kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Мировая художественная культура» 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Мировая художественная культура» 10 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Мировая художественная культура» 10 класс»

СОГЛАСОВАНО:

_____________

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

Синяговская Т. В.

УТВЕРЖДАЮ:

____________

Директор

Макеевского лицея №2 «Престиж»

Юрьева Ю. Е.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Мировая художественная культура»

на 2016/2017 учебный год

учитель Герасименко Е. Н,



предмет «Мировая художественная культура»

10-А, Б класс (17 часов)

















РАССМОТРЕНО:

на заседании кафедры истории и обществознания, географии и экономики



Протокол № ___ от «___» __________ 2016 г.

Руководитель кафедры

истории и обществознания, географии и экономики

____________________ Попович Е.А.


№ урока

Тема урока

Основные вопросы содержательного компонента урока

Дата урока (план)

Дата урока (факт.)

Домашнее задание

Рабочие примечания

Изменение содержатель

ного компонента урока

Другое

Раздел 1. Древние цивилизации (4 ч.)

1

Первые художники Земли. Художественная культура Древней Передней Азии.

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры. Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.

08.09.16


Стр.14-19, 23-38.



2

Архитектура страны фараонов. Изобразительное искусство и музыка Египта.

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве Древнего Египта.

22.09.16


Стр.38-50.



3

Искусство доколумбовой Америки. Античность: колыбель европейской художественной культуры.

Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах. Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле Акрополя.

06.10.16


Стр.60-68, 74-94.




4

Архитектура Древнего Рима. Театральное и музыкальное искусство Античности.

Архитектурные символы римского величия. Римский Форум. Пантеон. Колизей. Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. Музыкальное искусство Античности.

20.10.16


Стр.94-106.



Раздел 2. Средние века (4 ч.)

5

Мир византийской культуры. Архитектурный облик Древней Руси.

Значение культуры Византийской империи. Собор Святой Софии в Константинополе. Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева. Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве.

17.11.16


Стр.114-126.



6

Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры. Архитектура Московского княжества.

Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Ансамбль Московского кремля.

01.12.16


Стр.135-140.



7

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси. Архитектура западноевропейского Средневековья.

Икона и иконостас. Мозаика и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества. Музыкальная культура Древней Руси.

Монастырская базилика.

Готический собор. Собор Нотр-Дам в Париже и Кёльне.

15.12.16


Стр.126-135, 140-146.




8

Изобразительное, театральное искусство и музыка Средних веков.

Скульптура Романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража. Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Монодический склад средневековой музыкальной культуры.

29.12.16


Стр.146-172.



Раздел 3. Культура Востока (6 ч.)

9

Художественная культура ислама.

Исторические корни и значение искусства ислама.

26.01.17


Стр.210-216.



10

Архитектура, изобразительное искусство и литература Арабского Востока.

Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самарканд).

Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.

09.02.17


Стр.216-226.



11

Индия – «страна чудес».

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи. Пещерные храмы и храм Кандарья Махадевы в Кхаджарухо. Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии.

23.02.17


Стр.50-60.



12

Художественная культура Китая.

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме неба в Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма.

09.03.17


Стр.192-202.



13

Искусство Страны восходящего солнца.

Своеобразие и неповторимость искусства. Шедевры японской архитектуры.

23.03.17


Стр.202-205.



14

Графическое и театральное искусство Японии.

Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство.

06.04.17


Стр.205-210.



Раздел 4. Возрождение (3 ч.)

15

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения. Золотой век Возрождения.

Эстетика итальянского Возрождения. Флорентийское чудо Ф.Брунеллески-собор Санта-Мария дель Фюро. Скульптурные шедевры Донателло. Судьба Леонардо да Винчи. Основные этапы его творчества. Прославленные шедевры художника. Скульптурные и живописные шедевры Микеланджело.

20.04.17


Стр.172-178.



16

Рафаэль. Возрождение в Венеции.

Судьба художника, основные этапы его творчества. Портретное искусство Рафаэля. Архитектурный облик Венеции Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии.

04.05.17


Стр.178-184.



17

Северное Возрождение. Музыка и театр эпохи Возрождения.

Живопись нидерландских и немецких мастеров.

Гентский алтарь Яна Ван Эйка Мастерство Дюрера-гравёра. Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей Шекспира.

18.05.17


Стр.184-192.












Литература:


Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) / Л. Г. Емохонова. – 2-изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.














МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ





ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ



















ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ









МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА









10-11 классы







Программа для общеобразовательных организаций



Базовый уровень




















Донецк

2016

Рекомендовано

Утверждено на заседании

Министерством образования и науки

научно-методического совета

Донецкой Народной Республики

Донецкого ИППО

(приказ № 863 от 25.08.2016г.)

(протокол № 5 от 20.06.2016 г.)





Составители :



Минасян Н.Г., директор Новоамвросиевской ОШ Амвросиевского р-на, кандидат педагогических наук



Научно- методическая редакция :



Полякова Л.П., министр образования и науки ДНР, доктор наук по государственному управлению



Чернышев А.И.,ректор Донецкого ИППО, кандидат педагогических наук



Рецензенты:



Стасюк С.А., кандидат искусствоведения, проф. кафедры истории музыки и фольклора Донецкой государственной музыкальной академии им. С.С. Прокофьева



Горобец И.В.,ст. преподаватель кафедры культурологии ДонНУ



Ответственные за выпуск:



Симонова И.В., заместитель министра образования и науки ДНР Зарицкая В.Г., проректор Донецкого ИППО, кандидат филологических наук



Технический редактор, корректор :

Шевченко И.В., методист центра издательской деятельности Донецкого ИППО









Мировая художественная культура: 10-11 кл.: программа для общеобразоват.

организаций : базовый уровень / сост. Минасян Н.Г.; ДИППО. – Донецк: Истоки,



2016.– 30 с.









АННОТАЦИЯ







Программы составлены на основе Государственного образовательного стандарта среднего общего образования и реализуют синтетическую содержательную линию , которая включает в себя знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах, анализ - интерпретацию видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.



© Донецкий РИДПО, 2016

Пояснительная записка



Данная программа изучения курса «Мировая художественная культура» составлена для 10-11 классов.



Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:



развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;



воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;



освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;



овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;



использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;



изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;



формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;



осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;



постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;



освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;



знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;



интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.



Воспитательные цели задачи курса:



помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;



способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;



подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;



развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;



создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развитие способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно – практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору профессии.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности



Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:



умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;



устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и

искусства;



осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);



использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;



владеть основными формами публичных выступлений;



понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;



определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;



осознавать свою культурную и национальную принадлежность.







Количество часов. В школьном учебном плане на изучение предмета «Мировая художественная культура» отводится в 9-11 классах по 1 часу из базисного учебного плана. Таким образом, в 9-11 классах за год должно быть проведено, соответственно, по 35 часов.



Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, урок-лекция,



урок-беседа, урок-экскурсия, урок-путешествие Преобладающие формы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и



навыков: устная и тестовая, выполнение художественно-практических заданий и написания сочинений (эссе).





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ



Учащиеся должны знать / понимать:



основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;



особенности языка различных видов искусства.



особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;



основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

роль знака, символа, мифа в художественной культуре.



Учащиеся должны уметь:



узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.



устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;



пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;



сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;



пользоваться искусствоведческими терминами;

осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;



аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;



выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии);



использовать приобретённые знания и умения в жизни.



Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:



выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;



выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;



самостоятельного художественного творчества.







Критерии оценивания учебных достижений учащихся по мировой художественной культуре



Уровни учебных











достижений

Баллы



Критерии оценивания учебных достижений учащихся



учащихся

















Художественно-теоретические знания









Ученик (ца)











- имеет прочные, глубокие знания по предмету в рамках



Отлично

5



программы:









- демонстрирует знание и понимание художественных



















особенностей направлений, стилей, жанров, законов развития









искусства, общественно-эстетических идеалов и их отражение









в искусстве конкретной эпохи, общества, художника, духовно-









нравственных ценностей, концепций человека;









- свободно ориентируется в месте и роли рассматриваемого



художественного явления в развитии мировой художественной культуры;



знает гуманистические и эстетические ценности различных народов мира;



демонстрирует умение осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа.



Восприятие искусства

Ученик (ца):



проявляет яркую эмоциональность в восприятии произведений искусства и их связь с жизненными явлениями;



глубоко проникает в суть замысла творца;



высказывает и обосновывает личное идейно-эстетическое отношение к произведению, автору;



имеет собственную сформированную художественную позицию по отношению к воспринимаемому произведению и автору;



предлагает нетипичные, интересные варианты интерпретации художественно-культурных явлений;



Художественно-практическая деятельность



Ученик (ца):



самостоятельно использует тематический материал, приобретенные художественные умения, навыки в практической деятельности на уроках и во внеурочное время;



демонстрирует сформированный эстетический вкус: эмо-ционально-эстетические предпочтения, понимание эстетических достоинств произведений искусства и окружающего мира.





Художественно-теоретические знания













Ученик (ца):

















- обнаруживает хорошее знание тематического материала;



Хорошо

4

- может раскрыть общую характеристику периода,















художественных направлений и стилей, определять мировое







значение художественного явления, но приводит не все







существенные признаки и факты их характеризующие;







- демонстрирует достаточный понятийный запас, хотя может







допускать неточности в использовании специальной







терминологии;







- умеет аргументировать свою точку зрения;











- излагает свои мысли последовательно и грамотно,









- умеет вести диалог.









Однако при ответе испытывает некоторые затруднения,









формулируя обобщения, не всегда проявляет









самостоятельность в оценке отдельных явлений культуры,









произведений искусства.











Восприятие искусства









Ученик (ца):





















- воспринимает произведения различных видов искусства









достаточно эмоционально;









- демонстрирует умение делать художественный анализ









произведений, но часто ограничивается описанием отдельных









образов, деталей, пересказом сюжета;









- ограниченно использует понятийный и категориальный









аппарат художественной культуры;









- высказывает личное отношение к художественному явлению,









но недостаточно аргументировано.









Художественно-практическая деятельность









Ученик (ца):









- демонстрирует осознанное использование тематического









материала;









- способен применять его в практической деятельности, но









иногда с помощью учителя;









- проявляет желание к творческой самостоятельности;









- стремится применять приобретенные знания и умения в









практической деятельности;









- в суждениях присутствуют интересные аналогии,









ассоциации.



Удовлетворите





Художественно-теоретические знания















льно





Ученик (ца):































- в основном правильно, но схематично или с отклонениями от



последовательности изложения, раскрывает материал;



- формулирует выводы и обобщения далеко не в полном объеме, допускает существенные ошибки в речевом оформлении.



Работы и высказывания не отличаются самостоятельностью и осознанностью, нет опоры на личный опыт, учащийся не может проводить параллели между различными явлениями художественной культуры.





3





Восприятие искусства















Ученик (ца):















- не проявляет интереса к восприятию произведений искусства;





- может воспринимать и интерпретировать только





определенную часть тематического художественного





материала;





- не умеет самостоятельно анализировать культурно-





художественные явления, делать сравнения, выводы;





- умение анализировать произведение искусства сводится к его





пересказу (описанию);





- не выражает личное отношение к художественному явлению,





или оно выражается констатацией позиции: «нравится – не





нравится».





Художественно-практическая деятельность





Ученик (ца):













- слабо владеет определенной сформированной системой





эстетических суждений, понятий, взглядов на





действительность;





- не имеет желания проявлять самостоятельность в творческой





деятельности, самовыражении;





- нуждается в периодической теоретической и практической





помощи учителя







Художественно-теоретические знания





Ученик (ца):





- демонстрирует недостаточное, поверхностное знание



2

материала;



Неудовлетвори

нарушает последовательность изложения, не может





сформулировать выводы.



-









тельно

- не может самостоятельно оценить художественные факты;





- демонстрирует недостаточно сформированные навыки устной





речи, имеются отклонения от литературных норм, содержание











ответа не соответствует материалу, изученному на уроке;









- в общих словах и сбивчиво описывает направления и стили,









не приводит конкретные примеры художественных явлений,









произведений искусства.













Восприятие искусства









Ученик (ца):























- малоэмоционален;









- имеет низкий уровень восприятия художественных образов;









- воспринимает и воспроизводит отдельные фрагменты









художественных образов с конкретным образно-









художественным содержанием, однозначно их характеризует.









- не высказывает личное отношение к художественным









явлениям.









- отсутствует анализ произведений;









- в ответах не устанавливаются даже несложные реальные









связи и зависимости.









Художественно-практическая деятельность









Ученик (ца):





















- имеет элементарные навыки и умения творческой









художественной деятельности;









- не может сосредоточиться при выполнении практической









работы;









- не справляется с поставленной целью урока; - требует









постоянно теоретической и практической помощи учителя.























Художественно-теоретические знания













Восприятие искусства









Художественно-практическая деятельность



Плохо

1



Ученик (ца) выявляет полное незнание и непонимание



















изучаемого учебного материала, не может ответить ни на один









из поставленных вопросов по изучаемому материалу. Не









выполняет практическую работу. Требует постоянно









теоретической и практической помощи учителя.







ЛИТЕРАТУРА УЧЕБНАЯ



Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000.

Искусство : энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. – М., 2000.

История красоты / под общ. ред. У.Эко. – М., 2005.

Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун. – М., любое издание.

Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М.,

2000.



Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.

Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.



Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / А.А.Нейхардт.

– М., любое издание.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М., 2001.



ЛИТЕРАТУРА МЕТОДИЧЕСКАЯ



Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика / Л.И.Акимова. –

СПб., 2007.

Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007.

Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века / М.Альбанезе. – М.,

2003.

Андреева Е.Ю. Постмодернизм / Е.Ю.Андреева. – СПб., 2007.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000.

Герман М.Ю. Модернизм / М.Ю.Герман. – СПб., 2005.

Данилова И.Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ / И.Е.Данилова. –

М., 2000.

Даниэль С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи / С.М.Даниэль. –

СПб., 2000.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура, 10-11 класс. М.: Академия, 2006;

Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.

Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / Г.С.Колпакова. –

СПб., 2005.

Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период / Г.С.Колпакова. –

СПб., 2007.

Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия / В.Г.Лисовский. – СПб.,

2007.

Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М.,

2000.



Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.



Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.



Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья / Ц.Г.Нессельштраус. – СПб.,

2000.

Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10-11. М.: Владос, 2006.

Русская живопись : энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. – М., 2003.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М. 2001.



Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века / Д.В.Сарабьянов. – М., 2001.



Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV – XV века / А.В.Степанов.

– СПб., 2005.

Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век / А.В.Степанов. –

СПб., 2007.

Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. – М., 2003.





МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ



для оценивания уровня подготовки учащихся по мировой художественной культуре

Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов: В 2 кн. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999



Гоголев К.Н. Тесты и задачи. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток. Учебное пособие. – М.: Издательский центр АЗ. Международный Союз книголюбов. – 1999.



Григорьева Н.А. история и мировая художественная культура: интегрированные задания. 10-11 класса. – М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2006.



Гузик М.А., Кузьменко Е.М. Культура средневековья: занимательные игры: Кн. Для учащихся. – М.: просвещение, 1999



Драхлер А.Б. Мировая художественная культура. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 (Вопросы к олимпиаде)



Иванов Н. 300 вопросов и ответов о мифологии. Ярославль, 1997.



Ивлев С.А. Контроль знаний учащихся в преподавании мировой художественной культуры. М.: Международный Союз книголюбов. Издательство ООО «Фирма МХК»,



2001

Игры и занимательные задания по истории. Авт.-сост. М.Субботина, И.Горячева и др.

М., 2003.



Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира. Ярославль, 1998.



Кишенкова О.В. Сборник тематических тестов по истории Древнего мира для учащихся 5-го кл. М, 2006.



Мировая художественная культура: Словарь-справочник. – Смоленск: Русич, 2002



Мировая художественная культура. 10-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт. – сост. О.Е.Наделяева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 198 с.



Никитина А.Б. Культура древних цивилизаций. М.: Международный Союз книголюбов. Издательство ООО «Фирма МХК», 2001



Рыбакова О.Ю. Азбука искусств: методы преподавания курса МХК. – Волгоград: «Панорама», 2006











ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ



Куцман Н.Н. Элективный курс: Культура Древнего Мира: МХК, история: 9 класс. / Н.Н. Куцман.– «Корифей», 2006.



Мун Л.Н. Синтез искусств.– Профильная школа.– 2006.-№ 2. – С. 36-45.



Ромашина Н.Ф. Элективный курс по истории отечественной культуры «Наши духовные ценности». 10-11 классы / Н.Ф. Ромашина. – М.: «Глобус», 2007. – 168 с.



Секирова Т.А. Искусство понимания исторической живописи.– Профильная школа. –

2006.-№ 4. – С. 31-34.



Челышева Т.В. Медиакультура. Основы журналистики (специальное художественное образование). Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – С. 56-66.



Челышева Т.В. Введение в историю русского искусства /Т.В. Челышева. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – С. 67-75.



Хорошенкова А.В. Элективные курсы. МХК. История средневековой культуры / А.В. Хорошенкова.– М.«Экстремум», 2005.



ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА



Ресурсы сети Интернет для использования на уроках



http://uchkopilka.ru/mkhk/informatsionno-spravochnye-materialy



http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4553/Itemid,118/



http://www.museum.ru/ - Музеи мира.



4. http://myfhology.narod.ru/ - Мифологическая энциклопедия



http://www.moscowkremlin.ru — «Московский Кремль»



http://nesusvet.narod.ru — Иконы. Иконография. Иконопочитание.



www.krugosvet.ru — Энциклопедия «Кругосвет».



http://russia.rin.ru/ — Россия Великая



http://mify.org/ — Мифы Древней Греции



http://vm.kemsu.ru/rus/palaeolith/cavepaint.html — Виртуальная экскурсия по первобытной культуре



http://europa.km.ru — Виртуальная Европа



http://www.art.ioso.ru – Сайт «Искусство»



http://nearyou.narod.ru – Сайт «Посмотри вокруг»





Ресурсы сети Интернет для организации урока



http://www.art.ioso.ru — «Искусство»



http://nearyou.narod.ru — Посмотри вокруг (о художниках)



www.art.rin.ru — Изобразительное искусство и фотография



http://www.countries.ru/library.htm — Библиотека культурологии



www.hermitagemuseum.org — «Эрмитаж»



http://www.gumer.info/ — Библиотека Гумера



http://www.artclassic.edu.ru — Коллекция: мировая художественная культура



http://www.artyx.ru — История искусств



http://fio.ru — Федерация Интернет — образования



http://bashmakov.ru — игра «Золотое руно»





Ресурсы сети Интернет для внеурочной деятельности



1. www.edu.yar.ru — Ярославский областной «Центр телекоммуникаций



и информационных систем в образовании»



www.iedos.ru/olymp — дистанционные олимпиады

http://www.edu.yar.ru/russian/projects/time-2000/index2006.html — проект «Это наше время»

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА



10 класс



/17 часов, из них 1 час – резервный/























Государственные























требования







Содержание учебного материала

к уровню























общеобразовательной























подготовки учащихся







РАЗДЕЛ І















ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ







Учащиеся должны знать























(4 часа)







/ понимать:





















Тема 1. Первые художники Земли (0,5ч.)









основные виды и жанры





















Роль мифа в культуре.



Древние образы и символы.

искусства;

















Живопись

Альтамиры.

Зарождение архитектуры, её

изученные направления и

















связь с религиозными верованиями и представлениями

стили мировой













человека. Театр, музыка и танцы.







художественной культуры



















Ориентировочные практические задания:

Заполнить

(в рамках раздела);





таблицу «Произведения древнего искусства (наскальная

шедевры мировой













живопись, Венера из Виллендорфа, памятники архитектуры)».

художественной культуры;





Межпредметные связи: литература, изобразительное

особенности языка















различных видов





искусство, музыка, технологии, художественный труд.







Тема 2. Архитектура страны фараонов (0,5 ч.)

искусства.













особенности





Мировое значение древнеегипетской цивилизации.







Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового

возникновения и основные





зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и

черты стилей и





храмы Среднего и Нового царств.







направлений мировой





Ориентировочные практические задания:









художественной культуры;





Зарисовки

фрагментов



архитектурных

сооружений

основные выразительные





древнеегипетской цивилизации.







средства художественного





Межпредметные связи: литература, изобразительное

языка разных видов











искусства;





искусство, технологии, художественный труд.







Тема 3. Изобразительное искусство и музыка Египта

роль знака, символа, мифа





(0,5 ч.)

















в художественной





Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной

культуре.



жизни в изобразительном искусстве Древнего Египта.





Ориентировочные практические задания:







Учащиеся должны





















Заполнить таблицу «Отличительные черты изображений

уметь:



на фресках и рельефах гробниц».







узнавать изученные



Межпредметные связи: литература, изобразительное

произведения и соотносить



















искусство, музыка, технологии, художественный труд.

их с определенной эпохой,



Тема 4. Художественная культура Древней Передней

стилем, направлением;



Азии. (0,5 ч.)



















устанавливать стилевые и



Художественная культура Древней Передней Азии.

сюжетные связи между



Особенности художественной культуры Междуречья.

произведениями разных



Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей

видов искусства;



Вавилона.



















пользоваться различными



Ориентировочные практические задания: Поисковая

источниками информации





















работа «Выдающиеся достижения культуры народов

о мировой художественной



Древней Передней Азии».













культуре;



Межпредметные связи: изобразительное искусство,

сравнивать





















технологии, художественный труд.







художественные стили и



Тема 5. Искусство доколумбовой Америки. (0,5 ч.)

соотносить их с

















Оригинальный и самобытный характер художественной

определённой



культуры

доколумбовой

Америки.

Отражение

исторической эпохой,



мифологических представлений майя и

ацтеков в

направлением,



архитектуре и рельефах.













национальной школой,



Ориентировочные практические задания:







называть их ведущих

















Составление каталога, видеотеки «Мировое кино об

представителей;



искусстве доколумбовой Америки».







пользоваться



Межпредметные связи: литература, изобразительное

искусствоведческими















искусство, музыка, технологии, художественный труд.

терминами;



Тема 6. Античность: колыбель европейской

осуществлять поиск, отбор



художественной культуры (0,5ч.)







и обработку информации в











Всемирно-историческое значение художественной

области искусства;

























культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле

аргументировать

Акрополя, общественного и культурного центра

собственную точку зрения

греческой цивилизации.











в дискуссии по проблемам

Ориентировочное практическое задание:







мировой художественной











Выполнение работ: греческой вазописи, скульптурных

культуры;

творений.













выполнять учебные и

Межпредметные связи: литература, изобразительное

творческие задания











искусство, музыка, технологии, художественный труд.

(доклады, рефераты,

Тема 7. Архитектура Древнего Рима (0,5ч.)



сочинения, рецензии);

Архитектурные символы римского величия. Римский

использовать

Форум, центр деловой и общественной жизни «вечного

приобретённые знания и

города». Пантеон – «храм всех богов». Колизей –

умения в жизни.

величественная зрелищная постройка Древнего Рима.



Ориентировочное практическое задание:







Использовать









Заполнить таблицу «Отличия римского скульптурного

приобретенные знания в

портрета от произведений египетских и греческих

практической

мастеров».













деятельности и

Межпредметные связи: литература, изобразительное

повседневной жизни для:









искусство, музыка, технологии, художественный труд.

выбора путей своего

Тема 8. Театральное и музыкальное искусство

культурного развития;

Античности (0,5 ч.)











организации личного и

Рождение

греческого

театра.

Особенности

коллективного досуга;

театрализованного действа. Музыкальное искусство

выражения собственного

Античности.













суждения о произведениях

Ориентировочное практическое задание:







классики и современного







Подготовить театральную постановку одного из

искусства;

греческих авторов.











самостоятельного

Межпредметные связи: литература, изобразительное

художественного







искусство, музыка, технологии, художественный труд.

творчества.







РАЗДЕЛ II

СРЕДНИЕ ВЕКА



(4 часов)







Тема 1. Мир византийской культуры. (0,5 ч.)



Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.



Ориентировочные практические задания: Выполнить зарисовки византийских храмов.



Межпредметные связи: литература, изобразительное



искусство, музыка, технологии, художественный труд.



Тема 2. Архитектурный облик Древней Руси. (0,5 ч.)



Древнерусский крестово-купольный тип храма.



Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве.



Ориентировочные практические задания: Выполнить зарисовки фрагментов древнерусского храма.



Межпредметные связи:изобразительное искусство,



технологии, художественный труд.



Тема 3. Особенности новгородской и владимиро-



суздальской архитектуры. (0,5 ч.)



Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества



Ориентировочные практические задания: Подготовить



видеопрезентацию «Любимые памятник архитектуры».



Межпредметные связи:изобразительное искусство,



технологии, художественный труд.



















Ученик (ученица)



называет:



основные произведения



художников



живописи и скульптуры (в



рамках программы);



приводит примеры



архитектурных памятников мира (в рамках программы);



распознает существенные признаки декоративно-прикладного искусства народов разных стран;





характеризует стили



архитектуры;



классифицирует жанры



изобразительного



искусства;



объясняет тесную связь произведений искусства с внутренней жизнью человека;



Тема 4. Архитектура Московского княжества (0,5ч.)

описывает собственные



Следование традициям владимиро-суздальских

ощущения от



мастеров, обращение к лучшим достижениям

воспринятого;





























западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского

обосновывает свое





























кремля.





















мнение



Ориентировочны практические задания:











Создать проект рекламы путешествия по Московскому

по мирового значения









кремлю.





















произведений искусства;





























Межпредметные связи: изобразительное искусство;

сравнивает характерные























технологии, художественный труд.

особенности мировых



Тема 5. Изобразительное искусство и музыка

памятников культуры (в



Древней Руси (0,5 ч.)































пределах программы);



Икона и иконостас. Мозаика и фрески Киевской Софии.







анализирует своеобразие





























Особенности новгородской школы живописи.





Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва и

национальных признаков









основные вехи его творчества. Музыкальная культура

изобразительного и









Древней Руси.



















декоративно-прикладного



























Ориентировочные практические задания:

искусства;

















Составление карты туристического маршрута

оценивает садово-



«Памятники художественной культуры Древней Руси»

парковое искусство как





























(коллективная работа).











явление, созданное по





























Межпредметные связи: литература, изобразительное

законам





























искусство, музыка, технологии, художественный труд.











Тема

6.

Архитектура

западноевропейского

гармонии;



Средневековья (0,5 ч.)











решает творческие задачи,



















Монастырская базилика как средоточие культурной

связанные с выявлением



жизни романской эпохи.











оригинальности,



Готический собор как образ мира. Собор Нотр-Дам в

ассоциативного мышления





























Париже и Кёльне.











и тому подобное;





























Ориентировочные практические

задания: Совершить

использует личный





























виртуальные путешествия: «Монастырская базилика как













средоточие культурной жизни романской эпохи», эмоциональный опыт в

«Собор Парижской Богоматери». самостоятельные

Межпредметные связи: литература, изобразительное творческой

искусство, технологии, художественный труд.

деятельности.





Тема 7. Изобразительное искусство Средних веков



(0,5ч.)



Скульптура Романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража.



Ориентировочные практические задания:



Создание коллажа «Скульптура – книга для неграмотных».





Тема 8. Театральное искусство и музыка Средних



веков (0,5ч.)



Понятие о литургической драме и средневековом фарсе.



Монодический склад средневековой музыкальной



культуры.



Ориентировочные практические задания:



Разыграть один из эпизодов средневекового фарса, мистерии



или литургической драмы.



Межпредметные связи: литература, музыка.











РАЗДЕЛ III











КУЛЬТУРА ВОСТОКА











(6часов)









Тема 4. Художественная культура ислама (2ч.)















Исторические корни и

значение искусства ислама.





Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в

Ученик (ученица)









комплексе

Регистана

(древний

Самарканд).

называет







Изобразительное искусство и литература Арабского

основные произведения





Востока.

























художников





Ориентировочные практические задания:







живописи и скульптур





Подготовить







слайдопрезентацию



«Великие





















культуры Востока;





































архитектурные творения Арабского Востока».



приводит примеры





Межпредметные

связи:

литература,



изобразительное







искусство, технологии, художественный труд.



архитектурных памятников















Тема 1. Индия – «страна чудес» (1 ч.)







(в рамках программы);



















Самобытность



и

неповторимость



художественной

распознает существенные





культуры Индии. Шедевры индийского зодчества.

признаки





Ступа в Санчи,

её значение и особенности внешнего

декоративно-прикладного





































облика. Пещерные храмы и храм Кандарья Махадевы в

искусства народов





































Кхаджарухо.



Искусство

живописи.



Музыкальное

и

Востока;





































театральное искусство Индии.





















Ориентировочные практические задания:







характеризует стили













































архитектуры;





Поисковая работа с литературными источниками и в















Интернете: «Излюбленные сюжеты индийской скульптуры».



классифицирует жанры















Межпредметные связи: литература, изобразительное

изобразительного





















искусство, музыка, технологии, художественный труд.



искусства;





Тема 2. Художественная культура Китая (1ч.)



объясняет тесную связь





































Значение

и



уникальный

характер

китайской



















произведений искусства с





































художественной



культуры.

Шедевры

архитектуры.

внутренней жизнью





Воплощение





мифологических

и

религиозно-

























нравственных представлений Китая в храме неба в

человека;





Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская

описывает собственные





музыкальная драма.

















ощущения от





Ориентировочные практические задания:







воспринятого;

















1.Изготовление ваз (соленое тесто, пластилин, воск)

в

обосновывает свое мнение





































различных стилях.



















в отношении значения





































2. Творческая

работа «Мое путешествие по Китаю»

произведений искусства





































(раскрыть особенности культуры этой страны).







































Межпредметные связи: литература, изобразительное

Востока;















искусство, технологии, художественный труд.

сравнивает характерные



Тема 3. Искусство Страны восходящего солнца

особенности мировых



(Япония) (2ч.)















Своеобразие и неповторимость искусства. Шедевры

памятников культуры и









японской архитектуры. Философия и мифология в

Востока (в пределах









садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры.

программы);



Театральное искусство.

анализирует своеобразие



Ориентировочные практические задания:

национальных признаков















Создать эскизы японского зодчества, садово-паркового







изобразительного и















искусства, пластики нэцкэ.





Межпредметные связи: литература, изобразительное

декоративно-прикладного











искусства;



искусство, технологии, художественный труд.



















решает творческие задачи.







РАЗДЕЛ IV











ВОЗРОЖДЕНИЕ (3 часа)





Тема 1. Флоренция – колыбель итальянского







Возрождения

Золотой

век



Возрождения.







Художественный мир Леонардо да Винчи (0,5 ч.).







Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение

Ученик (ученица)



идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.





Флорентийское чудо Ф.Брунеллески-собор Санта-Мария

называет



дель Фюро. Скульптурные шедевры Донателло.

основные произведения









Ориентировочные практические задания:

художников









Подготовить

виртуальные



путешествия

живописи и скульптуры



«Флорентийское чудо», «Скульптурные шедевры

эпохи Возрождения (в



Донателло».













рамках программы);





















Межпредметные

связи: литература,

изобразительное

приводит примеры





















искусство, технологии, художественный труд.







архитектурных памятников



Судьба Леонардо

да Винчи.

Основные этапы его















творчества. Прославленные шедевры художника.

распознает существенные











Ориентировочные практические задания:



Подготовить устный журнал «Основные вехи жизни и творчества Леонардо да Винчи».



Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка, технологии, художественный труд.



Тема 3. Золотой век Возрождения. Бунтующий гений



Микеланджело (0,5ч.).



Скульптурные и живописные шедевры художника.



Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти.



Ориентировочные практические задания:



Просмотр фильма «Весна Микеланджело».



Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, технологии, художественный труд.



Тема 4. Золотой век Возрождения. Рафаэль - «первый



среди равных» (0,5 ч.).



Судьба художника, основные этапы его творчества.



Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника.



Ориентировочные практические задания:



Слайдопрезентация «Мадонны Рафаэля».



Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка, технологии, художественный труд.



Тема 5. Возрождение в Венеции (0,5 ч.).



Архитектурный облик Венеции Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии.



Мифологическая тематика.



Ориентировочные практические задания:



Заполнить таблицу «Характерные черты венецианской живописи».



Тема 6. Северное Возрождение. Живопись



признаки данной эпохи;



характеризует стиль



архитектуры;



классифицирует жанры изобразительного искусства;



объясняет тесную связь



произведений искусства с



внутренней жизнью



человека эпохи



Возрождения;



описывает собственные



ощущения от



воспринятого;



обосновывает свое



мнение о произведениях



искусства;



сравнивает характерные особенности мировых памятников культуры и эпохи Возрождения (в



пределах программы);



анализирует своеобразие национальных признаков изобразительного искусства данной эпохи;



нидерландских и немецких мастеров (0,5 ч.).



Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщённый образ вселенной, гармонии человека с жизнью природы.



Мастерство Дюрера-гравёра.



Ориентировочные практические задания:



Проанализировать одну из картин художников этого



периода



Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, технологии, художественный труд.



Тема 7. Музыка и театр эпохи Возрождения (0,5 ч.)



Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров.



Мир человеческих чувств и сильных страстей Шекспира.



Ориентировочные практические задания:



Создать творческую работу «Экскурсия в «Глобус».



Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка, технологии, художественный труд.



Заключительный урок.



Защита докладов, рефератов по изученным темам курса.

решает творческие задачи,



связанные с выявлением оригинальности,



ассоциативности,



нестандартности мышления.

















МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА



11 класс



/17 часов, 2 часа из которых – резервные/



















Государственные



















требования





Содержание учебного материала







к уровню



















общеобразовательной



















подготовки учащихся





РАЗДЕЛ І













ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА











XVII –XVIII веков













(8 часов)







Учащиеся должны знать





Тема 1. Стилевое многообразие искусства XVII –



/понимать:









основные виды и жанры



XVIII вв. (0,5 ч.)



















искусства;























Стили и художественные направления в

искусстве.

изученные направления и























История мирового искусства. Разграничение



понятия

стили мировой























«стиль» и «Историческая эпоха» в искусстве. Человек и

художественной культуры;























новая картина мира. Возникновение новых

стилей и

шедевры мировой























Возрождение. Черты маньеризма. Барокко. Классицизм.

художественной культуры;























Рококо. Реалистические тенденции в развитии искусства

особенности языка























XVII – XVIII вв.







различных видов искусства.

























Ориентировочные практические задания:

Составить

особенности возникновения

























таблицу «Главные отличительные черты новых стилей и









и основные черты стилей и























исторические предпосылки их возникновения».





направлений мировой

























Межпредметные связи: литература, изобразительное

художественной культуры;

























искусство, музыка, технологии, художественный труд.









основные выразительные

























Тема 2. Искусство маньеризма (0,5 ч.)







средства художественного

























Архитектура маньеризма. Маньеризм в изобразительном









языка разных видов













































искусстве. «Особенный мастер» Эль Греко.











искусства;











Ориентировочные практические задания: выполнить

роль знака, символа, мифа в

































стилизованный портрет или композицию в манере

художественной культуре.







Джузеппе Арчимбольдо.









































Межпредметные

связи:изобразительное

искусство,

Учащиеся должны уметь:































































навать изученные









технологии, художественный труд.

































































Тема 3. Архитектура барокко (0,5 ч.)



















произведения и соотносить







































Характерные

черты

архитектуры

барокко.

Шедевры

их с определенной эпохой,





























итальянского

барокко.

«Дивное

узорочье»

русского

стилем, направлением.





























барокко. Архитектурные творения Растрелли.











устанавливать стилевые

и





























Ориентировочные

практические

задания:

Найти

в

сюжетные

связи

между

































































произведениями

разных





Интернете

архитектурные

творения Л.

Бернини,

В.































Растрелли.





































видов искусства;



























































Межпредметные

связи:

изобразительное

искусство,

пользоваться

различными

























технологии, художественный труд.





















источниками

информации

о







































Тема 4. Изобразительное искусство барокко (2 ч.)





мировой

художественной





























































культуре;











Скульптурные

шедевры



Бернини.

Живопись барокко.



































Рубенс – «король живописи».





















сравнивать художественные









































Ориентировочные

практические

задания:

Раскрыть

стили и соотносить их с

































































определённой исторической







суть терминов декоративно-монументальная живопись,























гобелен, шпалера, парадный портрет.

















эпохой, направлением,





































Межпредметные

связи:

изобразительное

искусство,

национальной школой,



























технологии, художественный труд.





















называть их ведущих











































Тема 5. Классицизм в архитектуре Западной Европы

представителей;









(1,5 ч.)





































пользоваться





























































Прогулка по Версалю. Архитектурные творения Рена.





искусствоведческими



























Ориентировочные

практические

задания:

Создать

терминами;

















































осуществлять поиск, отбор и





видеоряд

«Версаль







выдающееся

произведение



































классицизма».



































обработку информации в























































Межпредметные

связи:



изобразительное

искусство,

области искусства;































технологии, художественный труд.





















аргументировать





























































































Тема 6. Шедевры классицизма в архитектуре России.

собственную точку зрения в





(0,5 ч.)



































дискуссии по проблемам





Архитектурный театр» Москвы (В.И. Баженов, М.Ф.

мировой художественной





Казаков). «Строгий, стройный»

вид Петербурга

культуры;





Ориентировочные практические задания: Создать

выполнять учебные и































устный журнал «Создатели архитектурного облика

творческие задания





Москвы и Петербурга».



























(доклады, рефераты,





Межпредметные связи: изобразительное искусство,

сочинения, рецензии);







































технологии, художественный труд.





















использовать приобретённые





Тема 7. Изобразительное искусство классицизма и

знания и умения в жизни.





рококо (0,5 ч.)





































Н. Пуссен



основоположник

классицизма.

Использовать





















Скульптурные

шедевры

классицизма.





Мастер

приобретенные знания в























«галантного жанра» (живопись рококо).













практической деятельности

























Ф. Буше

– «художник



граций»

и «королевский

и повседневной жизни для:





















живописец»



































выбора путей своего















































Ориентировочные

практические

задания:

сравнить

культурного развития;



















картину Н.

Пуссена «Парнас» с

фреской



Рафаэля,

организации личного и





















сделать анализ произведений.























коллективного досуга;



































Межпредметные

связи:

литература,

изобразительное

выражения собственного



















искусство, технологии, художественный труд.













суждения о произведениях

























Тема 8. Реалистическая живопись Голландии (0,5 ч.)

классики и современного

















































искусства;





Многообразие жанров голландской живописи. Вермер















Делтфский – «величайший маг и волшебник живописи».

самостоятельного













Творчество Рембрандта – вершина реализма.













художественного творчества.

























Ориентировочные практические задания: Заполнить

































сравнительную таблицу творчества мастеров.



















Межпредметные связи: изобразительное искусство,





































технологии, художественный труд.



























Тема 9. Русский портрет VIII века (0,5 ч.)





































У истоков

портретного искусства.

Шедевры



русских















































портретистов. Мастера скульптурного портрета.



Ориентировочные практические задания: Проследить связь портретного искусства VIII века с парсуной.



Межпредметные связи: изобразительное искусство,



технологии, художественный труд.



Тема 10. Музыкальная культура барокко (0,5 ч.)



«Взволнованный стиль» в итальянской опере. Бах и Гендель – музыканты барокко. Русская музыка барокко.



Ориентировочные практические задания: Создать творческую работу «Музыка барокко».



Межпредметные связи: литература, технологии.



Тема 11. Композиторы венской классической школы



(0,5 ч.)



Глюк – реформатор оперного стиля. Классический



симфонизм Гайдна. Музыкальный мир Моцарта.



Музыка, высекающая огонь из людских сердец



(Бетховен)



Ориентировочные практические задания: Создать



творческую работу «Музыкальный мир Моцарта».



Межпредметные связи: литература.



Тема 12. Театральное искусство XVII-XVIIIвв.



Влияние тетра на искусство (литература, музыка)



(0,5 ч.)



Западноевропейский театр барокко, его цели и задачи.



«Золотой век» французского театра классицизма. Пути



развития драматического театра.



Ориентировочные практические задания: Составить



таблицу «Художественные принципы



западноевропейского театра барокко».



Межпредметные связи: литература, музыка















Ученик (ученица) называет



величайших художников музыкального искусства (в рамках программы);



характеризует их творческое наследие;



классифицирует основные жанры музыки;



анализирует музыкальное творчество, демонстрируя способность к эстетическому сопереживанию;



оценивает вклад музыкантов в мировую музыкальную культуру.



Ученик (ученица) называет



ведущие имена из истории театрального искусства; распознает символику театра; характеризует творчество выдающихся деятелей (в пределах программы); объясняет условность сценических приемов;





анализирует театр как выразителя сложных чувств человека.



Тема 3. Реализм – художественный стиль эпохи (0,5

ч.)



называть изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой,

стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;



Учащиеся должны уметь:



художественной культуры; Герой романтической эпохи: портретная живопись. В основные выразительные борьбе со стихией (пейзажная живопись романтизма). средства художественного История глазами романтиков. Ф. Гойя. Экзотика языка разных видов Востока. искусства;

Ориентировочные практические задания роль знака, символа, мифа в Проанализировать наиболее понравившиеся художественной культуре. произведения романтизма.

Межпредметные связи: литература.



ч.)



Тема 2. Изобразительное искусство романтизма (0,5



Тема 1. Художественная культура XIX в. (0,5ч.)



(5 часов)



Учащиеся должны знать /понимать:

основные виды и жанры Романтизм. История происхождения термина. «Путь к мировой художественной свободе через красоту» (эстетика романтизма). Значение культуры; романтизма. Изобразительное искусство романтизма. шедевры мировой

Ориентировочные практические задания

художественной культуры;

Сделать подборку стихотворений английских и особенности языка немецких поэтов. различных видов искусства. Межпредметные связи: изобразительное искусство, особенности возникновения музыка, литература, технологии, художественный труд. и основные черты стилей и

направлений мировой



РАЗДЕЛ II

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XIX ВЕКА













Реализм. Эволюция понятия. Художественные принципы реализма. Реализм и романтизм, их связь и отличие. Реализм и натурализм. Реализм и художественная фотография.



Ориентировочные практические задания



Составить таблицу отличительных признаков



романтизма и реализма, наполнить её конкретным пользоваться различными





содержанием (имена художников и названия их

источниками

информации о



произведений).



















мировой

художественной



Межпредметные

связи:

литература,





музыка,

культуре;





изобразительное

искусство,





технологии,

сравнивать художественные



художественный труд.

















стили и соотносить их с



Тема 4. Изобразительное искусство реализма (0,5 ч.)

определённой исторической

















Интерес к жизни простого сословия. Бытовые картины

эпохой, направлением,



жизни. Мастера реалистического пейзажа. История и

национальной школой,



реальность.





















называть их ведущих



Ориентировочные практические задания













представителей;



Проанализировать

наиболее

понравившиеся

пользоваться





произведения искусства реализма.















искусствоведческими



Межпредметные

связи:

литература,





музыка,

терминами;





изобразительное

искусство,





технологии,

осуществлять поиск, отбор и



художественный труд.

















обработку информации в



Тема 5. Живопись импрессионизма (),5 ч.).









области искусства;



«Салон Отверженных». Художественные искания

аргументировать



импрессионистов. Пейзажи впечатления. Жизнь и

собственную точку зрения в



человек

в

произведениях

импрессионистов.

дискуссии по проблемам



Последователи импрессионистов.















мировой художественной



Ориентировочные практические задания













культуры;





Описать одну из наиболее понравившихся картин

выполнять учебные и



художников



импрессионистов

или

творческие задания



постимпрессионистов.

















(доклады, рефераты,



Межпредметные

связи:

литература,





музыка,

сочинения, рецензии);



изобразительное

искусство,





технологии,

использовать приобретённые



художественный труд.

















знания и умения в жизни.



Тема 6. Многообразие стилей зарубежной музыки







(0,5 ч.)





















Ученик (ученица) называет



Западноевропейская музыка романтизма. Музыка

величайших художников



импрессионизма.



















музыкального искусства (в































Ориентировочные практические задания









рамках программы);





Написать сочинение – эссе «Мой любимый композитор

характеризует их





(произведение) – романтик», подготовить телефильм об

творческое наследие;





истории создания и постановке балета на музыку

классифицирует основные





Дебюсси «послеполуденный отдых фавна», заполнить

жанры музыки;





таблицу музыкальных жанров, популярных в эпоху

анализирует музыкальное





романтизма.















творчество,





Межпредметные связи: литература.







демонстрируя способность к













эстетическому





Тема 7. Русская музыкальная культура (0,5ч.)









Русская музыка романтизма. М.И. Глинка –

сопереживанию;





основоположник

русской

музыкальной

классики.

оценивает вклад музыкантов





«Могучая кучка». Творчество П.И. Чайковского.

в мировую музыкальную





Ориентировочные практические задания









культуру.





Составить литературно – музыкальную композицию о

Ученик (ученица) называет





жизни и творчестве М.И.

Глинки, П.И. Чайковского

ведущие имена из истории





(видеофильм)















театрального искусства;





Межпредметные связи: литература.







распознает символику театра;











характеризует творчество





Тема 8. Пути развития западноевропейского театра







(0,5 ч.).















выдающихся деятелей (в





На смену ведущим направлениям XIXв. в театр

пределах





приходят новые, подчас резко противостоящие друг

программы);





другу течения. Своеобразно преломляя различные

объясняет условность





направления философской мысли второй половины и

сценических приемов;





конца XIX века – позитивизм, эмпириокритицизм,

анализирует театр как





интуитивизм1 и пр., эти течения нередко

становятся

выразителя сложных чувств





ярким выражением кризиса культуры рубежа столетий.

человека.





Э. Золя, Г. Ибсен, О. Уайльд и др.













Ориентировочные практические задания















Инсценировать отрывок из произведений великих







драматургов.





















Межпредметные

связи:

литература,



музыка,



























изобразительное искусство.



Тема 9. Русский драматический театр (0,5 ч).



Почти всё столетие в русской литературе проходит под знаком реализма, который приходит на смену и устаревшему классицизму, и романтизму.



Девятнадцатый век дарит отечественному театру имена драматургов, которые фактически с чистого листа создадут театральный репертуар, востребованный и сегодня.



Ориентировочные практические задания



Инсценировать отрывок из произведений великих драматургов.



РАЗДЕЛ III



ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX-XXI веков



(4 часа)



Тема 1. Искусство символизма (0,5 ч).



Искусство символизма. Художественные принципы символизма. Мастера живописи символизма. Символизм в творчестве М.А. Врубеля. Чюрлёнис. В.Э. Борисов – Мусатов.



Ориентировочные практические задания



Прочитать стихотворение А. Пушкина «Демон» и



М. Лермонтова «Мой демон». Сравнить персонажей стихотворения с героем картины М. Врубеля «Демон сидящий».



Межпредметные связи: литература, музыка,



изобразительное искусство.



Тема 2. Триумф модернизма (0,5 ч.)



От символизма к модернизму. Модерн в изобразительном искусстве.



Ориентировочные практические задания





























































Учащиеся должны знать /понимать:



основные виды и жанры мировой художественной культуры;



шедевры мировой художественной культуры;



особенности языка различных видов искусства.



особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;



основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;



роль знака, символа, мифа в художественной культуре.

Варианты заданий: 1.Сочинение на тему «мир вещей в эпоху модерна», «Книжная графика модерна», «Японские (или растительные) мотивы в искусстве модерна».



2.Сделать эскизы или сконструировать изделия (мебель,



посуду, предметы быта, одежду, орнаменты обоев или тканей) для офиса или дома в стиле модерн.



3 Фотовернисаж на тему «Модерн в искусстве и жизни».



Фотовыставка или альбом «»Художники «Мира искусства», «Скульптурные шедевры модерна».



Описать одно из произведений изобразительного искусства в стиле модерн.



Межпредметные связи: литература, музыка,



изобразительное искусство.



Тема 3.

Архитектура:

от

модерна

до

конструктивизма (0,5ч.)















Идеи и

принципы архитектуры

начала XX века.



Мастера и шедевры зарубежной архитектуры.



Архитектурные достижения России.



Ориентировочные практические задания



Сделать описание одного из архитектурных сооружений



XX в., которое произвело на вас особое впечатление.



Межпредметные связи: литература, музыка,



изобразительное искусство.



Тема 4. Основные направления развития зарубежной



живописи(0,5ч)



Фовизм Матисса. Кубизм Пикассо. Сюрреализм Дали.



Абстракционизм Кандинского. Супрематизм Малевича. «Аналитическое искусство» Филонова.



Ориентировочные практические задания



Заполнить таблицу «Основные направления в развитии





Учащиеся должны уметь:



называть изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой,



стилем, направлением.



устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;



пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;



сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением,



национальной школой,



называть их ведущих представителей;



пользоваться



искусствоведческими терминами;



осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;



аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной



живописи XX столетия».

















культуры;





Межпредметные

связи:



литература,





музыка,

выполнять учебные и





изобразительное искусство.





























творческие задания

































Тема 5. Мастера русского авангарда(0,5ч.).

(доклады, рефераты,

































Русский авангард – одно из направлений модернизма в















́

́



















сочинения, рецензии);

































России в 1900—1930 гг., расцвет которого пришелся на

использовать приобретённые

































1914–1922

гг.

В. Кандинский,

К. Малевич,

знания и умения в жизни.

































В Татлин,В. Маяковский.























Межпредметные

связи:



литература,





музыка,

Ученик (ученица) называет





изобразительное искусство.





























величайших художников

































Ориентировочные практические задания









музыкального искусства (в





Сделать зарисовки

в

одном

из

стилей русского

















рамках программы);

































авангарда.





















характеризует их

































Межпредметные

связи:



литература,





музыка,

творческое наследие;





изобразительное искусство.





























классифицирует основные

































Тема 6. Зарубежная музыка XXвека (0,5ч.).



жанры музыки;





Музыка модернизма. Становление национальных школ









анализирует музыкальное

































музыки. Искусство джаза и его истоки. Рок - и поп –

творчество,





музыка.





















демонстрируя способность к

































Ориентировочные практические задания









эстетическому





Дать определения

терминов и

понятий:

спиричуэлс,















сопереживанию;

































блюз, регтайм, кантри, джаз, рок, рок-н-ролл.

оценивает вклад музыкантов

































Межпредметные

связи:



литература,





музыка,

в мировую музыкальную





изобразительное искусство.





























культуру.

































Тема 7. Музыка России XX столетия (0,5 ч.)

Ученик (ученица) называет

































Музыка начала XX века. Композиторы советской эпохи.









ведущие имена из истории

































Феномен массовой песни. Исаак Осипович Дунаевский.

театрального искусства;

































Александра

Николаевна

Пахмутова.

Бардовская или

распознает символику театра;

































авторская песня.



















характеризует творчество

































Ориентировочные практические задания









выдающихся деятелей (в





Объяснить понятие феномена массовой песни.









пределах



























































Межпредметные

связи:



литература,

музыка,

программы);

изобразительное искусство.













объясняет условность

Тема 8. Зарубежный театр XX столетия (0,5 ч.).



сценических приемов;









Театр XX века – это театр поисков и многочисленных



анализирует театр как









экспериментов, давших ему новые формы и средства



выразителя сложных чувств









выразительности, особый художественный стиль. На



человека.









театральное искусство XX века существенное влияние













оказала новая драматургия, представленная такими





















именами,

как

Г. Ибсен



(Норвегия),

Б. Шоу

















(Великобритания), Г. Гауптман



(Германия),

Р. Роллан













(Франция). Пьесы этих авторов на несколько













десятилетий определили характер и особенности

















развития театрального искусства.













Ориентировочные практические задания











Подготовить театральную постановку отрывка одной из



понравившихся пьес.















Межпредметные

связи:



литература,

музыка,



изобразительное искусство.

















Тема 9. Русский театр XX века (0,5 ч.)



К.С. Станиславский и В.И. Немирович – Данченко как основоположники театрального искусства. Модерн в балете М.М. Фокина. Театральный авангард В.Э.



Мейерхольда. Камерный театр А.Я. Таирова – театр преображённой действительности.



Ориентировочные практические задания



Сделать сравнительный анализ театральной «системы» К. Станиславского и В. Мейерхольда, выделив в них следующие аспекты:



требование к внешней зрелищности спектакля;



определение роли актёра на сцене;



включение зрителей в театральное действо.



Межпредметные связи: литература, музыка,



изобразительное искусство.



Тема 10. Становление и расцвет мирового



кинематографа (0,5ч.).



Рождение и первые шаги кинематографа. Выдающиеся достижения американского кино. Великий немой.



Рождение звукового кино. Киноавангард XX века.



Неореализм итальянского кино. Рождение национального кинематографа. Режиссёры американского кино.



Ориентировочные практические задания



Используя справочную литературу дать определения популярных жанров кино: фэнтэзи, детектив, фильм ужасов, фильм катастроф, военный фильм, триллер,



мелодрама, боевик, фильм действия (экшн), вестерн,



мюзикл, комедия, «мыльная опера».



Межпредметные связи: литература, музыка,



изобразительное искусство.



Защита проектов. Обобщение



Защита докладов, рефератов по изученным темам курса.





















График проведения контрольных работ

Класс

Предмет

Контрольная работа №1

Контрольная работа №2

10-А

МХК

15.12.16

18.05.17

10-Б

МХК

15.12.16

18.05.17




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Мировая художественная культура» 10 класс

Автор: Герасименко Елена Николаевна

Дата: 23.10.2016

Номер свидетельства: 351478

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10-11 классов по программе Л.Г.Емахоновой "
    ["seo_title"] => string(111) "rabochaia-proghramma-po-mirovoi-khudozhiestviennoi-kul-turie-dlia-10-11-klassov-po-proghrammie-l-g-iemakhonovoi"
    ["file_id"] => string(6) "232316"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442817234"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Мировая художественная культура» 9 класс"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia_programma_po_priedmietu_mirovaia_khudozhiestviennaia_kul_tura_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "351475"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477221138"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Мировая художественная культура» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_priedmietu_mirovaia_khudozhiestviennaia_kul_tura_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "351485"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477221794"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "МХК 11 класс. Рабочая программа "
    ["seo_title"] => string(34) "mkhk-11-klass-rabochaia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "122506"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414259482"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Рабочая программа по МХК, 10-11 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-po-mkhk-10-11-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "253158"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447526164"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства