kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по краеведению "Традиции и обычаи народов Удмуртии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа работы кружка краеведения «Традиции и обычаи народов Удмуртии» направлена на истинное возрождение интереса к истории народов Удмуртии, их культурным ценностям. Участники реализации  программы имеют возможность обращения к мудрости и нравственной чистоте, отражённых в фольклоре. Деятельность их выражена в освоении культурных традиций родного края.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению "Традиции и обычаи народов Удмуртии"»

Пояснительная записка

Программа работы кружка краеведения «Традиции и обычаи народов Удмуртии» направлена на истинное возрождение интереса к истории народов Удмуртии, их культурным ценностям. Участники реализации программы имеют возможность обращения к мудрости и нравственной чистоте, отражённых в фольклоре. Деятельность их выражена в освоении культурных традиций родного края. Разучивание бытовых и обрядовых песен, календарных праздников и народных обрядов, знакомство с народными костюмами, народным бытом, театром и календарём находит через музыкальный фольклор и устное народное творчество своё отражение в организации концертной деятельности, участии в научно-практических конференциях, в организации выставок и музейных экспозиций, в организации проведения фестивалей фольклорного искусства.

Особую роль в воспитательном процессе наших школьников играет краеведение, особенно в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Наша Удмуртская Республика, которая является малой родиной для большинства учащихся, сохранила и свою благословенную сердцевину, а потому особенно располагает к любованию, созерцанию и раздумью. Это о нашей земле сказал поэт Флор Васильев «…И для меня бы не было России без маленькой Удмуртии моей». Любовь к Родине конкретна. Город Можга и Удмуртская Республика имеют уникальную многонациональную и культурно-образовательную среду, в которой представлено тесное взаимодействие природных, исторических, культурных, национальных и религиозных факторов. Культура Можги многообразна. Культурное и природное наследие составляет здесь единый, взаимосвязанный комплекс. Особенность историко-культурного наследия Можги и Удмуртской Республики заключается и в том, что оно не может быть рассмотрено только в региональном контексте, поскольку многие памятники Удмуртской земли являются объектами всероссийского и мирового культурного наследия. Освоение собственной культурно-исторической традиции даст возможность ребенку на равных войти в мировое культурное пространство, сделать возможным диалог культур.

Краеведение – мощное средство для осуществления связи школы с жизнью. Занимаясь краеведением, учащиеся имеют возможность познакомиться с местными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями еще до окончания школы. Там они наблюдают труд самых разнообразных профессий, что впоследствии поможет им правильно выбрать будущую специальность, тем самым происходит политехническое обучение учащихся. Большую связь школьное краеведение имеет и с охраной природы, поскольку оно позволяет учащимся активно включиться в работу по ее охране и преобразованию. Изучение своей местности помогает развивать самостоятельность школьников, открывает возможность активного включения в общественно полезный труд. Краеведение создает условия для исследовательской деятельности учащихся.

Имея представление о природе, населении и хозяйстве родного края, легче понять географию и историю всей нашей огромной страны. Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает связать теоретические знания и умения, приобретаемые в школе, с окружающей жизнью.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает метапредметные связи.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Цель курса:

Воспитание у школьников любви к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, воспитание чувства национальной гордости.

Задачи курса:

- расширение и углубление знаний учащихся по различным образовательным предметам;

- приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;

- содействие гармоничному развитию личности школьника;

- совершенствование духовных и физических потребностей;

- формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

- гуманное отношение к окружающей среде;

- воспитание патриотизма, любви к родному городу и республике;

- создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

Общая характеристика учебного курса.

Краеведение как учебный предмет предполагает планомерное изучение своего края, постоянное накопление фактов и сведений о родных местах, их систематизацию и обработку. Изучение краеведения это своеобразная научно-исследовательская работа, которая требует постоянного собирания и изучения всех современных и исторических материалов о своем родном крае. Суть краеведческого принципа заключается в том, что он позволяет в знакомой учащимся местности, в повседневной обстановке наблюдать действительность в соотношениях и связях ее отдельных компонентов и использовать результаты этих наблюдений для того, чтобы на полученных реальных представлениях формировать понятия, составляющие основу первых научных знаний о мире.

Краеведение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту историческими и географическими фактами, духовно-нравственное, научное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю учащихся, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом краеведения является формирование различных видов исследовательской и проектной деятельности учащихся. Они учатся ориентироваться в научной и художественной литературе, использовать её для расширения своих знаний о родном крае.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения высказывать собственное мнение, строить свою речь в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках краеведения формируется национальная и нравственная компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя как гражданина своего города, республики, страны. Ребенок становится способным использовать научную и проектную деятельность для своего самообразования. У ученика возникает потребность в постоянном чтении книг о родном крае, он быстрее овладеет техникой чтения и приёмами работы с научными текстами, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс краеведения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений о родном крае. Внимание начинающего краеведа обращается на природу нашей Удмуртской Республики, на бережное отношение человека к окружающему миру, на нравственные проблемы. Младшие школьники учатся чувствовать красоту родной Удмуртской Республики, ценить и любить свою малую родину.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса.

- познакомить учащихся со школой как элементом малой Родины, местом, где человек усваивает социальные нормы жизни, родной язык, традиции и обычаи;

- формирование умений выполнять все традиционные нормы школьной жизни;

- формирование привычки быть доброжелательным и приветливым.

- обойти территорию школы и познакомиться со всеми ее сооружениями и прилегающими территориями;

- познакомиться с жизнью школы и правилами школьной жизни;

- посетить ближайшие к школе учреждения культуры;

- изучить историю тех улиц, по которым учащиеся класса ежедневно ходят в школу;

- познакомиться с достопримечательностями города;

Результаты изучения курса.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта краеведческой деятельности, слушания и заучивания наизусть произведений национальной художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа и других народов, живущих рядом; выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации по краеведению;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач посредством изучения речевой деятельности других народов, проживающих на территории Удмуртии;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения научных текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном городе Можге, об Удмуртской Республике;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;

4) использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного города и республик

Содержание курса

Беседа по ТБ. Вводное занятие. Знакомство с предметом краеведения. Моя Родина –Удмуртия. Можга – город Удмуртской республики. Кто живёт в Удмуртии? Народы нашей республики. Национальный костюм удмуртского народа. Национальный костюм татарского народа. Национальный костюм русского народа. Экскурсия в краеведческий музей города. Экскурсии в библиотеку им. Байтерякова. Песни удмуртского народа. Песни татарского народа. Песни Русского народа. Экскурсия в «Дубитель». Экскурсия в ЦДОД. Сказки удмуртского народа. Сказки татарского народа. Сказки русского народа. Экскурсия в детскую библиотеку. Национальная кухня удмуртского народа. Национальная кухня татарского народа. Национальная кухня русского народа. Экскурсия в Большие Сибы. Национальные праздники удмуртского народа. Национальные праздники татарского народа. Национальные праздники русского народа. Экскурсия в краеведческий музей. Национальные игры удмуртского народа. Национальные игры татарского народа. Национальные игры русского народа. Национальные игры на свежем воздухе. Пословицы и поговорки русского и удмуртского народа. Пословицы и поговорки татарского народа. Резервное занятие



Тематическое планирование




Названия разделов

Общее количество часов

1

Беседа по ТБ. Вводное занятие. Знакомство с предметом краеведения.

1

2

Моя Родина –Удмуртия

1

3

Можга – город Удмуртской республики

1

4

Кто живёт в Удмуртии? Народы нашей республики

1

5

Национальный костюм удмуртского народа

1

6

Национальный костюм татарского народа

1

7

Национальный костюм русского народа

1

8

Экскурсия в краеведческий музей города

1

9

Экскурсии в библиотеку им. Байтерякова

1

10

Песни удмуртского народа

1

11

Песни татарского народа

1

12

Песни Русского народа

1

13

Экскурсия в «Дубитель»

1

14

Экскурсия в ЦДОД

1

15

Сказки удмуртского народа

1

16

Сказки татарского народа

1

17

Сказки русского народа

1

18

Экскурсия в детскую библиотеку

1

19

Национальная кухня удмуртского народа

1

20

Национальная кухня татарского народа

1

21

Национальная кухня русского народа

1

22

Экскурсия в Большие Сибы

1

23

Национальные праздники удмуртского народа

1

24

Национальные праздники татарского народа

1

25

Национальные праздники русского народа

1

26

Экскурсия в краеведческий музей

1

27

Национальные игры удмуртского народа

1

28

Национальные игры татарского народа

1

29

Национальные игры русского народа

1

30

Национальные игры на свежем воздухе

1

31

Пословицы и поговорки русского и удмуртского народа

1

32

Пословицы и поговорки татарского народа

1

33

Резервное занятие

1

34

Резервное занятие

1


Всего

34



Список литературы для учителя

  1. Вичужанин А.Г. Наших улиц имена: очерки о можгинцах.- «Сарапульская типография», 2012.

  2. Вичужанин А.Г. Можга-городок над Сюгинкой - рекой. - Ижевск: Удм.

  3. Микрюкова Н.А. Улицы имени медиков // Все о работе. - №8.- 2010.

  4. Официальный сайт города Ижевска URL:http://www.izhevsk-gorod.ru

  5. Свободная Энциклопедия URL:http://www.wikipedia.org

  6. Официальный сайт Историко-краеведческого музея г.Можги URL:http://www.mozhga-museum.ru

  7. Официальный сайт Союза малых городов Российской Федерации URL:http://www.smgrf.ru


Список литературы для учащихся

1.Атаманов-Эграпи, Михаил Гаврилович. Происхождение удмуртского народа[монография] / М. Г. Атаманов-Эграпи ; [ред. В. Н. Ившин ; худож. Ю. Н. Лобанов]. - Ижевск : Удмуртия, 2010

2.Белоногов, Александр Егорович. Подъёмистый путь : стихи / Александр Белоногов ; [ред. С. В. Матвеев ; худож. Н. А. Быков]. - Ижевск : Удмуртия, 2002. 

3.Вичужанин А.Г. Можга-городок над Сюгинкой - рекой. - Ижевск: Удм.

4.Ю.Фролов «От зари до зари», Устинов: Удмуртия, 1985

5.Удмуртские народные сказки – составление, перевод и обработка Н.П. Кралиной. – Ижевск: Удмуртия, 2003

6.А.Ю.Украинцева, Н.Т.Козлова «Мой край - Удмуртия» - Ижевск: Удмуртия, 2013

7.Стихи






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по краеведению "Традиции и обычаи народов Удмуртии"

Автор: Бидаева Надежда Петровна

Дата: 16.09.2016

Номер свидетельства: 344118


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства