Просмотр содержимого документа
«Особенности культуры донских казаков»
Особенности культуры донских казаков.Мосина Наталья Юрьевна, учитель МХК,ИЗО.
Цели урока:
Сформировать представление об основных направлениях развития культуры донских казаков в XVI - XVII веках.
Показать своеобразие казачьей культуры.
Воспитывать уважение к традициям, культуре и обычаям казаков.
План урока:
Характер культуры донских казаков.
Язык донских казаков.
Казачий костюм.
Традиции военного быта казаков.
Казачьи городки.
Религиозные традиции казаков.
Донской фольклор.
Проблемный вопрос: В чем особенности культуры донских казаков в XVI-XVII веках?
Ход урока
I. Повторение понятий
Дикое поле, казаки, майдан, казачий круг, культура.
II. Изучение нового материала
Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова И.А.Мордовиной:
«А на Диком поле жизнь – приволье. Можно сколько хочешь там гулять. Бывшим подневольникам – раздолье, Чтобы заново свой в жизни путь начать…»
Беседа с обучающимися о том, почему именно эти строки взяты эпиграфом к уроку.
(Они отражают своеобразие казачьей жизни. Здесь беглые становились людьми вольными, создавали свою культуру).
1. Характер культуры донских казаков.
Учитель: Культура казачества в XVI-XVII веках отличалась своеобразием, отразившим военный быт казачьих общин. В ней переплетались и взаимодействовали элементы культур тех народов, которые участвовали в формировании казачества. А формирование донского казачества происходило в диалоге культур:
Какие народы оказали влияние и на язык донских казаков?
2. Язык донских казаков.
Учитель: В чем своеобразие языка донских казаков? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся с дополнительным материалом, работая в группах. Учащиеся делают вывод о том, что влияние культуры русского народа отразилось в русскоязычии казачества. Однако язык казаков Дона включил в себя немало тюркских и украинских слов.
3. Казачий костюм.
Учитель: Как выглядел донской казачий костюм? Работа в группах с текстом старинной казачьей песни и рисунком «Костюм донских казаков в XVI-XVII вв». Выводы учащихся о самобытности казачьей одежды.
4. Традиции военного быта казаков.
Учитель: Донское казачество сложилось и существовало как воинское сообщество, что отразилось в его культуре, обычаях, традициях. Война и воинские умения считались наиболее достойным делом для мужчины, а обладание оружием и прочим боевым снаряжением – знаком отличия казака от представителей других групп населения, символом свободного, полноправного человека. Достижением военной культуры казаков можно считать созданный ими тип лёгкого судна – струга. На построенных ими стругах донцы выходили для ведения военных действий на Азовском и Чёрном морях.
Беседа с учащимися о преимуществах казачьих стругов.
Выводы учащихся о том, что военная добыча считалась у казаков законным итогом успешных боевых действий, а в походах за зипунами выступала в качестве основной цели. Наряду с охотой и рыболовством она обеспечивала в XVI-XVII веках существование казаков.
5. Казачьи городки.
Жизнь в условиях постоянной военной опасности способствовала появлению особого типа укреплённых поселений – казачьих городков.
Выводы учащихся об увеличении количества казачьих городков в изучаемый период.
6. Религиозные традиции казаков.
Рассказ учителя: На Дону церквей было мало, поэтому часто казаки ездили на богомолье в русские монастыри. Излюбленное место их паломничества – удалённый от Дона Соловецкий монастырь. В 1652 году в Черкасске возвели войсковой Собор Воскресения Христова. Первоначально он был деревянным, а затем каменным. В среде донского казачества были приверженцы христианства, ислама, буддизма. Различие вер не мешало им мирно соседствовать друг с другом, участвовать в решении войсковых проблем и военно-политических акциях войска.
7. Донской фольклор.
Учитель: О ком и о чем пели донские казаки? Работа с текстом казачьих песен по группам выводы учащихся о том, что донские казаки пели о любимой реке Дон, о героях-казаках, о верном спутнике казака – коне и т.д.
III. Итог урока.
В чем особенности культуры донских казаков в XVI-XVII веках?
Учащиеся делают вывод об особенностях культуры донских казаков:
сложилась в результате взаимодействия многих народов;
была культурой воинского сообщества;
достижениями материальной культуры были казачьи городки и легкое боевое судно – струг;
веротерпимость.
В конце урока группам предлагается из предложенных слов составить казачьи пословицы, поговорки, заповеди.
Домашнее задание. О.Г. Веряскина «История Донского края с древнейших времен до конца XVI века», §4.