Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров
Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров
Мировая художественная культура
Тема: Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких масте-ров.
Вид урока: изучение нового материала (1-ый из двух по плану).
Форма урока: урок-исследование, защита проектов.
Цели:
? дать представление о достижениях нидерландских и немецких масте-ров;
? расширить представление об эпохе Возрождения как качественно но-вом периоде развития человечества;
? создать условия для осознанного восприятия материала;
? способствовать развитию ассоциативного мышления, речи и воспри-ятия;
? формировать эстетический вкус;
? развивать умение понять художественный замысел автора.
Оборудование: проекционное и компьютерное оборудование, презентация, фрагмент фильма «Северное Возрождение», раздаточный материал (карточки с вопросами на повторение пройденного, карточки с вопросами на закрепление нового материала).
Литература:….. Интернет-ресурсы
Ход урока
1. Организационный этап
Сегодня с вами мы продолжаем работу по теме «Возрождение» и по-знакомимся с завершающим этапом развития данного направления в искусстве. Это - «Северное Возрождение». Мы рассмотрим особенности живописи нидерландских и немецких мастеров. Конкретную задачу урока мы установим после разминки.
2. Разминка
? Что такое Возрождение?
? Какой город считается колыбелью итальянского Возрождения? Почему?
(Ожидаемые ответы: Г. Венеция. Впервые здесь были провозглашены де-мократические идеалы. Это нашло отражение в искусстве.)
? Сформулируйте основную задачу эпохи Возрождения.
(Ожидаемый ответ: Огромный интерес к человеку, его неограниченным возможностям.)
? Вспомните наиболее известные памятники архитектуры Ренессанса и истории, связанные с ними.
(Ожидаемый ответ: Собор Санта- Мария дель Фьоре- архитектор Филиппо Брунеллески.)
? Назовите наиболее известные имена эпохи Возрождения, работы мастеров?
(Ожидаемый ответ: Микеланджело, Рафаэль, Донателло; Мадонна Бенуа. )
? В чем, по вашему мнению, заключается уникальность таланта Леонардо да Винчи?
(Ожидаемый ответ: Непревзойденность техники, неординарность мышле-ния, гений предвидения – танк, подводная лодка, вертолёт, оружие массового уничтожения и т.д.)
? Чем интересна авторская техника исполнения фрески «Тайная вече-ря»?
(Ожидаемый ответ: Фреску восстановили современники, но секреты техники мастера не раскрыли.)
? Как был создан один из его шедевров - «Джоконда»?
(Ожидаемый ответ: Для передачи образа были приглашены актёры, музыканты, которые старались передать разные чувства и т.д.)
Действительно, работы Леонардо да Винчи представляют большой интерес в настоящее время и продолжают восхищать исследователей и ценителей искусства. Работы представителей Северного Возрождения занимают особое место в мировой живописи. Попробуем установить их значимость относительно высокого Возрождения.
3. Сообщение темы и цели урока
Термин «Северное Возрождение» является условным. Определение относят к странам, которые расположены к северу от Италии. Это Нидерланды, Германия, Франция и Англия. Условность заключается в том, что в этих странах Возрождение имело разные временные рамки и носило особый национальный характер. На прошлом занятии мы говорили о Высоком Возрождении. Сегодня тема нашего занятия «Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров».
Как вы думаете, почему некоторые исследователи считают, что Северное Возрождение неравнозначно Высокому? Это и будет наш проблемный вопрос. Наш урок продолжим по следующему плану: 1) общая презентация об эпохе и её обсуждение; 2) сообщения консультантов по творчеству художников; 3) творческая работа по теме.
4. Изучение нового материала
Сейчас прозвучит материал о Северном Возрождении. Прослушав его, найдите ответы на следующие вопросы.
1) Главная особенность Северного Возрождения? (Ожидаемый ответ: связь с искусством поздней готики.)
2) Актуальные жанры эпохи? (Ожидаемый ответ: портрет, пейзаж, бытовой жанр.)
3) Какие идеи оказали влияние на развитие искусства? (Ожидаемый ответ: идеи гуманизма и Реформации. )
Презентация «Северное Возрождение».
Первичное закрепление пройденного: на партах - карточки с вопросами (Приложение 1), предполагающие устный ответ.
5.Беседа по теме сообщения учеников
Наиболее яркие представители Северного Возрождения – это Ян ван Эйк, Питер Брейгель, Альбрехт Дюрер. Об их творчестве расскажут консультанты.
Работа творческих групп. Группы защищают свои проекты и организуют обсуждение после показа презентаций. На партах - карточки с вопросами (Приложение 2), предполагающие устное обсуждение.
А) Ян ван Эйк. (Презентация.)
Обсуждение.
? Какая связь прослеживается между работами Леонардо да Винчи и Яна Ван Эйка?
Б) Питер Брейгель. (Презентация.)
Обсуждение.
? Какая идея высокого Возрождения нашла отражение в творчестве П.Брейгеля? (Ожидаемый ответ: неразрывная связь человека с природой)
В) Альбрехт Дюрер. (Презентация.)
Обсуждение.
? Как проявляются идеи гуманизма, характерные для высокого Возрождения, в творчестве Дюрера? (Ожидаемый ответ: обращение к библейским мотивам как основе нравственной жизни)
6. Итог урока
1. Творческое задание.
А теперь, чтобы обобщить полученные знания, выполним творческую работу. Напишите эссе, ответив на вопрос: «Почему Северное Возрождение занимает видное место в мировом искусстве?» ( Несколько предложений.)
Вывод: Таким образом, мы аргументированно решили проблему, выдвинутую в начале урока: несомненно, Северное Возрождение – это общепризнанное искусство, которое явилось завершающим этапом Высокого Возрождения.
2. Выставление оценок.
7. Этап информации о домашнем задании.
Тема следующего урока – архитектура эпохи Северного Возрождения. Мы проведём его так же в форме защиты проектов.
Задание: подобрать материалы по архитектуре европейских стран Северного Возрождения. Подготовить проекты по английской, французской, нидерландской, германской архитектуре. (Определяются творческие группы, сроки, место и темы консультаций.)
8) Рефлексия
Как вы понимаете слова Мишеля Монтеня: «Мера жизни не в её дли-тельности, а в том, как вы использовали её: иной прожил долго, да прожил мало»?
Приложение 1
Первичное закрепление пройденного.
1) Главная особенность Северного Возрождения?
2) Актуальные жанры эпохи?
3) Какие идеи оказали влияние на развитие искусства?
Приложение 2
Проблемные вопросы к проектам творческих групп.
1) Какая связь прослеживается между работами Леонардо да Винчи и Яна Ван Эйка?
2) Какая идея высокого Возрождения нашла отражение в творчестве П.Брейгеля?
3) Как проявляются идеи гуманизма, характерные для высокого Возрождения, в творчестве Дюрера?
Урок в данной форме предполагает развитие внутреннего мира уча-щихся, способствует эстетическому восприятию действительности, ориентирует на мировые ценности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров »
Мировая художественная культура
Тема: Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров.
Вид урока: изучение нового материала (1-ый из двух по плану).
Форма урока: урок-исследование, защита проектов.
Цели:
дать представление о достижениях нидерландских и немецких мастеров;
расширить представление об эпохе Возрождения как качественно новом периоде развития человечества;
создать условия для осознанного восприятия материала;
способствовать развитию ассоциативного мышления, речи и восприятия;
формировать эстетический вкус;
развивать умение понять художественный замысел автора.
Оборудование: проекционное и компьютерное оборудование, презентация, фрагмент фильма «Северное Возрождение», раздаточный материал (карточки с вопросами на повторение пройденного, карточки с вопросами на закрепление нового материала).
Литература:….. Интернет-ресурсы
Ход урока
1. Организационный этап
Сегодня с вами мы продолжаем работу по теме «Возрождение» и познакомимся с завершающим этапом развития данного направления в искусстве. Это - «Северное Возрождение». Мы рассмотрим особенности живописи нидерландских и немецких мастеров. Конкретную задачу урока мы установим после разминки.
2. Разминка
Что такое Возрождение?
Какой город считается колыбелью итальянского Возрождения? Почему?
(Ожидаемые ответы: Г. Венеция. Впервые здесь были провозглашены демократические идеалы. Это нашло отражение в искусстве.)
Сформулируйте основную задачу эпохи Возрождения.
(Ожидаемый ответ: Огромный интерес к человеку, его неограниченным возможностям.)
Вспомните наиболее известные памятники архитектуры Ренессанса и истории, связанные с ними.
(Ожидаемый ответ: Собор Санта- Мария дель Фьоре- архитектор Филиппо Брунеллески.)
Назовите наиболее известные имена эпохи Возрождения, работы мастеров?
В чем, по вашему мнению, заключается уникальность таланта Леонардо да Винчи?
(Ожидаемый ответ: Непревзойденность техники, неординарность мышления, гений предвидения – танк, подводная лодка, вертолёт, оружие массового уничтожения и т.д.)
Чем интересна авторская техника исполнения фрески «Тайная вечеря»?
(Ожидаемый ответ: Фреску восстановили современники, но секреты техники мастера не раскрыли.)
Как был создан один из его шедевров - «Джоконда»?
(Ожидаемый ответ: Для передачи образа были приглашены актёры, музыканты, которые старались передать разные чувства и т.д.)
Действительно, работы Леонардо да Винчи представляют большой интерес в настоящее время и продолжают восхищать исследователей и ценителей искусства. Работы представителей Северного Возрождения занимают особое место в мировой живописи. Попробуем установить их значимость относительно высокого Возрождения.
3. Сообщение темы и цели урока
Термин «Северное Возрождение» является условным. Определение относят к странам, которые расположены к северу от Италии. Это Нидерланды, Германия, Франция и Англия. Условность заключается в том, что в этих странах Возрождение имело разные временные рамки и носило особый национальный характер. На прошлом занятии мы говорили о Высоком Возрождении. Сегодня тема нашего занятия «Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров».
Как вы думаете, почему некоторые исследователи считают, что Северное Возрождение неравнозначно Высокому? Это и будет наш проблемный вопрос. Наш урок продолжим по следующему плану: 1) общая презентация об эпохе и её обсуждение; 2) сообщения консультантов по творчеству художников; 3) творческая работа по теме.
4. Изучение нового материала
Сейчас прозвучит материал о Северном Возрождении. Прослушав его, найдите ответы на следующие вопросы.
1) Главная особенность Северного Возрождения? (Ожидаемый ответ: связь с искусством поздней готики.)
3) Какие идеи оказали влияние на развитие искусства? (Ожидаемый ответ: идеи гуманизма и Реформации. )
Презентация «Северное Возрождение».
Первичное закрепление пройденного: на партах - карточки с вопросами (Приложение 1), предполагающие устный ответ.
5.Беседа по теме сообщения учеников
Наиболее яркие представители Северного Возрождения – это Ян ван Эйк, Питер Брейгель, Альбрехт Дюрер. Об их творчестве расскажут консультанты.
Работа творческих групп. Группы защищают свои проекты и организуют обсуждение после показа презентаций. На партах - карточки с вопросами (Приложение 2), предполагающие устное обсуждение.
А) Ян ван Эйк. (Презентация.)
Обсуждение.
Какая связь прослеживается между работами Леонардо да Винчи и Яна Ван Эйка?
Б) Питер Брейгель. (Презентация.)
Обсуждение.
Какая идея высокого Возрождения нашла отражение в творчестве П.Брейгеля? (Ожидаемый ответ: неразрывная связь человека с природой)
В) Альбрехт Дюрер. (Презентация.)
Обсуждение.
Как проявляются идеи гуманизма, характерные для высокого Возрождения, в творчестве Дюрера? (Ожидаемый ответ: обращение к библейским мотивам как основе нравственной жизни)
6. Итог урока
1. Творческое задание.
А теперь, чтобы обобщить полученные знания, выполним творческую работу. Напишите эссе, ответив на вопрос: «Почему Северное Возрождение занимает видное место в мировом искусстве?» ( Несколько предложений.)
Вывод: Таким образом, мы аргументированно решили проблему, выдвинутую в начале урока: несомненно, Северное Возрождение – это общепризнанное искусство, которое явилось завершающим этапом Высокого Возрождения.
2. Выставление оценок.
7. Этап информации о домашнем задании.
Тема следующего урока – архитектура эпохи Северного Возрождения. Мы проведём его так же в форме защиты проектов.
Задание: подобрать материалы по архитектуре европейских стран Северного Возрождения. Подготовить проекты по английской, французской, нидерландской, германской архитектуре. (Определяются творческие группы, сроки, место и темы консультаций.)
8) Рефлексия
Как вы понимаете слова Мишеля Монтеня: «Мера жизни не в её длительности, а в том, как вы использовали её: иной прожил долго, да прожил мало»?
Приложение 1
Первичное закрепление пройденного.
1) Главная особенность Северного Возрождения?
2) Актуальные жанры эпохи?
3) Какие идеи оказали влияние на развитие искусства?
Приложение 2
Проблемные вопросы к проектам творческих групп.
Какая связь прослеживается между работами Леонардо да Винчи и Яна Ван Эйка?
Какая идея высокого Возрождения нашла отражение в творчестве П.Брейгеля?
Как проявляются идеи гуманизма, характерные для высокого Возрождения, в творчестве Дюрера?
Урок в данной форме предполагает развитие внутреннего мира учащихся, способствует эстетическому восприятию действительности, ориентирует на мировые ценности.