Урок № 1.
Класс: 6.
Тема урока: Путешествие в мир Средневековья (вводный).
Цели урока: установить историческую связь между историей Древнего мира и Средневековьем; показать преемственность в развитии мировой истории.
Понятия: средние века, темные века, исторический источник, виды.
Тип урока: открытие нового знания.
Методы, приемы: постановка проблемной задачи, работа по вариантам.
Оборудование: учебник Ведюшкин В. А. История средних веков 6 класс; карта «Европа в средние века».
План урока: 1. Достижения народов Древнего мира. 2. Римская империя и причины ее падения. 4. Что такое Средние века? 4. Периодизация средних веков 5. Откуда мы знаем о Средневековье?
Ход урока:
1.Организационный момент.
3 мин.
Приветствие.
Сегодня мы с вами продолжим изучение уже знакомого для вас предмета – истории.
2. Актуализация знаний.
7-10 мин.
Давайте вспомним, какую историю вы изучали в 5 классе? Для этого я нарисую на доске ленту времени. (Древний мир ® средние века ® новое время). Дети рисуют в тетрадях.
У: Какие значимые события и явления истории Древнего мира, вы можете назвать?
Д: культура Древнего Египта, Вавилон, Персидская держава и её завоевания, достижения древних греков и римлян.
У: Правильно. В древности люди научились добывать огонь и плавить металлы, возводить храмы и строить корабли, писать иероглифами, клинописью и буквами. В древности были построены египетские пирамиды, Великая китайская стена, афинский акрополь и римский Колизей. В древности устраивались Олимпийские игры и человеческие жертвоприношения. В древности жили Конфуций и Будда, Моисей и Иисус Христос. Как много вместила в себя эта эпоха – самая длинная в истории человечества.
У: До какого времени длилась эпоха Древнего мира?
Д: в V в. с падением Западной Римской империи она подходит к концу.
У:Давайте вспомним, причины падения Западной Рим. Империи? (запись даты и причины).
Выводы: 1. Большая территория империи (от Шотландии до Персии, от Испании до Венгрии). (сложно контролировать границы, хотя дороги отличные у римлян).
2. под давлением дальнеазиатских орд кочевников (авары и гунны) германские народы пересекали естественные границы Римской империи (Рейн, Дунай, Альпы), сначала как наемники в армии Римской империи, а потом целые народы стали мигрировать (франки, готты, вандаллы, бургундцы, англы, саксоны, и др). Это способствовало нарушению стабильности внутри Римской империи.
3. В 3 веке - эпоха "30 тиранов". Политическая нестабильность. Борьба за власть между римскими генералами, внутренние гражданские войны из-за амбиций генералов.
4. Культурный упадок. Рабство, внутренние неурядицы. Старые добродетели (благородство) нивелируется.
5. Христианство давало новые ценности.
В ЦЕЛОМ, КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ЕЩЕ СО ВТОРОГО ВЕКА! Дата падения вечного города РИМА – 476 Г.! Дату знать.
У: С этого момента начинается новый этап – Средние века (отметить на ленте) или Средневековье. Записываем тему урока – Путешествие в мир Средневековья.
3. Изучение нового материала.
25 мин (20 мин – знакомство с новым материалом, 5 мин – работа по вариантам).
1. Происхождение термина. 2 точки зрения – светлый и темный образ средневековья. Делим тетрадь на две половины.
Термин «Средние века» возник в Италии в XV-XVI вв. в среде гуманистов. Им обозначали большой исторический отрезок между двумя «просвещёнными» эпохами – Древностью (античностью) – светлые Древняя Греция и Рим (образование, наука, философия) и Возрождением. А между ними – “провал” Средневековья, варварство, разрушение, войны, темнота необразованности. “Тёмные века” – именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин “Средние века” (дикий, жестокий, темный, эпидемии, голод).
Но со временем учёные разрушили представление о Средних веках – время благородных рыцарей, мудрых королей, прекрасных дам, величественных замков.
Какая же точка зрения верна? Это нам и предстоит узнать в течение этого года.
2. Хронологические границы.
Повторить: дата крушения Рима. Империи. Средневековье продолжалось тысячу лет, пока примерно в XV в. на смену ему не пришло новый этап - Новое время (отметить на ленте). Другая версия – середина XVII века.
3. Периодизация.
У: история Средних веков делится на три периода. Чтобы узнать, как они называются, мы с вами познакомимся с нашим учебником (с. 3).
Раннее средневековье V-XI вв. (Переселения народов. Приходят новые народы в Европу и занимаются ее активным заселением. Доживает последнее Западно-Римская империя. Появляются, множество мелких государств во главе них стояли князи, формально подчинялись королю)..
Развитое средневековье XI-XIV вв. (крестьяне попадают в зависимость от своих хозяев, должен был отдавать половину урожая своему хозяину, участвовать в бесплатных работах).
Позднее или Зрелое средневековье XIV-XV вв. Церковь объявила Крестовые походы.
4. Что изучает история средних веков.
Мы узнаем о средневековых странах, их правителях и полководцах, о борьбе людей за независимость, права и свободу, о замечательных ученых и творцах, чьими произведениями до сих пор восхищается все человечество, о том, как люди трудились, развлекались, растили детей.
Изучение истории поможет представить многообразную жизнь средневекового человека — труженика, воина, правителя, творца, каковы были жилища людей и обстановка в них, пища, одежда, оружие и инструменты, как проводили люди будни и праздники, как учились. Мы познакомимся с замечательной поэзией, живописью, архитектурой Средневековья, как постепенно складывались важнейшие законы и обычаи, разрабатывалось христианское вероучение и формировалась христианская церковь, о средневековых философах.
5. Откуда мы черпаем знания по истории средних веков?
У: Что такое исторический источник? Какие виды исторических источников, вы знаете? Давайте вспомним?
1.Вещественные источники (ювелирные изделия, картины, иконы, статуи, предметы быта, монеты, мебель).
2. Письменные источники (стихи, романы, поэмы, песни, повести, хроники).
3. Этнографические или устные источники (свадебные и похоронные обряды)
4. Художественно-изобразительные источники (фрески на соборах и храмах, книги, гербы, флаги и т.д.)
Делимся на три варианта (по рядам) С. 8-10 – ВЫПИСАТЬ ИСТОЧНИКИ ПО ВИДАМ В ТАБЛИЦУ. Обратить внимание детей на иллюстрации в учебнике.
4. Систематизация и обобщение нового материала.
5 мин.
О чем мы узнали сегодня на уроке?
- Что изучает история средних веков? Почему они так называются? Назовите хронологические границы этого этапа истории?
- Какие периоды выделяют?
- Что такое исторический источник? Какие виды?
5. Домашнее задание
1-2 мин.
Учебник с.5-10. Читать тексты «Как работать с учебником», «Что и как изучает история Средних веков».