kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

НОД в старшей группе "Экскурсия в музей "Русская изба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированное занятие по развитию речи с использованием художественно-творческой деятельности для детей подготовительной к школе группы « Экскурсия в музей «Русская изба».

  • Цель: Приобщение детей к традициям русской народной культуры через знакомство с   мини – музеем «Русская изба».

Задачи общие:

  1. Способствовать формированию знаний о культуре, традициях, обычаях, быте русского народа.
  2.  Развивать связную речь, образное мышление, творческую активность.
  3. Воспитывать любовь и привязанность к своей Родине.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с разнообразием русского народного промысла.
  2. Декоративное рисование, изготовление тряпичных кукол – оберегов.
  3. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, русских народных песен, закличек.
  4. Рассматривание иллюстраций, с героями сказок в народных костюмах.

Материалы и оборудование:

Оформление мини-музея русской избы с домашней утварью  и «красным углом».

Оборудование для изобразительной деятельности (краски, кисти, стаканчики, салфетки), иллюстрации к русским народным сказкам.

Используемая литература:

Косарева Н. В. «Народная культура и традиции».  - Волгоград: Учитель, 2014.-166с.

Шорыгина Т. А. «Родные сказки».- Москва: Прометей; Книголюб, 2003.- с.128

Ход деятельности:

1.Вводная часть

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся по старинному русскому обычаю.

(Дети кланяются, прижав руку к сердцу)

-Здравствуйте.

Воспитатель:

Что мы Родиной зовем?

1реб.:

Дом, где мы с тобой растем.

И березки, вдоль которых, взявшись за руки идем.

Воспитатель:

Что мы Родиной зовем?

2 реб.:

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды, звезды мира над кремлем.

Воспитатель:

- О чем говорится в этом стихотворении? (о Родине)

- Как называется страна в которой  мы живем? (Россия)

- Назовите столицу нашей Родины. (Москва)

- В каком городе мы живем? (в Томске)

Ребёнок читает стихотворение «Любимый Томск»:

Шар земной – как небо синий,

Ленты рек, просторов ширь…

Есть на глобусе Россия,

А в России есть Сибирь.

А в Сибири – славный город,

Томском мы его зовём.

Больше всех он сердцу дорог –

Я живу, родился в нём!

Шелестят листвой берёзки,

Плещется в Томи вода…

Я горжусь любимым Томском,

Я хочу здесь жить всегда!

Новостройки и фонтаны,

И сады цветут весной…

А когда я взрослым стану,

Будет Томск гордиться мной!

Воспитатель:

- Мы с вами уже путешествовали через ворота времени, попадали в прошлое нашего города Томска. А хотите узнать ещё попутешествовать в прошлое? Ещё больше узнать об истории нашего народа? Скажите, где можно узнать о том как жили в старину наши предки? (ответы детей: из книг, фильмов, музеев ).

- Скажите, что такое музей? (ответы детей)

- Сегодня мы побываем в музее. Это необычный музей. Это дом-музей русского быта. В музее экскурсии проводят экскурсоводы. Но мы с вами уже много знаем о культуре и быте нашего народа. Поэтому  сегодня вы сами будете экскурсоводами в нашем музее. Приглашаем всех посетить наш музей.

Воспитатель начинает рассказ:

-В старину дом на Руси называли… ( дети: избой).

 (на экране показываются  слайды с изображением русских деревянных домов, тихо звучит песня «Русская изба»)

Ребёнок-экскурсовод:

- Избы на Руси строили из дерева -  сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить  дверь-то в избу низкая, а порог наоборот высокий – чтобы меньше дуло и тепло не уходило. Заходите к нам в избу.

(Дети проходят в музей)

Воспитатель:

-Заходите, проходите.

 Как вы уже заметили, в доме всего одна комната, ее называют горницей.

-Что занимает центральное место в избе?

Ребёнок-экскурсовод:

Большую часть избы занимает печь. «Без печи изба- не изба», говорили в старину.

Печь ставили посреди горницы. О ней говорили «Печь – всему голова», голова – значит самая главная.

Воспитатель:

-Почему печь в избе самая главная? (ответы детей)

Ребёнок-экскурсовод:

- Печь ставили с северной стороны, напротив входа  так как с севера дули холодные ветры, и эту сторону старались обогреть. « Хорошая печь – гордость любого хозяина.» С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной. 

      «Дом без печки – нежилой дом», говорили в народе.  «Кормилицей, матушкой называли ласково печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи.

Воспитатель:

- Печь не только обогревала людей, в ней готовили пищу. А где сейчас готовят? (ответы детей).

- А как сейчас обогреваются наши дома? (ответы детей: центральное отопление, батареи)

- На печи можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано долгими зимними вечерами. Давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь? (ответы детей).

 Ребёнок-экскурсовод:

     По диагонали от печи  «красный угол». «Красный» угол – значит красивый, здесь принимали гостей, обедали. Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». Почти все в избе делалось своими руками.

Воспитатель:

-Посмотрите, что это такое? (показывает на прялку).

Ребёнок-экскурсовод:

- Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был  женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы, ручная прялка состояла из вертикальной части, куда привязывалась кудель и горизонтальной, где сидит пряха. Раньше прялка имела важное значение в доме: с помощью прялки можно было одеть всю семью и зарабатывать деньги.

Воспитатель:

-Ребята, а как сейчас шьют одежду, на чем делают ткани? (ответы детей).

Воспитатель:

-А знаете ли вы что это? (показывает на колыбель)

Ребёнок-экскурсовод:

Колыбе?ль (от др.-рус. колыбать «качать») — маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка

В старину верили, что в подвешенной (приподнятой над полом) колыбели ребёнок находится под покровом небесных сил.

Воспитатель: А где сейчас спят маленькие дети? (ответы детей)

-В старину, как и сейчас наши предки собирались за большим столом, чтобы выпить чаю с пирогами.

       Но мы знаем, что не было тогда электрических чайников, в чем же чай кипятили? (в самоваре). Да  не обходилась русская изба без самовара.

Ребёнок:

Стихотворение о самоваре

Воспитатель:

-А на столе-то чего только нет: здесь и ложки и миски и плошки и крынка. Ребята, из чего делали посуду в старину? (ответы: из глины, дерева, металла). Как украшали посуду?(расписывали, вырезали узоры). А сейчас из чего делают посуду? (из глины, стекла, металла).

Ребёнок-экскурсовод:

- Когда-то люди заметили, что глина плохо пропускает воду, а в огне она твердеет. И тогда человек стал лепить из глины и обжигать различную посуду. Такую посуду ещё называют керамической.

- Скажите, как можно использовать керамическую посуду? – (готовить пищу, хранить масло, молоко, другие жидкости).

- Прочная ли керамическая посуда? –  (непрочная, при ударе легко бьётся).

Затем педагог обращает внимание на деревянную посуду.

- Как вы думаете, из чего сделана эта посуда? Назовите её.

- Какую ещё посуду делают из дерева? Чем вам нравится  деревянная посуда? – (легкая, удобная, не бьётся).

- Как можно использовать деревянную посуду? Можно ли ею играть?

А сейчас из чего делают посуду? (ответы детей)

Воспитатель:

- Издавна люди обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки и стали использовать их как музыкальные инструменты.

 Давайте русскую народную песню споем, а ложки нам в этом помогут.

Дети исполняют русскую народную песню «Ой ты зимушка – зима».

2 часть: Практическая.

В зал входит хозяйка избы в русском сарафане c коромыслами и вёдрами на плече:

-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Я хозяйка и хранительница этого дома-музея. Вот, за водицей ходила. Ох и тяжело воду из колодца носить.

(Хозяйка снимает с плеча коромысло) Воспитатель показывает детям на коромысла и спрашивает:

-Ребята, что это такое? (ответы детей; это коромысло, с его помощью легче было носить вёдра)

Хозяйка:

- Вижу, вы уже здесь освоились, осмотрелись. Всё ли вам у меня понравилось? Пока наш самовар закипает, подходите, присаживайтесь поближе к печке. Вот так в те далёкие времена длинными, зимними вечерами все дружно садились у печи, грелись, слушали, как потрескивают дрова. Мамы и бабушки вязали тёплые носки, варежки и рассказывали детям сказки. Эти сказки передавались в народе от поколения к поколению, поэтому их так и называют как? (ответы детей: «народные сказки»). У каждого народа свои сказки, но все они учат нас чему? (ответы детей). В наше время сказки можно не только рассказывать, но их можно что? (ответы детей: сказки можно прочитать в книге)  Вы любите читать книги?

Показывает детям книгу с русскими народными сказками.

- А что вы любите рассматривать в книге? (ответы детей: картинки) Как называются картинки в книге (ответы детей: иллюстрации)  Мы с вами знаем много русских народных сказок, но вот в нашем музее нет экспонатов, которые рассказывали бы нам сказки.

Подводит детей к стенду на котором написано «Русские народные сказки»

- Посмотрите, ребята, этот стенд пустой.  Как  хозяйка этого музея, я предлагаю вам пополнить наш музей новыми экспонатами. На этом стенде мы разместим иллюстрации к русским народным сказкам, которые нарисуем сами. Мы покажем их нашим гостям, и они попробуют отгадать, к каким сказкам мы нарисовали иллюстрации.

- Сейчас мы нарисуем наши иллюстрации. А гости пока мы работаем, посетят наш музей.

(Дети рисуют иллюстрации к русским народным сказкам, размещают свои работы на магнитнойдоске.

 3 часть: Заключительная:

Хозяйка:

- Посмотрите, какой замечательный стенд с иллюстрациями у нас получился. Я думаю, что гостям нашего музея он понравится, и все посетители музея обязательно узнают русские народные сказки в наших иллюстрациях.

Воспитатель:

- Скажите, ребята, а сможете ли вы провести такую же интересную экскурсию в дом-музей «Русская изба» для детей нашего детского сада? А для своих родителей? (ответы детей)

Мы обязательно пригласим в наш музей гостей и проведём для них интересные экскурсии.

Сейчас давайте попрощаемся с гостями. До свидания. Ждём Вас к нам в гости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«НОД в старшей группе "Экскурсия в музей "Русская изба" »

Интегрированное занятие по развитию речи с использованием художественно-творческой деятельности для детей подготовительной к школе группы « Экскурсия в музей «Русская изба».

  • Цель: Приобщение детей к традициям русской народной культуры через знакомство с мини – музеем «Русская изба».

Задачи общие:

  1. Способствовать формированию знаний о культуре, традициях, обычаях, быте русского народа.

  2. Развивать связную речь, образное мышление, творческую активность.

  3. Воспитывать любовь и привязанность к своей Родине.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с разнообразием русского народного промысла.

  2. Декоративное рисование, изготовление тряпичных кукол – оберегов.

  3. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, русских народных песен, закличек.

  4. Рассматривание иллюстраций, с героями сказок в народных костюмах.



Материалы и оборудование:

Оформление мини-музея русской избы с домашней утварью и «красным углом».

Оборудование для изобразительной деятельности (краски, кисти, стаканчики, салфетки), иллюстрации к русским народным сказкам.

Используемая литература:

Косарева Н. В. «Народная культура и традиции». - Волгоград: Учитель, 2014.-166с.

Шорыгина Т. А. «Родные сказки».- Москва: Прометей; Книголюб, 2003.- с.128



Ход деятельности:

1.Вводная часть

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся по старинному русскому обычаю.

(Дети кланяются, прижав руку к сердцу)

-Здравствуйте.

Воспитатель:

Что мы Родиной зовем?

1реб.:

Дом, где мы с тобой растем.

И березки, вдоль которых, взявшись за руки идем.

Воспитатель:

Что мы Родиной зовем?

2 реб.:

Край, где мы с тобой живем.

И рубиновые звезды, звезды мира над кремлем.

Воспитатель:

- О чем говорится в этом стихотворении? (о Родине)

- Как называется страна в которой мы живем? (Россия)

- Назовите столицу нашей Родины. (Москва)

- В каком городе мы живем? (в Томске)

Ребёнок читает стихотворение «Любимый Томск»:

Шар земной – как небо синий,

Ленты рек, просторов ширь…

Есть на глобусе Россия,

А в России есть Сибирь.

А в Сибири – славный город,

Томском мы его зовём.

Больше всех он сердцу дорог –

Я живу, родился в нём!

Шелестят листвой берёзки,

Плещется в Томи вода…

Я горжусь любимым Томском,

Я хочу здесь жить всегда!

Новостройки и фонтаны,

И сады цветут весной…

А когда я взрослым стану,

Будет Томск гордиться мной!

Воспитатель:

- Мы с вами уже путешествовали через ворота времени, попадали в прошлое нашего города Томска. А хотите узнать ещё попутешествовать в прошлое? Ещё больше узнать об истории нашего народа? Скажите, где можно узнать о том как жили в старину наши предки? (ответы детей: из книг, фильмов, музеев ).

- Скажите, что такое музей? (ответы детей)

- Сегодня мы побываем в музее. Это необычный музей. Это дом-музей русского быта. В музее экскурсии проводят экскурсоводы. Но мы с вами уже много знаем о культуре и быте нашего народа. Поэтому сегодня вы сами будете экскурсоводами в нашем музее. Приглашаем всех посетить наш музей.

Воспитатель начинает рассказ:

-В старину дом на Руси называли… ( дети: избой).

(на экране показываются слайды с изображением русских деревянных домов, тихо звучит песня «Русская изба»)













Ребёнок-экскурсовод:

- Избы на Руси строили из дерева - сосны или ели. В избу вели деревянные ступени. Входя в избу, волей неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить дверь-то в избу низкая, а порог наоборот высокий – чтобы меньше дуло и тепло не уходило. Заходите к нам в избу.

(Дети проходят в музей)

Воспитатель:

-Заходите, проходите.

Как вы уже заметили, в доме всего одна комната, ее называют горницей.

-Что занимает центральное место в избе?

Ребёнок-экскурсовод:

Большую часть избы занимает печь. «Без печи изба- не изба», говорили в старину.

Печь ставили посреди горницы. О ней говорили «Печь – всему голова», голова – значит самая главная.

Воспитатель:

-Почему печь в избе самая главная? (ответы детей)

Ребёнок-экскурсовод:

- Печь ставили с северной стороны, напротив входа так как с севера дули холодные ветры, и эту сторону старались обогреть. « Хорошая печь – гордость любого хозяина.» С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной.

«Дом без печки – нежилой дом», говорили в народе. «Кормилицей, матушкой называли ласково печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи.

Воспитатель:

- Печь не только обогревала людей, в ней готовили пищу. А где сейчас готовят? (ответы детей).

- А как сейчас обогреваются наши дома? (ответы детей: центральное отопление, батареи)

- На печи можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано долгими зимними вечерами. Давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь? (ответы детей).

Ребёнок-экскурсовод:

По диагонали от печи «красный угол». «Красный» угол – значит красивый, здесь принимали гостей, обедали. Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». Почти все в избе делалось своими руками.

Воспитатель:

-Посмотрите, что это такое? (показывает на прялку).

Ребёнок-экскурсовод:

- Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы, ручная прялка состояла из вертикальной части, куда привязывалась кудель и горизонтальной, где сидит пряха. Раньше прялка имела важное значение в доме: с помощью прялки можно было одеть всю семью и зарабатывать деньги.

Воспитатель:

-Ребята, а как сейчас шьют одежду, на чем делают ткани? (ответы детей).

Воспитатель:

-А знаете ли вы что это? (показывает на колыбель)

Ребёнок-экскурсовод:

Колыбе́ль (от др.-рус. колыбать «качать») — маленькая кроватка или корзина для грудных детей, позволяющая укачивать ребёнка

В старину верили, что в подвешенной (приподнятой над полом) колыбели ребёнок находится под покровом небесных сил.







Воспитатель: А где сейчас спят маленькие дети? (ответы детей)

-В старину, как и сейчас наши предки собирались за большим столом, чтобы выпить чаю с пирогами.

Но мы знаем, что не было тогда электрических чайников, в чем же чай кипятили? (в самоваре). Да не обходилась русская изба без самовара.

Ребёнок:

Стихотворение о самоваре

Воспитатель:

-А на столе-то чего только нет: здесь и ложки и миски и плошки и крынка. Ребята, из чего делали посуду в старину? (ответы: из глины, дерева, металла). Как украшали посуду?(расписывали, вырезали узоры). А сейчас из чего делают посуду? (из глины, стекла, металла).

Ребёнок-экскурсовод:

- Когда-то люди заметили, что глина плохо пропускает воду, а в огне она твердеет. И тогда человек стал лепить из глины и обжигать различную посуду. Такую посуду ещё называют керамической.

- Скажите, как можно использовать керамическую посуду? – (готовить пищу, хранить масло, молоко, другие жидкости).

- Прочная ли керамическая посуда? –  (непрочная, при ударе легко бьётся).

Затем педагог обращает внимание на деревянную посуду.

- Как вы думаете, из чего сделана эта посуда? Назовите её.

- Какую ещё посуду делают из дерева? Чем вам нравится  деревянная посуда? – (легкая, удобная, не бьётся).

- Как можно использовать деревянную посуду? Можно ли ею играть?

А сейчас из чего делают посуду? (ответы детей)

Воспитатель:

- Издавна люди обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки и стали использовать их как музыкальные инструменты.

Давайте русскую народную песню споем, а ложки нам в этом помогут.

Дети исполняют русскую народную песню «Ой ты зимушка – зима».





2 часть: Практическая.



В зал входит хозяйка избы в русском сарафане c коромыслами и вёдрами на плече:

-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Я хозяйка и хранительница этого дома-музея. Вот, за водицей ходила. Ох и тяжело воду из колодца носить.

(Хозяйка снимает с плеча коромысло) Воспитатель показывает детям на коромысла и спрашивает:

-Ребята, что это такое? (ответы детей; это коромысло, с его помощью легче было носить вёдра)











Хозяйка:

- Вижу, вы уже здесь освоились, осмотрелись. Всё ли вам у меня понравилось? Пока наш самовар закипает, подходите, присаживайтесь поближе к печке. Вот так в те далёкие времена длинными, зимними вечерами все дружно садились у печи, грелись, слушали, как потрескивают дрова. Мамы и бабушки вязали тёплые носки, варежки и рассказывали детям сказки. Эти сказки передавались в народе от поколения к поколению, поэтому их так и называют как? (ответы детей: «народные сказки»). У каждого народа свои сказки, но все они учат нас чему? (ответы детей). В наше время сказки можно не только рассказывать, но их можно что? (ответы детей: сказки можно прочитать в книге) Вы любите читать книги?

Показывает детям книгу с русскими народными сказками.

- А что вы любите рассматривать в книге? (ответы детей: картинки) Как называются картинки в книге (ответы детей: иллюстрации) Мы с вами знаем много русских народных сказок, но вот в нашем музее нет экспонатов, которые рассказывали бы нам сказки.

Подводит детей к стенду на котором написано «Русские народные сказки»

- Посмотрите, ребята, этот стенд пустой. Как хозяйка этого музея, я предлагаю вам пополнить наш музей новыми экспонатами. На этом стенде мы разместим иллюстрации к русским народным сказкам, которые нарисуем сами. Мы покажем их нашим гостям, и они попробуют отгадать, к каким сказкам мы нарисовали иллюстрации.

- Сейчас мы нарисуем наши иллюстрации. А гости пока мы работаем, посетят наш музей.

(Дети рисуют иллюстрации к русским народным сказкам, размещают свои работы на магнитнойдоске.



3 часть: Заключительная:



Хозяйка:

- Посмотрите, какой замечательный стенд с иллюстрациями у нас получился. Я думаю, что гостям нашего музея он понравится, и все посетители музея обязательно узнают русские народные сказки в наших иллюстрациях.

Воспитатель:

- Скажите, ребята, а сможете ли вы провести такую же интересную экскурсию в дом-музей «Русская изба» для детей нашего детского сада? А для своих родителей? (ответы детей)

Мы обязательно пригласим в наш музей гостей и проведём для них интересные экскурсии.

Сейчас давайте попрощаемся с гостями. До свидания. Ждём Вас к нам в гости.



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
НОД в старшей группе "Экскурсия в музей "Русская изба"

Автор: Фадеева Наталия Алексеевна, Пронькина Светлана Анатольевна, Панкина Елена Александровна

Дата: 12.04.2015

Номер свидетельства: 200474


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства