kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку "Культура эпохи Возрождения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к разделу "Высокое Возрождение" по теме "Творчество Леонардо да Винчи". В презенnации представлен наглядный материал, в значительной  мере открывающий тайны творчества одного из Титанов Возрождения. Данный матенриал включён в раздел "Культура эпохи Возрождения" Он может быть истользован как в 7, так и в 10 классе при изучении данной темы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«Леонардо да Винчи»

«Мир Леонардо да Винчи» Учитель МХК :Забавина В.Ф.

«Мир Леонардо да Винчи»

Учитель МХК :Забавина В.Ф.

Учение у Верроккио

В 1466 году в возрасте четырнадцати лет Леонардо поступил к знаменитому живописцу и скульптору Андреа дель Верроккио. Сначала его, как и всех учеников крупных живописцев обучали ювелирному ремеслу, одновременно обучали грамоте и цифири, посвящали постепенно в тайны простейшей живописной техники. Потом доверили ему грунтовку и нанесение фона, а от мелкой ювелирной лепки и чеканки перевели к лепке скульптурной. Одновременно его учили рисунку, сначала заставляя срисовывать вещи учителя, а потом и с натуры. Чем дальше, тем сложнее становились науки.

Леонардо начал с ювелирных работ и от них перешел к скульптуре. Он вылепил несколько женских и детских головок, и Вазари отмечает одну особенность этих его первых работ: женские головки были смеющимися. Леонардо уже тогда искал тайну изображения улыбки. Уже вскоре да Винчи стал превосходить своего учителя. Это можно увидеть в самой известной работе юного художника, коленопреклоненного ангела на картине Верроккио "Крещение Христа". Все, что Верроккио смутно предчувствовал и чего искал ощупью, как слепой, - Леонардо увидел, нашел и воплотил в его образе.

Учение у Верроккио  Хотя Верроккио, может быть, доверял молодому Леонардо рисовать некоторые незначительные детали и в более ранних своих работах, всё же скорее всего именно в «Крещении Христа» он впервые разрешил ему нарисовать полностью фигуру. Маленький, одетый в голубое ангел, известил Флоренцию о том, что появился новый гений. Верроккио, согласно изложению Вазари, был ошеломлён, так как воочию столкнулся с явлением, пришедшим из неведомого будущего. Однако не только ангелом возвестил о себе Леонардо – он сделал это также с помощью изображения заднего фона «Крещения», в котором туманная, таинственная глубина предотвращает то удивительное, что будет создано им в «Моне Лизе» и в «Мадонне с младенцем и святой Анной».

Учение у Верроккио

Хотя Верроккио, может быть, доверял молодому Леонардо рисовать некоторые незначительные детали и в более ранних своих работах, всё же скорее всего именно в «Крещении Христа» он впервые разрешил ему нарисовать полностью фигуру. Маленький, одетый в голубое ангел, известил Флоренцию о том, что появился новый гений. Верроккио, согласно изложению Вазари, был ошеломлён, так как воочию столкнулся с явлением, пришедшим из неведомого будущего. Однако не только ангелом возвестил о себе Леонардо – он сделал это также с помощью изображения заднего фона «Крещения», в котором туманная, таинственная глубина предотвращает то удивительное, что будет создано им в «Моне Лизе» и в «Мадонне с младенцем и святой Анной».

« Мона Лиза» («Джоконда»)  Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Это воздушная перспектива лучшая по исполнению. Однако прежде взгляд зрителя останавливался на лице изображённой дамы. «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. «Это красота, к которой стремится изболевшая душа, весь опыт мира собраны здесь и воплощены в форму женщины… Животное начало в отношении к жизни в Древней Греции, страстность мира, грехи Борджиа… Она старше скал, среди которых сидит, как вампир, она умирала множество раз и познала тайны гробницы, она погружалась в глубины морей и путешествовала за драгоценными тканями с восточными купцами, как Леда, была метерью Елены прекрасной, как святая Анна – матерью Марии, и всё это было для неё не более чем звуком лиры и флейты».

« Мона Лиза» («Джоконда»)

Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Это воздушная перспектива лучшая по исполнению. Однако прежде взгляд зрителя останавливался на лице изображённой дамы. «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. «Это красота, к которой стремится изболевшая душа, весь опыт мира собраны здесь и воплощены в форму женщины… Животное начало в отношении к жизни в Древней Греции, страстность мира, грехи Борджиа… Она старше скал, среди которых сидит, как вампир, она умирала множество раз и познала тайны гробницы, она погружалась в глубины морей и путешествовала за драгоценными тканями с восточными купцами, как Леда, была метерью Елены прекрасной, как святая Анна – матерью Марии, и всё это было для неё не более чем звуком лиры и флейты».

Три спорные Мадонны  «Мадонна Бенуа»  «Мадонна Бенуа» (ныне находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге) во многом совершенно утратила черты живописи Леонардо. Давно и полностью утрачено все, что относится к пейзажу. Даже самые важные части композиции до странности невыразительны. «Ребенок почти чудовищен, - пишет Кларк, - а драпировка рукава вымучена». Однако, эскизы к картине, бесспорно принадлежащие Леонардо, свидетельствуют о свежести и оригинальности замысла. На основании этих эскизов картина определяется, как работа Леонардо раннего периода его творчества.

Три спорные Мадонны «Мадонна Бенуа»

«Мадонна Бенуа» (ныне находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге) во многом совершенно утратила черты живописи Леонардо. Давно и полностью утрачено все, что относится к пейзажу. Даже самые важные части композиции до странности невыразительны. «Ребенок почти чудовищен, - пишет Кларк, - а драпировка рукава вымучена». Однако, эскизы к картине, бесспорно принадлежащие Леонардо, свидетельствуют о свежести и оригинальности замысла. На основании этих эскизов картина определяется, как работа Леонардо раннего периода его творчества.

Три спорные Мадонны  «Мадонна Литта»  «Мадонна Литта», очевидно, была привезена Леонардо в Милан незаконченной. А начата она в 1480 году. Позднее картина была дважды полностью переписана: первый раз – в 1495 году миланским художником, второй раз – в начале XIX веке, когда ее перенесли с дерева на холст. Глядя на эскизы к ней, можно сделать вывод, что Леонардо, скорее всего, сделал постановку фигур, закончил голову Мадонны и полностью написал некоторые части тела Младенца.

Три спорные Мадонны «Мадонна Литта»

«Мадонна Литта», очевидно, была привезена Леонардо в Милан незаконченной. А начата она в 1480 году. Позднее картина была дважды полностью переписана: первый раз – в 1495 году миланским художником, второй раз – в начале XIX веке, когда ее перенесли с дерева на холст. Глядя на эскизы к ней, можно сделать вывод, что Леонардо, скорее всего, сделал постановку фигур, закончил голову Мадонны и полностью написал некоторые части тела Младенца.

Три спорные Мадонны  «Мадонна с цветком»  «Мадонна с цветком», возможно, была написана Леонардо, когда ещё он учился в мастерской Веррокио. Она идентифицируется по многим деталям: заплетенные в косы волосы Мадонны, ее левая рука, драпировка, цветок. Эти детали – в стиле «Благовещения» Леонардо, которое ныне находится в галерее Уффици во Флоренции.

Три спорные Мадонны «Мадонна с цветком»

«Мадонна с цветком», возможно, была написана Леонардо, когда ещё он учился в мастерской Веррокио. Она идентифицируется по многим деталям: заплетенные в косы волосы Мадонны, ее левая рука, драпировка, цветок. Эти детали – в стиле «Благовещения» Леонардо, которое ныне находится в галерее Уффици во Флоренции.

«Тайная вечеря»

Картина подготавливалась долго и писалась не сразу – несколько месяцев менялся замысел. Весь 1496 год ушел на поиски композиции. Леонардо предоставили одну из стен трапезной монастыря Санта Мария деле Грацие.

Он искал новые композиционные решения, работал над решением колористических задач и игры светотени, стремился дать образы, жесты, лица, которые раскрывали бы внутреннего человека. Картина является как бы продолжение трапезной. На ней изображен момент, когда Иисус Христос во время вечерни с апостолами говорит им, что один из них его предал. Слова учителя произвели огромное впечатление, и каждый из двенадцати реагировал на них соответственно своему характеру.

К сожалению, величайшее произведение Леонардо ждала плохая участь. Он неудачно экспериментировал с красками и написал фреску не по сырой штукатурке, а по масляной. Но камень, из которого сложена стена содержит селитру и обладает свойством выделять влагу, и с годами на фреске стали появляться белесые пятна. Кроме этого, с кухней, которая находилась рядом с трапезной, испарялась влага и жиры, которые оседали на картину. И еще более усилило все несколькими наводнениями, во время которых вода стояла подолгу в трапезной монастыря.

Сейчас картину реставрируют, но полностью восстановить ее будет очень нелегко, если вообще возможно.

«Тайная вечеря»

Фигуры полны динамики. Смотрящий чувствует ее с первого взгляда, но, когда он разберется в своем впечатлении, он с удивлением заметит, что художник добился такого эффекта средствами чрезвычайно скупыми. В сцене нет суеты, никаких утрированных положений, нет ртов, раскрытых для криков, выпученных глаз, воздетых рук, но движения очень много. Это впечатление достигается композицией картины.

Глубокая комната освещена спереди, со стороны зрителя. Длинный и узкий стол, уставленной посудой покрыт узорчатой скатертью. За столом сидят тринадцать человек, в середине отдельно от других, Христос на фоне открытого, светлого окна. По обе стороны двенадцать апостолов. Христос только что произнес слова о предательстве. На лице его мягкая, покорная печаль. Глаза опущены. Правая рука еще трепещет от сдержанного жеста, левая как-то бессильно, ладонью кверху легла на стол.

Все апостолы разбиты на четыре группы по три человека. Две группы, ближайшие к Христу более сбиты в кучку, в треугольном абрисе, две крайние соединены более свободно, в четырехугольном оформлении.

Впечатление движения создаются этим удивительным делением и игрой лиц, тел и рук в каждой из групп. Свет падает на сцену откуда-то сверху и слева, и все лица освещены за исключением лица Иуды.

«Тайная вечеря»  Этюды голов апостолов к «Тайной вечери» Леонардо сравнимы по силе с его живописными полотнами. Святой наверху, возможно, апостол Пётр, прорисован чернилами и пером поверх серебряного карандаша, остальные наброски сделаны красным мелом. Исполненный чувства страха и вины Иуда узнаётся сразу. Другой апостол, на лице которого печать гнева, иногда определяется как святой Матфей, иногда как святой Варфоломей.

«Тайная вечеря»

Этюды голов апостолов к «Тайной вечери» Леонардо сравнимы по силе с его живописными полотнами. Святой наверху, возможно, апостол Пётр, прорисован чернилами и пером поверх серебряного карандаша, остальные наброски сделаны красным мелом. Исполненный чувства страха и вины Иуда узнаётся сразу. Другой апостол, на лице которого печать гнева, иногда определяется как святой Матфей, иногда как святой Варфоломей.

У Цезаря Борджа   У Цезаря Борджа да Винчи служил чуть менее года. Цезарь поручил ему разные технические и инженерные работы. Он строил крепости, строил порт, гидравлические и гидродинамические работы, укрепления – все это нравилось Леонардо. Но он не любил тревог и опасностей. Чего с лихвой хватало не службе у Цезаря. А насчет опасностей взгляды Леонардо были определенные:

У Цезаря Борджа

У Цезаря Борджа да Винчи служил чуть менее года. Цезарь поручил ему разные технические и инженерные работы. Он строил крепости, строил порт, гидравлические и гидродинамические работы, укрепления – все это нравилось Леонардо. Но он не любил тревог и опасностей. Чего с лихвой хватало не службе у Цезаря. А насчет опасностей взгляды Леонардо были определенные: "Кто не ценит жизнь, не заслуживает ее", "Редко падает тот, кто хорошо ходит".

Цезарь оказался слишком беспокойным государем для Леонардо, и "герцогский инженер и архитектор" подал в отставку.

Цезарь Борждиа. Рисунок выполнен красным мелком.

Технические работы  Как всегда да Винчи занимала не только живопись, но и другие задачи.  Кроме этого Леонардо да Винчи интересовали проблемы полета. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил:

Технические работы

Как всегда да Винчи занимала не только живопись, но и другие задачи.

Кроме этого Леонардо да Винчи интересовали проблемы полета. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: "Кто знает все, тот может все. Только бы узнать – и крылья будут!"

Сначала Леонардо разрабатывал проблему полета при помощи крыльев, приводимые в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара. Но затем он дошел до мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплен, а должен сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводить же в движение аппарат должен своей собственной силой. Это в сущности идея аэроплана. Для того чтобы успешно практически построить и использовать аппарат, Леонардо не хватило только одного: идеи мотора, обладающего достаточной силой. До всего остального он дошел.

Технические работы  Прикладная механика Леонардо, возможно, более, чем другие его научные и технические достижения, вызывает интерес и восхищение привычного к машинам XX века. Многие его изображения, такие, например, как цепная передача, понятны с первого взгляда. При некоторой настойчивости современный механик может создать по его чертежу действующую модель рессорной колесницы и маховика.

Технические работы

Прикладная механика Леонардо, возможно, более, чем другие его научные и технические достижения, вызывает интерес и восхищение привычного к машинам XX века. Многие его изображения, такие, например, как цепная передача, понятны с первого взгляда. При некоторой настойчивости современный механик может создать по его чертежу действующую модель рессорной колесницы и маховика.

Мантуя и Венеция  Проездом в Венецию Леонардо да Винчи заехал в Мантую, где остановился у сестры Беатриче, Изабеллы д'Эсте, маркизы мантуанской. Она была одна из самых страстных собирательниц произведений искусств и большой друг талантливых художников. К Леонарду она относилась очень дружески его поклонницей его гения.  Памятью визита к Изабелле остались два эскиза портретов маркизы, сделанные Леонардо. Один из них он подарил ей, а другой взял с собой. Первый был сделан углем: он теперь находится в Лувре. Другой сангиной - находится во Флоренции, в галереи Уффици.  Сангина, по-видимому, первоначальный набросок; он непосредственнее и свежее. Эскиз углем больше проработан, художник искал мотивы, которые могли быть раскрыты полностью в красках. Как во всех портретах Леонардо, даже сделанных наскоро, модель его живет и обнаруживает те черты своего характера, которые господствуют в человеке.  Изабелла Д ’ Эсте. Рисунок выполнен чёрным мелком, углём и пастелью.

Мантуя и Венеция

Проездом в Венецию Леонардо да Винчи заехал в Мантую, где остановился у сестры Беатриче, Изабеллы д'Эсте, маркизы мантуанской. Она была одна из самых страстных собирательниц произведений искусств и большой друг талантливых художников. К Леонарду она относилась очень дружески его поклонницей его гения.

Памятью визита к Изабелле остались два эскиза портретов маркизы, сделанные Леонардо. Один из них он подарил ей, а другой взял с собой. Первый был сделан углем: он теперь находится в Лувре. Другой сангиной - находится во Флоренции, в галереи Уффици.

Сангина, по-видимому, первоначальный набросок; он непосредственнее и свежее. Эскиз углем больше проработан, художник искал мотивы, которые могли быть раскрыты полностью в красках. Как во всех портретах Леонардо, даже сделанных наскоро, модель его живет и обнаруживает те черты своего характера, которые господствуют в человеке.

Изабелла Д ’ Эсте. Рисунок выполнен чёрным мелком, углём и пастелью.

Мантуя и Венеция

В начале 1500 года да Винчи был уже в Венеции. Он впервые оказался в этом городе. Леонардо было чем заниматься в Венеции. Его очень заинтересовали не только живописное "царицы Адриатики", но и ее географическое положение. Он еще никогда не встречал такого сочетания природных условий, чтобы на одном небольшом пространстве фигурировали и берег континента и лагуна с многочисленными островами, и коса, отделяющая лагуну от моря, и наконец, беспредельный морской простор. Конечно, Леонардо нашел в этом сочетании много такого, что немедленно нужно было исследовать и изучить.

Он начал заниматься промерами длины прилива в Лидо, изучать строение почвы на морском берегу и, находя в породах большое количество ракушек, констатировал: "Река По в короткое время осушит (т.е. затянет землей) Адриатическое море подобно тому, как она осушила большую часть Ломбардии." Новые ученые друзья составили ему компанию для научных разговоров. Это то, что сейчас ему было особенно важно. Ему пробовали заказывать картины – он уклонялся. Пробыв некоторое время в Венеции Леонардо да Винчи решил вернуться в родную Флоренцию и распрощавшись с морем, лагуной и каналами двинулся в путь.

Леонардо да Винчи, каким мы его знаем

Леонардо да Винчи великий художник начало эпохи возрождения – созерцатель и мастер, инженер и техник, музыкант и император, ученый и художник. Он во многом опережал свое время, открывая многие законы в науке, математике, механике, астрономии, космографии, геологии, географии, океанографии, гидравлике, гидростатике, гидродинамики, по различным отраслям физики, ботанике, зоологии, анатомии, перспективе живописи, по грамматике, по языкам."Наука молодит душу, - говорил он. – уменьшает горечь старости. Собирай же мудрость, собирай сладкую пищу для старости?". Он собирал и был счастлив этим.

Леонардо умел слушать и понимать природу, он учился у нее, он любил ее, и она раскрывала перед ним свои тайны. "Изучение явления природы есть Господу угодное дело, – говорил Леонардо, - Это все равно, что молиться. Познавая законы естественные мы, тем самым, прославляем его, первого изобретателя. Художника вселенной, и учимся любить Его, ибо великая любовь к Богу проистекает из великого познания…"

Леонардо истинный художник, отмеченный печатью гениальности во всей своей многогранной деятельности.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Презентация к уроку "Культура эпохи Возрождения"

Автор: Забавина Вера Фёдоровна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117577

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока "Театр Эпохи Возрождения". Презентация. "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-tieatr-epokhi-vozrozhdieniia-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "103451"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402586268"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Презентация "Творчество Леонардо да Винчи" "
    ["seo_title"] => string(48) "priezientatsiia-tvorchiestvo-lieonardo-da-vinchi"
    ["file_id"] => string(6) "156767"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421486290"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Презентация по литературе "Эпоха Возрождения""
    ["seo_title"] => string(48) "prezentatsiia_po_literature_epokha_vozrozhdeniia"
    ["file_id"] => string(6) "648015"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1711439221"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров "
    ["seo_title"] => string(76) "sieviernoie-vozrozhdieniie-zhivopis-nidierlandskikh-i-niemietskikh-mastierov"
    ["file_id"] => string(6) "144954"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418824195"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока на тему "Вильям Шекспир. Сонет 130. Проблема перевода""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vil-iam-shiekspir-soniet-130-probliema-pierievoda"
    ["file_id"] => string(6) "260671"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448987073"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства