kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности культуры донских казаков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Сформировать представление об основных направлениях развития культуры донских казаков в XVI - XVII веках.

Просмотр содержимого документа
«Особенности культуры донских казаков»

Особенности культуры донских казаков. Мосина Наталья Юрьевнаучитель МХК,ИЗО.

Цели урока:

  • Сформировать представление об основных направлениях развития культуры донских казаков в XVI - XVII веках.

  • Показать своеобразие казачьей культуры.

  • Воспитывать уважение к традициям, культуре и обычаям казаков.

План урока:

  1. Характер культуры донских казаков.

  2. Язык донских казаков.

  3. Казачий костюм.

  4. Традиции военного быта казаков.

  5. Казачьи городки.

  6. Религиозные традиции казаков.

  7. Донской фольклор.

Проблемный вопрос: В чем особенности культуры донских казаков в XVI-XVII веках?

Ход урока

I. Повторение понятий

Дикое поле, казаки, майдан, казачий круг, культура.

II. Изучение нового материала

Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова И.А.Мордовиной:

«А на Диком поле жизнь – приволье.
Можно сколько хочешь там гулять. 
Бывшим подневольникам – раздолье, 
Чтобы заново свой в жизни путь начать…»

Беседа с обучающимися о том, почему именно эти строки взяты эпиграфом к уроку.

(Они отражают своеобразие казачьей жизни. Здесь беглые становились людьми вольными, создавали свою культуру).



1. Характер культуры донских казаков.

Учитель: Культура казачества в XVI-XVII веках отличалась своеобразием, отразившим военный быт казачьих общин. В ней переплетались и взаимодействовали элементы культур тех народов, которые участвовали в формировании казачества. А формирование донского казачества происходило в диалоге культур:



Какие народы оказали влияние и на язык донских казаков?

2. Язык донских казаков.

Учитель: В чем своеобразие языка донских казаков? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с дополнительным материалом, работая в группах. Учащиеся делают вывод о том, что влияние культуры русского народа отразилось в русскоязычии казачества. Однако язык казаков Дона включил в себя немало тюркских и украинских слов.

3. Казачий костюм.

Учитель: Как выглядел донской казачий костюм? Работа в группах с текстом старинной казачьей песни и рисунком «Костюм донских казаков в XVI-XVII вв».  Выводы учащихся о самобытности казачьей одежды.

4. Традиции военного быта казаков.

Учитель: Донское казачество сложилось и существовало как воинское сообщество, что отразилось в его культуре, обычаях, традициях. Война и воинские умения считались наиболее достойным делом для мужчины, а обладание оружием и прочим боевым снаряжением – знаком отличия казака от представителей других групп населения, символом свободного, полноправного человека. Достижением военной культуры казаков можно считать созданный ими тип лёгкого судна – струга. На построенных ими стругах донцы выходили для ведения военных действий на Азовском и Чёрном морях.

Беседа с учащимися о преимуществах казачьих стругов.

Выводы учащихся о том, что военная добыча считалась у казаков законным итогом успешных боевых действий, а в походах за зипунами выступала в качестве основной цели. Наряду с охотой и рыболовством она обеспечивала в XVI-XVII веках существование казаков.

5. Казачьи городки.

Жизнь в условиях постоянной военной опасности способствовала появлению особого типа укреплённых поселений – казачьих городков.

Выводы учащихся об увеличении количества казачьих городков в изучаемый период.

6. Религиозные традиции казаков.

Рассказ учителя: На Дону церквей было мало, поэтому часто казаки ездили на богомолье в русские монастыри. Излюбленное место их паломничества – удалённый от Дона Соловецкий монастырь. В 1652 году в Черкасске возвели войсковой Собор Воскресения Христова. Первоначально он был деревянным, а затем каменным. В среде донского казачества были приверженцы христианства, ислама, буддизма. Различие вер не мешало им мирно соседствовать друг с другом, участвовать в решении войсковых проблем и военно-политических акциях войска.

7. Донской фольклор.

Учитель: О ком и о чем пели донские казаки? Работа с текстом казачьих песен по группам выводы учащихся о том, что донские казаки пели о любимой реке Дон, о героях-казаках, о верном спутнике казака – коне и т.д.

III. Итог урока.

В чем особенности культуры донских казаков в XVI-XVII веках?

Учащиеся делают вывод об особенностях культуры донских казаков:

  • сложилась в результате взаимодействия многих народов;

  • была культурой воинского сообщества;

  • достижениями материальной культуры были казачьи городки и легкое боевое судно – струг;

  • веротерпимость.

В конце урока группам предлагается из предложенных слов составить казачьи пословицы, поговорки, заповеди.

Домашнее задание. О.Г. Веряскина «История Донского края с древнейших времен до конца XVI века», §4.

Литература:

  1. М.П. Астапенко «Донские казаки 1550-1920», – Ростов-на-Дону: «Логос», 1992.

  2. Хрестоматия по истории донского казачества, Составитель М.П. Астапенко. – Ростов-на-Дону: издательство Ростовского университета, 1994.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности культуры донских казаков

Автор: Мосина Наталья Юрьевна

Дата: 11.04.2015

Номер свидетельства: 200099

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Летопись Донского края"
    ["seo_title"] => string(24) "lietopis_donskogho_kraia"
    ["file_id"] => string(6) "433525"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508506103"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) ""Казачья песня: истоки и современность" "
    ["seo_title"] => string(41) "kazach-ia-piesnia-istoki-i-sovriemiennost"
    ["file_id"] => string(6) "143188"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418471858"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Метод проектов, как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов"
    ["seo_title"] => string(80) "mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobnostiei_obuchaiushc"
    ["file_id"] => string(6) "368510"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481482313"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "спецкурс по ДОУ  "Я - житель г.  Волгодонска" "
    ["seo_title"] => string(44) "spietskurs-po-dou-ia-zhitiel-gh-volghodonska"
    ["file_id"] => string(6) "192287"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427443486"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "«Устное народное творчество на Дону « Сказка  Танюша и мачеха» конспект урока 5 класс "
    ["seo_title"] => string(90) "ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-na-donu-skazka-taniusha-i-machiekha-konspiekt-uroka-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "161973"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422290978"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства