kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект НОД по разделу ребенок и окружающий мир в старшей группе «Русская изба».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД по разделу ребенок и окружающий мир в старшей группе

«Русская изба».

Воспитатель МБДОУ«Радуга» №18

     Г.Тихорецка     

Порхунова Т.А.

Цель: Формирование  представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи: Познакомить детей с избой и русским бытом людей.

Развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.

Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.

        Материал: иллюстрация избы, домашняя утварь: кочерга, ухват, лопата для хлеба, люлька и т. д. Оформить комнату для воспроизведения жилого деревенского помещения (предметы быта)

Методы:

словесные

наглядные методы

практический методы.

Приемы:

сюрпризный момент (появление воспитателя в русском народном костюме);

рассматривание предметов быта, макета русской избы;

рассказ, показ, беседа.

 

Ход занятия:

        Детей встречает воспитатель в народном костюме:

- Здравствуйте, ребята! Обратите внимание, во что я нарядилась? (ответы детей). Правильно, ребята, я нарядилась в русскую народную одежду, русский сарафан. Так раньше одевались люди на Руси.  Основной частью одежды была рубашка или сорочка. И непременным атрибутом у мужчин был пояс или кушак. А женщины, девушки наряжались в сарафан. Всю одежду люди изготавливали сами., затем украшали разными узорами. Полоса означала – землю, крестик – воду, кружочек –солнышко – защиту. На рукавах у мужчин и женщин присутствовали линии: узоры – руки не будут болеть. Узор у ног сарафана – чтобы не болели ноги.

 Ребята, сегодня мы с вами посетим очень интересное место – русскую избу, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно.

В-ль:  Вот мы и пришли к нашей избе.

- А строили её, так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. 

Наутро,  много мужиков  собиралось, и вместе с хозяином  начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.

-Рубить избу означает -  строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

- Давайте все вместе, вслух,   произнесем эти необычные и  новые для вас слова:  «рубить избу» - значит дом строить.(Совместный повтор слов).

В избе всегда считали святыми 3 места:

Красный угол  В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол- самое почётное место в доме. человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами.

Печь – без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света .Занимала большую часть дома. Даже загадка есть о печи: «Чего из избы не вытащишь?». На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать. А вот он и хлебушек поспел. Ароматный, душистый… Мы его достанем, положим на стол, пусть он отдохнет, остынет, а мы его потом попробуем. Ребята, а кто знает пословицы о хлебе? (Был бы хлеб, а  каша будет. Без соли, без хлеба – половина обеда. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Покуда есть хлеб, да вода – все не беда. Плох обед, коль хлеба нет.) А я вам свою скажу: «Сытый думает о деле, а голодный о хлебе.»  

Стол – это « божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол -  доска»- так говорили крестьяне.   В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.

- Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь . А вот и ведра, и коромысло Ведь не удобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло.

- Ребята, а отгадайте мои загадки про утварь:

Три братца пошли на речку купаться. Двое купаются, а третий на берегу прохлаждается (Ведра и коромысло).

Сама не ест, а людей кормит (ложка).

Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет (ухват).

            - Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть.  «Делу время, а потехе час», говорят русские люди. Вот и я вас, приглашаю всех в кружок, да меня послушать еще разок.  Про русскую народную  игру я сейчас вам расскажу, и играть  научу.

-   За руки  дружно все беритесь и в кружок со мной вместе становитесь!

(  воспитатель вместе с детьми заводит круг, берет в руки два шарфа).

В-ль:   - А называется  игра:  «Жмурки Машеньки и Ивашеньки».  До чего ж веселая, да премудрая она.  Потому что мальчик здесь будет говорить тоненьким голоском, а девочка должна говорить – грубым баском.  Сейчас мы выберем Машеньку и Ивашеньку (выбирает детей).

-  Круг по - шире, развернись, а Машеньке и Ивашеньке  нужно в разные стороны  по кругу разойтись, (воспитатель разводит их в разные стороны.). Чтобы снова в круг вам  встать тебе,  Ивашка,  нужно  Машеньку   поймать. Вытянув руки вперед, Ивашка, тоненьким  голосом  будет звать Машеньку: «Маша, где ты?», а Маша грубым голосом отвечать: «Ивашка, я тут!»  стараясь не попасть в руки Ивашки. И глаза мы вам завяжем. Всем понятна игра? Тогда давайте завяжем водящим глаза, и  начнется наша игра.

В-ль:  - Ой, и наигрались мы с вами, а нашему Ванечке спать пора, давайте его положим. А куда мы его положим? В колыбельку, по-другому можно сказать люльку. А подвешивали люльку младенца к потолку. Сядет мамочка рыдышком и поет своему сыночку песенку колыбельную (воспит. поет).

Баю-баю, баю-бай, 
Спи мой сладкий засыпай, 
Гуленьки-гуленьки, 
Сели к сыну в люленьку, 
Стали люленьку качать, 
Стали сына величать: Ванечкой.

 А давайте вместе споем, только тихонечко, не громко. Вот и уснуло наше дитя.

В-ль:  - Пусть наш Ванюша спит, а мы с вами, чтобы ему не мешать, выйдем за порог. Протянем руки к солнышку и попросим, как раньше на Руси люди просили помочь:

Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.

- Ну а теперь мне так хочется вас угостить вкусным хлебушком, да чайком с самовара.

- А я вас приглашаю еще  ко мне в гости. Мы еще поводим русские хороводы, посмотрим, какими игрушками раньше играли дети. До свидания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по разделу ребенок и окружающий мир в старшей группе «Русская изба».»








Конспект НОД по разделу ребенок и окружающий мир в старшей группе

«Русская изба».












Воспитатель МБДОУ №18

«Радуга» г.Тихорецка

Порхунова Т.А.

























Цель: Формирование  представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи: Познакомить детей с избой и русским бытом людей.

Развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.

Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.

        Материал: иллюстрация избы, домашняя утварь: кочерга, ухват, лопата для хлеба, люлька и т. д. Оформить комнату для воспроизведения жилого деревенского помещения (предметы быта)

        

Методы:

словесные

наглядные методы

практический методы.

Приемы:

сюрпризный момент (появление воспитателя в русском народном костюме);

рассматривание предметов быта, макета русской избы;

рассказ, показ, беседа.



Ход занятия:

        Детей встречает воспитатель в народном костюме:

- Здравствуйте, ребята! Обратите внимание, во что я нарядилась? (ответы детей). Правильно, ребята, я нарядилась в русскую народную одежду, русский сарафан. Так раньше одевались люди на Руси.  Основной частью одежды была рубашка или сорочка. И непременным атрибутом у мужчин был пояс или кушак. А женщины, девушки наряжались в сарафан. Всю одежду люди изготавливали сами., затем украшали разными узорами. Полоса означала – землю, крестик – воду, кружочек –солнышко – защиту. На рукавах у мужчин и женщин присутствовали линии: узоры – руки не будут болеть. Узор у ног сарафана – чтобы не болели ноги.

 Ребята, сегодня мы с вами посетим очень интересное место – русскую избу, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно.

В-ль:  Вот мы и пришли к нашей избе.

- А строили её, так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. 

Наутро,  много мужиков  собиралось, и вместе с хозяином  начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.

-Рубить избу означает -  строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

- Давайте все вместе, вслух,   произнесем эти необычные и  новые для вас слова:  «рубить избу» - значит дом строить.(Совместный повтор слов).

В избе всегда считали святыми 3 места:

Красный угол  В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол- самое почётное место в доме. человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами.

Печь – без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света .Занимала большую часть дома. Даже загадка есть о печи: «Чего из избы не вытащишь?». На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать. А вот он и хлебушек поспел. Ароматный, душистый… Мы его достанем, положим на стол, пусть он отдохнет, остынет, а мы его потом попробуем. Ребята, а кто знает пословицы о хлебе? (Был бы хлеб, а  каша будет.. Без соли, без хлеба – половина обеда. Хлеб – батюшка, вода – матушка. Покуда есть хлеб, да вода – все не беда. Плох обед, коль хлеба нет.) А я вам свою скажу: «Сытый думает о деле, а голодный о хлебе.»  

Стол – это « божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол -  доска»- так говорили крестьяне.   В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.

- Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь . А вот и ведра, и коромысло Ведь не удобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло.

- Ребята, а отгадайте мои загадки про утварь:

Три братца пошли на речку купаться. Двое купаются, а третий на берегу прохлаждается (Ведра и коромысло).

Сама не ест, а людей кормит (ложка).

Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет (ухват).

            - Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть.  «Делу время, а потехе час», говорят русские люди. Вот и я вас, приглашаю всех в кружок, да меня послушать еще разок.  Про русскую народную  игру я сейчас вам расскажу, и играть  научу.

-   За руки  дружно все беритесь и в кружок со мной вместе становитесь!

(  воспитатель вместе с детьми заводит круг, берет в руки два шарфа).

В-ль: - А называется  игра:  «Жмурки Машеньки и Ивашеньки».  До чего ж веселая, да премудрая она.  Потому что мальчик здесь будет говорить тоненьким голоском, а девочка должна говорить – грубым баском.  Сейчас мы выберем Машеньку и Ивашеньку (выбирает детей).

-  Круг по - шире, развернись, а Машеньке и Ивашеньке  нужно в разные стороны  по кругу разойтись, (воспитатель разводит их в разные стороны.). Чтобы снова в круг вам  встать тебе,  Ивашка,  нужно  Машеньку   поймать. Вытянув руки вперед, Ивашка, тоненьким  голосом  будет звать Машеньку: «Маша, где ты?», а Маша грубым голосом отвечать: «Ивашка, я тут!»  стараясь не попасть в руки Ивашки. И глаза мы вам завяжем. Всем понятна игра? Тогда давайте завяжем водящим глаза, и  начнется наша игра.

В-ль:  - Ой , и наигрались мы с вами, а нашему Ванечке спать пора, давайте его положим. А куда мы его положим? В колыбельку, по-другому можно сказать люльку. А подвешивали люльку младенца к потолку. Сядет мамочка рыдышком и поет своему сыночку песенку колыбельную (воспит. поет).

Баю-баю, баю-бай, 
Спи мой сладкий засыпай, 
Гуленьки-гуленьки, 
Сели к сыну в люленьку, 
Стали люленьку качать, 
Стали сына величать: Ванечкой.

 А давайте вместе споем, только тихонечко, не громко. Вот и уснуло наше дитя.

 

В-ль:  - Пусть наш Ванюша спит, а мы с вами, чтобы ему не мешать, выйдем за порог. Протянем руки к солнышку и попросим, как раньше на Руси люди просили помочь:

Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.

- Ну а теперь мне так хочется вас угостить вкусным хлебушком, да чайком с самовара.

- А я вас приглашаю еще  ко мне в гости. Мы еще поводим русские хороводы, посмотрим, какими игрушками раньше играли дети. До свидания.




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект НОД по разделу ребенок и окружающий мир в старшей группе «Русская изба».

Автор: Порхунова Татьяна Алексеевна

Дата: 17.03.2016

Номер свидетельства: 306684


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства