kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Летопись Донского края

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема направления работы конференции: Изучение творчества писателей Дона в современной школе

Тема работы: Летопись донского края (изучение творчества А.С.Пушкина и М.А.Шолохова на уроках литературы)

                                                                                             Блеща средь полей широких,

                                                                                             Вот он льется!.

                                                                                              Здравствуй, Дон!

                                                                                                           А.С.Пушкин

 

   Летопись донского края складывается из великих имен русских поэтов и писателей, составляющих гордость Родины. Это А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой и А.П.Чехов, М.Горький и М.А.Шолохов.  Все они связаны с донской землей. Их дороги пролегали через Придонье, в их книгах отражены судьбы тех людей, с которыми они встречались, общались, дружили, поддерживали теплые отношения, кто подарил им вдохновение, а нам, читателям, незабываемые минуты наслаждения произведениями.

   В чем же особенность и неповторимость донской литературы? С чего черпает она свое начало? Конечно же, с походных песен, звучавших в Игоревом войске, с рассказов о лихих и храбрых станичниках, с удалых  походов Дмитрия Донского,  Степана Разина и Емельяна Пугачева.

   В своей работе мне хотелось бы остановиться на творчестве двух великих русских классиков –  А.С.Пушкина и М.А.Шолохова.

   Некоторые зададутся вопросом: «А почему же А.С.Пушкин? Как его творчество и жизненный путь связан  с донской землей?»  Девятнадцатый век в истории нашего края отмечен важным историческим событием. Великий классик русской литературы А С. Пушкин побывал на Дону. Поэтому, изучая творчество А.С.Пушкина, немало времени стараюсь уделить вопросу пребывания поэта на донской земле. Тема вольного казачества была одной из самых любимых тем поэта.

   Путешествуя с Раевским по Кавказу, А.С.Пушкин собрал богатый материал о крестьянском быте, о природе донской земли, о несправедливости и жестокости царских властей по отношению к восставшим казакам. Поэт не только посещал казачьи дома, внимательно расспрашивал местных жителей о тяжелой жизни, но постоянно вел дневниковые записи. Позже у А.С.Пушкина появятся три стихотворения о Степане Разине («Ходил Стенька Разин в Астрахань- город торговать товаром», « Как по Волге – реке широкой…», «Что не конский топот, не людская молвь»), которые так и не будут опубликованы по цензурным соображениям. Слушая песни вольных казаков, поэт  улавливал страстное стремление казачества к свободе.  « Мы ведаем, что ныне казаки // Несправедливо притеснены, гонимы.», - произнесет Самозванец в трагедии «Борис Годунов». Под впечатлением, увиденных на Дону событий в тысяча восемьсот двадцатом году, А.С.Пушкин напишет поэму «Братья-разбойники».

  Природа донского края поражала и восхищала поэта своими необъятными степными просторами, полноводным и могучим Доном, простой и незамысловатой казачьей кухней, лихими казаками-наездниками, трогательными напевами о родной земле. Знакомство с донским краем послужило толчком к созданию следующих строк: «… Приготовь же,  Дон заветный, // Для наездников лихих // Сок кипучий, искрометный // Виноградников твоих».  Стихотворение о Доне появится в приложении к газете «Русский инвалид» и будет положено на музыку.

   Каким образом включить материал о пребывании А.С.Пушкина на Дону в тематику уроков по изучению творчества поэта? На первых уроках по изучению и систематизированию биографических данных А.С.Пушкина, обучающиеся получают дополнительное самостоятельное задание, цель которого собрать информацию о посещении поэта донской земли и о впечатлениях, полученных  от путешествия. Помимо исторического материала, ребята ведут поисковую работу. Собирают материалы о стихах, посвященных Дону, о произведениях, в которых отразились донские мотивы. Весь этот собранный материал ляжет в основу первого урока в разделе по изучению творчества А.С.Пушкина. Также данная информация послужит открытию новых страниц в жизни и творчестве поэта. Объем информации о посещении А.С.Пушкина донской земли  углубляю и расширяю в зависимости от интересов и возможностей обучающихся. Но всегда стараюсь привлечь как можно больше исторического и литературного материала, посвященного путешествию поэта по Дону.

   Доброй традицией в нашем колледже стали литературные чтения, посвященные творчеству А.С.Пушкина.  Ребята выразительно читают стихи, звучит классическая музыка и, конечно же, ярко и разнообразно представлен материал о посещении А.С.Пушкина донской земли. Используя такие формы работы, реализуется региональный принцип изучения литературы, так как здесь тесным образом переплетаются литература, история, природа и этнография Дона.

   Рассматривая наиболее значимые в художественном плане произведения литературы о Доне, подробно останавливаюсь на изучении жизни и творчестве М.А.Шолохова, используя при этом самые разнообразные формы и методы урока и внеурочной деятельности.

   М.А.Шолохов… На долю этого писателя выпало огромное счастье в творчестве сродниться с родной землей. За именем этого донского писателя видим просторные и необозримые степи, величественный Дон, удалых и смелых казаков, сильных и крепких русских казачек, огромную любовь к родной земле. Нельзя читать и понять произведения  М.А.Шолохова в отрыве от истории, от этнографии донского края.

   Первые уроки, конечно же, посвящены изучению биографии М.А.Шолохова. Применяю такую форму урока, как заочная экскурсия. Так как наш колледж располагается в городе Таганроге, и мы лишены возможности часто выезжать в станицу Вешенская, то подготовленные обучающиеся знакомят с помощью презентаций всех студентов с жизнью и творчеством писателя. Ребята узнают много нового и интересного о судьбе М.А.Шолохова.

   На въезде в станицу Вешенская в хуторе Кружилин под камышовой крышей, где был разбит прекрасный фруктовый сад, в маленьком домике родился  М. А. Шолохов. Позже семья перебирается в старинную казачью станицу Каргинскую. Здесь же будущий писатель участвовал в ликвидации неграмотности, работал в первых советских учреждениях. Благодаря интересному рассказу и яркой презентации ребята знакомятся с биографией М.А.Шолохова. Перед нами предстает заядлый рыбак и охотник, человек, понимающий раздольную песню казаков, острый народный юмор. М.А.Шолохов помимо писательской деятельности много времени уделял людям родного села. Он много и часто ездил по колхозам, радовался первым проявлениям культурной жизни, занимался организацией казачьего хора, руководил литературным кружком.

   Станица Вешенская, где около шестидесяти лет прожил писатель, стала музеем-заповедником. Именно здесь М.А.Шолохов создает такие произведения, как «Тихий Дон», «Они сражались за родину», « Судьба человека», «Поднятая целина».

   Знакомство с биографией писателя неотрывно связано с изучением быта, природы донского края, географического положения, историей возникновения казачества. От урока к уроку постепенно раздвигаю границы мира донских казаков, включая и усложняя материал. За небольшими «Донскими рассказами» открывается перед читателем могучий «Тихий Дон».

   Особое внимание уделяю выразительному чтению произведений М.А.Шолохова с правильным произношением и ударением диалектных слов. На уроках и дома обучающиеся ведут творческую тетрадь (или литературный словарик), в которую записывают выразительные обороты речи, диалекты, интересные мысли, например: бабайка – лодочное весло, баз – крестьянский двор, завеска – женский фартук, курень – дом, хата.  Благодаря такой работе на протяжении изучения произведения обучающиеся осмысливают особенности языка автора и героев,  описания природы, портрета и интерьера, узнают значения слов.

   В центре урока по изучению творчества М.А.Шолохова – звучащий текст художественного произведения. Считаю, что хорошо и грамотно прочитанный текст – это залог правильного анализа, понимания красоты языка произведения. Поэтому на своих уроках использую пересказ близкий к тексту, художественное прочтение произведения, конкурсы чтецов, инсценировки.

   Завершается изучение творчества М.А.Шолохова традиционным фестивалем «Шолоховская весна», который так полюбился студентам нашего колледжа. Ребята активно и с большим удовольствием участвуют в разнообразных формах фестиваля. Какой фестиваль без песни! Со сцены в исполнении обучающихся звучат казачьи песни, частушки, шутки, стихи о родном крае. Недаром М.А.Шолохов говорил: «Хорошо поют на Дону, как много у нас по-настоящему талантливых людей…». Рассказы о жизни писателя сопровождаются музыкальным и презентационным оформлением. Проводится викторина, посвященная произведениям  М.А.Шолохова. Организуется выставка рисунков и газет.  В библиотеке проводится выставка книг, посвященная писателю и его произведениям. Просматриваются документальные и художественные фильмы с последующим обсуждением.

   На уроках литературы необходимо опираться на региональный компонент, изучать творческий мир писателей своего родного края, так как благодаря этому воспитывается уважение к национальным традициям своего народа, бережное отношение к богатствам своего родного края, расширяются знания о культуре своей малой Родины.

 

Список литературы

  1. Григорян К.Н. Пушкин и классика. М., 1964.
  2. Макаров А., Макарова С. К истокам «Тихого Дона». М.: 1991.
  3. Моложавенко В.С. Приглашение к путешествию. М., «Сов.Россия», 1976.

 

 

 

                  

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Летопись Донского края»

Тема направления работы конференции: Изучение творчества писателей Дона в современной школе



Тема работы: Летопись донского края (изучение творчества А.С.Пушкина и М.А.Шолохова на уроках литературы)



Блеща средь полей широких,

Вот он льется!...

Здравствуй, Дон!

А.С.Пушкин



Летопись донского края складывается из великих имен русских поэтов и писателей, составляющих гордость Родины. Это А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой и А.П.Чехов, М.Горький и М.А.Шолохов. Все они связаны с донской землей. Их дороги пролегали через Придонье, в их книгах отражены судьбы тех людей, с которыми они встречались, общались, дружили, поддерживали теплые отношения, кто подарил им вдохновение, а нам, читателям, незабываемые минуты наслаждения произведениями.

В чем же особенность и неповторимость донской литературы? С чего черпает она свое начало? Конечно же, с походных песен, звучавших в Игоревом войске, с рассказов о лихих и храбрых станичниках, с удалых походов Дмитрия Донского, Степана Разина и Емельяна Пугачева.

В своей работе мне хотелось бы остановиться на творчестве двух великих русских классиков – А.С.Пушкина и М.А.Шолохова.

Некоторые зададутся вопросом: «А почему же А.С.Пушкин? Как его творчество и жизненный путь связан с донской землей?» Девятнадцатый век в истории нашего края отмечен важным историческим событием. Великий классик русской литературы А С. Пушкин побывал на Дону. Поэтому, изучая творчество А.С.Пушкина, немало времени стараюсь уделить вопросу пребывания поэта на донской земле. Тема вольного казачества была одной из самых любимых тем поэта.

Путешествуя с Раевским по Кавказу, А.С.Пушкин собрал богатый материал о крестьянском быте, о природе донской земли, о несправедливости и жестокости царских властей по отношению к восставшим казакам. Поэт не только посещал казачьи дома, внимательно расспрашивал местных жителей о тяжелой жизни, но постоянно вел дневниковые записи. Позже у А.С.Пушкина появятся три стихотворения о Степане Разине («Ходил Стенька Разин в Астрахань- город торговать товаром», « Как по Волге – реке широкой…», «Что не конский топот, не людская молвь»), которые так и не будут опубликованы по цензурным соображениям. Слушая песни вольных казаков, поэт улавливал страстное стремление казачества к свободе. « Мы ведаем, что ныне казаки // Несправедливо притеснены, гонимы...», - произнесет Самозванец в трагедии «Борис Годунов». Под впечатлением, увиденных на Дону событий в тысяча восемьсот двадцатом году, А.С.Пушкин напишет поэму «Братья-разбойники».

Природа донского края поражала и восхищала поэта своими необъятными степными просторами, полноводным и могучим Доном, простой и незамысловатой казачьей кухней, лихими казаками-наездниками, трогательными напевами о родной земле. Знакомство с донским краем послужило толчком к созданию следующих строк: «… Приготовь же, Дон заветный, // Для наездников лихих // Сок кипучий, искрометный // Виноградников твоих». Стихотворение о Доне появится в приложении к газете «Русский инвалид» и будет положено на музыку.

Каким образом включить материал о пребывании А.С.Пушкина на Дону в тематику уроков по изучению творчества поэта? На первых уроках по изучению и систематизированию биографических данных А.С.Пушкина, обучающиеся получают дополнительное самостоятельное задание, цель которого собрать информацию о посещении поэта донской земли и о впечатлениях, полученных от путешествия. Помимо исторического материала, ребята ведут поисковую работу. Собирают материалы о стихах, посвященных Дону, о произведениях, в которых отразились донские мотивы. Весь этот собранный материал ляжет в основу первого урока в разделе по изучению творчества А.С.Пушкина. Также данная информация послужит открытию новых страниц в жизни и творчестве поэта. Объем информации о посещении А.С.Пушкина донской земли углубляю и расширяю в зависимости от интересов и возможностей обучающихся. Но всегда стараюсь привлечь как можно больше исторического и литературного материала, посвященного путешествию поэта по Дону.

Доброй традицией в нашем колледже стали литературные чтения, посвященные творчеству А.С.Пушкина. Ребята выразительно читают стихи, звучит классическая музыка и, конечно же, ярко и разнообразно представлен материал о посещении А.С.Пушкина донской земли. Используя такие формы работы, реализуется региональный принцип изучения литературы, так как здесь тесным образом переплетаются литература, история, природа и этнография Дона.

Рассматривая наиболее значимые в художественном плане произведения литературы о Доне, подробно останавливаюсь на изучении жизни и творчестве М.А.Шолохова, используя при этом самые разнообразные формы и методы урока и внеурочной деятельности.

М.А.Шолохов… На долю этого писателя выпало огромное счастье в творчестве сродниться с родной землей. За именем этого донского писателя видим просторные и необозримые степи, величественный Дон, удалых и смелых казаков, сильных и крепких русских казачек, огромную любовь к родной земле. Нельзя читать и понять произведения М.А.Шолохова в отрыве от истории, от этнографии донского края.

Первые уроки, конечно же, посвящены изучению биографии М.А.Шолохова. Применяю такую форму урока, как заочная экскурсия. Так как наш колледж располагается в городе Таганроге, и мы лишены возможности часто выезжать в станицу Вешенская, то подготовленные обучающиеся знакомят с помощью презентаций всех студентов с жизнью и творчеством писателя. Ребята узнают много нового и интересного о судьбе М.А.Шолохова.

На въезде в станицу Вешенская в хуторе Кружилин под камышовой крышей, где был разбит прекрасный фруктовый сад, в маленьком домике родился М. А. Шолохов. Позже семья перебирается в старинную казачью станицу Каргинскую. Здесь же будущий писатель участвовал в ликвидации неграмотности, работал в первых советских учреждениях. Благодаря интересному рассказу и яркой презентации ребята знакомятся с биографией М.А.Шолохова. Перед нами предстает заядлый рыбак и охотник, человек, понимающий раздольную песню казаков, острый народный юмор. М.А.Шолохов помимо писательской деятельности много времени уделял людям родного села. Он много и часто ездил по колхозам, радовался первым проявлениям культурной жизни, занимался организацией казачьего хора, руководил литературным кружком.

Станица Вешенская, где около шестидесяти лет прожил писатель, стала музеем-заповедником. Именно здесь М.А.Шолохов создает такие произведения, как «Тихий Дон», «Они сражались за родину», « Судьба человека», «Поднятая целина».

Знакомство с биографией писателя неотрывно связано с изучением быта, природы донского края, географического положения, историей возникновения казачества. От урока к уроку постепенно раздвигаю границы мира донских казаков, включая и усложняя материал. За небольшими «Донскими рассказами» открывается перед читателем могучий «Тихий Дон».

Особое внимание уделяю выразительному чтению произведений М.А.Шолохова с правильным произношением и ударением диалектных слов. На уроках и дома обучающиеся ведут творческую тетрадь (или литературный словарик), в которую записывают выразительные обороты речи, диалекты, интересные мысли, например: бабайка – лодочное весло, баз – крестьянский двор, завеска – женский фартук, курень – дом, хата. Благодаря такой работе на протяжении изучения произведения обучающиеся осмысливают особенности языка автора и героев, описания природы, портрета и интерьера, узнают значения слов.

В центре урока по изучению творчества М.А.Шолохова – звучащий текст художественного произведения. Считаю, что хорошо и грамотно прочитанный текст – это залог правильного анализа, понимания красоты языка произведения. Поэтому на своих уроках использую пересказ близкий к тексту, художественное прочтение произведения, конкурсы чтецов, инсценировки.

Завершается изучение творчества М.А.Шолохова традиционным фестивалем «Шолоховская весна», который так полюбился студентам нашего колледжа. Ребята активно и с большим удовольствием участвуют в разнообразных формах фестиваля. Какой фестиваль без песни! Со сцены в исполнении обучающихся звучат казачьи песни, частушки, шутки, стихи о родном крае. Недаром М.А.Шолохов говорил: «Хорошо поют на Дону, как много у нас по-настоящему талантливых людей…». Рассказы о жизни писателя сопровождаются музыкальным и презентационным оформлением. Проводится викторина, посвященная произведениям М.А.Шолохова. Организуется выставка рисунков и газет. В библиотеке проводится выставка книг, посвященная писателю и его произведениям. Просматриваются документальные и художественные фильмы с последующим обсуждением.

На уроках литературы необходимо опираться на региональный компонент, изучать творческий мир писателей своего родного края, так как благодаря этому воспитывается уважение к национальным традициям своего народа, бережное отношение к богатствам своего родного края, расширяются знания о культуре своей малой Родины.



Список литературы

  1. Григорян К.Н. Пушкин и классика. М., 1964.

  2. Макаров А., Макарова С. К истокам «Тихого Дона». М.: 1991.

  3. Моложавенко В.С. Приглашение к путешествию. М., «Сов.Россия», 1976.









2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Летопись Донского края

Автор: Дихтярь Ольга Николаевна

Дата: 20.10.2017

Номер свидетельства: 433525

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Тест по краеведению в 8 классе "Воронежский край в составе Древнерусского государства и феодальных княжеств""
    ["seo_title"] => string(80) "tiest_po_kraieviedieniiu_v_8_klassie_voroniezhskii_krai_v_sostavie_drievnierussk"
    ["file_id"] => string(6) "374857"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1483294135"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Как заселялся наш край.  Викторина"
    ["seo_title"] => string(32) "kakzasielialsianashkraiviktorina"
    ["file_id"] => string(6) "299341"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456501511"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения Р. Рождественский "Реквием" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-r-rozhdiestvienskii-riekviiem"
    ["file_id"] => string(6) "138033"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417459995"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства