Тема направления работы конференции: Изучение творчества писателей Дона в современной школе
Тема работы: Летопись донского края (изучение творчества А.С.Пушкина и М.А.Шолохова на уроках литературы)
Блеща средь полей широких,
Вот он льется!.
Здравствуй, Дон!
А.С.Пушкин
Летопись донского края складывается из великих имен русских поэтов и писателей, составляющих гордость Родины. Это А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой и А.П.Чехов, М.Горький и М.А.Шолохов. Все они связаны с донской землей. Их дороги пролегали через Придонье, в их книгах отражены судьбы тех людей, с которыми они встречались, общались, дружили, поддерживали теплые отношения, кто подарил им вдохновение, а нам, читателям, незабываемые минуты наслаждения произведениями.
В чем же особенность и неповторимость донской литературы? С чего черпает она свое начало? Конечно же, с походных песен, звучавших в Игоревом войске, с рассказов о лихих и храбрых станичниках, с удалых походов Дмитрия Донского, Степана Разина и Емельяна Пугачева.
В своей работе мне хотелось бы остановиться на творчестве двух великих русских классиков – А.С.Пушкина и М.А.Шолохова.
Некоторые зададутся вопросом: «А почему же А.С.Пушкин? Как его творчество и жизненный путь связан с донской землей?» Девятнадцатый век в истории нашего края отмечен важным историческим событием. Великий классик русской литературы А С. Пушкин побывал на Дону. Поэтому, изучая творчество А.С.Пушкина, немало времени стараюсь уделить вопросу пребывания поэта на донской земле. Тема вольного казачества была одной из самых любимых тем поэта.
Путешествуя с Раевским по Кавказу, А.С.Пушкин собрал богатый материал о крестьянском быте, о природе донской земли, о несправедливости и жестокости царских властей по отношению к восставшим казакам. Поэт не только посещал казачьи дома, внимательно расспрашивал местных жителей о тяжелой жизни, но постоянно вел дневниковые записи. Позже у А.С.Пушкина появятся три стихотворения о Степане Разине («Ходил Стенька Разин в Астрахань- город торговать товаром», « Как по Волге – реке широкой…», «Что не конский топот, не людская молвь»), которые так и не будут опубликованы по цензурным соображениям. Слушая песни вольных казаков, поэт улавливал страстное стремление казачества к свободе. « Мы ведаем, что ныне казаки // Несправедливо притеснены, гонимы.», - произнесет Самозванец в трагедии «Борис Годунов». Под впечатлением, увиденных на Дону событий в тысяча восемьсот двадцатом году, А.С.Пушкин напишет поэму «Братья-разбойники».
Природа донского края поражала и восхищала поэта своими необъятными степными просторами, полноводным и могучим Доном, простой и незамысловатой казачьей кухней, лихими казаками-наездниками, трогательными напевами о родной земле. Знакомство с донским краем послужило толчком к созданию следующих строк: «… Приготовь же, Дон заветный, // Для наездников лихих // Сок кипучий, искрометный // Виноградников твоих». Стихотворение о Доне появится в приложении к газете «Русский инвалид» и будет положено на музыку.
Каким образом включить материал о пребывании А.С.Пушкина на Дону в тематику уроков по изучению творчества поэта? На первых уроках по изучению и систематизированию биографических данных А.С.Пушкина, обучающиеся получают дополнительное самостоятельное задание, цель которого собрать информацию о посещении поэта донской земли и о впечатлениях, полученных от путешествия. Помимо исторического материала, ребята ведут поисковую работу. Собирают материалы о стихах, посвященных Дону, о произведениях, в которых отразились донские мотивы. Весь этот собранный материал ляжет в основу первого урока в разделе по изучению творчества А.С.Пушкина. Также данная информация послужит открытию новых страниц в жизни и творчестве поэта. Объем информации о посещении А.С.Пушкина донской земли углубляю и расширяю в зависимости от интересов и возможностей обучающихся. Но всегда стараюсь привлечь как можно больше исторического и литературного материала, посвященного путешествию поэта по Дону.
Доброй традицией в нашем колледже стали литературные чтения, посвященные творчеству А.С.Пушкина. Ребята выразительно читают стихи, звучит классическая музыка и, конечно же, ярко и разнообразно представлен материал о посещении А.С.Пушкина донской земли. Используя такие формы работы, реализуется региональный принцип изучения литературы, так как здесь тесным образом переплетаются литература, история, природа и этнография Дона.
Рассматривая наиболее значимые в художественном плане произведения литературы о Доне, подробно останавливаюсь на изучении жизни и творчестве М.А.Шолохова, используя при этом самые разнообразные формы и методы урока и внеурочной деятельности.
М.А.Шолохов… На долю этого писателя выпало огромное счастье в творчестве сродниться с родной землей. За именем этого донского писателя видим просторные и необозримые степи, величественный Дон, удалых и смелых казаков, сильных и крепких русских казачек, огромную любовь к родной земле. Нельзя читать и понять произведения М.А.Шолохова в отрыве от истории, от этнографии донского края.
Первые уроки, конечно же, посвящены изучению биографии М.А.Шолохова. Применяю такую форму урока, как заочная экскурсия. Так как наш колледж располагается в городе Таганроге, и мы лишены возможности часто выезжать в станицу Вешенская, то подготовленные обучающиеся знакомят с помощью презентаций всех студентов с жизнью и творчеством писателя. Ребята узнают много нового и интересного о судьбе М.А.Шолохова.
На въезде в станицу Вешенская в хуторе Кружилин под камышовой крышей, где был разбит прекрасный фруктовый сад, в маленьком домике родился М. А. Шолохов. Позже семья перебирается в старинную казачью станицу Каргинскую. Здесь же будущий писатель участвовал в ликвидации неграмотности, работал в первых советских учреждениях. Благодаря интересному рассказу и яркой презентации ребята знакомятся с биографией М.А.Шолохова. Перед нами предстает заядлый рыбак и охотник, человек, понимающий раздольную песню казаков, острый народный юмор. М.А.Шолохов помимо писательской деятельности много времени уделял людям родного села. Он много и часто ездил по колхозам, радовался первым проявлениям культурной жизни, занимался организацией казачьего хора, руководил литературным кружком.
Станица Вешенская, где около шестидесяти лет прожил писатель, стала музеем-заповедником. Именно здесь М.А.Шолохов создает такие произведения, как «Тихий Дон», «Они сражались за родину», « Судьба человека», «Поднятая целина».
Знакомство с биографией писателя неотрывно связано с изучением быта, природы донского края, географического положения, историей возникновения казачества. От урока к уроку постепенно раздвигаю границы мира донских казаков, включая и усложняя материал. За небольшими «Донскими рассказами» открывается перед читателем могучий «Тихий Дон».
Особое внимание уделяю выразительному чтению произведений М.А.Шолохова с правильным произношением и ударением диалектных слов. На уроках и дома обучающиеся ведут творческую тетрадь (или литературный словарик), в которую записывают выразительные обороты речи, диалекты, интересные мысли, например: бабайка – лодочное весло, баз – крестьянский двор, завеска – женский фартук, курень – дом, хата. Благодаря такой работе на протяжении изучения произведения обучающиеся осмысливают особенности языка автора и героев, описания природы, портрета и интерьера, узнают значения слов.
В центре урока по изучению творчества М.А.Шолохова – звучащий текст художественного произведения. Считаю, что хорошо и грамотно прочитанный текст – это залог правильного анализа, понимания красоты языка произведения. Поэтому на своих уроках использую пересказ близкий к тексту, художественное прочтение произведения, конкурсы чтецов, инсценировки.
Завершается изучение творчества М.А.Шолохова традиционным фестивалем «Шолоховская весна», который так полюбился студентам нашего колледжа. Ребята активно и с большим удовольствием участвуют в разнообразных формах фестиваля. Какой фестиваль без песни! Со сцены в исполнении обучающихся звучат казачьи песни, частушки, шутки, стихи о родном крае. Недаром М.А.Шолохов говорил: «Хорошо поют на Дону, как много у нас по-настоящему талантливых людей…». Рассказы о жизни писателя сопровождаются музыкальным и презентационным оформлением. Проводится викторина, посвященная произведениям М.А.Шолохова. Организуется выставка рисунков и газет. В библиотеке проводится выставка книг, посвященная писателю и его произведениям. Просматриваются документальные и художественные фильмы с последующим обсуждением.
На уроках литературы необходимо опираться на региональный компонент, изучать творческий мир писателей своего родного края, так как благодаря этому воспитывается уважение к национальным традициям своего народа, бережное отношение к богатствам своего родного края, расширяются знания о культуре своей малой Родины.
Список литературы
Григорян К.Н. Пушкин и классика. М., 1964.
Макаров А., Макарова С. К истокам «Тихого Дона». М.: 1991.
Моложавенко В.С. Приглашение к путешествию. М., «Сов.Россия», 1976.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Летопись Донского края»
Тема направления работы конференции: Изучение творчества писателей Дона в современной школе
Тема работы: Летопись донского края (изучение творчества А.С.Пушкина и М.А.Шолохова на уроках литературы)
Блеща средь полей широких,
Вот он льется!...
Здравствуй, Дон!
А.С.Пушкин
Летопись донского края складывается из великих имен русских поэтов и писателей, составляющих гордость Родины. Это А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой и А.П.Чехов, М.Горький и М.А.Шолохов. Все они связаны с донской землей. Их дороги пролегали через Придонье, в их книгах отражены судьбы тех людей, с которыми они встречались, общались, дружили, поддерживали теплые отношения, кто подарил им вдохновение, а нам, читателям, незабываемые минуты наслаждения произведениями.
В чем же особенность и неповторимость донской литературы? С чего черпает она свое начало? Конечно же, с походных песен, звучавших в Игоревом войске, с рассказов о лихих и храбрых станичниках, с удалых походов Дмитрия Донского, Степана Разина и Емельяна Пугачева.
В своей работе мне хотелось бы остановиться на творчестве двух великих русских классиков – А.С.Пушкина и М.А.Шолохова.
Некоторые зададутся вопросом: «А почему же А.С.Пушкин? Как его творчество и жизненный путь связан с донской землей?» Девятнадцатый век в истории нашего края отмечен важным историческим событием. Великий классик русской литературы А С. Пушкин побывал на Дону. Поэтому, изучая творчество А.С.Пушкина, немало времени стараюсь уделить вопросу пребывания поэта на донской земле. Тема вольного казачества была одной из самых любимых тем поэта.
Путешествуя с Раевским по Кавказу, А.С.Пушкин собрал богатый материал о крестьянском быте, о природе донской земли, о несправедливости и жестокости царских властей по отношению к восставшим казакам. Поэт не только посещал казачьи дома, внимательно расспрашивал местных жителей о тяжелой жизни, но постоянно вел дневниковые записи. Позже у А.С.Пушкина появятся три стихотворения о Степане Разине («Ходил Стенька Разин в Астрахань- город торговать товаром», « Как по Волге – реке широкой…», «Что не конский топот, не людская молвь»), которые так и не будут опубликованы по цензурным соображениям. Слушая песни вольных казаков, поэт улавливал страстное стремление казачества к свободе. « Мы ведаем, что ныне казаки // Несправедливо притеснены, гонимы...», - произнесет Самозванец в трагедии «Борис Годунов». Под впечатлением, увиденных на Дону событий в тысяча восемьсот двадцатом году, А.С.Пушкин напишет поэму «Братья-разбойники».
Природа донского края поражала и восхищала поэта своими необъятными степными просторами, полноводным и могучим Доном, простой и незамысловатой казачьей кухней, лихими казаками-наездниками, трогательными напевами о родной земле. Знакомство с донским краем послужило толчком к созданию следующих строк: «… Приготовь же, Дон заветный, // Для наездников лихих // Сок кипучий, искрометный // Виноградников твоих». Стихотворение о Доне появится в приложении к газете «Русский инвалид» и будет положено на музыку.
Каким образом включить материал о пребывании А.С.Пушкина на Дону в тематику уроков по изучению творчества поэта? На первых уроках по изучению и систематизированию биографических данных А.С.Пушкина, обучающиеся получают дополнительное самостоятельное задание, цель которого собрать информацию о посещении поэта донской земли и о впечатлениях, полученных от путешествия. Помимо исторического материала, ребята ведут поисковую работу. Собирают материалы о стихах, посвященных Дону, о произведениях, в которых отразились донские мотивы. Весь этот собранный материал ляжет в основу первого урока в разделе по изучению творчества А.С.Пушкина. Также данная информация послужит открытию новых страниц в жизни и творчестве поэта. Объем информации о посещении А.С.Пушкина донской земли углубляю и расширяю в зависимости от интересов и возможностей обучающихся. Но всегда стараюсь привлечь как можно больше исторического и литературного материала, посвященного путешествию поэта по Дону.
Доброй традицией в нашем колледже стали литературные чтения, посвященные творчеству А.С.Пушкина. Ребята выразительно читают стихи, звучит классическая музыка и, конечно же, ярко и разнообразно представлен материал о посещении А.С.Пушкина донской земли. Используя такие формы работы, реализуется региональный принцип изучения литературы, так как здесь тесным образом переплетаются литература, история, природа и этнография Дона.
Рассматривая наиболее значимые в художественном плане произведения литературы о Доне, подробно останавливаюсь на изучении жизни и творчестве М.А.Шолохова, используя при этом самые разнообразные формы и методы урока и внеурочной деятельности.
М.А.Шолохов… На долю этого писателя выпало огромное счастье в творчестве сродниться с родной землей. За именем этого донского писателя видим просторные и необозримые степи, величественный Дон, удалых и смелых казаков, сильных и крепких русских казачек, огромную любовь к родной земле. Нельзя читать и понять произведения М.А.Шолохова в отрыве от истории, от этнографии донского края.
Первые уроки, конечно же, посвящены изучению биографии М.А.Шолохова. Применяю такую форму урока, как заочная экскурсия. Так как наш колледж располагается в городе Таганроге, и мы лишены возможности часто выезжать в станицу Вешенская, то подготовленные обучающиеся знакомят с помощью презентаций всех студентов с жизнью и творчеством писателя. Ребята узнают много нового и интересного о судьбе М.А.Шолохова.
На въезде в станицу Вешенская в хуторе Кружилин под камышовой крышей, где был разбит прекрасный фруктовый сад, в маленьком домике родился М. А. Шолохов. Позже семья перебирается в старинную казачью станицу Каргинскую. Здесь же будущий писатель участвовал в ликвидации неграмотности, работал в первых советских учреждениях. Благодаря интересному рассказу и яркой презентации ребята знакомятся с биографией М.А.Шолохова. Перед нами предстает заядлый рыбак и охотник, человек, понимающий раздольную песню казаков, острый народный юмор. М.А.Шолохов помимо писательской деятельности много времени уделял людям родного села. Он много и часто ездил по колхозам, радовался первым проявлениям культурной жизни, занимался организацией казачьего хора, руководил литературным кружком.
Станица Вешенская, где около шестидесяти лет прожил писатель, стала музеем-заповедником. Именно здесь М.А.Шолохов создает такие произведения, как «Тихий Дон», «Они сражались за родину», « Судьба человека», «Поднятая целина».
Знакомство с биографией писателя неотрывно связано с изучением быта, природы донского края, географического положения, историей возникновения казачества. От урока к уроку постепенно раздвигаю границы мира донских казаков, включая и усложняя материал. За небольшими «Донскими рассказами» открывается перед читателем могучий «Тихий Дон».
Особое внимание уделяю выразительному чтению произведений М.А.Шолохова с правильным произношением и ударением диалектных слов. На уроках и дома обучающиеся ведут творческую тетрадь (или литературный словарик), в которую записывают выразительные обороты речи, диалекты, интересные мысли, например: бабайка – лодочное весло, баз – крестьянский двор, завеска – женский фартук, курень – дом, хата. Благодаря такой работе на протяжении изучения произведения обучающиеся осмысливают особенности языка автора и героев, описания природы, портрета и интерьера, узнают значения слов.
В центре урока по изучению творчества М.А.Шолохова – звучащий текст художественного произведения. Считаю, что хорошо и грамотно прочитанный текст – это залог правильного анализа, понимания красоты языка произведения. Поэтому на своих уроках использую пересказ близкий к тексту, художественное прочтение произведения, конкурсы чтецов, инсценировки.
Завершается изучение творчества М.А.Шолохова традиционным фестивалем «Шолоховская весна», который так полюбился студентам нашего колледжа. Ребята активно и с большим удовольствием участвуют в разнообразных формах фестиваля. Какой фестиваль без песни! Со сцены в исполнении обучающихся звучат казачьи песни, частушки, шутки, стихи о родном крае. Недаром М.А.Шолохов говорил: «Хорошо поют на Дону, как много у нас по-настоящему талантливых людей…». Рассказы о жизни писателя сопровождаются музыкальным и презентационным оформлением. Проводится викторина, посвященная произведениям М.А.Шолохова. Организуется выставка рисунков и газет. В библиотеке проводится выставка книг, посвященная писателю и его произведениям. Просматриваются документальные и художественные фильмы с последующим обсуждением.
На уроках литературы необходимо опираться на региональный компонент, изучать творческий мир писателей своего родного края, так как благодаря этому воспитывается уважение к национальным традициям своего народа, бережное отношение к богатствам своего родного края, расширяются знания о культуре своей малой Родины.
Список литературы
Григорян К.Н. Пушкин и классика. М., 1964.
Макаров А., Макарова С. К истокам «Тихого Дона». М.: 1991.
Моложавенко В.С. Приглашение к путешествию. М., «Сов.Россия», 1976.