Разработка открытого урока в 5 классе по теме:
«Народный обряд Масленица в опере
Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»»
Учитель: Бурлакова Н.Я. школа- лицей №16 г. Павлодар РК
Место урока в системе уроков по теме: 2
Задачи урока:
Обеспечить понимание взаимосвязи классической музыки и народного творчества. Знакомство с народным обрядом Масленица в опере Римского-Корсакого «Снегурочка»
Продолжить формирование музыкального вкуса, понимание синкретической природы оперного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты оперных спектаклей.
На основе музыкального произведения выработать вдумчивое отношение к народным традициям и обычаям.
Тип урока:
Совершенствование знаний и эстетических качеств, обучающихся средствами музыкального материала.
Вид урока:
Лекция с элементами эвристической беседы
Музыкальный материал: Отрывки из оперы Римского-Корсакого «Снегурочка»
Оборудование: Компьютер
Проектор
Музыкальный центр
Синтезатор
Обоснование использования ИКТ: использовать ИКТ, как средство подачи иллюстративного материала с целью активизации учебно-творческой деятельности обучающихся.
Виды деятельности:
- повторение пройденного методом устного опроса
- рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности
- работа учащихся с наглядными пособиями
- анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы
- вокальные упражнения
- хоровое исполнение песен
- тестирование знаний учащихся по теме урока
Этапы
Ход урока
Виды деятельности
1Организация начала урока
«Доброе утро ребята
Доброе утро учитель»
Музыкальное приветствие
2 Актуализация опорных знаний
Слайд №1
Ребята, мы с вами продолжаем изучать творчество русского композитора Н.А. Римского-Корсакого. Сегодня тема урока «Народный обряд Масленица в опере Римского-Корсакого «Снегурочка»»
Запись темы урока в опросном листе.
Задание № 1
3 Операционно-познавательный
Завершается зима. День ото дня становится теплее. Все чаще на небе становиться светлее. Но это еще зима - последний ее месяц. В народе про последний месяц зимы так говорят: «Февраль зиму выдувает». О снеге, о морозах с народных уст слетало много метких выражений. Может и вы, ребята, знаете эти выражения?
Примерные ответы: Зима не лето – в шубу одета.
Зима лето строит
Снег на полях – зерно в закромах
Беседа
Дети говорят пословицы о зиме
Слайд № 2
Наша зима у поэтов – красавица, порой шаловливая, порой тихая как сон
Ученик: Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит
Ученики читают стихи о зиме
Слайд № 3
Вглядитесь в эти зимние пейзажи, когда сама природа будто ждет появления сказки, и она приходит в дома людей из черноты дальнего леса, из замерзшей тишины ночного воздуха. Самые удивительные и волшебные праздники приходят зимой. Какие?
Масленица – веселый и раздольный праздник, который продолжается, целую неделю. В народе недаром его величали «широкой Масленицей» или еще так говорили: «Честная госпожа масленица». Снежные горки в эти дни поливали и раскатывали да приговаривали: «Душа ль ты моя, масленица, перепелиные косточки! Приезжай к нам в гости на широк двор – на горках прокатиться, в блинах поваляться, сердцем потешитьсяДети отвечают:
- Новый год
- Рождество
- Святки
- Масленица
Слайд № 4
Просмотр видеоролика 01
Давайте посмотрим, как древние русичи справляли этот праздник. Красивый праздник, ребята? А в кругу семьи вы справляете Масленицу?
Заполняют опросный лист.
Задание № 2
Ответы детей
3 Углубление полученных знаний через сравнение народного обряда с обрывком из оперы
Н.А. Римский-Корсаков обращается к народному творчеству в 80 г 19 века и занимается изучением народной поэзии и обрядов. Композитор восхищался песнями, обрядами и даже собрал сборник «Сто русских народных песен».
Беседа
Слайд № 5
Музыкальный отрывок, пролог из оперы «Снегурочка»
01 mp.3
В это время он обращается к сказке Островского «Снегурочка»
Слушание пролога из оперы «Снегурочка»
Слайд № 6
Слайд № 7
«Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царствия берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания, чем поклонение Яриле-Солнцу.
Скажите ребята, какие образы в сказке волшебные, вымышленные, а какие реальные? Композитор сочинил яркую, красочную картину старинного обряда. И когда мы сейчас будем слушать и смотреть этот обряд, нам будет казаться, что это не композитор сочинил, а сам народ.
Анализ музыкального произведения
Заполняют опросный лист.
Задание № 3
Ответы детей:
Вымысел:
Весна, Снегурочка, Дед Мороз
Реальные: Лель, Купава и т.д.
Слайд № 8
Просмотр видеоролика 02
Какой характер этого обряда хотел композитор показать? Что нового в обряде сочинил композитор?
Давайте, ребята, мы тоже на время станем композиторами и сыграем свой обряд
Слушание отрывка из оперы
Ответы детей:
Веселье, Беззаботность, Радость по проводам зимы
4Развитие культуры исполнения произведения
Слова распевки:
А мы масленицу дожидаем
Сыр и масло в глаза увидаем
Увидаем, душе, увидаем
(Петь по основным ступеням лада)
Учитель:
Эй! Веселый, собирайся народ
Нынче Масленица в гости идет
1 ученик: Едет масленица дорогая
Наша гостьюшка годовая
На саночках расписных
На конечках вороных
2ученик: Ой, да Масленица
На двор въезжает
Широкая на двор въезжает
Ой, да Масленица широкая
Погости недельку
Разучивание хора из пролога оперы
После исполнения учитель говорит:
Ну-ка руку протяните
Да блинок от Масленицы себе возьмите
(Раздает блины)
Все ученики: Мы наелись угощения
Наше кончилось веселье
Ты прощай, прощай наша Масленица
Распевка
Разыгрывание обряда
Заполняют опросный лист.
Задание № 4
Хоровое исполнение песни Римского-Корсакова «Прощай, прощай Масленица»
5Рефлексивно-оценочный
Музыкальный отрывок, хор из пролога 02 mp.3
Ребята, скажите мне, почему мы прощаемся в песне с Масленицей, что подразумевается под образом Масленицы.
Ответы детей: Масленица – это образ старой Зимы
Повторное слушание хора и зарисовка образа Масленицы.
Слайд № 9
3 уч.: такой обычай есть
Надо Масленицу сжечь
Чтоб тепло ее костра
Весна – девица – краса
Всей душою ощутила
И в права свои вступила
Подведение итогов урока
Слайд № 10
Вот ребята, мы с вами подошли к концу урока. И чтобы закончить его нужно отгадать загадки. Ответьте мне: что здесь лишнее? ( Сравнивают изображение)
Ответ
Слайд № 11
Музыкальный отрывок из четвёртого действия 03 mp.3
А что здесь общее? ( Сравнивают изображения).Жалко нам Снегурочку, но таков закон природы. За лютой зимой идёт солнечная весна. Поэтому опера заканчивается гимном солнцу. свету, жизни
Учитель:
А закончим мы наш урок словами:
Масленица мокрохвостка
Поезжай долой со двора
Отошла твоя пора
Весна - красна, наша Ладушка пришла.
Учитель: До свидание ребята
Ученики: до свидания учитель
Ответ
Заполняют опросный лист.
Задание № 5
Дети сдают опросные листы