kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Спецкурс по ДОУ "Я - житель г. Волгодонска"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Я - житель г. Волгодонска".

Пояснительная записка

        Данная программа разработана для дополнительного образования  уч-ся 8 класса МОУ гимназия «Юридическая».

Программа кружка рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.

    Цель программы: Развитие творческих способностей учащихся средствами краеведческой деятельности в процессе изучения родного края.

  Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих задач:

Обучающие: формирование потребности в изучении родного края, его природы, истории, культуры.

Воспитательные: формирование умений и навыков культуры общения, жизнеобеспечения; развитие коллективизма и взаимовыручки; привитие любви к природе и историческому наследию, общей экологической культуры.

Развивающие: развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения краеведческого материала; развитие потребности к самостоятельному получению знаний.

Оздоровительные: организация активного отдыха и оздоровление на занятиях в условиях природной среды.

          Содержание программы рассчитано для занятий с учащимися 7 классов образовательной школы, проявляющих интерес к естествознанию, воспитанию высоких духовных качеств и краеведению.

Занимающиеся  знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.

            Основной формой занятий является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов, больше времени и внимания уделяется изучению родного города. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учетом повышения уровня подготовленности учащихся (умение читать, писать). Чаще используется такая форма работы как экскурсия.          

            Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).

            Каждая тема включает теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память.

            Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.

            Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.

            Обязательным требованием достижения поставленных задач является завершение каждой темы итоговым, обобщающим занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы. Эти занятия могут проводиться в форме игры, экскурсии, беседы, показ презентации.

Содержание программы

Введение

Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения (изучение и познание окружающего мира).

1. Я и моя семья

Я, мое имя, его значение. С кем я живу.  Пословицы, поговорки о доме, семье.  Профессии членов семьи. Семейные реликвии.

Практические занятия:  сочинения, рисунки, устные  рассказы.

2. Природа родного края

2.1Растительный и животный мир родного края.

      Климатические особенности родного края. Их влияние на природные условия.  Растительный и животный мир. Лес – зеленое богатство. Лесные обитатели. Значение леса в жизни человека. Водоемы и их обитатели. Богатства недр.

Практические занятия: Работа с гербарием; наблюдения за деревьями в разное время года; игра «Угадай по их описанию» (определение деревьев по их признакам). Экскурсия в парк или в лес; игра «Что в лесу растет? Кто в лесу живет?». Прогулка в лес или в парк.

2.2Охрана природы.

 Знакомство с «Красной книгой». История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные родного края. Охраняемые территории.

Практические занятия: Экскурсия в краеведческий музей «Природа Донского края».

3. Мой родной город

3.1 История  города.

История основания города. Место основания города. Названия города. Легенды и предания, связанные с основанием города. Как жили в Волгодонске. План застройки города. Геральдика города. Образ города в литературе и изобразительном искусстве.

Практика:  экскурсия к месту основания города, в краеведческий музей, работа с картосхемой города, изображениями гербов, открытками, репродукциями.

3.2 Улицы и площади  города.

Центральные улицы города, их облик; название и расположение в разные периоды жизни города. Микрорайон школы, дома.

Практика:  Экскурсия по улицам города,  сочинения на тему «Моя любимая улица».

3.3Памятники и памятные места города.

Памятники истории и архитектуры, скульптурные памятники. Памятники культовой архитектуры.

Практика:  Экскурсия к памятникам, работа с открытками, фотографиями, буклетами.

3.4Современная жизнь города.

Музеи, библиотеки, театры,  другие культурные, научные и религиозные центры города. Основные промышленные предприятия города. Транспорт.

Практика:    посещение театра, библиотеки, экскурсия на одно из предприятий.

3.5Зеленый наряд города.

Парки, скверы. Породы деревьев и кустарников, озеленяющих город. Охраняемые растения,  экологическая обстановка  в городе.

Практика:  экскурсии в парки города.

3.6Волгодонск  в годы Великой Отечественной войны.

Краткие сведения о жизни города в данный период.

Практика:  экскурсия к мемориалам.

4. Край, в котором я живу.

4.1 Ростовская область - родной  мой  край.

Понятие о Ростовской области  как о составной части России. Карта нашей области. Символы РО. Формы поверхности. Водоемы Ростовской области. Города области.

Практические занятия: Рисунки герба, флага, национального орнамента. Работа с рисунками, пазлами, картами и т.д. Экскурсия в г. Ростов-на-Дону.

4.2 История родного края.

Донской край  в древности. Донские  легенды и предания.  Традиционные занятия донских казаков.  Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа Донского края. Интерьер казачьей  крестьянской избы. Как учились в старину.

Практические занятия: Игра-лото «Традиционные предметы быта казаков», эксурсии  по Донскому краю, чтение литературы  и просмотр видеофильмов.

4.3 Культура, искусство, литература.

Знакомство с выдающимися людьми культуры, искусства и литературы Росовской области и города Волгодонска.

Практические занятия: Тематические экскурсии в музей, галерею, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей.

Учащиеся должны знать:

А)  знать: важнейшие даты из истории города (дата основания города, первого упоминания, переименования) названия основных улиц и площадей города; исторические здания (3-5), памятники города (3-5); символы РО, города  и водоемы РО, основные виды растений и животных, охраняемые территории, основные полезные ископаемые, правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.

Б) уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«спецкурс по ДОУ "Я - житель г. Волгодонска" »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГИМНАЗИЯ «ЮРИДИЧЕСКАЯ».   Дополнительное образование Спецкурс «Я – житель Волгодонска».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ «ЮРИДИЧЕСКАЯ».

Дополнительное образование

Спецкурс «Я – житель Волгодонска».

РУКОВОДИТЕЛЬ СПЕЦКУРСА «Я – житель города Волгодонска» ДУК ТАТЬЯНА ИВАНОВНА.  Занятие спецкурса проводится 1 раз в неделю (в среду) с 13.30 до 14.10

РУКОВОДИТЕЛЬ СПЕЦКУРСА

«Я – житель города Волгодонска»

ДУК ТАТЬЯНА

ИВАНОВНА.

Занятие спецкурса проводится 1 раз в неделю (в среду) с 13.30 до 14.10

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ. 1. Написали сочинения, подготовили рисунки, устные рассказы о себе и своей семье. 2.  Провели игру «Угадай деревья по их описанию» (определение деревьев по их признакам). Совершили экскурсию в парк. 3.  Совершили экскурсию в краеведческий музей «Природа Донского края». 4. Экскурсия к месту основания города, в краеведческий музей, работа с картой-схемой города, изображениями гербов, открытками, репродукциями. 5.  Посетили библиотеку, провели экскурсию на одно из предприятий. 6. Провели экскурсию по улицам города, написали сочинения на тему «Моя любимая улица». 7.  Экскурсия к памятникам, мемориалам города Волгодонска. 8. Подготовили рисунки герба, флага города Волгодонска. 9.  Провели игру-лото «Традиционные предметы быта казаков», экскурсии по Донскому краю, чтение литературы и просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей.    

НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ.

1. Написали сочинения, подготовили рисунки, устные рассказы о себе и своей семье.

2.  Провели игру «Угадай деревья по их описанию» (определение деревьев по их признакам). Совершили экскурсию в парк.

3.  Совершили экскурсию в краеведческий музей «Природа Донского края».

4. Экскурсия к месту основания города, в краеведческий музей, работа с картой-схемой города, изображениями гербов, открытками, репродукциями.

5.  Посетили библиотеку, провели экскурсию на одно из предприятий.

6. Провели экскурсию по улицам города, написали сочинения на тему «Моя любимая улица».

7.  Экскурсия к памятникам, мемориалам города Волгодонска.

8. Подготовили рисунки герба, флага города Волгодонска.

9.  Провели игру-лото «Традиционные предметы быта казаков», экскурсии по Донскому краю, чтение литературы и просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Я и моя семья
  • Я, мое имя, его значение. С кем я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Профессии членов семьи. Семейные реликвии.
  • Практические занятия: сочинения, рисунки, устные рассказы.
  •  
Природа родного края.   Растительный и животный мир родного края.

Природа родного края.

  •  

Растительный и животный мир родного края.

  • Климатические особенности родного края. Их влияние на природные условия. Растительный и животный мир. Лес – зеленое богатство. Лесные обитатели. Значение леса в жизни человека. Водоемы и их обитатели. Богатства недр.
  • Практические занятия: Работа с гербарием; наблюдения за деревьями в разное время года; игра «Угадай по их описанию» (определение деревьев по их признакам). Экскурсия в парк или в лес; игра «Что в лесу растет? Кто в лесу живет?». Прогулка в лес или в парк.
Охрана природы.

Охрана природы.

  • Знакомство с «Красной книгой». История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные родного края. Охраняемые территории.
  • Практические занятия: Экскурсия в краеведческий музей «Природа Донского края».
  •  
Мой родной город  История города.

Мой родной город

История города.

  • История основания города. Место основания города. Названия города. Легенды и предания, связанные с основанием города. Как жили в Волгодонске. План застройки города. Геральдика города. Образ города в литературе и изобразительном искусстве.
  • Практика: экскурсия к месту основания города, в краеведческий музей, работа с картосхемой города, изображениями гербов, открытками, репродукциями.
Улицы и площади города.

Улицы и площади города.

  • Центральные улицы города, их облик; название и расположение в разные периоды жизни города. Микрорайон школы, дома.
  • Практика: Экскурсия по улицам города, сочинения на тему «Моя любимая улица».
Памятники и памятные места города.   Памятники истории и архитектуры, скульптурные памятники. Памятники культовой архитектуры.  Практика: Экскурсия к памятникам, работа с открытками, фотографиями, буклетами

Памятники и памятные места города. Памятники истории и архитектуры, скульптурные памятники. Памятники культовой архитектуры. Практика: Экскурсия к памятникам, работа с открытками, фотографиями, буклетами

Современная жизнь города.  Музеи, библиотеки, театры, другие культурные, научные и религиозные центры города.  Основные промышленные предприятия города. Транспорт.  Практика: посещение театра, библиотеки, экскурсия на одно из предприятий.

Современная жизнь города. Музеи, библиотеки, театры, другие культурные, научные и религиозные центры города. Основные промышленные предприятия города. Транспорт. Практика: посещение театра, библиотеки, экскурсия на одно из предприятий.

Зеленый наряд города.  Парки, скверы. Породы деревьев и кустарников, озеленяющих город. Охраняемые растения, экологическая обстановка в городе.  Практика: экскурсии в парки города.

Зеленый наряд города. Парки, скверы. Породы деревьев и кустарников, озеленяющих город. Охраняемые растения, экологическая обстановка в городе. Практика: экскурсии в парки города.

Волгодонск в годы Великой Отечественной войны.  Краткие сведения о жизни города в данный период.  Практика : экскурсия к мемориалам

Волгодонск в годы Великой Отечественной войны. Краткие сведения о жизни города в данный период. Практика : экскурсия к мемориалам

Край, в котором я живу.  Ростовская область - родной мой край. Понятие о Ростовской области как о составной части России. Карта нашей области. Символы РО. Формы поверхности. Водоемы Ростовской области. Города области. Практические занятия: Рисунки герба, флага, национального орнамента. Работа с рисунками, пазлами, картами и т.д. Экскурсия в г. Ростов-на-Дону.

Край, в котором я живу.

Ростовская область - родной мой край.

Понятие о Ростовской области как о составной части России. Карта нашей области. Символы РО. Формы поверхности. Водоемы Ростовской области. Города области.

Практические занятия: Рисунки герба, флага, национального орнамента. Работа с рисунками, пазлами, картами и т.д. Экскурсия в г. Ростов-на-Дону.

История родного края.  Донской край в древности. Донские легенды и предания. Традиционные занятия донских казаков. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа Донского края. Интерьер казачьей крестьянской избы. Как учились в старину.  Практические занятия: Игра-лото «Традиционные предметы быта казаков», эксурсии по Донскому краю, чтение литературы и просмотр видеофильмов.

История родного края. Донской край в древности. Донские легенды и предания. Традиционные занятия донских казаков. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа Донского края. Интерьер казачьей крестьянской избы. Как учились в старину. Практические занятия: Игра-лото «Традиционные предметы быта казаков», эксурсии по Донскому краю, чтение литературы и просмотр видеофильмов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
спецкурс по ДОУ "Я - житель г. Волгодонска"

Автор: Дук Татьяна Ивановна

Дата: 27.03.2015

Номер свидетельства: 192287


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства