Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по МХК 10-11 класс»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
Пояснительная записка
В основе данной рабочей программы использована программа общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 10-11 класс Г.И. Данилова, 6-е издание стереотипное, Москва, Дрофа, 2010 г.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа в каждом классе, программа Г.Д.Даниловой ориентирована на 68 часов в каждом классе, поэтому при изучении курса МХК по программе и учебнику Г.Д. Даниловой возможны некоторые сокращения. Часть тем можно объединить в одну, освобождая время для углубленных докладов, сообщений, рефератов, презентаций.
- Общее количество часов в 10 – 11 классах - 68 часов
- Количество часов в неделю - 1 час в неделю
- Проверочных контролирующих уроков 10 класс - 1,11 класс – 2.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Цель данной рабочей программы – на основе соотнесения ценностей зарубежного и русского художественного творчества сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории. Формирование целостного представления о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека позволяет более ярко определить значение и специфику отечественного культурного наследия, выявить региональные культурно-исторические, эстетические традиции.
Задачи:
повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников или различных видов искусства.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;
формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.
Построение программы «Мировая художественная культура» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;
- принцип историзма;
- принцип опоры на творческий метод (стиль);
- принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;
- принцип художественно-педагогической драматургии урока.
В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.
Учебный курс «Мировая художественная культура» является завершающим в блоке образовательных областей художественно-эстетического цикла, что способствует реализации непрерывного культурологического образования.
Содержание тем учебного материала в 10 классе
№ п.п
Тема
Часы
1
Тема 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
7
2
Тема 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ
6
3
Тема 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
7
4
Тема 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОКА
4
5
Тема 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
9
Итого
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. 10 КЛАСС - 34 ч.
Художественная культура Древнего Египта. Архитектура Древнего Египта.
1
5
Древний Египет. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств.
1
6
Древний Египет. Изобразительное искусство Древнего Египта. Рельефы и фрески. Скульптурные памятники и музыка Древнего Египта.
1
7
Художественная культура Мезоамерики.
1
Тема 2. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРААНТИЧНОСТИ
6
8
Эгейское искусство.
1
9
Художественная культура Древней Греции. Архитектурный облик Древней Эллады.
1
10
Изобразительное искусство Древней Греции.
1
11
Художественная культура Древнего Рима. Архитектурные достижения Древнего Рима.
1
12
Изобразительное искусство Древнего Рима.
1
13
Театр и музыка античности.
1
Тема 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРАСРЕДНИХ ВЕКОВ
7
14
Мир византийской культуры.
1
15
Архитектура западноевропейского средневековья.
1
16
Изобразительное искусство средних веков.
1
17
Театральное искусство и музыка средних веков.
1
18
Художественная культура средневековой Руси. Киевская Русь.
1
19
Развитие русского регионального искусства. Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Искусство Московского княжества.
1
20
Искусство единого Российского государства. Театр и музыка.
1
Тема 4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА
4
21
Художественная культура Индии.
1
22
Художественная культура Китая.
1
23
Искусство страны восходящего солнца (Япония).
1
24
Художественная культура исламских стран.
1
Тема 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРАВОЗРОЖДЕНИЯ
9+1=10
25
Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения.
1
26
Архитектура итальянского Возрождения.
1
27
Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело,
1
28
Золотой век Возрождения. Рафаэль - «первый среди великих».
1
29
Мастера венецианской живописи.
1
30
Возрождение в Венеции.
1
31
Искусство Северного Возрождения.
Ренессанс в архитектуре Северной Европы.
1
32
Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров.
1
33
Музыка и театр эпохи Возрождения.
1
34
Повторительно-обобщающий урок:
МХК от истоков до 17 века.
1
Содержание тем учебного материала в 11 классе
№ п.п
Тема
Часы
1
Тема 1. Художественная культура Нового времени 17-18 веков
20
2
Тема 2. Художественная культура конца 19 – 20 века.
12
Итого
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. 11 КЛАСС - 34 ч.
1
Художественная культура барокко.
1
2
Архитектура барокко.
1
3
Изобразительное искусство барокко.
1
4
Реалистическая живопись Голландии.
1
5
Музыкальная культура барокко.
1
6
Художественная культура классицизма и рококо.
1
7
Классицизм в архитектуре Западной Европы.
1
8
Изобразительное искусство классицизма и рококо.
1
9
Композиторы Венской классической школы.
1
10
Шедевры классицизма в архитектуре России. «Строгий, стройный вид» Петербурга.
1
11
«Архитектурный театр» Москвы: В.И. Баженов и М.Ф. Казаков
1
12
Искусство русского портрета XVIII в.
1
13
Неоклассицизм и академизм в живописи.
1
14
Художественная культура романтизма.
1
15
Живопись романтизма
1
16
Романтический идеал и его отражение в музыке.
1
17
Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка.
1
18
Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века.
Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма.
1
19
Русские художники – передвижники. Изобразительное искусство русского реализма.
1
20
Развитие русской музыкальной культуры во второй половине XIX века.
1
21
Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи.
1
22
Формирование стиля модерн в европейском искусстве.
1
23
Символ и миф в живописи и музыке.
1
24
Художественные течения модернизма в живописи.
1
25
Русское изобразительное искусство XX века.
1
26
Искусство советского периода.
1
27
Архитектура XX века.
1
28
Театральная культура XX века.
1
29
Шедевры мирового кинематографа.
1
30
Шедевры отечественного кино.
1
31
Музыкальная культура России XX столетия.
1
32
Стилистическое многообразие западноевропейской музыки.
1
33
Обобщающее повторение.
Сочинение-размышление: «Что есть красота?»
1
34
Повторительно-обобщающий урок: Мировая художественная культура от XVII века до современности.
1
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Требования к уровню подготовки учащихся соответствуют требованиям, сформулированным в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать/понимать
• особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
• шедевры мировой художественной культуры;
• основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
• роль знака, символа, мифа в художественной культуре;
уметь
• сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
• понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
• осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
• уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
• уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• определения путей своего культурного развития и профессионального самоопределения;
• ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
• организации личного и коллективного досуга;
• самостоятельного художественного творчества.
Результатом преподавания учебного предмета «Мировая художественная культура» должен явиться эстетический рост учеников, постигающих мировую художественную культуру: от восприятия школьниками конкретных художественных произведений через постижение ими целостной художественной картины мира к самостоятельной эстетической деятельности, к собственному творчеству, возвышению духовности на основе мирового, отечественного, регионального культурного наследия.
Учебно-методическая литература:
1. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до 17 века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.И. Данилова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010 г
2. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура: от 17 века до современности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.И. Данилова. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012 г.
3. Куцман Н.Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г.И. – М.: Дрофа, 2010 г.
4. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Тематическое, поурочное планирование, 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2010 г.
Перечень учебно-методических средств обучения и дополнительная литература:
1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. М., 1990.
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн. 1- М., 1996.
3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.
4. Рапацкая Л.А.Мировая художественная культура. М., 2005 г.
5. Поурочное планирование по учебнику МХК Рапацкой Л.А. М., 2006 г.
6. Картавцева М.И. Чернышева И.С. Уроки МХК. Практическое пособие. ТЦ «Учитель», Воронеж 2003 г.