Просмотр содержимого документа
«Беседа на тему: "Русское народное творчество "Снегурочка"»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей»
Республика Мордовия, город Саранск
Беседа «Русское народное творчество»
«Снегурочка»
(для детей 8 -12 лет)
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Калиниченко Анжелика Николаевна
Саранск 2022 г.
Устное народное творчество
Фолькло́р (от англ. folk-lore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах.
Устное народное творчество: «Устное» - передавалось « из уста в уста». «Народное» - создано каким-то народом: русским, мордовским… «Творчество» - это когда что-то придумывают, творят.
Сказка
Литературная сказка — целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы.
Подобно тому, как народная сказка, постоянно изменяясь, впитывала в себя черты новой реальности, литературная сказка всегда была и есть неразрывно связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями. Литературная сказка выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.
Островский Александр Николаевич
В традиционном представлении А.Н. Островский - писатель бытовой, остросоциальный, изображающий темные стороны купеческого быта. Но такой взгляд, несомненно, односторонний. Часто не берется во внимание то, что Островский – глубоко национальный, народами поэт, прекрасно чувствующий природе, народ, его культуру и умеющий открывать, чистое и светлое даже в самом темном и неприглядном.
«Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно «Снегурочку».
А. Р. Кугель.
В «Снегурочке» как раз и собрано все то лучшее, высокое, доброе, что рассыпано в большей или меньшей степени по всем произведениям драматурга.
«Снегурочка», кроме того, что она литературная сказка, еще и произведение драматургическое.
«ИСТОКИ БЕРЕНДЕЕВА ЦАРСТВА»
Страна добрых и мудрых берендеев привлекла Островского еще в юности, когда в апреле 1848 года он отправился с домашними в усадьбу Щелыково. Впечатления от этого путешествия, которое продолжалась неделю и проходило через красивые старинные русские города: Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострому, отразились в путевом дневнике молодого Островского.
Вероятно, уже тогда узнал Островский поэтическое народное предание о берендеевом царстве, бытовавшее среди жителей Переславля-Залесского, где путешественники останавливались на отдых. Невдалеке от городка находилось знаменитое Берендеево болото. В центре этого болота, бывшего когда-то озером, на острове сохранились остатки древнего поселения-городища. В народной легенде рассказывалось о том, что в далёкие доисторические времена здесь жило счастливое племя берендеев, которыми правил умный и добрый царь. В рассказах о берендеях воплотилась вековечная мечта крестьянства о счастливых землях, где живёт человек в мире и согласии, в материальном довольстве.
Мечта о мире, братстве, гармонии, о добром и справедливом царе нашла свое воплощение в изображенном Островским сказочном царстве.
Возможно, что подобное изображение покажется наивным или даже примитивным современному читателю. Но эта « примитивность характеров, положений, которая так бросается в глаза, есть …глубочайшее познание природы вещей и человека». В известном смысле здесь проявляется стремление Островского – драматурга постигнуть жизнь в ее первоосновах. По мнению Р.А.Кугеля, вся «оригинальность великого таланта Островского и состоит в том, что поступки, характеры его героев проникнуты детской наивностью. Но это не глупость, это отсутствие ложного стыда и лицемерия, с одной стороны, радостно открытое доверчивое отношение к жизни - с другой, оптимизм, лежащий в природе, - с третьей».
Снегурочка – «холодное сердечко» и Лель – « солнца любимый сын». Они не будут вместе, они разные не только по своей природе, но и по отношению к жизни. Ледяное сердечко Снегурочки не только не способно еще любить, но и не способно к состраданию и жалости, которые свойственны к большинству берендеев, в том числе и Лелю. Но ценой за эту любовь, за горячее человеческое сердце, становится жизнь Снегурочки. Гибель Снегурочки чудесна, ибо тепло и солнце принесла она на землю берендеев.
В «Снегурочке», «весенней сказке» А.Н.Островского соприкасаются противоположные начала: фольклорное и литературное; два мира: мир природы и мир человека; два взгляда на любовь: Мороза («Счастье в том, чтобы не любить») и Весны («Счастье в том, чтобы любить»); две стихии: холода и тепла.
И все это переплелось, образовав оригинальное соцветие – очаровательную мифолого-поэтическую сказку «Снегурочка». И в этом букете самым заметным, ярким цветком стала божественная ПЕСНЬ ЛЮБВИ!
Признавая возможность прекрасной справедливой жизни, А.Н.Островский искал красоту в эстетике народа, в народном искусстве. Само понятие красоты в сказке не оторвано от нравственно - гуманистического идеала. Писатель решает тему счастья с точки зрения народного идеала. Он видит красоту и величие человека в тесной связи с природой, в слиянии со своими корнями, в гармонии личностных отношений, в личной духовной свободе, к красоте, к наслаждению земной жизни к любви.