kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку искусства 9 класс "Художник и ученый"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  по предмету «Искусство» составлен в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования и учебно – методическим комплексом авторов Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской.

Урок «Художник и ученый» является 6 уроком во втором разделе курса «Искусство» в 9 классе, обозначенному как  «Искусство предвосхищает будущее». В данном разделе рассматривается взаимосвязь научного прогресса и искусства, возможности предсказаний  сложных исторических коллизий  XX-XXI вв., научных открытий, а также предвосхищение будущих открытий в творчестве художников, писателей и композиторов.

Эпиграфом к уроку стала цитата  «…наука развивалась из поэзии…, в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени» И.-В. Гете («Искусство» Г. П. Сергеева и Е. Д. Критская стр.133). В заключительной части урока учащиеся зачитывают полную без пропусков цитату, дают свою оценку пропущенным в тексте словам.

Цель урока:  Побудить учащихся к эмоционально – ценностному  постижению разностороннего  развития человека, показать как с помощью творчества происходит процесс самопознания личности и окружающего мира.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

  • Формировать  эстетические потребности, ценности, чувства;
  • Развивать  способности к преодолению трудностей, целеустремленность в достижении результата;
  • Формировать  способности  к духовному и творческому  развитию на основе нравственных установок.

В области формирования социальной культуры:

  • Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогом и  сверстниками;
  •  формировать толерантность и основы культуры  общения.

В области формирования универсальных  познавательных учебных действий:

  • Развитие образного и ассоциативного мышления в процессе творческой деятельности;
  • Осуществлять поиск необходимой информации.

В области формирования предметных учебных действий:

  • Формировать  целостное представление о роли искусства в культурно – историческом процессе развития человечества;
  • Воспитывать художественный вкус;
  • Формировать навыки творческого художественного самообразования.

Тип урока:   урок открытия новых знаний

Оборудование к уроку

  • Учебники «Искусство» Г. П. Сергеева и Е. Д. Критская
  • ноутбук.
  • Энциклопедия «Краткая история искусств» Н. А. Дмитриева
  • Советский энциклопедический словарь  под редакцией А. М. Прохорова. Москва «Советская энциклопедия» 1982г.
  • Мультимедийные презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку искусства 9 класс "Художник и ученый" »

Художник и ученый

Художник и ученый

Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке . М. Эшер. Ящерицы

Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке .

М. Эшер. Ящерицы

Для того чтобы открыть как для науки так и для искусства законы пропорции золотого сечения, древнегреческие ученые должны были в душе быть художниками. И это действительно так. Интересовали же Пифагора музыкальные пропорции и соотношения. Более того, музыка являлась основанием всего пифагорейского учения о числе. Известно, что А. Эйнштейну, в ХХ в. перевернувшему многие устоявшиеся научные представления, в его творчестве помогала музыка. Игра на скрипке доставляла ему столько же удовольствия, сколько работа.

Для того чтобы открыть как для науки так и для искусства законы пропорции золотого сечения, древнегреческие ученые должны были в душе быть художниками. И это действительно так. Интересовали же Пифагора музыкальные пропорции и соотношения.

Более того, музыка являлась основанием всего пифагорейского учения о числе. Известно, что А. Эйнштейну, в ХХ в. перевернувшему многие устоявшиеся научные представления, в его творчестве помогала музыка. Игра на скрипке доставляла ему столько же удовольствия, сколько работа.

Французский физик XIX в. Пьер Кюри провел исследования по симметрии кристаллов. Он обнаружил интересную и важную для науки и искусства вещь: частичное отсутствие симметрии порождает развитие предмета, в то время как полная симметрия стабилизирует его вид и состояние . Это явление было названо диссимметрией (не симметрия). Закон Кюри гласит: дис симметрия творит явление .

Французский физик XIX в. Пьер Кюри провел исследования по симметрии кристаллов. Он обнаружил интересную и важную для науки и искусства вещь: частичное отсутствие симметрии порождает развитие предмета, в то время как полная симметрия стабилизирует его вид и состояние . Это явление было названо диссимметрией (не симметрия). Закон Кюри гласит: дис симметрия творит явление .

В середине ХХ в. в науке появилось еще и понятие «антисимметрия», т. е. против (противопо ложно) симметрии . Если общепризнанное понятие «асимметрия» как для науки, так и для искусства означает «не совсем точная симметрия», то антисимметрия — некоторое свойство и его отрицание, т. е. противопоставление. В жизни и в искусстве — это извечные противоположности: добро — зло, жизнь — смерть, лево — право, верх — низ и т. д.

В середине ХХ в. в науке появилось еще и понятие «антисимметрия», т. е. против (противопо ложно) симметрии . Если общепризнанное понятие «асимметрия» как для науки, так и для искусства означает «не совсем точная симметрия», то антисимметрия — некоторое свойство и его отрицание, т. е. противопоставление. В жизни и в искусстве — это извечные противоположности: добро — зло, жизнь — смерть, лево — право, верх — низ и т. д.

«Забыли, что наука развивалась из поэзии: не принимали во внимание соображение, что в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени». И.-В. Гете Й. Штилер. Портрет И. Гете

«Забыли, что наука развивалась из поэзии: не принимали во внимание соображение, что в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени».

И.-В. Гете

Й. Штилер.

Портрет И. Гете

Сегодня это пророчество сбывается. Синтез научных и художественных знаний приводит к появлению новых наук (синергетика, фрактальная геометрия и др.), формирует новый художественный язык искусства. М. Эшер. Луна и солнце

Сегодня это пророчество сбывается. Синтез научных и художественных знаний приводит к появлению новых наук (синергетика, фрактальная геометрия и др.), формирует новый художественный язык искусства.

М. Эшер. Луна и солнце

Голландский художник и геометр Мауриц Эшер (1898—1972) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. Он, так же, как Бах в музыке, был очень сильным математиком в графике. Изображение города в гравюре «День и ночь» зеркально симметрично, но в левой его части день, в правой — ночь. Образы белых птиц, улетающих в ночь, формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день. Особенно интересно наблюдать, как из неправильных асимметричных форм фона постепенно проявляются фигуры.

Голландский художник и геометр Мауриц Эшер (1898—1972) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. Он, так же, как Бах в музыке, был очень сильным математиком в графике. Изображение города в гравюре «День и ночь» зеркально симметрично, но в левой его части день, в правой — ночь. Образы белых птиц, улетающих в ночь, формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день.

Особенно интересно наблюдать, как из неправильных асимметричных форм фона постепенно проявляются фигуры.

Под влиянием открытий радиоактивности и ультрафиолетовых лучей в науке русский художник Михаил Федорович Ларионов (1881—1964) в 1912 г. основал одно из первых в России абстрактных течений — лучизм. Он счи тал, что изображать надо не сами предметы, а идущие от них энергетические потоки, представляемые в виде лучей. М. Ларионов. Петух (Лучистый этюд)

Под влиянием открытий радиоактивности и ультрафиолетовых лучей в науке русский художник Михаил Федорович Ларионов (1881—1964) в 1912 г. основал одно из первых в России абстрактных течений — лучизм. Он счи тал, что изображать надо не сами предметы, а идущие от них энергетические потоки, представляемые в виде лучей.

М. Ларионов. Петух (Лучистый этюд)

Изучение проблем оптического восприятия натолкнуло французского живописца Робера Делоне (1885—1941) в начале ХХ в. на идею образования характерных кругообразных поверхностей и плоскостей, которые, создавая разноцветную бурю, динамично овладевали пространством картины. Р. Делоне. С уважением к Блерио

Изучение проблем оптического восприятия натолкнуло французского живописца Робера Делоне (1885—1941) в начале ХХ в. на идею образования характерных кругообразных поверхностей и плоскостей, которые, создавая разноцветную бурю, динамично овладевали пространством картины.

Р. Делоне. С уважением к Блерио

Абстрактный цветовой ритм возбуждал эмоции зрителей. Взаимопроникновение основных цветов спектра и пересечение криволинейных поверхностей в работах Делоне создают динамику и истинно музыкальное развитие ритма. Одним из первых его произведений стал цветной диск, по форме напоминающий мишень, но цветовые переходы составляющих его соседних элементов имеют дополнительные цвета, что придает диску необычайную энергию. Р. Делоне. Башня

Абстрактный цветовой ритм возбуждал эмоции зрителей. Взаимопроникновение основных цветов спектра и пересечение криволинейных поверхностей в работах Делоне создают динамику и истинно музыкальное развитие ритма. Одним из первых его произведений стал цветной диск, по форме напоминающий мишень, но цветовые переходы составляющих его соседних элементов имеют дополнительные цвета, что придает диску необычайную энергию.

Р. Делоне. Башня

Русский художник Павел Николае- вич Филонов (1882—1941) выполнил в 20-е гг. ХХ в. графическую компози- цию — одну из «формул Вселенной». В ней он предугадал движение суб- атомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания. П. Филонов. Формула весны П. Филонов. Формула вселенной

Русский художник Павел Николае-

вич Филонов (1882—1941) выполнил

в 20-е гг. ХХ в. графическую компози-

цию — одну из «формул Вселенной».

В ней он предугадал движение суб-

атомных частиц, с помощью которых

современные физики пытаются найти

формулу мироздания.

П. Филонов. Формула весны

П. Филонов. Формула вселенной

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Найдите в справочной литературе понятия «синергетика», «фрактал», «фрактальная геометрия». Расскажите, как эти новые науки соотносятся с искусством.
  • Вспомните знакомое вам явление цветомузыки, получившее свое распространение благодаря творчеству композитора XX в. А. Н. Скрябина. Расскажите об этом.
  • Как вы понимаете смысл высказывания А. Эйнштейна: «Подлинной ценностью является, в сущности, только интуиция».
  • Приведите примеры литературных произведений с антисимметричными названиями (пример «Принц и нищий»).
  • Послушайте фрагмент симфонической поэмы А. Скрябина «Прометей». Нарисуйте цветовую партитуру этого фрагмента.
Elements www.animationfactory.com

Elements

www.animationfactory.com


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку искусства 9 класс "Художник и ученый"

Автор: Виноградова Тамара Владиславовна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101392

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Искусство Древней Греции""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-6-klassie-na-tiemu-iskusstvo-drievniei-grietsii"
    ["file_id"] => string(6) "255040"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447856126"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Искусство Древней Греции""
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-6-klassie-na-tiemu-iskusstvo-drievniei-grietsii-1"
    ["file_id"] => string(6) "255041"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447856137"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Программа по внеурочной деятельности. Театральный кружок «Там где живут куклы» 1-4 класс "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-nyi-kruzhok-tam-ghdie-zhivut-kukly-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408473384"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок по теме "Возникновение искусства и религиозных верований" "
    ["seo_title"] => string(68) "urok-po-tiemie-vozniknovieniie-iskusstva-i-rielighioznykh-vierovanii"
    ["file_id"] => string(6) "114535"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411556810"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Урок-творческая мастерская "Символика цветов" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-tvorchieskaia-mastierskaia-simvolika-tsvietov"
    ["file_id"] => string(6) "149777"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420301860"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства