kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Культура эпохи Просвещения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие предназначено для студентов 1-х курсов, изучающих дисциплину "Культурология" как вариативную часть основной образовательной программы СПО.

Эпоха Просвещения завершила переход к новому типу культуры. Просвещение охватило практически все европейские страны. Разум и Просвещение превратились в основные лозунги эпохи. На занятии студенты совершат своеобразное путешествие по странам Западной Европы. Заочно путешествуя они увидят, что художественная культура этого периода отличается своими стилями и направлениями. В ходе путешествия будут проанализированны характерные особенности ведущих художественных стилей Просвещения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Культура эпохи Просвещения" »

ГБОУ АО СПО «Астраханский колледж вычислительной техники»





















ПЛАН УРОКА





Тема урока: «Культура эпохи Просвещения»



по дисциплине: «Культурология»



















Составил преподаватель /Красюкова Т.И./


































2015







  1. ТЕМА УРОКА



Культура эпохи европейского Просвещения



  1. ТИП УРОКА



Обобщение и систематизация знаний



  1. ВИД УРОКА

Виртуальная экскурсия

  1. ЦЕЛИ УРОКА



    1. Образовательные:

  • систематизировать имеющиеся знания о развитии культуры европейского Просвещения;

  • закрепить и систематизировать характерные особенности ведущих стилей эпохи Просвещения.

    1. Развивающие:



  • развивать творческие способности студентов;

  • развивать умения анализировать, выделять существенные признаки, делать выводы;

  • развивать умение работать в команде.

3.3 Воспитательные:

  • воспитать у студентов любовь к искусству;

  • формировать у студентов научное мировоззрения, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

  1. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

  • История;

  • Регионоведение;

  • Литература.



  1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

  • дополнительный материал учащихся;

  • интерактивная доска SMART Board;

  • презентация в программе Notebook.



  1. ХОД УРОКА:


Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

1. Организационный момент:

Приветствие студентов.

2. Формулирование темы урока, постановка целей и задач урока:

Тема нашего занятия: «Культура эпохи Европейского Просвещения».

Именно эпоха Просвещения завершила переход к новому типу культуры. Просвещение охватило практически все европейские страны. Разум и Просвещение превратились в основные лозунги эпохи.

Трудно найти столетие, которое бы дало столько блестящих имен во всех областях человеческой культуры.

Сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию по странам Западной Европы. Путешествуя по Франции, Англии, Германии и др. странам, мы увидим, что художественная культура этого периода отличается своими стилями и направлениями.

В ходе путешествия проанализируем характерные особенности ведущих художественных стилей Просвещения и проследим их преломление в различных областях искусства (архитектуры, живописи, скульптуры и музыки).

3. Основной этап урока: (работа с интерактивной доской).

Учитель: Эпоха Просвещения - это эпоха духовного развития европейского общества XVII - XVIII вв.

Есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: революция в Англии (1648г.) и «Великая Французская революция (1789г.). Обратите внимание, что между ними почти век.

Рассматривая различные культурные эпохи в курсе культурологии, мы выясняли, почему в истории развития общества они получали то или иное название. Например: «античность» - древний, «Возрождение» - возрождали идеи античности.

Почему культурное движение XVII - XVIII вв. можно охарактеризовать как «век просвещения»? «Век разума»?



Студент: В этот период совершали свои открытия такие ученые, как Кеплер, Лейбниц, Ньютон, Паскаль. Все это позволило сделать массу открытий и изобретений.

Созданы алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальные уравнения и интегральное исчисление в математике, сформирован ряд важнейших законов в физике, химии, астрономии.

Для духовной жизни общества большое значение имели великие географические и естественно-научные открытия: первое плавание Христофора Колумба в Америку, открытие Васко да Гаммой морского пути в Индию, кругосветное путешествие Магеллана, открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца, исследования Галилея.

Новые знания разрушили прежние представления о неизменной гармонии мира, об ограниченном пространстве и времени.


Студент: Именно в эпоху Просвещения главной ценностью был объявлен человек и его разум.

Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий, а в образовании и научной деятельности – путь культурного и социального прогресса.

Учитель: Почему в эту эпоху так надеялись на образованность, просвещение?


Студент: Образованный, просвещенный человек, четко и ясно представляет себе, что такое добро, справедливость, культура, свобода, равенство и многие категории, которые необходимы для социального прогресса.


Учитель: Мы с вами выяснили, почему XVII - XVIII вв. называют «веком Просвещения» «веком Разума». Но у этого периода есть ещё одно название «век утопии».

«Утопия» - нечто фантастическое, несбыточное, неосуществимая мечта.

Почему век несбыточного?


Студент: В этот период все просвещённые умы искренне верили в возможность изменить человека и общество к лучшему на основе научных, философских «рецептов».


Учитель: Стремление усовершенствовать человеческое общество характерно было во все века, но XVIII век - это век, когда наиболее мыслящие люди, возлагали большие надежды на образование и воспитание (без революционных потрясений).

В XVII - XVIII вв. вера в бога оставалась очень сильной, но на первый план стала выходить идея о могуществе человеческого разума.

Познание окружающего мира провозглашалось делом разума, науки и опыта. Носителей этих взглядов называют просветителями.

Идеи просвещения охватили всю Европу.

В Англии философия Просвещения нашла свое выражение в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Коллинза; завершают английское Просвещение философы Шотландской школы — Т. Рид, затем А. Смит и Д. Юм.

Во Франции плеяда просветителей была представлена Вольтером, Руссо, Дидро, д'Аламбером, Гольбахом.

В Германии носителями идей Просвещения стали Лессинг, Гердер, молодой Кант.

Всех просветителей объединяли общие цели и идеалы. К чему стремились просвещённые умы эпохи Просвещения? Каковы были их цели и идеалы?


Задание 1: Заполнить таблицу на интерактивной доске:

Цели и идеалы просветителей:

Мир

Веротерпимость

Счастье

Благосостояние

Свобода

Ненасилие


Учитель: Исходя из своих целей какие задачи ставили перед собой просветители великой эпохи?


Студенты: Общие задачи деятельности просветителей это:

Провозглашение культуры разума, а не бога.

Борьба за просвещение народа широкое распространение знаний

Распространение идей общественного равенства и личной свободы.

Утверждение воспитательной задачи искусства.


Учитель: Художественное искусство эпохи Просвещения было мирным, уютным.

В общем комплексе настроений этой эпохи ощущалось гуманистическое начало.

Искусство тоже включилось в общие мечтания о естественном состоянии человека в естественной среде. Оно искало живые формы.

В живописи видно стремление к непринуждённости.

В музыке – камерное музицирование, живые интонации.

Развивалось садово-парковое искусство естественных английских парков.

Архитектура также решала задачи соединения с природным ландшафтом и в загородных дворцах, и в градостроительных новациях: ансамблях новых городских площадей.

В театре произошёл постепенный переход к естественной игре актеров.

«Золотой век» явился своеобразной энциклопедией разнообразных стилевых форм.

Какие это стили?


Задание 2: (На интерактивной доске). Удалите стили, выпадающие из соответствующей этому списку логики:

Модернизм

рококо

Романтизм

Барокко

Классицизм

Реализм


Задание 3: (На интерактивной доске). По значению определите термин.


Барокко – от итал. – причудливый, странный.

Классицизм – от лат. – образцовый

Рококо – от франц. – раковина неправильной формы


Учитель: Значение термина мы выяснили, теперь необходимо выявить основные признаки каждого стиля. Для этого заполним таблицу:


Задание 4: На интерактивной доске заполняется таблица.

барокко

рококо

классицизм

Парадный пафос

Императорское величие


Динамика

Перегруженность декоративными деталями

Движение

Величие и пышность


Цветовая палитра:

Предпочтение цветам:

красному, чёрному, бордовому.

Обилие золота

Изогнутые асимметричные формы


Грациозность

Манерность

Кокетливый характер

Изящество

Ассиметрия


Цветовая палитра: Предпочтение отдается более бледным (часто пастельным) тонам розовый, белый, голубой и деликатной позолоте.

Простые, строгие формы

Уравновешенность форм


Симметрия

Соразмерность

Обращение к искусству Древней Греции

Гармония


Цветовая палитра:

неяркая, сдержанная

(за исключением красных, черных и белых тонов декора в этрусском стиле).


Учитель: Немногие этапы истории культуры могут сравниться по творческой продуктивности и по значимости достижений с веком Просвещения.

Черты великих стилей «века разума» можно заметить во всех ви­дах искусства того времени.

Давайте проведём своеобразное исследование, в ходе которого попытаемся выяснить, как преломлялись эти стили в архитектуре, живописи, скульптуре и музыке.

Самым ярким проявлением барокко, рококо и классицизма стала архитектура.

Почему в эпоху Просвещения одним из ведущих видов искусства стала архитектура?


Студент: Время абсолютизма требовало таких архитектурных строительных форм, которые запечатлели бы и время, и правителя.


Учитель: И не зря известный искусствовед Б.Р. Виппер одним из критериев определения полноценного стиля выдвинул его проявление именно в архитектуре, он утверждал: «Если признаки стиля не находят своего полного выражения в архитектуре, это значит, что в данном случае нельзя говорить о стиле времени».


Задание 5. (На интерактивной доске). Определить к какому стилю относятся следующие архитектурные здания:


Дворцовый ансамбль Цвингер в Дрездене – стиль барокко

Амалиенбург в Мюнхене – стиль рококо

Церковь Сен-Мадлен в Париже – стиль классицизм


Учитель: О стиле барокко искусствоведы говорят, что это «стиль вечного праздника, жизненного спектакля". Охарактеризуйте стиль барокко в архитектуре.



Студент: Время барокко способствовало формированию национальных художественных школ со своими особенностями в Голландии, Франции, Италии, Испании, Германии, Англии. Но во всех этих странах в стиле барокко видится грандиозность, пластичность, стремление к красоте.

Для архитектуры барокко, характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, а также сложная динамика объемов, наслоение форм, обилие декоративных элементов, тяготение к изогнутой линии.

Большое значение в барокко имеет лестница, которая подчеркивает динамику архитектурных форм.

Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах, большое число колонн. В качестве декоративных элементов использовались завитки.

Если есть купола, то они приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме (ныне в Ватикане – глав­ный католический храм). Его строили архитектор Франческо Барромини (1599-1667) и скульптор и архитектор Лоренцо Бернини (1598-1680). Огром­ный купол был рассчитан и спроектирован вели­ким Микеланджело.

Лучшим из архитектурных ансамблей Италии XVII в. стала сама площадь перед собором св. Петра, спроектированная также Лоренцо Бернини в 1656–1667г.

Бернини оформил площадь перед собором как продолжение храма.

Архитекторы барокко также придали улицам прямолинейные очертания, завершили их площадями.

Один из важных элементов в городских ансамблях становится фонтан, т.к. динамика водной стихии по своей сути отвечает духу барокко.

В XVII веке архитектурные формы барокко распространяются по всей Европе.


Учитель: Некоторые искусствоведы считают, что рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением. Для других – это самостоятельный стиль. А что вы можете сказать об архитектуре рококо? Почему возникает этот стиль? В какой стране зародились его истоки?


Ученик: С началом нового, XVIII столетия, совершенно очевидно обозначился процесс разложения французской абсолютной монархии. Смерть в 1715 году «короля - солнца», Людовика XIV, была завершающим событием в длинном ряду явлений, которые подготавливали приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве.

Рококо зародилось в среде французской аристократии.

Слова Людовика XV (1715-1754) «После нас – хоть потоп» можно считать характеристикой настроения, царившего в придворных кругах. Строгий этикет сменился легкомысленной атмосферой, жаждой наслаждения и веселья.

Несмотря на то, что родиной рококо является Франция, этот стиль намного ярче проявляет себя в архитектуре Германии: лёгкость, приветливость и игривость сооружений немецких зодчих противостоит тяжелой напыщенности и холодной парадности барокко.

Придя на смену тяжеловесному барокко, рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом.

Барокко тяготеет к монументальной торжественности, а рококо предпочитает изящество и лёгкость.

Архитектура рококо стремится быть приветливой, избегая строгой симметричности

В созданиях этой архитектуры прямые линии почти исчезают или замаскировываются фигурным орнаментом; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно.

Особенно замечательные архитектурные памятники можно увидеть во Франции – это Версальский дворец, Интересным памятником рококо считается Амалиенбургский в Мюнхене.


Учитель: Почему на смену барокко и рококо приходит новый стиль? Каковы основные черты стиля классицизма. Есть ли сходство с барокко?


Студент: Великая Французская Революция 1789 года положила конец эпохе Рококо, обслуживающей интересы высшей аристократии, далекой от народа.

В свете революции республиканские принципы Древней Греции сделали эллинов и французов братьями сквозь века. Подражание всему античному вошло в моду, простота и естественность стали эталоном, а знатные дамы оделись в туники и сандалии.

Классицисты видели в античности - строгую упорядоченность, нормативную правильность, отсутствие всего лишнего.

В этом главное отличие классицизма от барокко и рококо.

Между барокко и классицизмом есть и сходства, и различия.

Сходство заключается в гордой торжественности обоих стилей, их стройной уравновешенности, героичности и направленности на воспевание монархии. И классицизм, и барокко служили феодальным идеалам, но при этом классицизм был более светским, в отличие от барокко, прямо созданного для храмов и религиозного искусства.

В архитектуре классицизма на первом месте стоит сама конструкция: логика построения здания, его симметрия, организация пространства.

Царствует принцип "естественности" во всем. Внешне основным конструктивным элементом становится ордер, очень близкий античным ордерам.


Учитель: Раскрыв особенности проявления стилей эпохи Просвещения в архитектуре можно определить:

Основные черты архитектуры барокко:

  • пространственный размах,

  • слитность,

  • текучесть сложных, обычно криволинейных форм,

  • масштабные колоннады,

  • изобилие скульптуры на фасадах,

  • купола приобретают сложные формы.


Основные черты архитектуры рококо:

  • изящество,

  • лёгкость,

  • фигурная отделка,

  • лепной орнамент, состоящий из завитков.


Основные черты архитектуры классицизма:

  • строгая симметрия,

  • нормативную правильность,

  • отсутствие всего лишнего,

  • гордая торжественность,

  • стройная уравновешенность.


Учитель: Архитектуру любого стиля невозможно представить без других видов искусств: в частности без скульптуры и живописи. Как стили барокко, рококо и классицизма проявились в живописи и скульптуре?

Живопись - искусство гибкое, художники люди очень восприимчивые в смысле влияния других школ. Здесь, как нигде больше, переплелись традиции собственно классицизма с барокко разных стран.


Задание 6. Найдите соответствие: Автопортрет художника - его картина.


Никола Пуссен – «Марс и Венера»

Жак Луи Давид – «Клятва Горациев»


Учитель: "Сердцевина" классицизма, его наиболее чистая суть связана с именами Никола Пуссена и Жака Луи Давида. Что вы можете сказать о проявлении стиля классицизма в творчестве этих художников?


Студент: Никола Пуссен был французом, но прожил большую часть жизни в Италии, и сложился там как художник.

Обожая античную культуру, он создал наиболее характерные для классицизма живописные полотна и по сей день считается важнейшим теоретиком этого стиля.

Картины Пуссена называют "замерзшими скульптурами".

Он выбирал сюжеты из мифологии, Священного Писания, исторических преданиях. Его привлекали сильные характеры, справедливые поступки.

Классицисты считали, что только прекрасное и возвышенное достойно быть запечатленным на полотне или в камне, а если реальность не дотягивает, то можно ее немножко подкорректировать.

В целом для классической живописи характерны ясные, продуманные, логически выверенные сюжетные композиции и подчиненная роль цвета. В период раннего классицизма использовались нежные, хотя и четкие, цвета и светотени, тогда как в более поздний период вошли в моду резкие тона.


Учитель: В чём своеобразие живописи Давида?


Студент: На пороге событий Великой французской революции в живописи заблистало новое имя — Жак Луи Давида (1748—1825).

Приверженец классицизма, он отдал весь свой дар воплощению идеалов революционного преобразования мира. Именно Давиду удалось органично соединить в своем творчестве античные традиции, эстетику классицизма и доктрины революции, что позволило историкам окрестить его стиль как «революционный классицизм».

Давид был близок к тем, кто преклонялся перед ценностями Римской республики.

В этот период цитировали отрывки из трудов римского историка Тита Ливия, а в театрах при полном аншлаге шли трагедии Корнеля, где в античных образах прославлялись идеи гражданского служения.

Под влиянием этих взглядов родилось знаменитое полотно Давида «Клятва Горациев» (1784), провозглашающее верность долгу.

Композиция картины напоминает театральную сцену. Фигуры же героев похожи на античные статуи, застывшие в продуманных до мелочей позах.


Учитель: В отличие от живописи классицизма - живопись рококо тесно связана с архитектурой, поэтому носит декоративный характер. Это интимное искусство, рассчитанное на украшение досуга частного лица, поэтому здесь нет:

- драматических сюжетов,

- строгих канонов

- ясной композиции,

- сдержанной гаммы.

В этом стиле большие художники сумели воплотить прелесть человеческих отношений, не скованных рамками внешних приличий, в сочетании с игривой легкомысленностью и тонким юмором. Считали, что Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а поэтому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать.

«Дух мелочей прелестных и воздушных» становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля».

Каковы главные темы живописи рококо?

Студент: Главные темы живописи рококо — изысканная жизнь придворной аристократии, «галантные празднества», идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий.

Для большинства живописцев рококо Венеры, Дианы, нимфы и амуры затмевают все остальные божества. Всевозможные «купания», «утренние туалеты» и мгновенные удовольствия являются теперь чуть ли не главным предметом изображения.


Учитель: Что вы можете сказать о представителях этого стиля?


Студент: Выразителем идей рококо и одновременно мастером, сумевшим «увидеть жизнь» сквозь антураж светской галантности и театрального кокетства был Жан Антуан Ватто (1684—1721).

Сцены праздной жизни, беспечные, лишенные какой-либо значительности образы — это предмет изображения Ватто.

В своих поэтичных полотнах («Капризница», «Праздник любви», «Общество в парке», «Затруднительное положение», и др.) мастеру удалось воплотить спектр самых разнообразных настроений и чувств, характерных для рококо.

Его полотна «звучат» то печально, то насмешливо. Но всегда искренне. И рассказывают они о людях, лишенных героики, гражданственности, поглощенных своими чувствами.

Антуана Ватто современники называли «поэтом беспечного досуга» и «галантных празднеств», «певцом изящества и красоты».

В своих произведениях он запечатлел пикники в вечно зеленых парках, музыкальные и театральные концерты на лоне природы, пылкие признания и ссоры влюбленных, идиллические свидания, балы и маскарады.


Студент: Стилем рококо владел замечательный мастер Франсуа Буше (1703—1770). Он считал себя верным учеником Ватто.

Можно сказать, что никто из художников Франции не воплотил в своих работах так полно и многогранно главные черты стиля рококо как Франсуа Буше —легкую фривольность, вкус к изысканной роскоши.

Буше был удивительно трудолюбивым человеком. Он все стремился делать сам — от мебели до конструкций вееров, часов, карет. Его картины не столько самостоятельные произведения искусства, сколько панно, служащие частью украшения какого-либо интерьера.

Художник увлеченно воплощал галантные сценки, аристократические празднества, пастушеские идиллии и пейзажи. Типичными для Ватто были такие мифологические сюжеты, как «Триумф Венеры» (1740) «Венера с Амуром», «Венера с Вулканом» (1732), «Купание Дианы» (1742).

Его называли «художником граций», «королевским живописцем».

Маркиза де Помпадур не раз заказывала ему картины.

Его картины превращаются в декоративные панно, украшают пышные интерьеры залов и гостиных, они зовут в мир счастья, любви и прекрасных грез.


Учитель: Женский силуэт в эпоху Людовика XV меняется. Теперь женщина должна напоминать хрупкую фарфоровую статуэтку.

Торжественную парадность барокко, проявляющуюся в пышной, вычурной одежде, сменяет грациозность, игривость.

А вот театральность из моды не выходит, по-прежнему и женщины, и мужчины выглядят неестественно, приобретают кукольный облик.

Итак, как стиль рококо проявился в живописи? Сделайте вывод.


Студент: В живописи рококо наблюдается уход в мир фантазии, театрализованной игры, мифических сюжетов.

Произведения художников не поражают накалом страстей, неукротимой энергией и динамикой, как в эпоху барокко, а представляют собой идиллические картины жизни.

Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась новая гамма цветов – лёгкие пастельные тона.


Учитель: Для живописи барокко характерно смешение в одной композиции античных и библейских ветхозаветных и новозаветных персонажей, аллегорических фигур, символов, атрибутов. Рядом могли оказаться Христос и Юпитер, Мадонна и Диана. Крест сравнивался с трезубцем Нептуна.

Популярный в эпоху Барокко жанр живописного портрета призван был отражать «динамику души» во всем спектре эмоций: от идеализма придворных портретов «в статуарном стиле» до женских головок «крестьянок и цветочниц».

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов.

Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Питера Пауэла Рубенса и Рембрандта Харменса Ван Рейна.


Учитель: Но ещё более яркое воплощение великие стили великой эпохи получили в скульптуре.

Задание 7: Определите стиль, в котором творили мастера века Просвещения. Дайте сравнительную характеристику скульптурным изображениям:



Бернини «Дафна и Апполон», Бернини «Людовик XIV» - барокко

Антонио Канова «Тесей и минотавр», Гудон «Вольтер» - классицизм

Этьен Фальконе «Амур» - рококо

Студент: В искусстве скульптуры рококо, как и живописи видна утонченная грация, легкость, интимность образов — все это можно найти в пластичных и динамичных произведениях, украсивших салоны эпохи Просвещения.

В барокко скульптор старался уловить движения, показать духовный порыв.

Скульптура эпохи классицизма отличается спокойствием и достоинством изображенных персон.

Если в барокко, как мы видим, ценился эффектный динамизм, движение, действие, то статуи классицизма, даже передавая движения, все же дышат глубоким покоем.


Учитель: Этьен-Морис Фальконе (1716—1791), вольнодумец, друг Дидро, был необычайно деятельным человеком. Во Франции он творил в лирико-идиллическом жанре. Рококо его любимый стиль.



Студент: Дж. Л. Бернини (стиль барокко) создал необыкновенные скульптурные произведения: “Давид”, “Аполлон и Дафна”.

Юный самоучка сумел добиться невероятной динамики масс и линий, отражающей эмоциональное напряжение персонажей, передал в мраморе нежность девичьей кожи, пушистые волосы Дафны, кору и листья лаврового дерева.

В скульптуре “Дафна и Аполлон” Бернини запечатлел в летящем движении момент превращения юной беззащитной Дафны, настигнутой легконогим Аполлоном, в лавр: жесткая кора уже наполовину скрыла нежное тело, углубляются в почву прорастающие корни, трепет гибнущего человеческого существа отзывается в шелесте распускающейся листвы. Бернини ловит кульминационный момент события.

Предназначенная для парка виллы, скульптура органично сливается с зеленым шумом парка, с качанием ветвей, бликами солнца, тенями плывущих облаков и журчанием воды.


Учитель: Скульптор Антонио Канова и Жан-Антуан Гудон творили в манере классицизма.

Антонио Канова (1757—1822). Первые работы молодого итальянского скульптора, изображавшие героев древнегреческой мифологии, прославили его имя. Статуи «Орфей», «Эвридика», «Персей», «Дедал и Икар», «Тесей, победитель Минотавра», «Амур и Психея» поразили современников, отметивших, что в статуях пульсирует сама жизнь.

Революционный дух Франции полнее и объективнее многих выразил Жан-Антуан Гудон (1741—1828), творец скульптурных портретов философов, ученых, борцов за свободу, политических деятелей.

Им создана уникальная портретная энциклопедия выдающихся людей эпохи.

Художника привлекали богатство и неповторимость внутренней жизни тех, кто, по его словам, «составил славу и счастье своего отечества».

В созданных им образах мастерски передано внутреннее сходство с оригиналом, особенности психологии героя.

Общественных деятелей Д. Дидро и Ж. Ж. Руссо, американского политика Дж. Вашингтона — вот лучшие работы великого скульптора.

Среди шедевров Гудона эрмитажная работа — мраморная статуя Вольтера. Восьмидесятичетырехлетний философ изображен в кресле, которое напоминает трон.

Статуя Вольтера — выдающегося общественного деятеля и философа, талантливого журналиста и драматурга — вершина творчества Гудона, идеальный образ мыслителя-мудреца.


Учитель: В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства.

Идеи Просвещения в зарубежной музыке эпохи Просвещения мы можем проследить в. скрипичных концертах А.Вивальди ("Времена года"), музыке Французской революции, героических операх К.В. Глюка.


Задание 8: Перед вами три великих композитора эпохи Просвещения. Назовите их.

(Студенты называют композиторов, учитель убирает на экране закрытые слова для проверки правильности ответов учащихся).

На портретах: Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Иоганн Себастьян Бах.


Учитель: Говорить о появлении нового гуманистического искусства, воплотившего в себе идеи Просвещения, принято с появлением на музыкальном Олимпе имени Иоганна Себастьяна Баха.

Как вы можете охарактеризовать его наследие?


Студент: Музыка И.С.Баха – барочная музыка. Композитор сочетает традиции и новаторство, полифонию и гомофонию в своем творчестве. Его наследие отличается многообразием музыкальных жанров: оратории, кантаты, органная и клавирная музыка, песни и сочинения для оркестра.


Учитель: Подлинное воплощение идей европейского Просвещения мы можем наблюдать в творчестве великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта, которое вмещало в себе трагизм личной судьбы и оптимистический пафос музыки.

В чём новаторства его творчества?


Студент: Его произведения отличаются многогранностью и единством стиля, многообразием форм (сонаты, мессы, симфонии, оперы, инструментальная музыка), преобладанием сонатной формы во всех музыкальных жанрах, театральностью, праздничностью ("Маленькая ночная серенада"). Моцарт осуществил реформу оперной драматургии.

Самым философским произведением Моцарта является опера "Волшебная флейта - последняя опера Моцарта, наполненная яркими музыкальными образами.

Итогом творчества композитора является гениальный "Реквием", заупокойная месса, написанная на текст католической молитвы, которая продолжает традиции великих предшественников Моцарта.

Моцарт наряду Л. Бетховеном является представивелем венской классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке.



Учитель: Прослушаем отрывки произведений великих композиторов эпохи Просвещения. И определим стиль эпохи.

(Звучат отрывки музыкальных произведений Баха, Моцарта, Бетховена)

Учитель: Как вы понимаете слова Ф. Куперена из трактата «Искусство игры на клавесине»: «То, что трогает меня, я предпочитаю тому, что поражает…»? Какие стили он сравнивает своим высказыванием?

Студент: Искусство должно вызывать приятные эмоции, развлекать, ласкать слух, радовать глаз причудливым узором линий, изысканным сочетанием светлых нарядных красок. Удивляет и поражает - искусство барокко. Трогает и волнует – искусство рококо.

Учитель: Для чего, на ваш взгляд, предназначены подобные музыкальные произведения?

Студент: Для отдыха, приятного времяпрепровождения.

(Звучит отрывок из «Маленькой серенады» Моцарта)



Учитель: Мебель, как предметы быта для сидения, лежания и расположения вещей, сопутствовала человеческой жизни всегда – даже у неандертальцев были каменные стулья. Но в том смысле, в котором мы понимаем мебель теперь, она была изобретена в Египте.

Великолепие скульптуры и архитектуры эпохи барокко нашло отражение в декоративных искусствах, особенно в мебели. Этот стиль объединял скульптурные элементы: фронтоны, массивные завитки и гирлянды сочетались с затейливыми формами, резьбой, золочением и сложным цветочным орнаментом.

Пышность, величие, пространственный размах барокко уступают место изящности рококо.

Интерьеры рококо в эту эпоху приближены к понятию "комфортабельный жилой дом". Ясность планировки, сдержанные цвета…

Последовавший вслед за рококо классицизм (XVIII век), внес элемент аскетизма – на смену напыщенности форм и отделок приходят сдержанность и натурализм.

Впервые в формах преобладает четкость и простота, образующие изящество.

Выпрямляются S-образные ножки, спинки стульев и кресел избавляются от волнообразного контура.

Кабинеты избавляются от ненужной роскоши, в интерьере – библиотеки и стеллажи занимают пространство стен, силуэт письменного стола приближается к его современному варианту.


Задание 9: Соберите интерьер барокко, рококо, классицизма.


4. Заключительный этап урока


Учитель: Вот и закончилось наше виртуальное путешествие по Западной Европе. Оно ещё раз нам доказало, что в истории нового времени «просвещению» принадлежит очень важное место.

Просветители разбудили мысли человека, заставили активно работать. Сегодня мы видим плоды рук человеческого ума:

- гражданское общество, реализация прав и свобод человека;

- новые технологии, компьютеры, новое общественное устройство, правовое государство.

А ещё эпоха Просвещения учит ценить и видеть красоту. И если, сегодня виртуально путешествуя, вы сделали первый шаг в мир прекрасного, то, как сказал великий французский мыслитель 18 века Люка де Вовенгра, "ваше сердце подскажет вам самые высокие мысли и дела".

Спасибо за работу на уроке.


Выставление оценок.


Домашнее задание (по выбору):

  • Написать сочинение на тему «Экскурсия по салону эпохи рококо (барокко, классицизма)».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Культура эпохи Просвещения"

Автор: Красюкова Таисия Ивановна

Дата: 15.09.2015

Номер свидетельства: 230840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "конспект урока по всемирной истории "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-po-vsiemirnoi-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "103963"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402653007"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "образование и культура в 17 веке "
    ["seo_title"] => string(35) "obrazovaniie-i-kul-tura-v-17-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "169968"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423489690"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Открытый урок  «Поэты,писатели и композиторы в творчестве художников  XVIIIв »"
    ["seo_title"] => string(70) "otkrytyiurokpoetypisatieliikompozitoryvtvorchiestviekhudozhnikovxviiiv"
    ["file_id"] => string(6) "314087"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459608196"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект учебного занятия по музыке в 6 классе "Ночной пейзаж" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uchiebnogho-zaniatiia-po-muzykie-v-6-klassie-nochnoi-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "115682"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412082779"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект родительского собрания «Умеем ли мы прощать» "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-roditiel-skogho-sobraniia-umieiem-li-my-proshchat"
    ["file_id"] => string(6) "132321"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416326240"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства