Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Мировая художественная культура» 10 класс»
СОГЛАСОВАНО:
_____________
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
Синяговская Т. В.
УТВЕРЖДАЮ:
____________
Директор
Макеевского лицея №2 «Престиж»
Юрьева Ю. Е.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Мировая художественная культура»
на 2016/2017 учебный год
учительГерасименко Е. Н,
предмет«Мировая художественная культура»
10-А, Бкласс (17 часов)
РАССМОТРЕНО:
на заседании кафедры истории и обществознания, географии и экономики
Протокол № ___ от «___» __________ 2016 г.
Руководитель кафедры
истории и обществознания, географии и экономики
____________________ Попович Е.А.
№ урока
Тема урока
Основные вопросы содержательного компонента урока
Дата урока (план)
Дата урока (факт.)
Домашнее задание
Рабочие примечания
Изменение содержатель
ного компонента урока
Другое
Раздел 1. Древние цивилизации (4 ч.)
1
Первые художники Земли. Художественная культура Древней Передней Азии.
Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры. Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.
08.09.16
Стр.14-19, 23-38.
2
Архитектура страны фараонов. Изобразительное искусство и музыка Египта.
Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве Древнего Египта.
22.09.16
Стр.38-50.
3
Искусство доколумбовой Америки. Античность: колыбель европейской художественной культуры.
Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах. Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле Акрополя.
06.10.16
Стр.60-68, 74-94.
4
Архитектура Древнего Рима. Театральное и музыкальное искусство Античности.
Архитектурные символы римского величия. Римский Форум. Пантеон. Колизей. Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. Музыкальное искусство Античности.
20.10.16
Стр.94-106.
Раздел 2. Средние века (4 ч.)
5
Мир византийской культуры. Архитектурный облик Древней Руси.
Значение культуры Византийской империи. Собор Святой Софии в Константинополе. Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева. Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве.
17.11.16
Стр.114-126.
6
Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Архитектура Московского княжества.
Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Ансамбль Московского кремля.
01.12.16
Стр.135-140.
7
Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. Архитектура западноевропейского Средневековья.
Икона и иконостас. Мозаика и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества. Музыкальная культура Древней Руси.
Монастырская базилика.
Готический собор. Собор Нотр-Дам в Париже и Кёльне.
15.12.16
Стр.126-135, 140-146.
8
Изобразительное, театральное искусство и музыка Средних веков.
Скульптура Романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража. Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Монодический склад средневековой музыкальной культуры.
29.12.16
Стр.146-172.
Раздел 3. Культура Востока (6 ч.)
9
Художественная культура ислама.
Исторические корни и значение искусства ислама.
26.01.17
Стр.210-216.
10
Архитектура, изобразительное искусство и литература Арабского Востока.
Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самарканд).
Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.
09.02.17
Стр.216-226.
11
Индия – «страна чудес».
Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи. Пещерные храмы и храм Кандарья Махадевы в Кхаджарухо. Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии.
23.02.17
Стр.50-60.
12
Художественная культура Китая.
Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме неба в Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма.
09.03.17
Стр.192-202.
13
Искусство Страны восходящего солнца.
Своеобразие и неповторимость искусства. Шедевры японской архитектуры.
23.03.17
Стр.202-205.
14
Графическое и театральное искусство Японии.
Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство.
06.04.17
Стр.205-210.
Раздел 4. Возрождение (3 ч.)
15
Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. Золотой век Возрождения.
Эстетика итальянского Возрождения. Флорентийское чудо Ф.Брунеллески-собор Санта-Мария дель Фюро. Скульптурные шедевры Донателло. Судьба Леонардо да Винчи. Основные этапы его творчества. Прославленные шедевры художника. Скульптурные и живописные шедевры Микеланджело.
20.04.17
Стр.172-178.
16
Рафаэль. Возрождение в Венеции.
Судьба художника, основные этапы его творчества. Портретное искусство Рафаэля. Архитектурный облик Венеции Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии.
04.05.17
Стр.178-184.
17
Северное Возрождение. Музыка и театр эпохи Возрождения.
Живопись нидерландских и немецких мастеров.
Гентский алтарь Яна Ван Эйка Мастерство Дюрера-гравёра. Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей Шекспира.
18.05.17
Стр.184-192.
Литература:
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л. Г. Емохонова. – 2-изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
10-11 классы
Программа для общеобразовательных организаций
Базовый уровень
Донецк
2016
Рекомендовано
Утверждено на заседании
Министерством образования и науки
научно-методического совета
Донецкой Народной Республики
Донецкого ИППО
(приказ № 863 от 25.08.2016г.)
(протокол № 5 от 20.06.2016 г.)
Составители :
Минасян Н.Г., директор Новоамвросиевской ОШ Амвросиевского р-на,кандидатпедагогических наук
Научно- методическая редакция :
Полякова Л.П., министр образования и науки ДНР,доктор наук по государственномууправлению
Чернышев А.И.,ректор Донецкого ИППО,кандидат педагогических наук
Рецензенты:
Стасюк С.А., кандидат искусствоведения,проф.кафедры истории музыки и фольклораДонецкой государственной музыкальной академии им. С.С. Прокофьева
Горобец И.В.,ст.преподаватель кафедры культурологии ДонНУ
Ответственные за выпуск:
Симонова И.В., заместитель министра образования и науки ДНР Зарицкая В.Г., проректор Донецкого ИППО,кандидат филологических наук
Технический редактор, корректор :
Шевченко И.В., методист центра издательской деятельности Донецкого ИППО
Мировая художественная культура: 10-11 кл.: программа для общеобразоват.
организаций : базовый уровень /сост.Минасян Н.Г.;ДИППО. –Донецк:Истоки,
2016.– 30 с.
АННОТАЦИЯ
Программы составлены на основе Государственного образовательного стандарта среднего общего образования и реализуют синтетическую содержательную линию , которая включает в себя знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах, анализ - интерпретацию видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Данная программа изучения курса «Мировая художественная культура» составлена для 10-11 классов.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели задачи курса:
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развитие способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно – практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору профессии.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и
искусства;
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Количество часов. В школьном учебном плане на изучение предмета«Мироваяхудожественная культура» отводится в 9-11 классах по 1 часу из базисного учебного плана. Таким образом, в 9-11 классах за год должно быть проведено, соответственно, по 35 часов.
Формы организации учебного процесса: комбинированный урок,урок-лекция,
урок-беседа, урок-экскурсия, урок-путешествие Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и
навыков: устная и тестовая, выполнение художественно-практических заданий и написания сочинений (эссе).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ
Учащиеся должны знать / понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
роль знака, символа, мифа в художественной культуре.
Учащиеся должны уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
пользоваться искусствоведческими терминами;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии);
использовать приобретённые знания и умения в жизни.
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Критерии оценивания учебных достижений учащихся по мировой художественной культуре
Уровни учебных
достижений
Баллы
Критерии оценивания учебных достижений учащихся
учащихся
Художественно-теоретические знания
Ученик (ца)
- имеет прочные, глубокие знания по предмету в рамках
Отлично
5
программы:
- демонстрирует знание и понимание художественных
особенностей направлений, стилей, жанров, законов развития
искусства, общественно-эстетических идеалов и их отражение
в искусстве конкретной эпохи, общества, художника, духовно-
нравственных ценностей, концепций человека;
- свободно ориентируется в месте и роли рассматриваемого
художественного явления в развитии мировой художественной культуры;
знает гуманистические и эстетические ценности различных народов мира;
демонстрирует умение осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа.
Восприятие искусства
Ученик (ца):
проявляет яркую эмоциональность в восприятии произведений искусства и их связь с жизненными явлениями;
глубоко проникает в суть замысла творца;
высказывает и обосновывает личное идейно-эстетическое отношение к произведению, автору;
имеет собственную сформированную художественную позицию по отношению к воспринимаемому произведению и автору;
предлагает нетипичные, интересные варианты интерпретации художественно-культурных явлений;
Художественно-практическая деятельность
Ученик (ца):
самостоятельно использует тематический материал, приобретенные художественные умения, навыки в практической деятельности на уроках и во внеурочное время;
демонстрирует сформированный эстетический вкус: эмо-ционально-эстетические предпочтения, понимание эстетических достоинств произведений искусства и окружающего мира.
- формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении.
Работы и высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями художественной культуры.
3
Восприятие искусства
Ученик (ца):
- не проявляет интереса к восприятию произведений искусства;
- может воспринимать и интерпретировать только
определенную часть тематического художественного
материала;
- не умеет самостоятельно анализировать культурно-
художественные явления, делать сравнения, выводы;
- умение анализировать произведение искусства сводится к его
пересказу (описанию);
- не выражает личное отношение к художественному явлению,
или оно выражается констатацией позиции: «нравится – не
нравится».
Художественно-практическая деятельность
Ученик (ца):
- слабо владеет определенной сформированной системой
эстетических суждений, понятий, взглядов на
действительность;
- не имеет желания проявлять самостоятельность в творческой
деятельности, самовыражении;
- нуждается в периодической теоретической и практической
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000.
Герман М.Ю. Модернизм / М.Ю.Герман. – СПб., 2005.
Данилова И.Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ / И.Е.Данилова. –
М., 2000.
Даниэль С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи / С.М.Даниэль. –
СПб., 2000.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура, 10-11 класс. М.: Академия, 2006;
Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.
Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / Г.С.Колпакова. –
СПб., 2005.
Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период / Г.С.Колпакова. –
СПб., 2007.
Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия / В.Г.Лисовский. – СПб.,
2007.
Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М.,
2000.
Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья / Ц.Г.Нессельштраус. – СПб.,
2000.
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10-11. М.: Владос, 2006.
Русская живопись : энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. – М., 2003.
Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М. 2001.
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века / Д.В.Сарабьянов. – М., 2001.
Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV – XV века / А.В.Степанов.
– СПб., 2005.
Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век / А.В.Степанов. –
СПб., 2007.
Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. – М., 2003.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
для оценивания уровня подготовки учащихся по мировой художественной культуре
Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов: В 2 кн. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
Гоголев К.Н. Тесты и задачи. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток. Учебное пособие. – М.: Издательский центр АЗ. Международный Союз книголюбов. – 1999.
Григорьева Н.А. история и мировая художественная культура: интегрированные задания. 10-11 класса. – М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006.
Гузик М.А., Кузьменко Е.М. Культура средневековья: занимательные игры: Кн. Для учащихся. – М.: просвещение, 1999
Драхлер А.Б. Мировая художественная культура. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 (Вопросы к олимпиаде)
Иванов Н. 300 вопросов и ответов о мифологии. Ярославль, 1997.
Ивлев С.А. Контроль знаний учащихся в преподавании мировой художественной культуры. М.: Международный Союз книголюбов. Издательство ООО «Фирма МХК»,
2001
Игры и занимательные задания по истории. Авт.-сост. М.Субботина, И.Горячева и др.
М., 2003.
Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. Ярославль, 1998.
Кишенкова О.В. Сборник тематических тестов по истории Древнего мира для учащихся 5-го кл. М, 2006.
Мировая художественная культура: Словарь-справочник. – Смоленск: Русич, 2002
Мировая художественная культура. 10-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт. – сост. О.Е.Наделяева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 198 с.
Никитина А.Б. Культура древних цивилизаций. М.: Международный Союз книголюбов. Издательство ООО «Фирма МХК», 2001
Рыбакова О.Ю. Азбука искусств: методы преподавания курса МХК. – Волгоград: «Панорама», 2006
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
Куцман Н.Н. Элективный курс: Культура Древнего Мира: МХК, история: 9 класс. / Н.Н. Куцман.– «Корифей», 2006.
Ромашина Н.Ф. Элективный курс по истории отечественной культуры «Наши духовные ценности». 10-11 классы / Н.Ф. Ромашина. – М.: «Глобус», 2007. – 168 с.
Секирова Т.А. Искусство понимания исторической живописи.– Профильная школа. –
2006.-№ 4. – С. 31-34.
Челышева Т.В. Медиакультура. Основы журналистики (специальное художественное образование). Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – С. 56-66.
Челышева Т.В. Введение в историю русского искусства /Т.В. Челышева. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – С. 67-75.
Хорошенкова А.В. Элективные курсы. МХК. История средневековой культуры / А.В. Хорошенкова.– М.«Экстремум», 2005.
http://vm.kemsu.ru/rus/palaeolith/cavepaint.html — Виртуальная экскурсия по первобытной культуре
http://europa.km.ru — Виртуальная Европа
http://www.art.ioso.ru – Сайт «Искусство»
http://nearyou.narod.ru – Сайт «Посмотри вокруг»
Ресурсы сети Интернет для организации урока
http://www.art.ioso.ru — «Искусство»
http://nearyou.narod.ru — Посмотри вокруг (о художниках)
www.art.rin.ru — Изобразительное искусство и фотография
http://www.countries.ru/library.htm — Библиотека культурологии
www.hermitagemuseum.org — «Эрмитаж»
http://www.gumer.info/ — Библиотека Гумера
http://www.artclassic.edu.ru — Коллекция: мировая художественная культура
http://www.artyx.ru — История искусств
http://fio.ru — Федерация Интернет — образования
http://bashmakov.ru — игра «Золотое руно»
Ресурсы сети Интернет для внеурочной деятельности
1. www.edu.yar.ru — Ярославский областной «Центр телекоммуникаций
и информационных систем в образовании»
www.iedos.ru/olymp — дистанционные олимпиады
http://www.edu.yar.ru/russian/projects/time-2000/index2006.html — проект «Это наше время»
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
10 класс
/17 часов, из них 1 час – резервный/
Государственные
требования
Содержание учебного материала
к уровню
общеобразовательной
подготовки учащихся
РАЗДЕЛ І
ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Учащиеся должны знать
(4 часа)
/ понимать:
Тема 1. Первые художники Земли (0,5ч.)
основные виды и жанры
Роль мифа в культуре.
Древние образы и символы.
искусства;
Живопись
Альтамиры.
Зарождение архитектуры, её
изученные направления и
связь с религиозными верованиями и представлениями
стили мировой
человека. Театр, музыка и танцы.
художественной культуры
Ориентировочные практические задания:
Заполнить
(в рамках раздела);
таблицу «Произведения древнего искусства (наскальная
шедевры мировой
живопись, Венера из Виллендорфа, памятники архитектуры)».
художественной культуры;
Межпредметные связи: литература,изобразительное
особенности языка
различных видов
искусство, музыка, технологии, художественный труд.
Тема 2. Архитектура страны фараонов (0,5 ч.)
искусства.
особенности
Мировое значение древнеегипетской цивилизации.
Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового
возникновения и основные
зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и
черты стилей и
храмы Среднего и Нового царств.
направлений мировой
Ориентировочные практические задания:
художественной культуры;
Зарисовки
фрагментов
архитектурных
сооружений
основные выразительные
древнеегипетской цивилизации.
средства художественного
Межпредметные связи: литература,изобразительное
языка разных видов
искусства;
искусство, технологии, художественный труд.
Тема 3. Изобразительное искусство и музыка Египта
роль знака, символа, мифа
(0,5 ч.)
в художественной
Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной
культуре.
жизни в изобразительном искусстве Древнего Египта.
Ориентировочные практические задания:
Учащиеся должны
Заполнить таблицу «Отличительные черты изображений
уметь:
на фресках и рельефах гробниц».
узнавать изученные
Межпредметные связи: литература,изобразительное
произведения и соотносить
искусство, музыка, технологии, художественный труд.
их с определенной эпохой,
Тема 4. Художественная культура Древней Передней
стилем, направлением;
Азии. (0,5 ч.)
устанавливать стилевые и
Художественная культура Древней Передней Азии.
сюжетные связи между
Особенности художественной культуры Междуречья.
произведениями разных
Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей
видов искусства;
Вавилона.
пользоваться различными
Ориентировочные практические задания: Поисковая
источниками информации
работа «Выдающиеся достижения культуры народов
о мировой художественной
Древней Передней Азии».
культуре;
Межпредметные связи: изобразительное искусство,
сравнивать
технологии, художественный труд.
художественные стили и
Тема 5. Искусство доколумбовой Америки. (0,5 ч.)
соотносить их с
Оригинальный и самобытный характер художественной
определённой
культуры
доколумбовой
Америки.
Отражение
исторической эпохой,
мифологических представлений майя и
ацтеков в
направлением,
архитектуре и рельефах.
национальной школой,
Ориентировочные практические задания:
называть их ведущих
Составление каталога, видеотеки «Мировое кино об
представителей;
искусстве доколумбовой Америки».
пользоваться
Межпредметные связи: литература,изобразительное
искусствоведческими
искусство, музыка, технологии, художественный труд.
терминами;
Тема 6. Античность: колыбель европейской
осуществлять поиск, отбор
художественной культуры (0,5ч.)
и обработку информации в
Всемирно-историческое значение художественной
области искусства;
культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле
аргументировать
Акрополя, общественного и культурного центра
собственную точку зрения
греческой цивилизации.
в дискуссии по проблемам
Ориентировочное практическое задание:
мировой художественной
Выполнение работ: греческой вазописи, скульптурных
культуры;
творений.
выполнять учебные и
Межпредметные связи: литература,изобразительное
творческие задания
искусство, музыка, технологии, художественный труд.
(доклады, рефераты,
Тема 7. Архитектура Древнего Рима (0,5ч.)
сочинения, рецензии);
Архитектурные символы римского величия. Римский
использовать
Форум, центр деловой и общественной жизни «вечного
приобретённые знания и
города». Пантеон – «храм всех богов». Колизей –
умения в жизни.
величественная зрелищная постройка Древнего Рима.
Ориентировочное практическое задание:
Использовать
Заполнить таблицу «Отличия римского скульптурного
приобретенные знания в
портрета от произведений египетских и греческих
практической
мастеров».
деятельности и
Межпредметные связи: литература,изобразительное
повседневной жизни для:
искусство, музыка, технологии, художественный труд.
выбора путей своего
Тема 8. Театральное и музыкальное искусство
культурного развития;
Античности (0,5 ч.)
организации личного и
Рождение
греческого
театра.
Особенности
коллективного досуга;
театрализованного действа. Музыкальное искусство
выражения собственного
Античности.
суждения о произведениях
Ориентировочное практическое задание:
классики и современного
Подготовить театральную постановку одного из
искусства;
греческих авторов.
самостоятельного
Межпредметные связи: литература,изобразительное
художественного
искусство, музыка, технологии, художественный труд.
творчества.
РАЗДЕЛ II
СРЕДНИЕ ВЕКА
(4 часов)
Тема 1. Мир византийской культуры. (0,5 ч.)
Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.
Делтфский – «величайший маг и волшебник живописи».
самостоятельного
Творчество Рембрандта – вершина реализма.
художественного творчества.
Ориентировочные практические задания: Заполнить
сравнительную таблицу творчества мастеров.
Межпредметные связи: изобразительное искусство,
технологии, художественный труд.
Тема 9. Русский портрет VIII века (0,5 ч.)
У истоков
портретного искусства.
Шедевры
русских
портретистов. Мастера скульптурного портрета.
Ориентировочные практические задания: Проследитьсвязь портретного искусства VIII века с парсуной.
Межпредметныесвязи: изобразительное искусство,
технологии, художественный труд.
Тема 10. Музыкальная культура барокко (0,5 ч.)
«Взволнованный стиль» в итальянской опере. Бах и Гендель – музыканты барокко. Русская музыка барокко.
Ориентировочные практические задания: Создатьтворческую работу «Музыка барокко».
Межпредметные связи: литература,технологии.
Тема 11. Композиторы венской классической школы
(0,5 ч.)
Глюк – реформатор оперного стиля. Классический
симфонизм Гайдна. Музыкальный мир Моцарта.
Музыка, высекающая огонь из людских сердец
(Бетховен)
Ориентировочныепрактические задания: Создать
творческую работу «Музыкальный мир Моцарта».
Межпредметные связи: литература.
Тема12. Театральное искусство XVII-XVIIIвв.
Влияние тетра на искусство (литература, музыка)
(0,5 ч.)
Западноевропейский театр барокко, его цели и задачи.
«Золотой век» французского театра классицизма. Пути
развития драматического театра.
Ориентировочные практические задания: Составить
таблицу «Художественные принципы
западноевропейского театра барокко».
Межпредметные связи: литература,музыка
Ученик (ученица) называет
величайших художников музыкального искусства (в рамках программы);
характеризует ихтворческое наследие;
классифицирует основныежанры музыки;
анализирует музыкальноетворчество, демонстрируя способность к эстетическому сопереживанию;
оценивает вклад музыкантовв мировую музыкальную культуру.
Ученик (ученица) называет
ведущие имена из истории театрального искусства; распознает символику театра; характеризует творчество выдающихся деятелей (в пределах программы); объясняет условностьсценических приемов;
анализирует театр каквыразителя сложных чувств человека.
Тема 3. Реализм – художественный стиль эпохи (0,5
ч.)
называть изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой,
стилем, направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
Учащиеся должны уметь:
художественной культуры; Герой романтической эпохи: портретная живопись. В основные выразительные борьбе со стихией (пейзажная живопись романтизма). средства художественного История глазами романтиков. Ф. Гойя. Экзотика языка разных видов Востока. искусства;
Ориентировочные практические задания роль знака,символа,мифа вПроанализировать наиболее понравившиеся художественной культуре. произведения романтизма.
Межпредметные связи: литература.
ч.)
Тема 2. Изобразительное искусство романтизма (0,5
Тема 1. Художественная культура XIX в. (0,5ч.)
(5 часов)
Учащиеся должны знать /понимать:
основные виды и жанры Романтизм. История происхождения термина. «Путь к мировой художественной свободе через красоту» (эстетика романтизма). Значение культуры; романтизма. Изобразительное искусство романтизма. шедевры мировой
Ориентировочные практические задания
художественной культуры;
Сделать подборку стихотворений английских и особенности языка немецких поэтов. различных видов искусства. Межпредметные связи: изобразительное искусство,особенности возникновениямузыка, литература, технологии, художественный труд. и основные черты стилей и
направлений мировой
РАЗДЕЛ II
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА
Реализм. Эволюция понятия. Художественные принципы реализма. Реализм и романтизм, их связь и отличие. Реализм и натурализм. Реализм и художественная фотография.
Ориентировочные практические задания
Составить таблицу отличительных признаков
романтизма и реализма, наполнить её конкретным пользоватьсяразличными
содержанием (имена художников и названия их
источниками
информации о
произведений).
мировой
художественной
Межпредметные
связи:
литература,
музыка,
культуре;
изобразительное
искусство,
технологии,
сравнивать художественные
художественный труд.
стили и соотносить их с
Тема 4. Изобразительное искусство реализма (0,5 ч.)
определённой исторической
Интерес к жизни простого сословия. Бытовые картины
эпохой, направлением,
жизни. Мастера реалистического пейзажа. История и
национальной школой,
реальность.
называть их ведущих
Ориентировочные практические задания
представителей;
Проанализировать
наиболее
понравившиеся
пользоваться
произведения искусства реализма.
искусствоведческими
Межпредметные
связи:
литература,
музыка,
терминами;
изобразительное
искусство,
технологии,
осуществлять поиск, отбор и
художественный труд.
обработку информации в
Тема 5. Живопись импрессионизма (),5 ч.).
области искусства;
«Салон Отверженных». Художественные искания
аргументировать
импрессионистов. Пейзажи впечатления. Жизнь и
собственную точку зрения в
человек
в
произведениях
импрессионистов.
дискуссии по проблемам
Последователи импрессионистов.
мировой художественной
Ориентировочные практические задания
культуры;
Описать одну из наиболее понравившихся картин
выполнять учебные и
художников
–
импрессионистов
или
творческие задания
постимпрессионистов.
(доклады, рефераты,
Межпредметные
связи:
литература,
музыка,
сочинения, рецензии);
изобразительное
искусство,
технологии,
использовать приобретённые
художественный труд.
знания и умения в жизни.
Тема 6. Многообразие стилей зарубежной музыки
(0,5 ч.)
Ученик (ученица) называет
Западноевропейская музыка романтизма. Музыка
величайших художников
импрессионизма.
музыкального искусства (в
Ориентировочные практические задания
рамках программы);
Написать сочинение – эссе «Мой любимый композитор
характеризует их
(произведение) – романтик», подготовить телефильм об
творческое наследие;
истории создания и постановке балета на музыку
классифицирует основные
Дебюсси «послеполуденный отдых фавна», заполнить
жанры музыки;
таблицу музыкальных жанров, популярных в эпоху
анализирует музыкальное
романтизма.
творчество,
Межпредметные связи: литература.
демонстрируя способность к
эстетическому
Тема 7. Русская музыкальная культура (0,5ч.)
Русская музыка романтизма. М.И. Глинка –
сопереживанию;
основоположник
русской
музыкальной
классики.
оценивает вклад музыкантов
«Могучая кучка». Творчество П.И. Чайковского.
в мировую музыкальную
Ориентировочные практические задания
культуру.
Составить литературно – музыкальную композицию о
Ученик (ученица) называет
жизни и творчестве М.И.
Глинки, П.И. Чайковского
ведущие имена из истории
(видеофильм)
театрального искусства;
Межпредметные связи: литература.
распознает символику театра;
характеризует творчество
Тема 8. Пути развития западноевропейского театра
(0,5 ч.).
выдающихся деятелей (в
На смену ведущим направлениям XIXв. в театр
пределах
приходят новые, подчас резко противостоящие друг
программы);
другу течения. Своеобразно преломляя различные
объясняет условность
направления философской мысли второй половины и
сценических приемов;
конца XIX века – позитивизм, эмпириокритицизм,
анализирует театр как
интуитивизм1 и пр., эти течения нередко
становятся
выразителя сложных чувств
ярким выражением кризиса культуры рубежа столетий.
человека.
Э. Золя, Г. Ибсен, О. Уайльд и др.
Ориентировочные практические задания
Инсценировать отрывок из произведений великих
драматургов.
Межпредметные
связи:
литература,
музыка,
изобразительное искусство.
Тема 9. Русский драматический театр (0,5 ч).
Почти всё столетие в русской литературе проходит под знаком реализма, который приходит на смену и устаревшему классицизму, и романтизму.
Девятнадцатый век дарит отечественному театру имена драматургов, которые фактически с чистого листа создадут театральный репертуар, востребованный и сегодня.
Ориентировочные практические задания
Инсценировать отрывок из произведений великих драматургов.
РАЗДЕЛ III
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX-XXI веков
(4 часа)
Тема 1. Искусство символизма (0,5 ч).
Искусство символизма. Художественные принципы символизма. Мастера живописи символизма. Символизм в творчестве М.А. Врубеля. Чюрлёнис. В.Э. Борисов – Мусатов.
Ориентировочные практические задания
Прочитать стихотворение А. Пушкина «Демон» и
М. Лермонтова «Мой демон». Сравнить персонажей стихотворения с героем картины М. Врубеля «Демон сидящий».
Межпредметныесвязи: литература,музыка,
изобразительное искусство.
Тема 2. Триумф модернизма (0,5 ч.)
От символизма к модернизму. Модерн в изобразительном искусстве.
Ориентировочные практические задания
Учащиеся должны знать /понимать:
основные виды и жанры мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
роль знака, символа, мифа в художественной культуре.
Варианты заданий: 1.Сочинение на тему «мир вещей в эпоху модерна», «Книжная графика модерна», «Японские (или растительные) мотивы в искусстве модерна».
2.Сделать эскизы или сконструировать изделия (мебель,
посуду, предметы быта, одежду, орнаменты обоев или тканей) для офиса или дома в стиле модерн.
3 Фотовернисаж на тему «Модерн в искусстве и жизни».
Фотовыставка или альбом «»Художники «Мира искусства», «Скульптурные шедевры модерна».
Описать одно из произведений изобразительного искусства в стиле модерн.
Межпредметныесвязи: литература,музыка,
изобразительное искусство.
Тема 3.
Архитектура:
от
модерна
до
конструктивизма (0,5ч.)
Идеи и
принципы архитектуры
начала XX века.
Мастера и шедевры зарубежной архитектуры.
Архитектурные достижения России.
Ориентировочные практические задания
Сделать описание одного из архитектурных сооружений
XX в., которое произвело на вас особое впечатление.
object(ArrayObject)#854 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(179) "Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10-11 классов по программе Л.Г.Емахоновой "
["seo_title"] => string(111) "rabochaia-proghramma-po-mirovoi-khudozhiestviennoi-kul-turie-dlia-10-11-klassov-po-proghrammie-l-g-iemakhonovoi"
["file_id"] => string(6) "232316"
["category_seo"] => string(3) "mhk"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1442817234"
}
}