Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно-бытовой культуре русского народа.
Внеклассное мероприятие на тему «Русская изба»
Цель: Приобщение детей к традициям народной культуры. Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно-бытовой культуре русского народа (изба-внешнее и внутреннее убранство).
Задачи:
1. Закрепить знания детей о русской избе, о предметах русского быта, о народном творчестве.
2. Обобщить знания детей об избе на Руси: о предметах быта.
3. Развитие интереса к прошлому.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Учитель: Ребята у нас сегодня занятие необычное. У нас присутствуют гости. Но прежде, чем начать наше занятие – отгадайте загадку:
В нём живёт моя родня,
Мне, без неё, не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый. (дом)
Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались…
Ответы детей: Избами Слайд-1
Тема нашего сегодняшнего занятия Русская изба.
Ребята, а кто знает, как здоровались люди в старину?
Ответы детей: Кланялись прижав руку к сердцу.
Учитель: Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу и говорят: - Здравствуйте.
Учитель: Ребята, вспомните, как на Руси встречали гостей.
Ответы детей: Хлебом и с солью.
(Один из детей выносит на рушнике хлеб с солью и говорит)
Ребенок: Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас. Горница у нас небольшая, да красивая какая!
Учитель: Давайте отправимся в путешествие в прошлое, и посмотрим на традиции русского народа. Проверим ваши знания – что же вы знаете о русском быте. Мы с вами побывали в школьном музее и много интересного там увидели. Эти знания вам сегодня очень пригодятся.
Просмотр Презентации. Слайды – 2, 3, 4, 5, 6, 7
Раньше не было многоэтажных домов, и у каждой семьи была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.
Учитель: Кто из вас знает, из какого дерева строили на Руси избу?
Ответы детей: (из сосны или ели).
В избу вели деревянные ступеньки. Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше.
Учитель: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Дети: Печь. Слайд -8
Учитель: Да, без печи нельзя себе представить русскую избу. Центральное место в крестьянской избе занимала печь,
-Как вы думаете почему?
-Ответы детей.
Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.
Учитель: Ребята про русскую печку мы знаем песню, давайте её споём.
Песня «РУССКАЯ ПЕЧКА»
Учитель: Какие же были в избе полы?
Дети: Полы в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки.
Учитель: По диагонали от печи в избе находился красный угол. Слайд -9
Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
Учитель: Что же значит название Красный угол?
Дети: Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».
Учитель:В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.
Учитель: Люди раньше очень любили петь, плясать, играть, разыгрывать различные сцены из жизни, особенно небылицы.
Вот и мы подготовили Русский народный танец «Кадриль».
Танец «Кадриль»
Учитель: А сейчас давайте вспомним о предметах быта русской избы. И помогут нам в этом загадки:
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (Чугунок). Слайды – 10, 11
Даже когда чугунок становился очень старым, его не выкидывали, а чинили. В чугунах на стол подавали пищу – она долго не остывала.
Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (Самовар). Слайд - 12
Ребёнок: Самовар – это символ добра, домашнего уюта и гостеприимства. Ни в одном доме без самовара не обходились. О самоваре уважительно отзывались, ставили на самое почётное место, а хозяйки садились рядом. Раньше принято было садиться у самовара и пить чай.
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
(Печь).
Чёрный конь прыгает в огонь. (Кочерга.) Слайд - 13
Ребёнок: Кочергой выгребали золу из печи и ворошили угли.
Идёт пароход – то взад, то вперёд.
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (Утюг.) Слайд - 14
Ребёнок: Утюг - это бабушкин старый друг.
Грелся он в то время на углях, который был во всех дворах.
Эту обувь не забыли.
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати. У печи оставят… (Лапти). Слайд - 15
Ребёнок: Лапти – это плетёная обувь, которая крепится к ноге с помощью верёвок – косичек. Плели лапти из липового лыка. Лыко – это тонкий слой мягкой коры. Для 1 пары лаптей нужно было ободрать 3–4 молодых деревца.
Учитель: Ребята, назовите мне ещё один необычный предмет.
Он необычен тем, что был подвешен под потолок и качался.
-А кто знает, как он назывался?
Ответы детей: Это люлька Слайд – 1
Родитель: Для грудных деток мастера из дерева делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни. Что же это за песни и для чего их поют? (Ответы)
Ребёнок: Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать. Малыши успокаивались и засыпали спокойным здоровым сном.
Песня «Колыбельная»
Баю-баю-баю-бай,
Спи мой ангел засыпай,
Баю-баюшки-баю,
Песню я тебе спою
Учитель: Молодцы ребята и колыбельную песню вспомнили. А теперь давайте поиграем в русскую народную игру.
Учитель: Как у наших у ворот собирается народ. Начинается игра «Золотые ворота».
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас
Учитель: На Руси верили – никакой дом не стоит без домового.
Рассказ родителей про Домового. Слайд - 17
Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку, кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам “соседушка” устраивает мелкие неприятности: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку” обязательно звали с собой. Он защищал дом от всяческих напастей.
Родители: Чтобы в доме было все хорошо, люди стали создавать разные обереги для своего дома
Учитель:- Ребята, как вы думаете, а что такое оберег? (ответы детей)
Родитель: Верно ребята. Оберег защищал дом от всяческих несчастей. Обереги применялись всюду - и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх.
Это были обереги в виде мешочков, веничков, куколок - берегинь, защитный щит - божье око, расписные яйца (показ разновидностей оберегов). Слайд – 18, 19, 20
Практическая работа
Учитель: И мы с вами сегодня изготовим куклу берегиню. Я предлагаю вам поделиться на группы. У каждой группы есть на столах лоскутки ткани, нитки. Из этих лоскутков мы и будем с вами изготавливать куклу Берегиню. А помогать нам в этом будут наши любимые мамы.
Практическая работа (Изготовление куклы Берегини)
Кукла « Берегиня» Слайд - 21
Учитель: Молодцы ребята, какие Берегини у вас получились хорошие.Спасибо нашим мамам за помощь.
Учитель:- Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем занятии?
(ответы детей)
Благодарю Вас за внимание!
Источники:
1. http://zagadki.info/zag/dom.html
2. http://www.millionpodarkov.ru/games/igra-zolotye-vorota.htm
3. http://proamulety.ru/oberegi/kak-sdelat-obereg-dlya-rebenka-svoimi-rukami.html#h2_3
3. Яндекс картинки