5-й КЛАСС.
Тема урока: Русская изба ( интегрированный урок-проект)
Система: развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
Цель: развитие познавательного интереса к изучаемому предмету. Развитие творческого мышления в процессе творческих заданий, направленных на усвоение знаний о русской культуре и математической науке.
Задачи образовательные: расширение знаний о русской народной культуре, о быте русского народа, соединении науки и искусства.
Задачи развивающие: развитие творческого и пространственного мышления; гибкости и быстроты мышления; воображения; приобретение первоначальных навыков черчения и строительства макета на бумаге. Межпредметные связи (мировая художественная культура, музыка, математика, наглядная геометрия, информатика, литература).
Задачи воспитывающие: воспитание личностной значимости для каждого учащегося восприятия русского народного искусства, эмоциональной отзывчивости на искусство, аккуратности при рисовании и построении геометрических чертежей, приобретение коммуникативных навыков работы в коллективе.
Оборудование и материал: компьютер, мультимедийные слайды, проектор, музыкальный центр, шаблон для выполнения работы, доска, мел, раздаточный материал – шаблоны-заготовки.
Структура урока:
Виды деятельности учащихся в процессе подготовки к уроку и на уроке:
Методы обучения: словесный; наглядный; анализ; стимулирование художественно-творческой деятельности через создания проблемно-поисковых ситуаций.
Предварительная подготовка и особенности урока:
Уч-ся 5 класса заранее на уроках искусства готовят макет русской деревни. Макет необходимо раскрасить. Так же готовят сценарий проведения урока – раздел культуры и математики: распределяют и учат слова, с помощью учителя готовят мультимедийную презентацию, репетируют навыки выразительного чтения. Урок проводится в 1 классе силами самих пятиклассников. Работа учителей заключается в подготовке, коррекции и координации действий в процессе проведения занятия.
Перед началом урока на столах находятся: макет русской деревни и предметы домашнего обихода и игрушки русской избы: деревянные расписные ложки, глиняная посуда, туеса, матрёшки, свистульки, пяльца, вышитые полотенца и др.) Слова урока распределяются между учениками 5 класса.
Ход урока
Раздел. Искусство.
Слайд 1.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы пришли к вам представить вам наш проект – русская деревня.
- Среди полей, в окружении лесов на холмистых берегах рек – древнейших водных дорог, стоят потемневшие от времени величавые избы.
- Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом,
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
- Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом-кров по своей значимости находился в одном ряду понятий, как жизнь, добро, родная земля.
Слайд 2.
- Что значило построить дом? Возводя его, человек как бы отгораживался от большого пространства стенами, крышей, присваивал себе малую его часть. В устроение жилища человек стремился привнести порядок, наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься.
- Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом) – с землей, а подклет (подполье) – с подземным миром.
- Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.
Слайд 3.
- Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно-наряден был декор окон. Наличники с пышным навершием выглядели как драгоценная оправа.
Слайд 4.
- Всё, чего касалась рука талантливого народного мастера, приобретало праздничную нарядность. Можно себе представить, как преображался крестьянский дом в солнечный день. Свет оживлял поверхность тенями, превращая островки рукотворной красоты в настоящую драгоценность.
- Красное резное крыльцо словно приглашает войти в дом. Пройдя сквозь сени, попадаешь в мир домашней жизни.
- В низенькой светёлке с сторчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонёчек то совсем замрёт,
То дрожащим светом стены обольёт.
Новая светёлка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовском добром
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.
- Воздух в избе особенный, пряный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои, печёного теста.
- Всё здесь, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтёсанные стены, пристроенные к ним лавки, обеденный стол, стоящий у окна, нехитрая домашняя утварь. Некрашеное дерево излучает мягкий приглушённо-золотистый цвет. Его природную красоту особенно остро чувствовал крестьянин.
- Посмотрите, пожалуйста, здесь на столе находятся предметы и утварь, какими издавна традиционно пользовались в русской избе. ( Ребята поочерёдно демонстрируют предметы, называя их: деревянные расписные ложки, глиняная посуда, туеса, матрёшки, свистульки, пяльца, вышитые полотенца и др.)
Слайд 5.
- В одном из задних углов избы была расположена русская печь. Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи? Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи! Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса!»
Слайд 6.
- В переднем углу избы располагался красный угол. Его ещё называли в народе большой, святой. Это было самое почётное место – духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы в начищенных до блеска окладах, украшенные тканым или вышитым полотенцем, пучки сухих трав, рядом стоял обеденный стол.
- В этой части избы происходили самые важные события в жизни крестьянской семьи. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу на красную лавку за стол, убранный нарядной скатертью – столешником.
- Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала! Изба и её интерьер – это столь же высокое искусство, как и всё, что создавал русский народ.
- Мы решили самостоятельно попробовать построить макет своей деревни. Для этого мы придумали и раскрасили красками на бумаге план деревни. Затем по заранее заготовленному шаблону сделали избушки.
- Нашу деревню мы назвали «Озера», потому что в ней оказалось очень много прудов и озёр. Так же протекает маленькая речка. Вы можете сами дать ей название. Ещё в нашей деревне есть домашние животные, деревья, рыбки. Нашу деревню мы решили подарить вам!
Раздел Математика.
По слайдам из презентации. Рассказ о числах.
Раздел заключительный.
Ученики обращаются к зрителям (ученикам 1 класса):
Ребята, сегодня вы вместе совершили путешествие в старинный мир русской избы.
Вы узнали много интересного о быте русского народа, о том, как в древности вели счёт на Руси.
Сейчас можно задать свои вопросы и ребята 5 класса постараются на них ответить. А затем можно подойти к столу посмотреть, потрогать своими руками предметы русского быта и рассмотреть макет русской деревни. ( Во время демонстрации звучит запись русских народных мелодий).
Мы готовились заранее, очень старались вам рассказать и показать самое интересное из того, что знают о быте, счёте и жизни в русской избе, хотим вам сказать: (хором) «Спасибо за внимание!»
Приложения:
1. Шаблон для изготовления избы
Краткое описание изготовления избы: ученики разбиваются на группы. Первая группа готовит фон на большом листе плотной бумаги, формат А1 и более. На фоне изображается деревня – дорожки, дворы, животные, деревья, река и т. д. Вторая группа ребят делает из шаблона избушки. Раскрашивается каждая изба индивидуально. Далее ученики из своих избушек «строят» деревню и придумывают ей название.
2. Презентация
3. Фотографии урока