kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Искусство Древней Греции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Искусство Древней Греции.

Цель урока:

Знать истоки изобразительного искусства.

Формирование умения воспринимать и анализировать произведения искусства древних цивилизаций.

Рассказать об общей культуре и истории возникновения особенности школы искусства в Древней Греции.

Научить выполнять зарисовки архитектурных композиций, используя колонный способ построения

План урока и задание:

- «античное искусство» - древнее искусство

-искусство пронизано радостью жизни, верой в красоту и величие человека

-греческая и римская мифология (сюжеты, герои)

-древнегреческие статуи, архитектурные сооружения (колонный способ построен.)

-Акрополь – верхний город

-Парфенон – (Афина-дева)

-древнегреческая живопись

«Зарисовка древнегреческих колонн, архитектуры»

Ход урока

Сегодня нам предстоит совершить путешествие далеко-далеко. В бассейн Средиземноморья, на острова Эгейского моря. Представьте картину: волны одна за другой набегают на берег. Шуршит,  перекатывается галька. Трепещет парус и надувается под свежим средиземноморским ветром. Вот мы и в древней Греции. Она расположена среди уютных долин, оливковых рощ. Невысоких гор, под удивительным голубым небом. Образ прекрасного человека древние греки воплотили в своих представлениях о богах. Они считали, что боги живут рядом с ними – они бессмертны, очень красивы. Похожи на людей, способны так же радоваться, любить, негодовать. Эллины верили, что самые могущественные из богов живут на горе Олимп. Олимп – это самая большая вершина Греции. Ее вершина почти всегда закрыта облаками. На олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. ( презентация – боги Греции).

Одним из источников наших знаний об истории древних греков мы узнаем их мифов. Греки очень любили мифы о подвигах могучего богатыря Геракла. ( лев с крепкой шкурой, гидра с 12 головами. Царь Авгий и его скотный двор. Миф об аргонавтах.

Самый главный город Греции был Афины. Сердцем города Афин был Акрополь.

Сначала афиняне по широкой каменной лестнице поднимались к Пропилеям - парадному входу на Акрополь, представлявшему собой глубокий сквозной портик с колоннадой; при этом боковые проходы предназначались для пеших граждан, а по среднему проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных. Слева к Пропилеям примыкало здание пинакотеки - картинной галереи, где демонстрировались портреты героев Аттики. А справа от них (на том самом выступе скалы, с которого, согласно легенде, афинский царь Эгей еще в XIII в. до н.э. бросился вниз, увидев входящий в гавань корабль своего сына Тесея с черными парусами, символизировавшими неудачу его плавания на о. Крит) был сооружен небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа».
Миновав Пропилеи, посетители оказывались на плоской каменистой вершине скалы. Прямо перед собой они видели изваянную Фидием огромную бронзовую статую Афины Промахос (Воительницы). Считают, что золоченый кончик ее копья в ясные дни служил ориентиром для судов, подплывающих к городу. За этой статуей на открытой площадке находился алтарь, а слева был воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города - богине Афине. Существует древний миф о споре Афины с богом Посейдоном за владение крупнейшим из греческих полисов. Победителем должен был стать тот, чей подарок имел бы для города большее значение. Посейдон метнул свой трезубец на Акрополь и в месте его удара стал бить источник морской воды. Он обещал также афинянам успехи в морской торговле. Но победила в этом споре Афина: в том месте, где она ударила копьем, выросло оливковое дерево, ставшее символом Афин. Одна из частей этого храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею, называлась Эрехтейоном; здесь же находились его могила и святилище. Однако позднее это название перешло на весь храм. 
После разрушения и пожара Эрехтейон пришлось восстанавливать, что было сделано при Перикле, в эпоху наивысшего расцвета Афин. Но до наших дней ни интерьер этого храма, ни его мраморные рельефные фризы не дошли. Оказались поврежденными и все четыре оригинальных портика, в том числе и самый знаменитый из них - портик кариатид. Но даже в поврежденном виде он до сих пор остается главной достопримечательностью Эрехтейона. 
Главной же достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон - самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Этот храм также был посвящен богине Афине. Но на этот раз она выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и название храма. Сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом, Парфенон, сочетавший дорический и ионический ордера и прекрасно вписывавшийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией. Это относится к его ступеням, наружной колоннаде, фронтонам, фризам и метопам - квадратным плитам со скульптурами, многие из которых были созданы Фидием. Здание Парфенона было воздвигнуто из местного белого мрамора, но затем раскрашено, внутри располагались еще два портика с колоннами. Здесь же на высоком постаменте стояла 12-метровая статуя Афины-Девы работы того же Фидия. Эта статуя была хризоэлефантинной, то есть выполненной из слоновой кости и золота, а не из бронзы и мрамора, как обычно. Из чистого золота Фидий выполнил одежду и шлем богини, волосы и щит образовывали золотые пластины, а в глазницы были вставлены драгоценные сапфиры. «Так возник храм, - пишет знаменитый швейцарский ученый-эллинист Андрэ Боннар, - выполненный согласно законам геометрии жизни, и сам он кажется живым, словно дерево, отягченное плодами, вскормленное почвой Акрополя». Ему как бы вторит известный писатель и эссеист Петр Вайль: «От Парфенона глаз не оторвать еще и потому, что он всегда разный. Цвет сильно меняется по времени года и дня, по состоянию погоды - от снежно-белого до темно-бежевого; есть и тот оттенок старого мрамора, который усмотрел Ивлин Во: сыр, облитый портвейном». 

Древний храм – это четырехугольное здание на высоком постаменте, окруженное колонами.  Храмы состоят из фронтона крыши, фриза, колонн, ступеней. ( на доске изображение колонн)

Дорический ордер – самый строгий по формам, здания. Выстроенные в нем, могут производить впечатление строгое. У них нет украшений, кроме – полосок – канелюр- вертикальных желобков. Верх колонны венчает капитель ( голова так переводиться это слово).

Ионический ордер отличается изяществом форм, легкостью элементов. Колонна выше и тоньше. Капитель имеет два завитка.

Коринфский ордер отличается от этих двух ордеров особенной нарядностью, роскошью.

 В древней Греции наиболее интересным видом искусства являлось гончарное искусство и его декор. Главный материал – глина, которой было в изобилии.

Именно здесь, на площади,  продавали знаменитые вазы, которые являются  одним из выдающихся явлений мировой художественной культуры.

    Яркий солнечный день. Поднимаясь по тропинке к городу, проходя мимо агоры, мы попадаем в гончарную мастерскую. У одноэтажного каменного здания кипит работа. Во дворе в небольшом углублении в земле месят ногами глину рабы. Здесь и женщины и дети. Рядом в помещении с открытыми окнами и дверьми крутит гончарный круг и творит сосуд мальчик. У него не все получается, но он старается. А рядом с ним работает мастер. Все идеально в его руках. Глина послушна и податлива. В соседнем помещении другие мастера, совместно с художниками расписывают уже обожженные, желтовато-красные вазы. В окне видно, как рабы, покрывшись потом, занимаются обжигом.

Сосуды изготовляли на гончарном круге и использовали для различных хозяйственных нужд. Гончарное искусство быстро развивалось.

Для изготовления своих ваз древнегреческие мастера использовали лучшую местную глину, которую добывали в окрестностях Афин. Эту глину старательно очищали от примесей и слегка подкрашивали охрой, чтобы после обжига она приобрела ровный оранжево-красный тон.  Готовые вазы просушивали на солнце, после чего их расписывали особой глазурью.

 Вся эта прекрасная панорама повествует нам о таком удивительном виде древнегреческого искусства как гончарное искусство и вазовая роспись, которую греки наносили на керамические изделия.

-  Давайте сегодня на уроке попробуем разобраться в стилях   древнегреческой живописи.

 -  А что такое керамика?  (  Керамика – это изделие из обожженной глины).

Слово «керамика» произошло от названия афинского предместья Керамик и обозначает все виды изделий из обожженной глины и само гончарное искусство.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека, она стояла у его колыбели, он делал из нее первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх, откуда и пошел обычай – награждать победителей спортивных соревнований кубками.

Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размеры, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись.

 Типы древнегреческих сосудов

   Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Основные типы сосудов принято распределять по трем основным группам:

  - Сосуды для хранения различных припасов

 -  Застольная посуда   для питья вина

  - Вазы для масла

 Давайте посмотрим на них.

- Амфора. Сосуд из глины, с расширенной верхней и суженной нижней частью

      тулова, с двумя ручками. Он служил для транспортировки вина, масла.  

- Пелика. Для хранения и перевозки вина, масла, маслин, винограда.

- Гидрия. За пресной водой нужно было ходить к роднику. Кувшин, в котором удобнее всего было нести ее домой, имел две горизонтальные ручки и одну вертикальную, по форме очень похож на амфору, но отличается сильно расширенным кверху яйцевидным туловом.

- Лекиф.  А эта керамическая ваза служила для хранения душистого масла и благовоний, которые использовались спортсменами для натирания тела. Прикрепляли кувшин к поясу.

- Кратер. Этот сосуд объемный. Он удобен для смешивания жидкости. С большим туловом, с широким горлом, с двумя ручками.

- Киаф. Особый черпак для разливания воды и вина.

- Килик. Плоская чаша на ножке, с двумя тонкими горизонтальными ручками для питья.

- Стамиос. Громадные глиняные бочки для хранения зерна.

Кроме гончара важную роль при создании керамики играли

мастера, расписывающие сосуды – вазописцы.

В росписи ваз существует два вида техники.

ЧЕРНОФИГУРНАЯ роспись – это роспись по естественному фону, который имеет обожженная глина. Ну а если же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины, то такую роспись называли КРАСНОФИГУРНОЙ (чуть позже).

Сначала возник чёрнофигурный вид вазописи. Для росписи сосудов использовали чёрный лак. Фигуры людей чёрного цвета прекрасно выделялись на оранжево-красном фоне.  

 Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены.  Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья. После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала черный цвет.

  Затем возник более совершенный краснофигурный стиль. Фигуры на глине обводили контуром, а всё остальное пространство покрывалось чёрным лаком. Внутри краcного силуэта прорисовывали тонкими линиями детали фигур, черты лица, складки одежды.

Обведя контуры фигур, все свободные от изображений части вазы покрывали черным лаком. Затем птичьим пером или тонкой кисточкой художник наносил линии, передающие складки одежды, мускулы тела и черты лица. При обжиге лак приобретал ровную зеркальную поверхность с удивительным по красоте оливковым отливом, а светлые фигуры особенно выразительно выступали на этом фоне.

 Роспись сосуда должна была соответствовать пропорциям изделия (форме), его объему и предназначению.(на доске изображение сосудов)

Задание:

Изобразить древнегреческий пейзаж:

на фоне голубого неба и синего моря стоит древнегреческое здание с колоннами.

1) Работу выполнить простым карандашом.

2) Последовательная работа над линейным рисунком храма.

- изобразить прямоугольник;

- отметить высоту кровли, колонн и постамента;

- провести линию симметрии, относительно которой будут распределяться фронтон кровли, колонны;

- на верхней части колонны дорисовать дорическую капитель, наметить канелюры.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тускеева Марина Валерьевна

Дата: 18.11.2015

Номер свидетельства: 255040

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-tiema-zhanry-v-izobrazitiel-nom-iskusstvie-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "300752"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456775361"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: "Искусство Древней Греции""
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekt-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-6-klassie-na-tiemu-iskusstvo-drievniei-grietsii-1"
    ["file_id"] => string(6) "255041"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447856137"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока ИЗО № 19 Украшения в  жизни древних  обществ. Ювелирное искусство Древней Греции. 5 класс"
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekturokaizo19ukrashieniiavzhiznidrievnikhobshchiestviuvielirnoieiskusstvodrievnieigrietsii5klass"
    ["file_id"] => string(6) "285906"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454256705"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока ИЗО № 19 Украшения в  жизни древних  обществ. Ювелирное искусство Древней Греции. 5 класс"
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekturokaizo19ukrashieniiavzhiznidrievnikhobshchiestviuvielirnoieiskusstvodrievnieigrietsii5klass1"
    ["file_id"] => string(6) "285907"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454256712"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект по изобразительному искусству на тему «Олимпийский урок. Спортивные игры Древней Греции», 4 класс."
    ["seo_title"] => string(97) "konspiektpoizobrazitielnomuiskusstvunatiemuolimpiiskiiuroksportivnyieighrydrievnieigrietsii4klass"
    ["file_id"] => string(6) "317024"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460228630"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства