Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Краеведение"»
7
МБОУ «Пестяковская СШ»
Рассмотрено на ШМО
Протокол от . .2016г. №
Согласовано
Заместитель директора по ВР __________ Т.А.Зюма
Утверждаю Директор школы
____________ Л.М.Новожилова Приказ от . .2016г. № -ОД
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая
программа
возраст: 11-13 лет
«Земля родная»
Педагог дополнительного образования
В.В.Куканова
Срок реализации – 1 год
2016-2017 учебный год
п.Пестяки
Пояснительнаязаписка
Программа курса «Краеведение» составлена для работы с учащимися 5 класса и направлена на социокультурную адаптацию школьников, и их подготовку к гражданской и нравственной деятельности.
Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
В основе программы лежит развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Вологодской области.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с культурными учреждениями района , историей возникновения и развития малой родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности,учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знаниянапрактике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса « Родная земля» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Программа «Краеведение» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Занятия проходят 1 раз в неделю в течение 2 академических часов.
Содержание программы
Тема 1: Введение (4ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: “Мой край на карте Родины”.(5 ч)
1.Территория и географическое положение района. Знакомство с картой, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
Тема 3: “Моя малая Родина”.(5 ч)
1. Знакомство с историей образования района. Достопримечательности района.
Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.
2. Творческая работа «Загадочный мир названий»
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 4: “Природа нашего края”.(6 ч)
Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Ивановской области.
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны. Территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы Пестяковского района.
3.Объекты природы.
4. Климат
Тема 5 “Что дает наш край стране”.(5 ч)
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.
Тема 6: “Наш край богат талантами”.(6 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков
Тема 7:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. ( 6 ч)
Форма урока: видеоурок, беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
Тема 8: “Герб муниципального района ”.(1 ч)
Лекция по геральдике.
Герб своего района
Творческая работа по созданию символа (герба) своей местности.
Тема 9: “Красная книга родного края”.(3 ч)
Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.
Тема 10: “Я и моя семья ”.(4 ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
-Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 11: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.(6 ч )
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 12: “Моя улица”.(6ч)
Урок-экскурсия по улицам поселка. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты
Форма контроля: презентация «Прогулка по улицам моего поселка».
Тема 13: “Наша школа”. ( 5ч)
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе). -Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Учебно- тематическое планирование
Тема
всего часов
1. Введение
5
2. Мой край на карте Родины
5
3. Моя малая Родина
6
4. Природа нашего края
6
5. Что дает наш край стране
5
6. Наш край богат талантами
6
7. Наш край в годы Великой Отечественной войны
6
8. Гербы
1
9. Красная книга родного края.
3
10 . Я и моя семья
4
11. Дом, в котором я живу или хотел бы жить
6
12. Моя улица
6
13. Наша школа
5
Всего часов:
68
Основные требования к знаниям и умениям
При изучении программы факультатива «Краеведение » учащиеся должны знать:
Историю своей семьи;
- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции «поведение на экскурсии». Интерес к предмету (эмоциональный уровень);
- Общее представление о «следах времени», об изменениях облика города. Выполнение инструкции «движение по городу». Развитие воображения;
- Знакомство со «знакомым» радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности;
- Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события («экспедиция» для детей – приключение и азарт).
Учащиеся должны уметь:
участвовать с беседами с информантами;
посещать музеи и другие культурные учреждения.
Методическое обеспечение.
Районный краеведческий музей (П. Пестяки).
Районный музей (с. Мыт).
Дом ремесел (п. Пестяки).
Районная библиотека (п. Пестяки).
Школьная библиотека (п. Пестяки)
Литература:
1. Земля умельцев: Прошлое и настоящее Пестяковского района. Иваново, 1998