kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Казачья песня: истоки и современность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы со всей остротой встаёт задача возвращения личности в контекст культуры, которая, с одной стороны, создаётся человеком, а с другой, сам человек формируется как личность культурой. Кулътура - созданные человечеством способы деятельности, система ценностей и смыслов, "царство смыслов". Становление личности - это становление нравственно-смыслового отношения к миру. Субъективные личностные смыслы отношения в идеале совпадают с объективными культурными смыслами, представленными в духовных ценностях. В этом контексте идея личностного развития трактуется, как развитие нравственно- смысловой позиции, развитие себя не просто как субъекта деятельности, а как творца отношений с миром. Е.В. Бондаревская в своей концепции указывает на проблему возрождения человека как субъекта культуры и нравственности. Воспитание человека этнокультуры становится первой задачей современной педагогики, и решать её можно путём создания регионального образовательного пространства. В современной социокультурной ситуации большую значимость приобретают национальные ценности: народная культура (устное народное творчество, традиции), изобразительное искусство, литература, музыка, театр. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. В массовом общественном сознании понятие "Донская народная культура" связано, прежде всего, с культурой донского казачества. Культура донского казачества уникальна, как уникальна сама социальная общность, её породившая. Она появилась благодаря сплаву многих элементов очень разных культур - славянской, монгольской, тюркской, греческой, армянской и др. Самая крупная жемчужина в сокровищнице донских казаков - это донской фольклор. На Дону не возникло новых жанров устного народного творчества. Однако жанры общерусского фольклора получили здесь. оригинальное развитие. Фольклор донских казаков нередко называют фольклором ремесленников военного дела. Действительно, в нём много походных, военных песен, отличающихся суровостью напева. Но и лирических песен (любовных, семейных, гулебно-плясовых, охотничьих хороводных и др.) - тоже немало. Свои чувства казаки выражали и песенном фольклоре. Истоки донской казачьей песни уходят в глубь столетий. В песнях рассказывалось о героях-донцах, прославивших себя НА ратном поле. Казаки испокон веков со страстной любовью относились к главной своей реке - Дону, к щедрой природе родного края. Самый уважаемый и любимый герой казачьей песни - Тихий Дон. Символ вольной жизни, батюшка-кормилец.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Казачья песня: истоки и современность" »

МОУДОД РЦДОД

Детское объединение «Забавушка»



Тема исследовательской работы:

«Казачья песня: истоки и современность».



Руководитель:

педагог дополнительного образования

Ведерникова Анна Михайловна






Ростовская область

г.Аксай

2014г.

Казачья песня: истоки и современность.


Ведь это же здорово, по-настоящему здорово,

когда благодатная земля нашей

родины так щедра на таланты.

М.А. Шолохов

В последние годы со всей остротой встаёт задача возвращения личности в контекст культуры, которая, с одной стороны, создаётся человеком, а с другой, сам человек формируется как личность культурой. Кулътура - созданные человечеством способы деятельности, система ценностей и смыслов, "царство смыслов". Становление личности - это становление нравственно-смыслового отношения к миру. Субъективные личностные смыслы отношения в идеале совпадают с объективными культурными смыслами, представленными в духовных ценностях. В этом контексте идея личностного развития трактуется, как развитие нравственно- смысловой позиции, развитие себя не просто как субъекта деятельности, а как творца отношений с миром.

Е.В. Бондаревская в своей концепции указывает на проблему возрождения человека как субъекта культуры и нравственности. Воспитание человека этнокультуры становится первой задачей современной педагогики, и решать её можно путём создания регионального образовательного пространства. В современной социокультурной ситуации большую значимость приобретают национальные ценности: народная культура (устное народное творчество, традиции), изобразительное искусство, литература, музыка, театр. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

В массовом общественном сознании понятие "Донская народная культура" связано, прежде всего, с культурой донского казачества. Культура донского казачества уникальна, как уникальна сама социальная общность, её породившая. Она появилась благодаря сплаву многих элементов очень разных культур - славянской, монгольской, тюркской, греческой, армянской и др.

Самая крупная жемчужина в сокровищнице донских казаков - это донской фольклор. На Дону не возникло новых жанров устного народного творчества. Однако жанры общерусского фольклора получили здесь. оригинальное развитие. Фольклор донских казаков нередко называют фольклором ремесленников военного дела. Действительно, в нём много походных, военных песен, отличающихся суровостью напева. Но и лирических песен (любовных, семейных, гулебно-плясовых, охотничьих хороводных и др.) - тоже немало. Свои чувства казаки выражали и песенном фольклоре. Истоки донской казачьей песни уходят в глубь столетий. В песнях рассказывалось о героях-донцах, прославивших себя на ратном поле. Казаки испокон веков со страстной любовью относились к главной своей реке - Дону, к щедрой природе родного края. Самый уважаемый и любимый герой казачьей песни - Тихий Дон. Символ вольной жизни, батюшка-кормилец. Сколько песен сложено о Доне - казачьей реке? А как он уважительно величается:




Ой, ты батюшка наш,

Славный тихий Дон.

Дон - кормилец наш,

Дон Иванович!

Про тебя лежит слава добрая,

Слава добрая, речь хорошая


Дон давал своим новым поселенцам все: еду, питье, жилье. Они были свободны и независимы. Здесь, на своей новой родине, нашли эти люди братство и товарищество. Вот почему казаки славили свой тихий Дон,называли его "кормильцем", "родимым". В песнях к Дону обращаются ласково - Доничек. Да и сам Дон по-отечески приветствует своих детей, проявляет заботу и сердечное внимание:

-Дон-кормилец,

-Дон-сердечный,

Или ты про нас забыл?

-Ой да не забыл я,

Ой да, про вас, дети,

Ой да, про вас, дети,

Ой да, про вас, дети,-

Тихий Дон проговорил.


"В плену и на одре смертном, - пишет казачий историк Н.Сухоруков, казак, прощаясь мысленно со всем, что имел драгоценного к жизни, всегда обращался к Дону: "Прости, Тихий Дон Иванович! Мне на тебе не ездити, дикого зверя не стреливать, вкусной рыбы не ловливать". Помутневший, взволновавшийся, возмущённый, помелевший, скованный берегами Дон, служит в песнях символом неудачного похода, гибели казаков, возмущения народных масс:


"Как бывало ты всё бежишь,

А теперь ты, кормилец, всё мутен течёшь.

Помутился ты, Дон, сверху донизу,

Речь возговорит славный Тихий Дон:

"Уж как-то мне всё мутну не быть:

Распустил я своих ясных соколов,

Ясных соколов, донских казаков.

Размываются без них мои бережки,

Высыпаются без них косы жёлтым песком!"


Главная причина грусти заключалась в разлуке с родньм домом, любимой девушкой, родимой сторонушкой.


Ой, она служба царская да государева,

Да, служба, братцы, дальняя и незнакомая

Что по питерской да славной дороженьке,

Там и шли - то, прошли казаки молодые,

Да ой, неженатые бурлаки, они холостые,

А за ними идут-то отцы-матери родные,

Во слезах пути-дороженьки не видят.


Вероятнее всего, песни, где звучит печаль-тоска, выражают чувства вновь призванных молоденьких казаков, не заматеревших еще на военной службе. Не исключено также, что их создавали казачки-матери, сильно тосковавшие по своим "чадунюшкам". Горестные песни звучат и тогда, когда казаки отправляются на войну. "Станица провожала своих сынов на войну. И песни слышались всюду, грустные песни разлуки, проедания, песни тоски по родине и проклятия чужбине... провожая, станица плачет и поет о стонах нестерпимой материнской муки, о запустелом доме, о сиротстве детей, о неумолимой тоске в постылой чужедальней стороне, где постелюшка - мать-сыра земля, изголовьице - бел-горюч камень, одеяльце - шелкова трава, - пишет Ф.Крюков в своей повести "Станичники".

В большей же части казачьего фольклора служба для казака - это его жизнь, его честь, гордость, святыня.


Ой, веселись, храбрые казаки,

Ой, да, честью, славой своей.

Да, ой, покажите всем друзьям примеры:

Как из ружей бьем своих врагов...

Ой, донцы с пиками служить умеют,

Ой, да, кавалерия с ружей бьет

Да, ой, пехота на штыки валяет,

Артиллерия на дуло ждет.


Суровый быт, военные будни, полная опасностей жизнь создала особый казачий кодекс чести, в котором воинская доблесть ценилась выше всего. Храбрость, умение владеть оружием, выносливость, мгновенная реакция - все это и составляет тот казачий характер, который ковался в мужчине с колыбели. Казак рождался воином. С давних времен зародились казачьи традиции. "Новорожденному знакомые и родители отца приносили в дар стрелу, патроны, порох, пулю, лук, ружье. Эти дары развешивались по стенам комнаты, где лежала родильница с ребенком.

На сороковой день со дня рождения после очистительной молитвы отец надевал на сына саблю, сажал на лошадь, подстригал волосы в кружок и, возвращая матери, поздравлял ее с казаком. Когда у ребенка прорезывались зубы, отец и мать, посадив его на лошадь, возили в церковь служить молебен Иоанну-воину о том, чтобы их сын был храбрым казаком. "Первые слова, произносимые малюткою, были чу (ехать верхом) и пу (стрелять). Трехлетние уже сами ездили на лошадях по двору, а в пять лет бесстрашно скакали по улицам и участвовали в детских маневрах". Не случайно в колыбельной, которую пела младенцу мать, фигурирует и конь с седлом, и казак, идущий на войну, и государева служба:


Колода- дуда,

Где ты была?

Коней стерегла.

Чего выстерегла?

Коня с седлом,

С золотым махром.

А где же твой конь?

За воротами стоит.

А где же казаки?

На войну пошли.


Военную школу казачата проходили в играх. В почти каждом доме имелось игрушечное вооружение: пушечки, ружья, пистолеты. У кого их не было, те стреляли из камышинок, пустых просверленных костей. В праздники устраивались соревнования по меткости. Размерив место и поставив цели, стреляли в центр круга, где метой являлось яйцо. Иногда в игрушечных воинских доспехах казачата, разбив лагерь из камыша, играли в войну. Знамена из окрашенной бумаги, трещотки, бубны. Разделившись на две группы, "воины" по сигналу снимаются с лагеря, сходятся, сражаются. Победители преследуют побежденных, отбивают замена и военные трофеи и торжественно входят в городок, чтобы принять от| стариков похвалу.

В одной из песен поется:


Как и стал-то, молодец, я на возрасте,

С конем владеть, из ружья стрелять.


В воспитании юных казачат уделялось внимание не только физическому развитию, но и духовному, патриотическому. "Воинственный и массе, гордый прошлым казачества, донской казак чрезвычайно дорожит |своим званием. Об этом звании поет ему мать в колыбельной песенке, рассказывает бабушка в сказках, говорят товарищи в детских играх. Боевые предания поддерживаются старым дедом, повествующим о былом времени, и отцом, может быть, только вчера воротившимся со службы царской.

Слушает ребенок и отрок и поучается; становясь юношей, он уже сам царский слуга и воин - защитник отчества.

Так, в казачьей песне главной приметой своего служивого сына мать считает военное обмундирование, казачью амуницию:


Как одна-то родная да мамаша

Да словечушку она сказала.

- Ай, кабы были у меня сизы крылушки,

Да взвилась бы я, полетела,

Все казармушки я бы облетела,

У моего родного же сыночка,

Да своего сынка я бы уг адала:

Ой, они же есть, приметы:

Портупей да фуражечка,

Мундир, эполеты.


В служивые казаки начинали записывать с девятнадцатилетнего возраста.

Важное место в поэтическом наследии Дона занимает место матери.

Мать в казачьих песнях часто показана у детской колыбели. Она исполнена бесконечной любви к своей "кровиночке" и горьких предчувствий о его дальнейшей судьбе:

Пеленала мать сына и пеленочку камчату,

Качала мать сына в зыбке кипарисовой,

Берегла-то сына от ветра, от вихоря,

Берегла-то мать сына от солнышка красного,

Берегла мать сына от сильных дождиков,

Не уберегла мать сына от службы государевой.


Но, пожалуй, чаше всего в казачьих песнях образ матери появляется в момент расставания казака с родным домом, когда он уходил на службу или на войну. Не случайно тщательно разработанный ритуал прощания с родной станицей кончается обращением казака к матери "Андрей... подошел к матери и, став перед ней на колени, глухим голосом проговорил исконную обычную фразу:

- Мамушка! Прости и благослови" (Ф.Крюков.Станичники).

Песня о проводах казака окрашена горестными интонациями, щемящей тоской:

Шлях - дороженька лежала,

Как по этой по дорожке,

Как по этой по дорожке,

Мать сыночка провожала,

Провожала, ублажала.

Провожала, ублажала,

Слово ласково пытала.


И на вопрос, кого ему всех жальче покидать - тещу, жену или мать, - казак отвечает:

А родимой мамунюшки

Милей в свете нету...

Родила да умирала,

Сердце надрывала.

От бурь - ветров закрывала ...

На службину слезою меня провожала.

Особую роль в казачьей жизни играл конь. На войне, в походе от коня зависела жизнь казака: это был боевой товарищ, нередко спаситель. Конь - непременный персонаж казачьего фольклора:

Уж ты конь, ты, мой конь,

Товарищ первый мой,

Не поднять уж тебе добра молодца.

Ты отбей, оторви шелковую чумбу.

И беги ты, мой конь, да на Тихий Дон,

Ты не стежкою не дорожкою,

Ты тропинкою все звериною,

Куда травушка - ковылушка лежит,

Там холодная криниченька бежит,

Злодей-турчин не поймает тебя,

И татарин не оседлает тебя.

Прибеги же ты, конь, к моему ко двору,

Копытом ударь у вереечки,

Тогда выйдет к тебе вдова старая,

Вдова старая, мать родная моя.

Песня... Она сопутствовала казаку всю жизнь. Её пели при крещении и на свадьбе, провожая на службу и встречая из похода. Это были обрядовые и бытовые, исторические и походные, свадебные и хороводные песни. К их числу относятся песни о Ермаке, Разине, Платове, Некрасове, о борьбе казаков с турками и татарами. Основу песенного репертуара казаков составляли песни, созданные ими самими. Главными действующими лицами этих песен являлись казаки, наделённые самыми привлекательными чертами: героизмом, храбростью, благородством, преданностью Родине, долгу. Наряду с патриотической направленностью для героя казачьей песни характерны черты гуманности, высокого чувства товарищества, братства, готовности в минуту опасности пострадать за другого, пожертвовать собой для брата или товарища. Песня сопровождала казака в течение всей его жизни. Казаки не поют, а "играют" песни. По мнению самих казаков "играть" песни - это то, что идёт от души и сердца, то чему они научились от своих дедов, бабушек и родителей. Записал донские песни выдающийся собиратель и исследователь донских казачьих народных песен Листопадов Александр Михайлович.


ГЛАВНАЯ ПЕСНЯ КАЗАКОВ.


- Гимн Ростовской области был принят 1996 году. Гимн был создан на основе песни Ф.И. Анисимова «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон», написанной в 1853 году. Эту песню пели донские казаки еще в русско-турецкую войну. Позднее, уже в 1918 году, текст был переделан, и песня стала донским гимном.

Первоначальный текст песни:

Всколыхнулся, взволновался

Православный тихий Дон.

И послушно отозвался

На призыв монарха он.

С Богом, дети, в путь далекий

Переплыть нам чрез Дунай,

А затем уж недалеко

Царе-град - город стоял.

Дон детей своих сзывает

На кровавый браный пир,

К туркам в гости снаряжает,

Чтоб добыть России мир.

Сорок лет тому в Париже

Нас прославили отцы.

Царе-град еще к нам ближе:

В путь же, с богом молодцы!

Станем крепко за святую

Церковь, божию нам мать.

Бог нам даст Луну чужую

С храмов Божиих сорвать.

На местах, где чтут Пророка,

Скласть христовы алтари,

И тогда к звезде Востока

Придут с Запада цари.

Над землею всей прольется,

Вспыхнет алая заря,

И до неба вознесется

Наше русское «ура!».

«И в старину, и в современность о Доне песни мы поем...»

Как ты, батюшка, славный тихий Дон,

Ты кормилец наш, Дон Иванович!

Про тебя лежит слава добрая,

Слава добрая, речь хорошая.

Как бывало ты все быстер бежишь,

Ты быстер бежишь, все чистехонек!

А теперь ты, кормилец, все мутен течешь,

Помутился ты, Дон, сверху донизу.

Речь возговорит славный тихий Дон:

«Уж как-то мне не смутну быть,

Распустил я своих ясных соколов,

Ясных соколов, донских казаков.

Размываются без них мои круты бережки.

Высыпаются без них косы желтым песком».

Даже в гимне своего края казаки сравнивают Дон со своей родиной.

Гимн Ростовской области

Всколыхнулся, взволновался

Православный тихий Дон.

И послушно отозвался

На призыв свободы он.

Зеленеет степь донская,

Золотятся волны нив,

И с простора, слух лаская,

Вольный слышится призыв.

Славься, Дон, и в наши годы

В память вольной старины,

В час невзгоды честь свободы.

Отстоят твои сыны.

Устное народное творчество является особым видом искусства, в котором осуществляется духовное освоение действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».


Источники используемой литературы:


  • Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII - XX вв. - Ростов н/Д.: БАРО- ПРЕСС, 2006.

  • Бутенко Т.А. Хрестоматия для чтения младших школьников. - Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2003.

  • Дон - наш дом: Сборник сценарных разработок коллективных творческих дел / сост. A.M. Рябченко, И.Г. Бога- ченко; под общей ред. A.M. Рябченко. - Ростов н/Д.: Изд- во РО ИПК и ПРО, 2007.

  • Казаки / под ред. Б.А. Алмазова. СПб.: Золотой век; Диамант, 1999.

  • Казачьи песни: Сборник: в 3 ч. Ростов н/Д.: Агентство «Памятники Отечества», 1990.

  • Молсжавенко В. Заветная шкатулка. Ростов н/Д.: Ростовское книжное издательство, 1973.

  • Моложавенко В. От Иван-озера до Азовского моря. - М.: Просвещение, 1972.

  • Нагорный Б. Твой край родной. - Ростов н/Д.: Ростовское книжное издательство, 1988.

Ю.Нагорный Б., Левченко В. На Донском меридиане. - Ростов н/Д: Ростовское книжное издательство, 1984.

Русские народные песни. Вып. 8. М.: Советский композитор, 1989.

Платохина Н.А., Ведмедь О.П. Ценностно-смысловое развитие школьников - Ростов н/Д 2005


9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Казачья песня: истоки и современность"

Автор: Ведерникова Анна Михайловна

Дата: 13.12.2014

Номер свидетельства: 143188

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Летопись Донского края"
    ["seo_title"] => string(24) "lietopis_donskogho_kraia"
    ["file_id"] => string(6) "433525"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508506103"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства