Рисунок танца.Изучение танцевального этюда с элементами традиционной мордовской хореографии.
Рисунок танца.Изучение танцевального этюда с элементами традиционной мордовской хореографии.
Цель - приобщение подрастающего поколения к танцевальной культуре родного края и формирование эстетических начал у детей (эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетических чувств).
Задачи:
1) формирование у учащихся знаний об истории возникновения мордовского танца, знакомство с национальным костюмом;
2) воспитание любви и интереса к традиционной культуре мордовского народа;
3) влияние на становление эстетического чувства и художественного вкуса;
4) освоение элементов мордовской хореографии.
Тип занятия: урок формирования новых знаний, (с использованием ИКТ технологий).
Методы и приемы: объяснение, демонстрация, обсуждение, практическая работа.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, магнитола, подборка музыкальных произведений.
Ход занятия
Вводное слово учителя и актуализация имеющихся знаний.
Приветственное слово учителя: Сегодня мы с вами познакомимся с танцевальной культурой мордовского народа, изучим танцевальные элементы и даже разучим танцевальный этюд.
Формирование новых знаний.
Для формирования новых знаний учителем используется слайдовый ряд. Они демонстрируются в определенной последовательности.
1.Текстовый слайд: тема занятия
Хореография мордвы является самостоятельным пластом духовной культуры народа. Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национально-самобытное танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций.
Как и всякое искусство, мордовские народные танцы возникли в процессе труда. В них, как и в песнях, сказках, легендах, выражены лучшие черты народа, его трудолюбие и понимание прекрасного.
В мордовском танце ярко выражены чувства национальной гордости, достоинства, радости, любви, возвышенности и трагичности. Его пластика, стиль и манера исполнения передают национальный характер.
Мордовский народ с древнейших времен через пластику танца выражал многообразие чувств. Желание подражать природе, повадкам животных и птиц, передавать трудовые движения земледельцев, охотников, сборщиков плодов и трав формировало своеобразную копилку танцевальных элементов, порождаемых самой жизнью. Эти элементы, являясь формой передачи родовых традиций, средством познания мира и способом выявления разнообразных дарований, складывались в определенный язык движений традиционного национального танца, образуя в итоге своеобразную пластическую летопись.
И в наши дни в культуре мордвы бытуют хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы и др.
3. Слайды: хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы и др.
Какие же движения помогают человеку передавать содержание танца? Движения эти пришли к нам из глубины веков. В те далекие времена танец имел практический, утилитарный смысл, подготавливая человека к жизнедеятельности. С течением времени, в связи с изменениями деятельного начала, танцы теряли утилитарность, их лексика постепенно утрачивала действенную, смысловую основу, а содержание приобретало иной характер – это была своеобразная эволюция хореографической лексики народных танцев. Развиваясь на протяжении многих веков, эти движения становились традиционными.
Мордовская легенда о девушке Нуянзе. Из поколения в поколение мордовский народ передавал свои сказания и легенды. Одна из них рассказывает о девушке Нуянзе. Жила-была мордовская девочка Нуянза рукодельница и умница. Всё-то она умела делать. И прясть и ткать, и корзины плести. А выросла Нуянза - стали звать её Нуянзой -искусницей т.е. волшебницей. И вот посмотрите, какой волшебный сундучок собрала для вас НУЯНЗА. Чего там только нет! Вот полотенце – НАРДАМО, которое вышила Нуянза-искусница своими руками. Полотенцем не только вытирались, но и оборачивали новорожденного и маму, чтобы оградить их от сглаза и прочих напастей. Мордовской невесте полагалось к свадьбе вышить целый комплект полотенец для родственников жениха: свекрови, золовкам, жениху. Вышитое полотенце также завязывалось мордовскими женщинами на голову и служило для украшения. Мордовские КОСТЮМЫ невозможно представить без разного рода украшений. Их великое множество! Это и нагрудные «сюлгам, бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, перстни, подвески ушные из металла, перьев сойки, утки, пуха гуся. И поэтому о старинном мордовском костюме со звенящими и шумящими подвесками соседи—русские говорили так: «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь.» Оригинальным, единственным в своём роде украшением у мордвы был поясной ПУЛАЙ. Надевали его девочки в 13-14 лет и носили всю жизнь. И чем старше становилась женщина, тем тяжелее становился её пулай. Его вес доходил до 30 кг. А как красив женский головной убор – ПАНГО. Каркасом для него служила кора дерева – дуба. Его обтягивали холстом и красной тканью. Сзади панго украшалось покрывалом с вышивкой.
Содержание мордовского танца передается с помощью богатейшей палитры выразительных средств, созданных народом на протяжении веков. Пластикой рук воспроизводят движения реального трудового процесса: наматывание ниток, прядение, сучение, вышивание, полоскание и т. п. Эти движения действенного характера, выражающие конкретные элементы человеческого труда, исполняются они без усилий, как в игре:
- «прядение» - левая рука согнута в локте и поднята вверх, правая выполняет волнообразное движение от кисти левой руки сверху вниз;
- «наматывание ниток» - руки согнуты в локтях на уровне груди и исполняют вращательные движения «от себя».
- «вышивание» - левая рука согнута в локте и опущена вниз, правая выполняет волнообразные движения снизу вверх.
5. Иллюстрированный слайд: мордовские плясуньи.
Основы хореографического языка, лексики национального танца составляют традиционные элементы и движения, дошедшие до нас от предков и продолжающие жить до настоящего времени. Они состоят из различного вида шагов, ходов, ударов, дробей и выстукиваний, соскоков и подскоков, разнообразных наклонов, поворотов и вращений, а также положений головы, рук, корпуса, выражающих в синтезе гармонию образа, действия и чувства.
Вот, коротко раскрыв специфику движений мордовского танца, мы приступаем к изучению практического материала – традиционных элементов мордовской народной хореографии.
Большое значение в методике преподавания имеют и специфические положения рук, которые несут в себе смысловую характеристику. Положение рук придает законченность различным позам. Кроме того, руки помогают при выполнении различных движений.
Положения рук
1. Руки разведены довольно широко в стороны; пальцы рук собраны в кулак в слегка расслабленном состоянии; большой палец, не сгибаясь, прижимается к указательному; руки опущены ладонями вниз.
2. Руки согнуты в локтях на 90градусов и подняты вверх; пальцы плотно собраны, большой палец прижат к указательному, ладони развернуты наружу.
3. Левая рука находится на талии, а правая кисть обхватывает пальцы левой, локти поданы вперед.
4. Правая рука с пальцами, сжатыми в кулак, находится на талии ладонью вниз и наружу, левая согнута в локте, прижата к затылку ладонью вверх. Корпус немного повернут вправо.
Позиции ног
- свободная: пятки вместе, носки симметрично разведены в стороны на ширину плеч;
- вторая невыворотная: ноги расставлены в стороны на ширину стопы. Стопы расположены параллельно друг к другу;
- третья невыворотная: пятка одной ноги ставится к середине стопы другой. Носки направлены в стороны;
- четвертая невыворотная: ступня одной ноги параллельна и находится впереди другой на расстоянии стопы. Носки стоп направлены вперед;
- шестая невыворотная: стопы стоят рядом, пятки и носки сомкнуты.
Основной шаг с каблука на всю стопу
И. п. – VI позиция ног. Руки могут быть во всех положениях.
Раз: шаг правой ногой вперед на ребро каблука.
И: правая нога переводится с ребра каблука на всю стопу, пятка левой ноги в этот момент поднимается, тяжесть корпуса переносится вперед.
Два: левая нога проводится по VI позиции вперед на ребро каблука.
И: пауза.
Движения продолжаются с левой ноги.
Особенностью этого шага является плавность перехода с каблука на всю стопу при сильно подтянутом корпусе.
Сопровождение движений яркой, образной музыкой ведет к эстетическому развитию ребенка, к гармонии музыки и художественного движения.
Рисунок танца
Сегодня мы с вами разучим рисунок танца
-круг
-воротца
-яблонька
Изучаем танцевальный этюд.
Перед тем как продемонстрировать танцевальный этюд под музыку, рассказывается легенда о рождение мордовского народа.
Легенда о рождении мордовского народа.
Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним - другой. третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.
Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.
Подведение итогов
- Сегодня на уроке мы с вами познакомились с мордовской танцевальной культурой : выучили основные положения рук, ног, познакомились с традиционными движениями мордовского танца, разучили танцевальной этюд. Я надеюсь, что знания, полученные сегодня на моем занятие останутся в вашей памяти и вам пригодятся в будущем, так как мы с вами должны сохранять и развивать танцевальную культуру нашего народа. Потому что национальный танец - это прошлое в настоящем, живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох. Каждое поколение должно свято хранить память о своих предках и беречь все, что отражает их жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рисунок танца.Изучение танцевального этюда с элементами традиционной мордовской хореографии.»
Тема: «Рисунок танца. Изучение танцевального этюда с элементами традиционной мордовской хореографии»
Цель - приобщение подрастающего поколения к танцевальной культуре родного края и формирование эстетических начал у детей (эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетических чувств).
Задачи:
1) формирование у учащихся знаний об истории возникновения мордовского танца, знакомство с национальным костюмом;
2) воспитание любви и интереса к традиционной культуре мордовского народа;
3) влияние на становление эстетического чувства и художественного вкуса;
4) освоение элементов мордовской хореографии.
Тип занятия: урок формирования новых знаний, (с использованием ИКТ технологий).
Методы и приемы: объяснение, демонстрация, обсуждение, практическая работа.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, магнитола, подборка музыкальных произведений.
Ход занятия
Вводное слово учителя и актуализация имеющихся знаний.
Приветственное слово учителя: Сегодня мы с вами познакомимся с танцевальной культурой мордовского народа, изучим танцевальные элементы и даже разучим танцевальный этюд.
Формирование новых знаний.
Для формирования новых знаний учителем используется слайдовый ряд. Они демонстрируются в определенной последовательности.
1.Текстовый слайд: тема занятия
Хореография мордвы является самостоятельным пластом духовной культуры народа. Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национально-самобытное танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций.
Как и всякое искусство, мордовские народные танцы возникли в процессе труда. В них, как и в песнях, сказках, легендах, выражены лучшие черты народа, его трудолюбие и понимание прекрасного.
В мордовском танце ярко выражены чувства национальной гордости, достоинства, радости, любви, возвышенности и трагичности. Его пластика, стиль и манера исполнения передают национальный характер.
Мордовский народ с древнейших времен через пластику танца выражал многообразие чувств. Желание подражать природе, повадкам животных и птиц, передавать трудовые движения земледельцев, охотников, сборщиков плодов и трав формировало своеобразную копилку танцевальных элементов, порождаемых самой жизнью. Эти элементы, являясь формой передачи родовых традиций, средством познания мира и способом выявления разнообразных дарований, складывались в определенный язык движений традиционного национального танца, образуя в итоге своеобразную пластическую летопись.
И в наши дни в культуре мордвы бытуют хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы и др.
3. Слайды: хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы и др.
Какие же движения помогают человеку передавать содержание танца? Движения эти пришли к нам из глубины веков. В те далекие времена танец имел практический, утилитарный смысл, подготавливая человека к жизнедеятельности. С течением времени, в связи с изменениями деятельного начала, танцы теряли утилитарность, их лексика постепенно утрачивала действенную, смысловую основу, а содержание приобретало иной характер – это была своеобразная эволюция хореографической лексики народных танцев. Развиваясь на протяжении многих веков, эти движения становились традиционными.
Мордовская легенда о девушке Нуянзе. Из поколения в поколение мордовский народ передавал свои сказания и легенды. Одна из них рассказывает о девушке Нуянзе. Жила-была мордовская девочка Нуянза рукодельница и умница. Всё-то она умела делать. И прясть и ткать, и корзины плести. А выросла Нуянза - стали звать её Нуянзой -искусницей т.е. волшебницей. И вот посмотрите, какой волшебный сундучок собрала для вас НУЯНЗА. Чего там только нет! Вот полотенце– НАРДАМО, которое вышила Нуянза-искусница своими руками. Полотенцем не только вытирались, но и оборачивали новорожденного и маму, чтобы оградить их от сглаза и прочих напастей. Мордовской невесте полагалось к свадьбе вышить целый комплект полотенец для родственников жениха: свекрови, золовкам, жениху. Вышитое полотенце также завязывалось мордовскими женщинами на голову и служило для украшения. Мордовские КОСТЮМЫ невозможно представить без разного рода украшений. Их великое множество! Это и нагрудные «сюлгам, бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, перстни, подвески ушные из металла, перьев сойки, утки, пуха гуся. И поэтому о старинном мордовском костюме со звенящими и шумящими подвесками соседи—русские говорили так: «Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь.» Оригинальным, единственным в своём роде украшением у мордвы был поясной ПУЛАЙ. Надевали его девочки в 13-14 лет и носили всю жизнь. И чем старше становилась женщина, тем тяжелее становился её пулай. Его вес доходил до 30 кг. А как красив женский головной убор – ПАНГО. Каркасом для него служила кора дерева – дуба. Его обтягивали холстом и красной тканью. Сзади панго украшалось покрывалом с вышивкой.
Содержание мордовского танца передается с помощью богатейшей палитры выразительных средств, созданных народом на протяжении веков. Пластикой рук воспроизводят движения реального трудового процесса: наматывание ниток, прядение, сучение, вышивание, полоскание и т. п. Эти движения действенного характера, выражающие конкретные элементы человеческого труда, исполняются они без усилий, как в игре:
- «прядение» - левая рука согнута в локте и поднята вверх, правая выполняет волнообразное движение от кисти левой руки сверху вниз;
- «наматывание ниток» - руки согнуты в локтях на уровне груди и исполняют вращательные движения «от себя».
- «вышивание» - левая рука согнута в локте и опущена вниз, правая выполняет волнообразные движения снизу вверх.
5. Иллюстрированный слайд: мордовские плясуньи.
Основы хореографического языка, лексики национального танца составляют традиционные элементы и движения, дошедшие до нас от предков и продолжающие жить до настоящего времени. Они состоят из различного вида шагов, ходов, ударов, дробей и выстукиваний, соскоков и подскоков, разнообразных наклонов, поворотов и вращений, а также положений головы, рук, корпуса, выражающих в синтезе гармонию образа, действия и чувства.
Вот, коротко раскрыв специфику движений мордовского танца, мы приступаем к изучению практического материала – традиционных элементов мордовской народной хореографии.
Большое значение в методике преподавания имеют и специфические положения рук, которые несут в себе смысловую характеристику. Положение рук придает законченность различным позам. Кроме того, руки помогают при выполнении различных движений.
Положения рук
1. Руки разведены довольно широко в стороны; пальцы рук собраны в кулак в слегка расслабленном состоянии; большой палец, не сгибаясь, прижимается к указательному; руки опущены ладонями вниз.
2. Руки согнуты в локтях на 90градусов и подняты вверх; пальцы плотно собраны, большой палец прижат к указательному, ладони развернуты наружу.
3. Левая рука находится на талии, а правая кисть обхватывает пальцы левой, локти поданы вперед.
4. Правая рука с пальцами, сжатыми в кулак, находится на талии ладонью вниз и наружу, левая согнута в локте, прижата к затылку ладонью вверх. Корпус немного повернут вправо.
Позиции ног
- свободная: пятки вместе, носки симметрично разведены в стороны на ширину плеч;
- вторая невыворотная: ноги расставлены в стороны на ширину стопы. Стопы расположены параллельно друг к другу;
- третья невыворотная: пятка одной ноги ставится к середине стопы другой. Носки направлены в стороны;
- четвертая невыворотная: ступня одной ноги параллельна и находится впереди другой на расстоянии стопы. Носки стоп направлены вперед;
- шестая невыворотная: стопы стоят рядом, пятки и носки сомкнуты.
Основной шаг с каблука на всю стопу
И. п. – VI позиция ног. Руки могут быть во всех положениях.
Раз: шаг правой ногой вперед на ребро каблука.
И: правая нога переводится с ребра каблука на всю стопу, пятка левой ноги в этот момент поднимается, тяжесть корпуса переносится вперед.
Два: левая нога проводится по VI позиции вперед на ребро каблука.
И: пауза.
Движения продолжаются с левой ноги.
Особенностью этого шага является плавность перехода с каблука на всю стопу при сильно подтянутом корпусе.
Сопровождение движений яркой, образной музыкой ведет к эстетическому развитию ребенка, к гармонии музыки и художественного движения.
Рисунок танца
Сегодня мы с вами разучим рисунок танца
-круг
-воротца
-яблонька
Изучаем танцевальный этюд.
Перед тем как продемонстрировать танцевальный этюд под музыку, рассказывается легенда о рождение мордовского народа.
Легенда о рождении мордовского народа.
Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним - другой. третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.
Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.
Подведение итогов
- Сегодня на уроке мы с вами познакомились с мордовской танцевальной культурой : выучили основные положения рук, ног, познакомились с традиционными движениями мордовского танца, разучили танцевальной этюд. Я надеюсь, что знания, полученные сегодня на моем занятие останутся в вашей памяти и вам пригодятся в будущем, так как мы с вами должны сохранять и развивать танцевальную культуру нашего народа. Потому что национальный танец - это прошлое в настоящем, живая традиция, неизменно сохраняющая цепь преемственности поколений, народов, эпох. Каждое поколение должно свято хранить память о своих предках и беречь все, что отражает их жизнь.