kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие для 2 класса по теме: "Русская изба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно-бытовой культуре русского народа.

Внеклассное мероприятие на тему  «Русская изба»

Цель: Приобщение детей к традициям народной культуры. Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно-бытовой культуре русского народа (изба-внешнее и внутреннее убранство).

Задачи:
1.    Закрепить знания детей о русской избе,  о предметах русского быта, о народном творчестве.
2.    Обобщить знания детей об избе на Руси: о предметах быта.
3.    Развитие интереса к прошлому. 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Учитель: Ребята у нас сегодня занятие необычное. У нас присутствуют гости. Но прежде, чем начать наше занятие – отгадайте загадку:

В нём живёт моя родня,
Мне, без неё, не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый. (дом)

Много лет назад,  люди жили в домах, которые назывались…

Ответы детей:  Избами   Слайд-1

Тема нашего сегодняшнего занятия Русская изба.

Ребята, а кто знает, как здоровались люди в старину?

Ответы детей: Кланялись прижав руку к сердцу.

Учитель: Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу и говорят: - Здравствуйте.
Учитель: Ребята, вспомните, как на Руси встречали гостей.

Ответы детей: Хлебом и с солью.

(Один из детей  выносит на рушнике хлеб с солью и говорит)

Ребенок: Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас. Горница у нас  небольшая, да красивая какая!

Учитель: Давайте отправимся в путешествие в прошлое, и посмотрим на традиции русского народа. Проверим ваши знания – что же вы знаете о русском быте. Мы с вами побывали в школьном музее и много интересного там увидели. Эти знания вам сегодня очень пригодятся.

Просмотр Презентации.  Слайды – 2, 3, 4, 5, 6, 7

Раньше не было многоэтажных домов, и  у каждой семьи была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.
Учитель:  Кто из вас знает, из какого дерева строили на Руси избу?

Ответы детей: (из сосны или ели).
В избу вели деревянные ступеньки. Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше.
Учитель: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Дети: Печь.    Слайд -8

Учитель: Да, без печи нельзя себе представить русскую избу. Центральное место в крестьянской избе занимала печь,

-Как вы думаете почему?

-Ответы детей.

Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.

Учитель:  Ребята про русскую печку мы знаем песню, давайте её споём.

Песня «РУССКАЯ ПЕЧКА»

Учитель: Какие же были в избе полы?
Дети: Полы в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки.

Учитель: По диагонали от печи в избе находился красный угол. Слайд -9

Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

Учитель:  Что же значит название Красный угол?
Дети: Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».
Учитель:В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.

Учитель:  Люди раньше очень любили петь, плясать, играть, разыгрывать различные сцены из жизни, особенно небылицы.

Вот и мы подготовили Русский народный танец «Кадриль».

Танец «Кадриль»
Учитель: А сейчас давайте вспомним  о предметах быта русской избы. И  помогут  нам в этом загадки:

Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (Чугунок).     Слайды – 10, 11

Даже когда чугунок становился очень старым, его не выкидывали, а чинили. В чугунах на стол подавали пищу – она долго не остывала.

Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (Самовар).     Слайд - 12

Ребёнок:  Самовар – это символ добра, домашнего уюта и гостеприимства. Ни в одном доме без самовара не обходились. О самоваре уважительно отзывались, ставили на самое почётное место, а хозяйки садились рядом. Раньше принято было садиться у самовара и пить чай.
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
                              (Печь).

Чёрный конь прыгает в огонь. (Кочерга.)     Слайд - 13
Ребёнок:  Кочергой выгребали золу из печи и ворошили угли.

Идёт пароход – то взад, то вперёд.
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (Утюг.)    Слайд - 14

Ребёнок:  Утюг -  это бабушкин старый друг. 
Грелся он в то время на углях, который был во всех дворах.

Эту обувь не забыли.

Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати. У печи оставят… (Лапти).       Слайд - 15

Ребёнок:  Лапти – это плетёная обувь, которая крепится к ноге с помощью верёвок – косичек. Плели лапти из липового лыка. Лыко – это тонкий слой мягкой коры. Для 1 пары лаптей нужно было ободрать 3–4 молодых деревца.

Учитель: Ребята, назовите мне ещё один необычный предмет.

Он необычен тем, что был подвешен под потолок и качался.

-А кто знает, как он назывался?

Ответы детей:  Это люлька          Слайд – 1

Родитель: Для грудных деток мастера из дерева  делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни. Что же это за песни и  для чего их поют? (Ответы)

 Ребёнок:  Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать. Малыши успокаивались и засыпали спокойным здоровым сном.

Песня «Колыбельная»

Баю-баю-баю-бай,

Спи мой ангел засыпай,

Баю-баюшки-баю,

Песню я тебе спою

Учитель: Молодцы ребята и колыбельную песню вспомнили. А теперь давайте поиграем в русскую народную игру.

Учитель: Как у наших у ворот собирается народ. Начинается игра «Золотые ворота».

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас         

Учитель: На Руси верили – никакой дом не стоит без домового.

Рассказ родителей про Домового.          Слайд - 17

Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку, кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам “соседушка” устраивает мелкие неприятности: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку” обязательно звали с собой. Он защищал дом от всяческих напастей.
Родители: Чтобы в доме было все хорошо, люди стали создавать разные обереги для своего дома    

Учитель:- Ребята, как вы думаете, а  что такое оберег? (ответы детей)

Родитель: Верно ребята. Оберег защищал дом от всяческих несчастей. Обереги применялись всюду - и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх.
Это были обереги  в виде  мешочков,  веничков, куколок - берегинь, защитный щит -  божье око, расписные яйца (показ разновидностей оберегов). Слайд – 18, 19, 20

Практическая работа

Учитель: И мы с вами сегодня изготовим куклу берегиню. Я предлагаю вам поделиться на группы. У каждой группы есть на столах лоскутки ткани, нитки. Из этих лоскутков мы и будем с вами изготавливать куклу Берегиню. А помогать нам в этом будут наши любимые мамы.

Практическая работа (Изготовление куклы Берегини)

                           Кукла « Берегиня»       Слайд - 21                                   

Учитель: Молодцы ребята, какие Берегини у вас получились хорошие.Спасибо нашим мамам за помощь.

Учитель:- Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем занятии?
(ответы детей)

Благодарю Вас за внимание!

Источники:

1.  http://zagadki.info/zag/dom.html

2. http://www.millionpodarkov.ru/games/igra-zolotye-vorota.htm

3. http://proamulety.ru/oberegi/kak-sdelat-obereg-dlya-rebenka-svoimi-rukami.html#h2_3

3. Яндекс картинки

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие для 2 класса по теме: "Русская изба"»

Внеклассное мероприятие на тему «Русская изба»

Цель: Приобщение детей к традициям народной культуры. Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно-бытовой культуре русского народа (изба-внешнее и внутреннее убранство).

Задачи:
1.    Закрепить знания детей о русской избе,  о предметах русского быта, о народном творчестве.
2.    Обобщить знания детей об избе на Руси: о предметах быта.
3.    Развитие интереса к прошлому. 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Учитель: Ребята у нас сегодня занятие необычное. У нас присутствуют гости. Но прежде, чем начать наше занятие – отгадайте загадку:

В нём живёт моя родня,
Мне, без неё, не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый... (дом)

Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались…

Ответы детей: Избами Слайд-1

Тема нашего сегодняшнего занятия Русская изба.

Ребята, а кто знает, как здоровались люди в старину?

Ответы детей: Кланялись прижав руку к сердцу.

Учитель: Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу и говорят: - Здравствуйте.
Учитель: Ребята, вспомните, как на Руси встречали гостей.

Ответы детей: Хлебом и с солью.

(Один из детей выносит на рушнике хлеб с солью и говорит)

Ребенок: Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас.

Горница у нас небольшая, да красивая какая!


Учитель: Давайте отправимся в путешествие в прошлое, и посмотрим на традиции русского народа. Проверим ваши знания – что же вы знаете о русском быте. Мы с вами побывали в школьном музее и много интересного там увидели. Эти знания вам сегодня очень пригодятся.

Просмотр Презентации. Слайды – 2, 3, 4, 5, 6, 7

Раньше не было многоэтажных домов, и  у каждой семьи была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.
Учитель:  Кто из вас знает, из какого дерева строили на Руси избу?

Ответы детей: (из сосны или ели).
В избу вели деревянные ступеньки. Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше.

Учитель: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?
Дети: Печь. Слайд -8

Учитель: Да, без печи нельзя себе представить русскую избу. Центральное место в крестьянской избе занимала печь,

-Как вы думаете почему?

-Ответы детей.

Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.


Учитель: Ребята про русскую печку мы знаем песню, давайте её споём.


Песня «РУССКАЯ ПЕЧКА»

Учитель: Какие же были в избе полы?
Дети: Полы в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки.

Учитель: По диагонали от печи в избе находился красный угол. Слайд -9

Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

Учитель:  Что же значит название Красный угол?
Дети: Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».
Учитель:В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.

Учитель: Люди раньше очень любили петь, плясать, играть, разыгрывать различные сцены из жизни, особенно небылицы.

Вот и мы подготовили Русский народный танец «Кадриль».


Танец «Кадриль»


Учитель: А сейчас давайте вспомним  о предметах быта русской избы. И  помогут  нам в этом загадки:


Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (Чугунок). Слайды – 10, 11

Даже когда чугунок становился очень старым, его не выкидывали, а чинили. В чугунах на стол подавали пищу – она долго не остывала.


Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (Самовар). Слайд - 12


Ребёнок: Самовар – это символ добра, домашнего уюта и гостеприимства. Ни в одном доме без самовара не обходились. О самоваре уважительно отзывались, ставили на самое почётное место, а хозяйки садились рядом. Раньше принято было садиться у самовара и пить чай.


Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
(Печь).


Чёрный конь прыгает в огонь. (Кочерга.) Слайд - 13


Ребёнок: Кочергой выгребали золу из печи и ворошили угли.


Идёт пароход – то взад, то вперёд.
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. (Утюг.) Слайд - 14


Ребёнок: Утюг - это бабушкин старый друг. 
Грелся он в то время на углях, который был во всех дворах.


Эту обувь не забыли.

Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати. У печи оставят… (Лапти). Слайд - 15


Ребёнок: Лапти – это плетёная обувь, которая крепится к ноге с помощью верёвок – косичек. Плели лапти из липового лыка. Лыко – это тонкий слой мягкой коры. Для 1 пары лаптей нужно было ободрать 3–4 молодых деревца.


Учитель: Ребята, назовите мне ещё один необычный предмет.

Он необычен тем, что был подвешен под потолок и качался.

-А кто знает, как он назывался?

Ответы детей: Это люлька Слайд – 16


Родитель: Для грудных деток мастера из дерева делали люльки или колыбельки. Их подвешивали к потолку, качали, чтобы дети поскорее засыпали, пели колыбельные песни. Что же это за песни и для чего их поют? (Ответы)

Ребёнок: Колыбельные – это песни, которые поют мамы и бабушки деткам, когда укладывают их спать. Малыши успокаивались и засыпали спокойным здоровым сном.


Песня «Колыбельная»


Баю-баю-баю-бай,

Спи мой ангел засыпай,

Баю-баюшки-баю,

Песню я тебе спою

Учитель: Молодцы ребята и колыбельную песню вспомнили. А теперь давайте поиграем в русскую народную игру.

Учитель: Как у наших у ворот собирается народ. Начинается игра «Золотые ворота».

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас


Учитель: На Руси верили – никакой дом не стоит без домового.

Рассказ родителей про Домового. Слайд - 17

Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку, кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам “соседушка” устраивает мелкие неприятности: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку” обязательно звали с собой. Он защищал дом от всяческих напастей.


Родители: Чтобы в доме было все хорошо, люди стали создавать разные обереги для своего дома

Учитель:- Ребята, как вы думаете, а  что такое оберег? (ответы детей)

Родитель: Верно ребята. Оберег защищал дом от всяческих несчастей. Обереги применялись всюду - и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх.
Это были обереги  в виде  мешочков,  веничков, куколок - берегинь, защитный щит -  божье око, расписные яйца (показ разновидностей оберегов). Слайд – 18, 19, 20



Практическая работа

Учитель: И мы с вами сегодня изготовим куклу берегиню. Я предлагаю вам поделиться на группы. У каждой группы есть на столах лоскутки ткани, нитки. Из этих лоскутков мы и будем с вами изготавливать куклу Берегиню. А помогать нам в этом будут наши любимые мамы.

Практическая работа (Изготовление куклы Берегини)

Кукла « Берегиня» Слайд - 21

Учитель: Молодцы ребята, какие Берегини у вас получились хорошие.Спасибо нашим мамам за помощь.

Учитель:- Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем занятии?
(ответы детей)

Благодарю Вас за внимание!





Источники:

1. http://zagadki.info/zag/dom.html

2. http://www.millionpodarkov.ru/games/igra-zolotye-vorota.htm

3. http://proamulety.ru/oberegi/kak-sdelat-obereg-dlya-rebenka-svoimi-rukami.html#h2_3

3. Яндекс картинки




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие для 2 класса по теме: "Русская изба"

Автор: Космина Надежда Ивановна

Дата: 28.11.2019

Номер свидетельства: 529305

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Внеклассное мероприятие для 5 класса "Рождество Христово. Традиции празднования в России" "
    ["seo_title"] => string(97) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-dlia-5-klassa-rozhdiestvo-khristovo-traditsii-prazdnovaniia-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "226345"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440218958"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Презентация к внеклассному мероприятию в 5 классе "Рождество Христово. Традиции празднования в России" "
    ["seo_title"] => string(113) "priezientatsiia-k-vnieklassnomu-mieropriiatiiu-v-5-klassie-rozhdiestvo-khristovo-traditsii-prazdnovaniia-v-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "226348"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440219304"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеклассное мероприятие «Чем дальше в прошлое мы входим, тем больше новым дорожим» "
    ["seo_title"] => string(95) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-chiem-dal-shie-v-proshloie-my-vkhodim-tiem-bol-shie-novym-dorozhim"
    ["file_id"] => string(6) "217466"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433353270"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Внеклассное мероприятие на тему: " Знатоки русского языка""
    ["seo_title"] => string(62) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-na-tiemu-znatoki-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "308734"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458656061"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "внеклассное мероприятие по теме: "Народный календарь. Рождество Христово""
    ["seo_title"] => string(79) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-tiemie-narodnyi-kaliendar-rozhdiestvo-khristovo"
    ["file_id"] => string(6) "262232"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449301623"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства