XI – XV века стали временем блистательного расцвета средневекового искусства.
Ведущим искусством было зодчество, т.е. архитектура.
Все прочие искусства повиновались зодчеству и подчинялись его требованиям.
То время возводили замки и дворцы государей, мосты и ратуши. И все же ведущая роль принадлежала церковной архитектуре.
•Храмы большого размера нужны были не только для того, чтобы быть воплощением всемогущества Бога и его церкви. В это время религиозные чувства человека Средневековья тоже переживали расцвет. Невиданное развитие получили паломничества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Архитектура средневековья. »
АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
XI-XV век
ВВЕДЕНИЕ
XI – XV века стали временем блистательного расцвета средневекового искусства.
Ведущим искусством было зодчество, т.е. архитектура.
Все прочие искусства повиновались зодчеству и подчинялись его требованиям.
То время возводили замки и дворцы государей, мосты и ратуши. И все же ведущая роль принадлежала церковной архитектуре
Храмы большого размера нужны были не только для того, чтобы быть воплощением всемогущества Бога и его церкви. В это время религиозные чувства человека Средневековья тоже переживали расцвет. Невиданное развитие получили паломничества.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Стиль, господствующий в Европе в XI – XIII веках, а в некоторых странах сохранившийся и в XIII веке, называют романским (от латинского слова «Рома» – Рим), поскольку архитекторы этого времени применяли некоторые древнеримские строительные приемы. Это был первый общеевропейский стиль средневекового искусства, распространившийся по всей Европе.
Романский храм – удлиненное массивное здание с почти гладкими стенами и высокими башнями. Всюду повторяются очертания полукруглой арки – на сводах, оконных проемах, входах в храм. Всюду повторяются очертания полукруглой арки – на сводах, оконных проемах, входах в храм. Своей суровостью и мощью романские храмы напоминают крепости. На вид романский храм грубоват и приземист, но в нем заложен стройный замысел.
Внутри он состоит из трех или пяти нефов (неф – часть внутреннего пространства собора, образованного рядами колонн). Продольное помещение пересекалось поперечным залом; он отделял алтарную часть от основной части зала, где собирались верующие. Таким образом, романский храм в плане имеет вид креста, в центре его высился не купол, а башня, завершавшаяся пирамидой.
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
В XII века в северной Франции зародился новый стиль средневекового искусства. Именно во Франции в XIII веке он достиг зрелости, а затем распространился почти по всей Европе, от Португалии до Польши и Литвы, и господствовал вплоть, до конца Средневековья. Современники именовали его «французской манерой», а потомки стали называть готикой (от названия древнегерманского племени готов).
Во многом готический собор сохранял традиции романского.
Все элементы постройки сохранились, но изменились. Вместо мощных столбов – пучки тонких изящных колонн. Их линии, закругляясь и продолжаясь на своде, причудливо переплетались и «заставляли» тяжелый каменный свод словно теряться в высоте. Многочисленные арки, прежде полукруглые, вытянулись вверх и в высшей своей точке как будто «сломались» – такие арки называют стрельчатыми. Вместо маленьких окошек, пробитых в толще стен романских храмов, появились огромные окна, рядом с которыми почти не видно стены. Внутреннее пространство собора оказалось наполнено светом.
Готический собор был настоящим чудом средневекового искусства. Его неземная красота создавалась долгим трудом часто неизвестных нам гениальных мастеров.