мне. слышим мы с тобой.


Палочка взлетит, Звуков хоровод

и, как волшебство, заполняет зал...

тут же зазвучит Тот меня поймёт,

музыка его. кто его слыхал

.


А теперь отгадайте загадки про инструменты:

Сам пустой, голос густой, Я могу стучать, звенеть,

Дробь выбивает, детей собирает. ( Барабан). Я - красавец, лучше всех. ( Бубен).


Не поленце я, тростинка, Мой хрустальный звук услышишь,

Есть шесть дырочек на мне, И волшебный перезвон,

В руки кто меня возьмёт, Как принцеса я из сказки,

Со мной весело живёт. ( Сопилка). Я твой друг - … ( Металлофон)



Я из жёлтого метала, На этом инструменте

Удлиняюсь сколько надо. Есть струны и педаль.

Если я вам не знаком, Узнали вы, конечно,

Познакомимся … ( Тромбон) знакомый наш… ( Рояль)

Музыкальная физ.минутка «Танец утят».




Ребята, а свои инструменты вы взяли? (Ответы детей). Инструмент, который всегда вместе с человеком – это его голос. Человеческий голос — это, без сомнения, чудо, его многогранность несравнима ни с одним из созданных человеком инструментов. Его интонацией можно выразить все чувства и переживания — от нежнейшей любви до лютой ненависти. Даже когда голос правильно развит и поставлен, может охватывать диапазон в три октавы и производить красивые музыкальные звуки. Мелодии, которые может воспроизводить человеческий голос, настолько красивы, что намного превосходят игру на отличной скрипке.

Каждый человек, как и каждый инструмент обладает своей неповторимой окраской голоса – тембром.

Игра «Узнай меня»

Один ребёнок становится спиной к классу. Дети по очереди зовут его по имени, а он по тембру определяет кто его позвал.Игра проводится несколько раз.

Вернёмся к музыкальным инструментам и посмотрим, что вы запомнили.

Разгадай кроссворд.

На доске нарисован кроссворд. Звучат отрывки музыкальных произведений:

1.И.С. Бах. Шутка.

2. Сен-Санс. Лебедь.

3. С. Прокофьев. Тема утки.

4. И.С.Бах. Прелюдия ля минор.

5. П.И, Чайковский. Марш.


Дети определяют по звучанию инструмент, отгадки вписывают. Из первых букв должно получиться слово: деревянный духовой инструмент - фагот.

ф

л

е

й

т

а

а

р

ф

а



г

о

б

о

й


о

р

г

а

н


т

р

у

б

а














И ещё одна игра «Что к чему»

В игре принимают участие две команды (3 - 4 чел.). Для ее проведения нужны два одинаковых плаката. На каждом из них наклеенные по три кармашка с названиями групп музыкальных инструментов: ударные, духовые, струнные. К плакатам добавляются два наборы карточек с рисунками инструментов: ударные - барабан, бубен, литаври, колокола, музыкальный треугольник, духовые - труба, тромбон, туба, флейта и т.п.: струнные - скрипка, арфа контрабас, виолончель, бандура, кобза и тому подобное.

Карточки раскладывают на столиках за 3-5 шагов от плаката.

Ведущий подает сигнал, по которому представители каждой команды (друг за другом) должны выбрать на своем столике карточку с рисунком инструмента, подбежать к плакату и положить ее в соответствующий кармашек.

Выигрывает та команда, которая скорее и правильнее выполнит задание.


Игру можно провести 2 раза. Второй раз можно добавить немузыкальные инструменты: ложки, пилу, ножницы и т.д.


Сегодня мы с вами пользовались привычным слово­сочетанием «музыкальный инструмент». Давайте попробуем выразиться ина­че — инструмент музыки. Получилось вроде бы то же самое, и все-таки появился новый оттенок: как бы ни были инструменты интересны сами по себе, они создаются, совершенствуются и работают ради музыки.

Надеюсь, что после знакомства с миром инструментов музыки вы и са­му музыку стали воспринимать хоть чуть-чуть богаче и полнее. Может быть, вам захотелось поближе узнать другие ее жанры, на которые вы до сих пор не обращали внимания. А может, кое-кто из вас подумал, что непло­хо бы и самому научиться играть.


В конце можно прочитать несколько рассказов или легенд про создание музыкальных инструментов.

























Баян

В 1822 году Фридрих жил в Берлине и работал настройщиком органов » фортепиано. Чтобы облегчить себе настройку органных труб, он скон­струировал специальное приспособление — маленькую коробочку, в кото­рую был вделан металлический язычок. Когда Фридрих вдувал ртом воздух в коробочку, язычок звучал, издавая тон определенной высоты. По нему и настраивалась труба. Несколько таких коробочек, дававших звуки разной высоты, упрощали настройку. Однако мастеру не нравилось, что одна Г/ рука была занята этим приспособлением, а для работы оставалась только другая. Тогда Фридрих вделал каждый язычок в мех. Теперь во время наст­ройки мастер ставил приспособление рядом с собой, растягивал мех кверху и отпускал. Сжимаясь под давлением собственного веса, мех подавал воздух на язычок, и тот звучал. Обе руки мастера оставались свободными, а кроме того, не нужно было дуть ртом, что тоже облегчало работу.

Потом Фридрих догадался, что незачем делать к каждому язычку соб­ственный мех. Можно встроить все язычки в один мех, а чтобы они не звучали одновременно, оснастить их клапанами. Теперь для получения нужного тона надо было открыть один клапан над соответствующим язычком, а остальные оставить закрытыми.

А еще чуть позже Фридрих понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент.

Так мастер, облегчая себе труд (сейчас мы назвали бы это рационализа­цией), пришел к новой форме музыкального инструмента. В ту пору Фрид­риху было всего семнадцать лет...)



Тысяча скрипок Страдивари

Было это давным-давно, более трехсот лет назад.

Знаменитый скрипичный мас­тер Никола Амати подобрал на одной из улиц итальянского го­рода Кремона мальчишку, кото­рый не знал, куда ему деваться. Свирепая болезнь-чума, от которой когда-то люди погибали целыми деревнями, погубила его родных. Амати привел па­ренька Антонио к себе в мастер­скую и сделал одним из своих помощников. Антонио оказался очень старательным. В его руках дерево словно оживало, дере­вянные чурки как будто сами со­бой превращались в заготовки для будущих скрипок. И как на­граду получил старательный Антонио разрешение сделать свою первую скрипку. Было ему тогда тринадцать

Множество секретов открыл своему ученику Николо Амати. И благодарный Антонио в точ­ности следовал науке своего учителя. Подражал ему во всем. А внутри своих скрипок вкле­ивал ярлычок с надписью «Сде­лал Антонио Страдивари, уче­ник Амати». Но все время одна мысль не давала Антонио покоя. Вот он уже сам мастер, своя мастерская у него, ученики уже есть. И только одного нет -своей скрипки. Вон их сколько висит, его руками созданных. Но ведь это все чужие скрипки.

И Страдивари решил сделать свою скрипку.

Шестьдесят лет было велико­му мастеру, когда зазвучали его самые лучшие - новые скрипки. Звук у них был мощный, глубокий, и пели скрипки человеческим голосом, отзываясь на ма­лейшее движение смычка новой краской. Музыканты-скрипачи, наконец, смогли сказать: теперь у нас в руках есть все звуковые краски, которыми можно соз­дать любую картину.

Секрет Страдивари появил­ся тогда, когда мастера не ста­ло. Музыкальные мастера ста­рались по требованию скрипа­чей делать такие скрипки, какие делал великий Антонио. Но у них ничего не получилось. Пробова­ли с абсолютной точностью ко­пировать инструменты Стради­вари, выходили скрипки-близ­нецы, как две капли воды похо­жие на скрипки Страдивари. Всем, кроме ...звука.

За свою долгую жизнь Анто­нио Страдивари сделал больше тысячи скрипок. Это значит, что он работал невероятно быстро. Каждый месяц по одной, а то и по две скрипки. Нынешние мас­тера сидят над каждой скрипкой несколько месяцев, а то и год, ищут ее голос. Но редкая скрип­ка поет так, как скрипка Стра­дивари.









Орган

Музыка, которую не услышать больше нигде,— только здесь, в зале, рядом с органом. Никакая пластинка, никакая магнитофонная лента не передают истинное звучание органа, в записи оно получается совсем не таким, как в зале. Не спасает даже самая современная радиоаппаратура- орган неминуемо теряет свое величие. Это единственный инструмент, который до сих пор удается записать лишь похоже, но не более. В студию звукозаписи орган не перенесешь, а в зале, как ни расставляй микрофоны, все равно получается не то.

Рассмотрим кафедру органа. Это настоящий пульт управления, на котором, кроме клавиатур, размещено более двухсот разных элементов — кнопок, рычажков, сигнальных лампочек.

Кафедра имеет четыре ручные клавиатуры — они называются мануала­ми. Есть и ножная клавиатура — педаль. Клавиши у педали большие, длинные, они широко расставлены, чтобы музыкант, нажимая какую-то из них, не задел случайно другую.









Фортепиано


Изобретение фортепиано принято связывать с именем флорентийца Бартоломео Кристофори. Он работал хранителем и реставратором музея музыкальных инструментов во дворце флорентийского герцога Медичи. Од­нажды гостям герцога объявили, что их ожидает сюрприз. Изобретенное Кристофори фортепиано и было тем сюрпризом. Но ожидаемой радости не получилось. Фортепиано гостям не понравилось — его звучание показа­лось чересчур грубым по сравнению с клавикордом и клавесином. Вряд ли кто-нибудь из гостей мог предположить, что присутствует при рож­дении инструмента, которому уготовано столь блестящее будущее.

Но не будем обвинять вельможных визитеров герцога в недальновид­ности и отсутствии вкуса. Звучание первого фортепиано, продемонстриро­ванного в 1709 году, действительно было грубым. То, что инструмент стал способен даже в одной музыкальной фразе издавать то очень тихие, то громкие звуки, не спасало дела: сами звуки были маловыразительными и плохо складывались в музыку.



Легенда о флейте



Посмотри, вот бронзовая фи­гурка странного существа - по­лучеловека-полузверя. Лицо человеческое, а на лбу рожки. Руки тоже как у людей, а ноги - козлиные, с копытцами.

Это изображение сказочного существа, бога лесов по имени Пан. Так представляли себе по­кровителя природы древние греки.

Но что в руках у фантастичес­кого лесного божества?

Видишь, ряд трубок различ­ной величины, подобранных по росту и скрепленных между со­бой. Это музыкальный инстру­мент. Похожие музыкальные трубки есть почти у всех наро­дов мира. У греков такой музы­кальный инструмент называет­ся сиринкс или сиринга. Но самое главное его название - флейта Пана.

Козлоногий бог Пан родился таким некрасивым, что его а ственная мама испугалась вида новорожденного и убежала с него. Пустилась бежать от страшного Пана и красавица Сиринга, лесная девушка, которую как-то раз встретил Пан, бродя по лесу. Прекрасная нимфа бросила свой лук и стрелы которыми вышла на охоту, и помчалась прочь от козлоногого чудища в паническом страхе. Напрасно Пан кричал ей о своей любви, умоляя остановиться. Сиринга мчалась быстрее ве­тра. И вдруг дорогу ей прегради; река. Все ближе топот копыт приближающегося Пана. Нимфа стала умолять реку укрыть ее от бородатого чудища. Река вняла ее мольбе и превратила Сирингу в тростник. Опечалился Пан. Срезал он несколько стеблей тростника и смастерил но­вый музыкальный инструмент. А назвал он этот инструмент именем красавицы нимфы - си­ринга или сиринкс. Печальные нежные звуки свирели-сиринги с тех пор часто раздавались в окрестных селах и горах. Это играл опечаленный Пан, оплаки­вая свою несчастную судьбу.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
День искусств для 5 классов

Автор: Кубрак Юлия Александровна

Дата: 21.10.2016

Номер свидетельства: 351124

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Урок изобразительного искусства 2 класс «Весенний лес. Рисование по памяти и по представлению весеннего дерева». "
    ["seo_title"] => string(124) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-2-klass-viesiennii-lies-risovaniie-po-pamiati-i-po-priedstavlieniiu-viesienniegho-dierieva"
    ["file_id"] => string(6) "204871"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429759404"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Обобщение педагогического опыта учителя изобразительного искусства"
    ["seo_title"] => string(82) "obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-uchitielia-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "250637"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447094468"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока по изобразительному искусству по теме:« Линейная и воздушная перспектива  »5 класс" "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-po-tiemie-linieinaia-i-vozdushnaia-pierspiektiva-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "111793"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407933883"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Технологическая карта урока урока по изобразительному искусству 2 класс "Лубок и его выразительные средства" "
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-2-klass-lubok-i-iegho-vyrazitiel-nyie-sriedstva"
    ["file_id"] => string(6) "109539"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404727574"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Разработка открытого урока  по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «Натюрморт  в графике» (выполненный в технике «граттаж»). "
    ["seo_title"] => string(138) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-6-klassie-na-tiemu-natiurmort-v-ghrafikie-vypolniennyi-v-tiekhnikie-ghrattazh"
    ["file_id"] => string(6) "139073"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417635072"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства