kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Народный обряд Масленица в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока в 5 классе по теме:

«Народный обряд Масленица в опере

Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»»

Учитель: Бурлакова Н.Я.  школа- лицей №16 г. Павлодар РК

Место урока в системе уроков по теме: 2

Задачи урока:

Обеспечить понимание взаимосвязи классической музыки и народного творчества. Знакомство с народным обрядом Масленица в опере Римского-Корсакого «Снегурочка»

Продолжить формирование музыкального вкуса, понимание синкретической природы оперного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты оперных спектаклей.

На основе музыкального произведения выработать вдумчивое отношение к народным традициям и обычаям.

Тип урока:

Совершенствование знаний и эстетических качеств, обучающихся средствами музыкального материала.

Вид урока:

Лекция с элементами эвристической беседы

Музыкальный материал: Отрывки из оперы Римского-Корсакого «Снегурочка»

Оборудование:        Компьютер

                                   Проектор

                                   Музыкальный центр

                                   Синтезатор

Обоснование использования ИКТ: использовать ИКТ, как средство подачи иллюстративного материала с целью активизации учебно-творческой деятельности обучающихся.

Виды деятельности:

  • повторение пройденного методом устного опроса
  • рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности
  • работа учащихся с наглядными пособиями
  • анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы
  • вокальные упражнения
  • хоровое исполнение песен
  • тестирование знаний учащихся по теме урока

 

 

Этапы

Ход урока

Виды деятельности

1Организация начала урока

«Доброе утро ребята

Доброе утро учитель»

 

Музыкальное приветствие

 

2 Актуализация опорных знаний

Слайд №1

Ребята, мы с вами продолжаем изучать творчество русского композитора Н.А. Римского-Корсакого. Сегодня тема урока «Народный обряд Масленица в опере Римского-Корсакого «Снегурочка»»

 

Запись темы урока в опросном листе.

Задание № 1

3 Операционно-познавательный

Завершается зима. День ото дня становится теплее. Все чаще на небе становиться светлее. Но это еще зима - последний ее месяц. В народе про последний месяц зимы так говорят: «Февраль зиму выдувает». О снеге, о морозах с народных уст слетало много метких выражений. Может и вы, ребята, знаете эти выражения?

Примерные ответы: Зима не лето – в шубу одета.

Зима лето строит

Снег на полях – зерно в закромах

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети говорят пословицы о зиме

Слайд № 2

Наша зима у поэтов – красавица, порой шаловливая, порой тихая как сон

Ученик: Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит

 

 

Ученики читают стихи о зиме

Слайд № 3

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вглядитесь в эти зимние пейзажи, когда сама природа будто ждет появления сказки, и она приходит в дома людей из черноты дальнего леса, из замерзшей тишины ночного воздуха. Самые удивительные и волшебные праздники приходят зимой. Какие?

Масленица – веселый и раздольный праздник, который продолжается, целую неделю. В народе недаром его величали «широкой Масленицей» или еще так говорили: «Честная госпожа масленица». Снежные горки в эти дни поливали и раскатывали да приговаривали: «Душа ль ты моя, масленица, перепелиные косточки! Приезжай к нам в гости на широк двор – на горках прокатиться, в блинах поваляться, сердцем потешитьсяДети отвечают:

  1. Новый год
  2. Рождество
  3. Святки
  4. Масленица

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 4

Просмотр видеоролика 01

Давайте посмотрим, как  древние русичи справляли этот праздник. Красивый праздник, ребята? А в кругу семьи вы справляете Масленицу?

 

Заполняют опросный лист.

Задание № 2

Ответы детей

3 Углубление полученных знаний через сравнение народного обряда с обрывком из оперы

 

Н.А. Римский-Корсаков обращается к народному творчеству в 80 г 19 века и занимается изучением народной поэзии и обрядов. Композитор восхищался песнями, обрядами и даже собрал сборник «Сто русских народных песен».

 

Беседа

Слайд № 5

Музыкальный отрывок, пролог из оперы «Снегурочка»

01 mp.3

В это время он обращается к сказке Островского «Снегурочка»

 

Слушание пролога из оперы «Снегурочка»

Слайд № 6

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 7

«Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царствия берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания, чем поклонение Яриле-Солнцу.

Скажите ребята, какие образы в сказке волшебные, вымышленные, а какие реальные? Композитор сочинил яркую, красочную картину старинного обряда. И когда мы сейчас будем слушать и смотреть этот обряд, нам будет казаться, что это не композитор сочинил, а сам народ.

 

Анализ музыкального произведения

 

Заполняют опросный лист.

Задание № 3

 

 

 

 

 

Ответы детей:

Вымысел:

Весна, Снегурочка, Дед Мороз

Реальные: Лель, Купава и т.д.

 

Слайд № 8

Просмотр видеоролика 02

Какой характер этого обряда хотел композитор показать? Что нового в обряде сочинил композитор?

 

 

 Давайте, ребята, мы тоже на время станем композиторами и сыграем свой обряд

 

Слушание отрывка из оперы

Ответы детей:

Веселье, Беззаботность, Радость по проводам зимы

 

 

4Развитие культуры исполнения произведения

Слова распевки:

А мы масленицу дожидаем

Сыр и масло в глаза увидаем

Увидаем, душе, увидаем

(Петь по основным ступеням лада)

Учитель:

 Эй! Веселый, собирайся народ

Нынче Масленица в гости идет

1 ученик: Едет масленица дорогая

Наша гостьюшка годовая

На саночках расписных

На конечках вороных

 

2ученик: Ой, да Масленица

На двор въезжает

Широкая на двор въезжает

Ой, да Масленица широкая

Погости недельку

Разучивание хора из пролога оперы

После исполнения учитель говорит:

Ну-ка руку протяните

Да блинок от  Масленицы себе возьмите

(Раздает блины)

Все ученики: Мы наелись угощения

Наше кончилось веселье

Ты прощай, прощай наша Масленица

 

Распевка

 

 

 

 

 

Разыгрывание обряда

 

 

Заполняют опросный лист.

Задание № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хоровое исполнение песни Римского-Корсакова «Прощай, прощай Масленица»

 

5Рефлексивно-оценочный

Музыкальный отрывок, хор из пролога 02 mp.3

Ребята, скажите мне, почему мы прощаемся в песне с Масленицей, что подразумевается под образом Масленицы.

 

Ответы детей: Масленица – это образ старой Зимы

Повторное слушание хора и зарисовка образа Масленицы.

Слайд № 9

3 уч.: такой обычай есть

Надо Масленицу сжечь

Чтоб тепло ее костра

Весна – девица – краса

Всей душою ощутила

И в права свои вступила

 

Подведение итогов урока

 

Слайд № 10

Вот ребята, мы с вами подошли к концу урока. И чтобы закончить его нужно отгадать загадки. Ответьте мне: что здесь лишнее? ( Сравнивают изображение)

 

Ответ

 

Слайд № 11

Музыкальный отрывок из четвёртого действия 03 mp.3

А что здесь общее? ( Сравнивают изображения).Жалко нам Снегурочку, но таков закон природы. За лютой зимой идёт солнечная весна. Поэтому опера заканчивается гимном солнцу. свету, жизни

Учитель:

А закончим мы наш урок словами:

Масленица мокрохвостка

Поезжай долой со двора

Отошла твоя пора

Весна - красна, наша Ладушка пришла.

Учитель: До свидание ребята

Ученики: до свидания учитель

 

Ответ

Заполняют опросный лист.

Задание № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети сдают опросные листы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опросный лист к уроку »

Опросный лист по теме урока «Народный обряд Масленица в опере Н.А. Римского- Корсакова «Снегурочка» учитель Бурлакова Н.Я. школа – лицей № 16 г. Павлодар РК



Фамилия. Имя. класс:

________________________________________________________________

  1. Задание:

Напиши тему урока



_____________________________________________________________

  1. Задание:

(Прочитай)

Русский народ свою масленицу величает: честная масленица, широкая масленица или сырная неделя. К первому дню масленицы устраиваются общественные горы,качели, балаганы для скоморохов, столы с сладкими яствами. Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешиться над скоморохами – значило в старину: жить в горькой беде, сидеть калекой без ног.

(Выбери из ряда масленичных развлечений лишнее) Кулачные бои, поедание блинов, катание с гор, купание в прорубе, медвежьи забавы, взятие снежного городка.







  1. Задание:

(Прочитай)

«Снегурочку» Николай Андреевич Римский-Корсаков любил более всех других своих произведений, считая эту оперу самой совершенной. Сюжет пьесы-сказки Александра Николаевича Островского удивительно подошел к особенностям дарования композитора.

Краткое содержание: Действие происходит в сказочной стране берендеев. Снегурочка просит Деда Мороза и Весну отпустить ее из леса к людям. Слышится песня- это приближаются берендеи, везущие в лес Чучело-Масленицы. Из леса выходит Снегурочка, ее замечают Бобыль и Бобылиха и берут ее с собой. В слободке Снегурочка встречает пастушка Леля. Ей нравится, как он поет. У Снегурочки появляется подруга Купава, которая ждет своего жениха Мизгиря. Он приходит в слободку с богатыми дарами свататься к Купаве, но заметив Снегурочку, забывает о своем слове жениться на Купаве. Царь Берендей разгневан и решает судить Мизгиря. На суд приходит и Снегурочка. Царь Берендей поражен необыкновенной красотой и поручает Лелю и Мизгирю пробудить в Снегурочке чувство любви. Снегурочка сама жаждет любви и обращается к своей матери Весне с этой просьбой.Весна дарит волшебный венок, наделяя Снегурочку способностью любить. Собирается народ встретить первый день лета.К царю Берендею подходят пары влюбленных, в том числе и Снегурочка с Мизгирем,но первый луч солнца на нее и она исчезает. Народ славит бога Ярилу.

Вопрос:Что случилось со Снегурочкой в конце оперы? Сгорела, утонула, растаяла, улетела.



__________________________________________________________

4.Задание: Прочитай текст песни.

Раным рано петухи у нас запели

Про Весну-красну возвестили

Припев:

Прощай Масленица

Уж проталины меж снегом зачернели

Скрыш сосульки звонко зазвенели

Мы Весны-красны прихода ожидаем

С пеньем Масленицу провожаем

Вопрос: Почему с Масленицей прощаются?

Нарисуй свой образ Масленицы.













_________________________________________________________________

5.Задание:Выбери понятия , которые являются образом солнца.

Блины, белая овца, хоровод, копыто лошади, шанырак, петух, осиновый кол, каравай.

__________________________________________________________________



Поставь себе оценку за урок.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока в 5 классе (2)»

Разработка открытого урока в 5 классе по теме:

«Народный обряд Масленица в опере

Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»»

Учитель: Бурлакова Н.Я. школа- лицей №16 г. Павлодар РК

Место урока в системе уроков по теме: 2

Задачи урока:

Обеспечить понимание взаимосвязи классической музыки и народного творчества. Знакомство с народным обрядом Масленица в опере Римского-Корсакого «Снегурочка»

Продолжить формирование музыкального вкуса, понимание синкретической природы оперного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты оперных спектаклей.

На основе музыкального произведения выработать вдумчивое отношение к народным традициям и обычаям.

Тип урока:

Совершенствование знаний и эстетических качеств, обучающихся средствами музыкального материала.

Вид урока:

Лекция с элементами эвристической беседы

Музыкальный материал: Отрывки из оперы Римского-Корсакого «Снегурочка»

Оборудование: Компьютер

Проектор

Музыкальный центр

Синтезатор

Обоснование использования ИКТ: использовать ИКТ, как средство подачи иллюстративного материала с целью активизации учебно-творческой деятельности обучающихся.

Виды деятельности:

  • повторение пройденного методом устного опроса

  • рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности

  • работа учащихся с наглядными пособиями

  • анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы

  • вокальные упражнения

  • хоровое исполнение песен

  • тестирование знаний учащихся по теме урока





Этапы

Ход урока

Виды деятельности

1Организация начала урока

«Доброе утро ребята

Доброе утро учитель»


Музыкальное приветствие

2 Актуализация опорных знаний

Слайд №1

Ребята, мы с вами продолжаем изучать творчество русского композитора Н.А. Римского-Корсакого. Сегодня тема урока «Народный обряд Масленица в опере Римского-Корсакого «Снегурочка»»


Запись темы урока в опросном листе.

Задание № 1

3 Операционно-познавательный

Завершается зима. День ото дня становится теплее. Все чаще на небе становиться светлее. Но это еще зима - последний ее месяц. В народе про последний месяц зимы так говорят: «Февраль зиму выдувает». О снеге, о морозах с народных уст слетало много метких выражений. Может и вы, ребята, знаете эти выражения?

Примерные ответы: Зима не лето – в шубу одета.

Зима лето строит

Снег на полях – зерно в закромах


Беседа










Дети говорят пословицы о зиме

Слайд № 2

Наша зима у поэтов – красавица, порой шаловливая, порой тихая как сон

Ученик: Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит



Ученики читают стихи о зиме

Слайд № 3


















Вглядитесь в эти зимние пейзажи, когда сама природа будто ждет появления сказки, и она приходит в дома людей из черноты дальнего леса, из замерзшей тишины ночного воздуха. Самые удивительные и волшебные праздники приходят зимой. Какие?

Масленица – веселый и раздольный праздник, который продолжается, целую неделю. В народе недаром его величали «широкой Масленицей» или еще так говорили: «Честная госпожа масленица». Снежные горки в эти дни поливали и раскатывали да приговаривали: «Душа ль ты моя, масленица, перепелиные косточки! Приезжай к нам в гости на широк двор – на горках прокатиться, в блинах поваляться, сердцем потешиться





Дети отвечают:

  1. Новый год

  2. Рождество

  3. Святки

  4. Масленица










Слайд № 4

Просмотр видеоролика 01

Давайте посмотрим, как древние русичи справляли этот праздник. Красивый праздник, ребята? А в кругу семьи вы справляете Масленицу?


Заполняют опросный лист.

Задание № 2

Ответы детей

3 Углубление полученных знаний через сравнение народного обряда с обрывком из оперы


Н.А. Римский-Корсаков обращается к народному творчеству в 80 г 19 века и занимается изучением народной поэзии и обрядов. Композитор восхищался песнями, обрядами и даже собрал сборник «Сто русских народных песен».


Беседа

Слайд № 5

Музыкальный отрывок, пролог из оперы «Снегурочка»

01 mp.3

В это время он обращается к сказке Островского «Снегурочка»


Слушание пролога из оперы «Снегурочка»

Слайд № 6








Слайд № 7

«Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царствия берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания, чем поклонение Яриле-Солнцу.

Скажите ребята, какие образы в сказке волшебные, вымышленные, а какие реальные? Композитор сочинил яркую, красочную картину старинного обряда. И когда мы сейчас будем слушать и смотреть этот обряд, нам будет казаться, что это не композитор сочинил, а сам народ.


Анализ музыкального произведения


Заполняют опросный лист.

Задание № 3






Ответы детей:

Вымысел:

Весна, Снегурочка, Дед Мороз

Реальные: Лель, Купава и т.д.


Слайд № 8

Просмотр видеоролика 02

Какой характер этого обряда хотел композитор показать? Что нового в обряде сочинил композитор?



Давайте, ребята, мы тоже на время станем композиторами и сыграем свой обряд


Слушание отрывка из оперы

Ответы детей:

Веселье, Беззаботность, Радость по проводам зимы


4Развитие культуры исполнения произведения

Слова распевки:

А мы масленицу дожидаем

Сыр и масло в глаза увидаем

Увидаем, душе, увидаем

(Петь по основным ступеням лада)

Учитель:

Эй! Веселый, собирайся народ

Нынче Масленица в гости идет

1 ученик: Едет масленица дорогая

Наша гостьюшка годовая

На саночках расписных

На конечках вороных


2ученик: Ой, да Масленица

На двор въезжает

Широкая на двор въезжает

Ой, да Масленица широкая

Погости недельку

Разучивание хора из пролога оперы

После исполнения учитель говорит:

Ну-ка руку протяните

Да блинок от Масленицы себе возьмите

(Раздает блины)

Все ученики: Мы наелись угощения

Наше кончилось веселье

Ты прощай, прощай наша Масленица


Распевка






Разыгрывание обряда



Заполняют опросный лист.

Задание № 4










Хоровое исполнение песни Римского-Корсакова «Прощай, прощай Масленица»


5Рефлексивно-оценочный

Музыкальный отрывок, хор из пролога 02 mp.3

Ребята, скажите мне, почему мы прощаемся в песне с Масленицей, что подразумевается под образом Масленицы.


Ответы детей: Масленица – это образ старой Зимы

Повторное слушание хора и зарисовка образа Масленицы.

Слайд № 9

3 уч.: такой обычай есть

Надо Масленицу сжечь

Чтоб тепло ее костра

Весна – девица – краса

Всей душою ощутила

И в права свои вступила


Подведение итогов урока


Слайд № 10

Вот ребята, мы с вами подошли к концу урока. И чтобы закончить его нужно отгадать загадки. Ответьте мне: что здесь лишнее? ( Сравнивают изображение)


Ответ

Слайд № 11

Музыкальный отрывок из четвёртого действия 03 mp.3

А что здесь общее? ( Сравнивают изображения).Жалко нам Снегурочку, но таков закон природы. За лютой зимой идёт солнечная весна. Поэтому опера заканчивается гимном солнцу. свету, жизни

Учитель:

А закончим мы наш урок словами:

Масленица мокрохвостка

Поезжай долой со двора

Отошла твоя пора

Весна - красна, наша Ладушка пришла.

Учитель: До свидание ребята

Ученики: до свидания учитель


Ответ

Заполняют опросный лист.

Задание № 5










Дети сдают опросные листы





Просмотр содержимого презентации
«Народный обряд Масленица »

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна. Свет небес высоких И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна.

Свет небес высоких

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Народный обряд Масленица в опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»»

Автор: Бурлакова Н.Я.

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124169


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства