Урок истории , 5 класс
Тема. Возникновение искусства и религиозных верований.
Цель: сформировать у ребят убеждение о том, что появление религиозных верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей.
Новые понятия: религия, Альтамира, Саулуола, искусство.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с кроссвордом, сигналы, римские цифры.
Ход урока:
- Орг.момент: «Долгожданный дан звонок,
Начинается урок, встаньте ровно и красиво
Проверьте свои рабочие места
Всё ли у вас готово к нашему уроку?»
- Актуализация опорных знаний:
-диктант по написанию римских цифр
-Что помогло первобытным людям выжить в новых природных условиях?
-Какие новые орудия труда и оружия изобрел человек?
-Что называется родовой общиной?
-Составьте рассказ по рис. «Охота на диких козлов» (стр.12 учебник)
3. Сообщение темы урока: Итак, первобытный человек умел многое, но он не мог объяснить явления природы и на помощь пришла религия и искусство. (тема урока слайд 1).
-Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?
-Какие задачи перед нами будут стоять?
О том, что искусство возникло 30 тыс.лет назад стало известно не так давно, после посещения археологами пещеры Альтамира ученым Марселино де Саутуола. А произошло это так: (слайд 2,3)-чтение легенды.
Вопрос: Как была обнаружена живопись, выполненная первобытным художником?
(слайд 4) Рассмотрите слайд, Нравится вам рисунок самки бизона в пещере Альтамира? Почему? ( тонкие ноги, рога, аккуратный хвост).
Ученые долго не хотели верить, что первобытные охотники могли быть художниками, что они могли создавать такие рисунки. Ведь они не знали земледелия и скотоводства, не умели читать и писать, выплавлять металл. Казалось невероятным, чтобы они создавали такое мастерство. Многие ученые считали это чьей-то ловкой подделкой. Испанский археолог так и не добился признания своего открытия, уже позже были найдены другие пещеры с рисунками.
Вопрос: Что же такое искусство? (слайд 5)
Что изображали первобытные художники? (слайд 6,7)
Рисунки первобытных людей найдены во многих странах, в том числе и в России. Рассмотрите рисунок «Мамонт». (слайд 8)
Вопрос: Каким изображен на этом рисунке зверь?
Так и зародилось искусство у первобытных людей.
Разминка для глаз (слайд 9-10)
Изображение животных в пещере было неспроста, ученые разгадали почему животных изображали в пещерах, люди стали совершать колдовские обряды перед охотой на крупного зверя первобытный человек рисовал мамонта, носорога в пещере на стене, на песке и копьем пронзал животное. Человек стал верить, появилась религия. (слайд 11)
С помощью веры люди пытались понять и объяснить многие явления, которые с ним происходили.
(работа с учебником с.16-17).
- Что происходило с человеком и его душой, когда он спит?
-Почему люди клали в могилу все, что было у них при жизни?
Самостоятельная работа: кроссворд по теме «первобытный человек» ( тетрадь с.12)
Итог: -Было ли вам интересно?
-Что особенно понравилось и запомнилось?
- Что нового вы узнали?
Оцени себя сам : квадрат красный- отлично
Квадрат синий –хорошо
Квадрат зеленый –плохо.
Д/з: п.3