kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по теме "Образы материальной культуры прошлого. Архитектура Средневековья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок продолжает тему "Образы материальной культуры прошлого" . Обучающиеся углубляют свои представления о развитии архитектуры, знакомятся с характерными особенностями архитектуры Средневековья, получают представления о романском и готическом стилях, учатся понимать влияние исторической эпохи на развитие культуры и искусства, видеть отражение мировоззрения людей в архитектурных сооружениях. На уроке дети работают над созданием макета средневекового замка, развивают навыки конструирования из бумаги, учатся работать по чертежу- шаблону. Тема урока рассчитана на 2 часа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по теме "Образы материальной культуры прошлого. Архитектура Средневековья" »



КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 7 КЛАССЕ


Тема: «Образы материальной культуры прошлого. Архитектура средневековья»


Ролдугина Ирина Алексеевна, учитель изобразительного искусства


Цели и задачи: углублять знания учащихся о развитии архитектуры, познакомить с характерными особенностями архитектуры Средневековья, дать понятие о романском и готическом стилях, воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира и произведений искусства, развивать творческую и познавательную активность, развивать навыки конструирования

.Оборудование для учителя : а) зрительный ряд: слайды по теме «Романский стиль», таблица «Приемы конструирования», образцы работ учащихся; б) литературный ряд : стихотворение Теофиля Готье.

Оборудование для учащихся: бумага белая, картон, ножницы, клей ПВА, линейки, карандаши.


ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение нового материала.

  3. Постановка художественной задачи.

  4. Демонстрация приемов работы.

  5. Практическая работа учащихся.

  6. Подведение итогов урока.


ХОД УРОКА

1. Установить дисциплину в классе, проверить готовность учащихся к работе.

2. Рассказ учителя.

- Ребята, мы продолжаем знакомство с архитектурой различных эпох. Сегодня перенесемся в эпоху Средневековья, которую историки часто называют «мрачным временем». Давайте вспомним, почему же этот период получил такое название. (Краткое сообщение учащихся: особенности мировоззрения средневекового человека, образ жизни, господство религии, развитие науки.)

В суровую, тревожную эпоху 11-12 вв. утверждается первый общеевропейский стиль – романский, который был присущ ведущему искусству той эпохи – архитектуре. Романским этот стиль был назван потому, что он возник на территории бывшей Римской империи, именно романская архитектура считалась продолжательницей римских строительных традиций, возрождая облицовку стен тесаным камнем, полуциркульные арки, цилиндрические и крестовые своды.

Романская архитектура тяжела и сурова. Здания имели массивные стены, узкие окна, высокие башни.

Вопрос к классу:

- Как вы думаете, почему постройки этого периода отличались суровой простотой, внушительностью, монолитностью? (Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни, желанием отгородиться от внешнего мира.)

Основными сооружениями Средневековья были храмы и замки.

Средневековые храмы строились больших размеров. Чтобы тяжелые каменные своды не обрушивались, строителям приходилось увеличивать толщину несущих стен, а окна делать маленькими и узкими, похожими на бойницы. К главному залу пристраивали боковые, с более низкими сводами. От главного зала они отделялись рядами массивных прочных колонн, на которые опирался центральный свод. Все окна, двери, промежутки между колоннами венчались полукруглыми арками. Так романские храмы приобрели свой характерный вид. Толстые стены и немногочисленные узкие окна делали их похожими на крепости.


Сходство увеличивали башни, которые возводились по обе стороны от портала (так назывался главный, западный вход в церковь), над самим порталом, а также над пересечением нефа с трансептом и у восточной стены, над апсидой. В случае опасности в романском храме действительно можно было укрыться, как в настоящей крепости.

Основательность, приземистость, мощь романского храма рождала у верующих, с одной стороны, чувство защищенности, а с другой – заставляла почувствовать собственную незначительность, малость, трепет перед величием Господа.

Еще более усиливали это впечатление украшавшие романский храм фрески и рельефы.



Уже подходя к главному, западному входу в церковь, верующие видели над порталом рельеф с изображением сцен Страшного суда. Это заставляло их вспомнить о собственных грехах. Внутри храма, на настенных росписях и рельефах, прихожане, большинство их которых были неграмотными и никогда сами не читали Священное Писание, могли воочию увидеть иллюстрации к различным сюжетам из Ветхого и Нового заветов, от сотворения Адама до воскресения Христа и деяний апостолов. Не случайно средневековые храмы часто называют “Библией в камне” или “Библией для неграмотных”.

Средоточием жизни в раннем средневековье были замки феодалов. Если храм представлялся крепостью Бога, то замок – крепостью рыцаря.

Ученик читает стихотворение Теофиля Готье:


В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,

Я к замкам уходить люблю средневековым.

Мне сердце радует их сумрачная тишь,

Мне любы острый взлет их черно сизых крыш,


Угрюмые зубцы на башнях и воротах,

Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,

Проемы ниш, куда безвестная рука

Святых и воинов врубила на века.


Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,

Крутые лестницы и сводчатые залы,

Где ветер шелестит и стонет в вышине,

О битвах и пирах рассказывает мне…


И погружен мечтой в былое, вижу вновь я

Величие рыцарства и блеск средневековья.


Продолжение рассказа учителя.

Замком называлось хорошо укрепленное, приспособленное к длительной осаде сооружение. Там рыцарь и население подвластных ему окрестных деревень могли укрыться от врагов во время военных столкновений. Впервые замки появились в Европе именно в 9-10 веках


Строили их обычно на холмах.

Если местность была ровной, насыпали искусственный холм, иногда довольно высокий. Холм окружали рвом, заполнявшимся водой из ближайшей реки, и деревянным частоколом, в котором устраивали один проход. От прохода к вершине холма вел деревянный помост-лестница, чтобы хозяевам замка удобнее было подниматься к своему жилищу. В случае опасности этот помост разбирался, и неприятелям, если они сумели преодолеть ров и частокол, предстоял еще нелегкий подъем по крутому осыпающемуся склону под градом стрел и копий, которыми осыпали их обороняющиеся.

На вершине холма располагалась главная постройка замка, жилище его хозяина – донжон. Он представлял собой отдельно стоящую башню, обычно трех- или четырехэтажную. На первом этаже не было ни дверей, ни окон. Чаще всего его заполняли балластом – камнями или землей, для придания башне дополнительной устойчивости. Иногда первый этаж использовали в качестве темницы или склада. Тогда туда спускались через люк в полу второго этажа. Отсюда мог начинаться подземный ход, по которому обитатели замка могли покинуть его в случае крайней необходимости.

Вход в донжон находился на втором этаже. Туда вела приставная лестница, которую в случае опасности легко было поднять или уничтожить. Здесь обычно размещался склад припасов. Третий и четвертый этажи были жилыми. Сообщались этажи через потолочные люки с приставными лестницами. Если врагам удавалось занять нижний этаж донжона, лестница втягивалась наверх, и обитатели замка могли еще некоторое время продержаться на верхних этажах.

Маленькие окна-бойницы в толстых стенах донжона пропускали мало света, поэтому во внутренних помещениях обычно царил полумрак. Сами эти помещения представляли собой довольно обширные залы, от которых перегородками отделялись спальни хозяев, оружейные комнаты и кухонное помещение. Особого комфорта не было: главным достоинством замка его обитатели считали не удобство, а надежность, способность выдержать и штурм, и длительную осаду.

У подножия холма располагался нижний двор замка. Он также был окружен частоколом и рвом с водой. Здесь размещались дома слуг и хозяйственные постройки – мастерские, кузница, мельница. В этом же дворе в случае опасности укрывались крестьяне из окрестных деревень, сюда же загоняли скот.

Со временем устройство замков усложнялось. Их стали строить из камня. С начала 11 в. замки превратились в неприступные каменные крепости, за стенами которых феодал мог чувствовать себя в безопасности.



К середине 12 в. романский стиль постепенно уступает место новому, который современники по месту его зарождения называли “французским”. В эпоху Возрождения ученые-гуманисты, те самые, которые придумали название “средние века”, переименовали этот стиль в “готический”. Так они хотели подчеркнуть, что он не имеет ничего общего с классической античной культурой, в отличие от романского стиля, и является

исключительно “варварским” изобретением. Это название прижилось и применяется до сих пор.

Первое впечатление, которое производит на зрителя готический храм – его необыкновенная легкость, воздушность, устремленность ввысь. Кажется, что огромное здание готово вот-вот оторваться от земли. В отличие от полутемного романского храма, готический собор полон света и воздуха. Верующий не испытывает здесь подавленности: он ощущает на себе милосердие Бога, чувствует надежду на спасение.



Стены собора сплошь состояли из огромных цветных окон – витражей.


На этих витражах, составленных из кусочков цветного стекла, художники изображали сцены из Священного Писания, изображения святых, а часто также и картины из светской жизни: охоту, сражения, коронации, посвящения в рыцари. Характерной деталью готического собора является роза – огромный круглый витраж над порталом.



Впечатление воздушности собора, его устремленности ввысь подчеркивало множество вертикальных линий: колонн, порталов, арок.

Арки стали делать гораздо выше, чем в романских соборах; они утратили свое полукруглое навершие, как бы “сломавшись” в высшей точке. Теперь их форма напоминала наконечник копья или стрелы, поэтому арки готических соборов называют “стрельчатыми”.

Все пространство стен готических соборов было сплошь покрыто рельефами, которые за их прихотливость, утонченность, изящество часто называют “каменным кружевом”. В этом кружеве причудливо сплетались сюжеты из Библии и бытовые сценки (например, ремесленники за работой), растительные орнаменты и изображения людей, животных, фантастических чудовищ, и даже орудий труда и домашней утвари. Готический собор был уже не только “Библией”, но и своеобразной “энциклопедией в камне”.

В простенках между окнами, в специальных нишах у порталов устанавливали скульптуры, изображавшие Мадонну, святых, а также королей, пап, епископов. Скульпторы старались в своих работах передать портретное сходство с оригиналом, однако главным в готической скульптуре было стремление передать внутренний мир персонажа, его высшую, духовную красоту.

Готические соборы строились нередко веками, их возводили и украшали несколько поколений мастеров. И по сей день остаются они украшением и гордостью многих европейских городов, как, например, Собор Парижской Богоматери, Собор в Реймсе и Кельнский собор, или творения великого итальянского архитектора Брунеллески.


3. Постановка художественной задачи:

- Сегодня мы попробуем сделать макет средневекового замка. Работа будет коллективная. Перед вами чертеж – схема замка.


Перечислите, из каких конструктивных элементов будет состоять макет. ( Стены, башни различной формы, ворота). Каждый из вас по чертежу изготовит один из элементов, а затем мы соберем их в единую конструкцию.

Вам помогут знания, полученные на уроках черчения.

Для работы понадобятся самые простые материалы, с которыми вам не раз приходилось иметь дело: ножницы, бумага, картон, клей, линейки. Помните о технике безопасности при работе с ножницами и клеем.


4. Показ приемов работы.

Поскольку все сооружения замка не что иное, как геометрические фигуры, их нетрудно будет изготовить, используя выкройки цилиндра, конуса, параллелепипеда. Нужные фигуры лучше склеивать встык, не сгибая, что из-за большой толщины картона довольно затруднительно. После того, как вы сделаете объемные заготовки, их нужно будет отделать «каменной кладкой», Сделать это можно из тонкой бумаги, заложив на ней складки в виде неровных поперечных полос.

Выполнять макет будем по схемам-чертежам. Каждая группа работает над изготовлением одной конструкции. В конце урока мы соберем замок из отдельных элементов.

(Группы учащихся получают чертежи)


Ворота с подъёмным мостом. Такой мост в средневековом замке поднимался и опускался с помощью крепких де­ревянных рычагов и цепей. По бокам ворота защищали до­полнительные башни.


Четырёхугольная башня с крышей. Обозначь с обратной стороны листа линии расположения окон и бойниц и прорежь их. Приготовь 4 куска рельефной бумаги, заложив на них складки в виде неровных поперечных полос.

Четырёхугольная башня с верхней площадкой и карнизом. Стены башни - смотри предыдущий чертёж. Для чертежа карниза возьми бумагу формата A3.


5. Практическая работа учащихся.

Учитель следит за ходом работы, оказывает учащимся индивидуальную помощь.

В конце урока учащиеся выбирают группу «архитекторов», которые составляют общий макет замка.


6. Подведение итогов урока:

- С какими архитектурным стилем вы познакомились на уроке?

- В чем были главные особенности романского стиля?

- А теперь давайте посмотрим, какой замок у вас получился.


Коллективная работа обучающихся



ЛИТЕРАТУРА:


  1. Проснякова Т.Н. Творческая мастерская. 4класс. Учебная литература, 2006.

  2. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. 8 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского. Волгоград. Учитель, 2006.

  3. Программно-методические материалы: изобразительное искусство и художественный труд для5-9 классов/ под ред. Б.М. Неменского. М.:,Дрофа, 2000.

  4. Учебно-электронное издание по Всеобщей истории. Кордис Медиа, 2004







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Ролдугина Ирина Алексеевна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168226


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства