kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10-11 классов по программе Л.Г.Емахоновой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10-11 классов. Расчитана на 1 час в неделю. Содержит пояснительную записку и развернутый календарно-тематический план уроков на год.Содержание каждого раздела полноценно выявляет основные темы для изучения предмета. Программа позволяет рассмотреть каждую эпоху очень подробно и качественно.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10-11 классов по программе Л.Г.Емахоновой »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по мировой художественной культуре (МХК) для 10-11 классов разработана в соответствии:

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Учетом авторской программы Л.Г. Емахоновой «Мировая художественная культура» 10-11 класс// Программы общеобразовательных учреждений: Мировая художественная культура «Академический школьный учебник».10-11 классы.- М.: Издательский центр «Академия»;

  • Общей общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ Глубокинской СОШ № 32.

  • Годового календарного учебного графика на 2015-2016 учебный год.

Место предмета «Мировая художественная культура» в базисном учебном плане:

В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета «Мировая художественная культура» отводится:

- 10 класс- 35 часов, 1 час в неделю;

- 11 класс- 34 часа, 1 час в неделю.

Образовательные цели и задачи курса:

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • Воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • Освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • Овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • Изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

  • Формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

  • Осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • Постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • Освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

  • Знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах.



Цели курса:

Изучение МХК на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание художественно - эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира.

  • Развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного мышления.

  • Освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства.

  • Овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку.

  • Использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Реализация программы по МХК на базовом уровне предполагает особую значимость межпредметных связей. Углубленное изучение курса связано с подготовкой учащихся к возможному поступлению на гуманитарные факультеты высших учебных заведений.

В результате изучения курса учащиеся должны:

Знать и понимать:

  • особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;

  • шедевры мировой художественной культуры;

  • основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;

  • роль знака, символа, мифа в художественной культуре.

Уметь:

  • сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;

  • понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;

  • осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;

  • уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;

  • уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения путей своего культурного развития и профессионального самоопределения;

  • ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;

  • организации личного и коллективного досуга;

  • самостоятельного художественного творчества.

 

Формы и средства контроля:

Тестирование, проведение контрольных работ, фронтальная и индивидуальная работа, индивидуальное выступление учащихся, викторины, участие в различных конкурсах, научно-практических конференциях.

Наиболее важными критериями оценки анализа являются:

1. Знание (хорошее или плохое) произведений искусства.

2. Полнота и глубина характеристики произведений.

3. Знание изобразительно-выразительных средств, используемых автором.

4. Умение логически связывать теоретический материал по  искусству.

5. Наличие (отсутствие) эстетического вкуса (определенного эмоционально-эстетического предпочтения, выбора конкретных объектов изображения, содержащих элементы понимания их эстетических достоинств).

6. Наличие (отсутствие) определенной системы эстетических суждений, понятий, взглядов на действительность.

7. Развернутость и глубина, аргументированность и осознанность эстетических суждений.

8. Умение (неумение) связывать явления, изображенные в картинах художников с действительной жизнью.


При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

86% и более

Отлично

60-85%%

Хорошо

40-59%%

Удовлетворительно

Менее 35%

Неудовлетворительно


Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.


Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях: 
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.







ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 КЛАСС (35 ЧАСОВ)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА (3 ЧАСА)

Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космогонические мифы. Древние образы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия — воспроизведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осирису. «Великий выход» — обряд воскрешения Осириса. Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стоунхендж.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (14 ЧАСОВ)

Месопотамия (1 час)

Месопотамскийзиккурат — жилище бога. ЗиккуратыЭтте-менигуру в Уре и Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы — специфика месопотамского изобразительного искусства.

Древний Египет (2 часа)

Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм

Амона-Ра в Карнаке. Роль магии в зау покойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Саркофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.

Древняя Индия (2 часа)

Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Храм КандарьяМахадева в Кхаджурахо. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты.

Древняя Америка (1 час)

Жертвенный ритуал во имя жизни — основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане — прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.

Крито-микенская культура (1 час)

Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тесее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.

Древняя Греция (4 часа)

Мифология — основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики. Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологиче-ской, эстетической программы афинского Акрополя. Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Статуя Дорифора — образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия — вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Менада. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит.

Агесандр. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Пергамский алтарь.

Древний Рим (2 часа)

Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского дома. Фрески и мозаика — основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Август, Константин Великий.

Раннехристианское искусство (1 час)

Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Констанции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ (14 ЧАСОВ)

Византия и Древняя Русь (7 часов)

Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор Святой Софии в Константинополе. Архитектурная символика крестово-купольного храма. Порядок размещения декора. Космическая, топографическая, временная символика крестово-купольного храма и его стилистическое многообразие. Византийский стиль: собор. Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Преображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Святой Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Святой Софии в Киеве. Византийский стиль в иконописи. Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благовещенского собора Московского Кремля. Московская школа иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона Рублева

«Троица» — символ национального единения русских земель. Эволюция московской архитектурной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор Спасо-Андронникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в Коломенском. Дионисий. Фресковые росписи на тему Акафиста в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово. Знаменный распев.

Западная Европа (4 часа)

Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Архитектурная символика и мозаичный декор капеллы Карла Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке. Фресковый декор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Кредо романской культуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне. Готический храм — образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал. Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики. Франция: со-борНотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор Санкт-Петер в Кёльне, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вестминстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции.

Новое искусство — Арс нова (3 часа)

Проторенессанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Аре нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. Аллегорические циклы Арснова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смерти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария

Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосанто. Музыкальное течение Арснова. Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Святого Бавона в Генте.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (4 ЧАСА)

Китай (1 час)

Вечная гармония инь и ян — основа китайской культуры. Ансамбль храма Неба в Пекине — пример сплава мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая.

Япония (1 час)

Культ природы — кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.

Ближний Восток (2 часа)

Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений. Колонная мечеть в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

11 КЛАСС (34 ЧАСА)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (9 ЧАСОВ)

Возрождение в Италии (5 часов)

Гуманистическое видение мира как основа культуры Возрождения. Флоренция — воплощение ренессансной идеи «идеального» города в трактатах, архитектуре, живописи. Леон Батиста Альберти. «Десять книг о зодчестве». Филиппо Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дельФьоре. Приют невинных. Площадь Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито. Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Товифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. «Сплющенный» рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида. Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Новая красота Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком», «Джоконда» (портрет Моны Лизы). Синтез живописи и архитектуры. Рафаэль Санти. Росписи станцыделлаСеньятура в Ватикане: «Парнас». Скульптура. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Особенности венецианской школы живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и небесная», «Пьета». Музыка эпохи Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло». Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца».

Северное Возрождение (4 часа)

Специфика Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. Питер Брейгель Старший (Мужицкий). «Битва Масленицы и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу». Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Картина «Четыре апостола». Светский характер французского Ренессанса. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Замок Франциска I в Фонтенбло. РоссоФьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже. Ренессанс в Англии. Драматургия Уильяма Шекспира: трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА (5 ЧАСОВ)

Барокко (4 часа)

Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражение в искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Площадь Святого Петра. Площадь Навона. Мост Святого Ангела. Новое оформление интерьера. Шатер-киворий в соборе Святого Петра в Риме. Специфика русского барокко. ФранческоБартоломео Растрелли. Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Плафонная живопись барокко. Джованни БаттистаГаули (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса» в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций барокко и реализма в живописи. Питер Пауэл Рубенс. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста» в соборе Нотр-Дам в Антверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменсван Рейн. «Отречение апостола Петра». Музыка барокко. Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей». АрканджелоКорелли. Concertogrosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страсти по Матфею».

Классицизм (1 час)

«Большой королевский стиль» Людовика XIV в архитектуре. Версаль. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII —

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (7 ЧАСОВ)

Рококо (1 час)

«Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена.

Неоклассицизм, ампир (5 часов)

Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», «Лакримоза». Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония, «Лунная соната». Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андрей Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге. Скульптурный декор. Иван Иванович Теребнев. «Выход России к морю».

Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге.

Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи». Александр Андреевич Иванов. «Явление Христа народу».

Зарождение классической музыкальной школы в России. Михаил Иванович Глинка. Художественные обобщения в оперном искусстве. Опера «Жизнь за царя». Необычные выразительные средства: марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Зарождение русского симфонизма: увертюра «Ночь в Мадриде». Новые черты в камерной вокальной музыке: лирический романс «Я помню чудное мгновенье».

Романтизм (1 час)

Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс. «Венгерский танец № 1». Живопись романтизма. Религиозные сюжеты и литературная тематика в живописи прерафаэлитов. Джон ЭвереттМиллес. «Христос в доме своих родителей». Данте Габриэль Россетти. «BeataBeatrix». Экзотика и мистика. Эжен Делакруа. «Смерть Сарданапала». Франциско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя в живописи. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА (7 ЧАСОВ)

Реализм (3 часа)

Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова». Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. «Сиротка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «человек и рок» в музыке. Опера «Пиковая дама».

Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа)

Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке. Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака». Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн. «Купальщицы». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином».

Модерн (2 часа)

Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Святого Семейства в Барселоне. Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи. Валентин Александрович Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Михаил Александрович Врубель. «Демон». Специфика русского модерна в музыке. Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА (6 ЧАСОВ)

Модернизм (5 часов)

Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда». Модернизм в архитектуре. Конструктивизм Шарля ЭдуараЛе Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. «Советский конструктивизм» Владимира Евграфовича Татлина. Башня III Интернационала. Органическая архитектура Фрэнка Ллойда Райта. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм Оскара Нимейера. Ансамбль города Бразилия. Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская). Полистилистика Альфреда ГарриевичаШнитке. Реквием.

Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе Антона Павловича Чехова «Три сестры». Эпический театр Бертольта Брехта. «Добрый человек из Сычуани». Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра».

Постмодернизм (1 час)

Постмодернистское мировосприятие — возвращение к мифологическим истокам. Новые виды искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали. Зал Мей Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «ХасидскийДюшан».








Учебно-тематический план

10 класс

п/п

урока


Тема урока

Кол-во

часов

В том числе

Контрольные работы

(тестирования)

10 класс

Художественная культура первобытного мира (3 часа)

1.

1.

Миф — основа ранних представлений о мире.

1


2.

2.

Славянские земледельческие обряды.

1


3.

3.

Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство познания мира.

1

1

(тест)

Художественная культура Древнего мира (14 часов)

4.

4.

Месопотамский зиккурат — жилище бога.

1


5.

5.

Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей.

1


6.

6.

Магия. Декор гробниц. Канон изображения фигуры на плоскости.

1


7.

7.

Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы.

1


8.

8.

Буддийские культовые сооружения.

1


9.

9.

Храмовая архитектура индейцев Месамерики.

1


10.

10.

Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа.

1


11.

11.

Греческий храм — архитектурный образ союза людей и богов.

1


12.

12.

Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики.

1

1

(тест)

13.

13.

Скульптура Древней Греции от архаики до классики.

1


14.

14.

Синтез восточных и античных традиций в эллинизме.

1


15.

15.

Особенности римского градостроительства. Общественные здания.

1


16.

16.

Планировка римского дома. Фреска и мозаика — основные средства декора.

1


17.

17.

Типы христианских храмов. Мозаичный декор. Христианская символика.

1


Художественная культура Средних веков (14 часов)

18.

18.

Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле.

1


19.

19.

Топографическая и временная символика храма. Храмы Древней Руси.

1


20.

20.

Византийский стиль в мозаичном декоре.

1


21.

21.

Византийский стиль в иконописи.

1


22.

22.

Формирование московской школы иконописи. Русский иконостас.

1


23.

23.

Московская Архитектурная школа. Раннемосковское зодчество.

1


24.

24.

Фресковые росписи на тему Величания Богородицы.

1


25.

25.

Дороманская культура.

1

1

(тест)

26.

26.

Романская культура. Отражение жизни человека в архитектуре.

1


27.

27.

Готика. Готический храм — образ мира.

1


28.

28.

Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики.

1


29.

29.

Проторенессанс в Италии. Эстетика Арс нова в литературе.

1


30.

30.

Аллегорические циклы Арс нова.

1


31.

31.

Специфика Арс нова на Севере.

1


Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века (4 часа)

32.

32.

Взаимодействие инь и ян — основа китайской культуры.

1


33

33

Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.

1


34

34

Образ рая в архитектуре мечетей.

1

1( к\р)

35

35

Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов.

1


Всего:


35

4

11 класс

Художественная культура эпохи Возрождения. (9часов)

1.

1.

Гуманизм — основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение.

1


2.

2.

Образ площади и улицы в живописи.

1

1 ( с\р)

3.

3.

Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи.

1


4.

4.

Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре.

1


5.

5.

Венецианская школа живописи. Роль полифонии в развитии музыки.

1

1(тест)

6.

6.

Особенности Северного Возрождения. Питер Брейгель Старший.

1


7.

7.

Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер.

1


8.

8.

Светский характер Возрождения во Франции.

1


9.

9.

Ренессанс в Англии. Драматургия.

1


Художественная культура XVII века (5 часов)

10.

10.

Новое мировосприятие в эпоху барокко. Л. Бернини.

1


11.

11.

Специфика русского барокко.

1


12.

12.

Новое оформление интерьера. Плафонная живопись.

1


13.

13.

Музыка барокко.

1


14.

14.

Искусство классицизма. Версаль.

1


Художественная культура XVIII —первой половины XIX века (7часов)

15.

15.

Истоки рококо в живописи. Интерьер рококо.

1


16.

16.

Музыка Просвещения. В.-А. Моцарт. Л.В.Бетховен.

1


17.

17.

Образ «идеального» города в классических ансамблях Парижа и Петербурга.

1


18.

18.

Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира.

1

1(с\р)

19.

19.

Неоклассицизм в живописи.

1


20.

20.

Зарождение классической музыкальной школы в России. М. Глинка.

1


21.

21.

Романтический идеал и его воплощение в музыке. Живопись Романтизма. Религиозные сюжеты.

1


Художественная культура второй половины XIX — начала XX века (7 часов)

22.

22.

Социальная тематика в живописи. Русская школа реализма. Передвижники.

1


23.

23.

Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке.

1


24.

24.

Лирико-психологическое начало в музыке. П. Чайковский.

1


25.

25.

Основные черты импрессионизма в живописи.

1


26.

26.

Символизм в живописи. Постимпрессионизм.

1


27

27

Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна.

1


28

28

Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи. Специфика русского модерна в музыке.

1

1

(тест)

Художественная культура XX века (6 часов)

29.

29.

Модернизм в живописи. Новое видение красоты.

1


30

30

Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Функционализм.

1


31

31

Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр.

1


32

32

Кинематограф.

1

1(к\р)

33

33

Стилистическая разнородность музыки 20 века.

1


34

34

Постмодернизм. Новые виды массового искусства и формы синтеза.

1


Всего:



5

Итого


69




























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС


п/п

\\\

\


\\

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА


ТЕМА УРОКА


СОЖЕРЖА

НИЕ УРОКА

КОЛИЧЕСТ

ВО ЧАСОВ


ВИД КОНТРОЛЯ



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(РЕЗУЛЬТАТ)


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА

Прог.

Факт.

Художественная культура первобытного мира (3 часа)

1



Миф — основа ранних представлений о мире.

Космогонические мифы. Древние образы. Мировое древо, мировая гора, дорога. Магия и обряд. Обряд плодородия. Ритуал, посвященный Осирису.

1

Беседа.

Знать определение слова

«культура». Какова роль мифов

в формировании сознания и

мировоззрения человека. Какие

мифы относятся к разряду

космогонических. Какое

влияние древние мифы оказали

на развитие мировой

литературы.

§ 1.

Сообщение о язычестве.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.

2



Славянские земледельческие обряды.

Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа.

1

Фронтальная работа с классом.

Подготовка к тесту.

Добиться понимания, почему

традиция поминовения предков

занимает ключевое место в

языческих обрядах. Знать

современные обряды.

Познакомить с обрядом

Масленица.

§2.

Подготовка презентации.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.

3



Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство познания мира.

Наскальная живопись пещер Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент. Образность архитектурных первоэлементов. Стоунхендж

1

Тестирование.

Знать, какие формы искусства

характерны для первобытного

мира. Познакомить с

первобытными архитектурными

сооружениями. Познакомить с

наскальной живописью пещер

Ласко и Альтамира.

§3.

Сообщение о зиккурате, богине Иштар.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.

Художественная культура Древнего мира (14 часов)

Месопотамия (1 час)

4



Месопотамский зиккурат — жилище бога.

Зиккураты в Уре и Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне

1

Беседа.

Культура Месопотамии.

Рассказать , какие черты

характерны для архитектурных

сооружений в городах-государствах Месопотамии. Из

каких народов складывалась

цивилизация Месопотамии.

Культура шумеров.

§ 4.

Подготовка к самостоятельной работе.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

Древний Египет (2часа)

5



Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей.

Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке

1

Беседа.

Познакомить с историческими

периодами развития Древнего

Египта. В чем состоял

заупокойный культ древних

египтян. Просмотреть на ДВД

архитектуру египетских

некрополей.

Знать как изменялось

оформление гробниц знати в

разные периоды египетской

культуры. Рассмотреть , какие

элементы декора саркофагов

указывают на их роль оберега

«священных останков».

§5.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

6



Магия. Декор гробниц. Канон изображения фигуры на плоскости.

Гробница Рамсеса IX в Долине царей

1

Фронтальная работа с классом.

§6.

Сообщение об Индии.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

Древняя Индия (2 часа)

7



Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы.

Роль скульптурного декора. Храм КандаръяМахадева в Кхаджурахо

1

Опрос.

Познакомить с культурой

Древней Индии. Каким образом

архитектурные формы

индуистского храма

воспроизводят мифологию

индусов. Знать какую роль

выполняет скульптурный декор

индуистского храма.

§7.


Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

8



Буддийские культовые сооружения.

Большая ступа в Санчи. Особенности буддистской пластики и живописи. Рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты

1

Беседа.

Познакомить с буддийской

храмовой культурой. Назвать

основные типы буддийской

храмовой культуры.

§ 8.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск. Видео файл.

Древняя Америка (1 час)

9



Храмовая архитектура индейцев Месамерики.

Пирамида Солнца в Тео-тиуакане. Храм бога Уици-лопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке

1

Беседа.

Фронтальный опрос.

Древняя Америка. Эпохи

развития разных народов. Знать, какой миф индейцев

науа составляет основу

праздника Мертвых в

современной Мексике. Что

определяет архитектурный

облик храмов.

§9.

Сообщение об Агамемноне.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

Крито-микенская культура (1 час)

10



Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа.

Кносский дворец-лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах

1

Конференция.

Подготовка конспектов.

Знать что такое античность.

Знать основные памятники

культуры крито - микенского

периода. Сравнить архитектуру

кносского и микенского дворцов.

§ 10.

Подготовка конспектов.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

Древняя Греция (4 часа)

11



Греческий храм — архитектурный образ союза людей и богов.

Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики

1

Фронтальная работа с классом.

Подготовка к тесту.

Знать периоды развития

древнегреческого развития,

основные признаки

архитектурных ордеров. Каким

богам посвящались греческие

храмы. Какими характерными

для классики особенностями

обладал архитектурный

ансамбль афинского Акрополя.

§11.


Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

12



Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики.

Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона

1

Тест.

Выборочная проверка конспектов.

Какую идею выражал ионический

фриз Парфенона. Познакомить с

новыми терминами. Почему

творчество Фидия считается

вершиной греческой пластики.

§12.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск. Карточки с заданиями.

13



Скульптура Древней Греции от архаики до классики.

Куросы и коры. Поликлет. Дорифор. Фидий. Торс богини. Скопас. Менада

1

Беседа.

Познакомить со скульптурой

Древней Греции. В чем прелесть

архаической скульптуры. Понимать,

как скульптура позволяет

представить мироощущение греков в эпоху ранней, высокой, поздней

классики.

§13.


Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

14



Синтез восточных и античных традиций в эллинизме.

Спящий гермафродит. Венера Милосская. Гигантизм архитектурных форм. Натурализм скульптурного декора. Алтарь Зевса в Пергаме

1

Фронтальная работа.

Синтез восточных и античных

традиций в эллинизме. Спящий

гермафродит. Агесандр. Венера

Мелосская. Гигантизм

архитектурных форм. Экспрессия и

натурализм скульптурного декора.

Пергамский алтарь.

§ 14.

Сообщение о Колизее.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

Древний Рим (2 часа)

15



Особенности римского градостроительства. Общественные здания

Периоды  республики и империи. Римский форум, Пантеон, Колизей

1

Беседа.

Знать что такое акведук,

амфитеатр, триумфальные арки.



§15.


Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск. Видео файл.

16



Планировка римского дома. Фреска и мозаика — основные средства декора.

Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Марк Юний Брут, Октавиан Август, Константин Великий

1

Фронтальный опрос.

Понимать и различать архитектурные

особенности римского дома. Какими

художественными средствами

пользовались римляне для

украшения жилищ.

Познакомить с возникновением

христианства. Какие типы храмов

получили распространение в эпоху

раннего христианства. Знать

центрально-купольный храм,

базилику.

§ 16.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

Раннехристианское искусство (1 час)

17



Типы христианских храмов. Мозаичный декор. Христианская символика.

Ротонда и базилика. Мавзолей Констанции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме

1

Беседа.

Познакомить с византийской

культурой. Этапы развития. В чем

особенности византийского стиля.

Как декор крестово – купольного храма отражает символическую идеи

Церкви Вечной.

§17.

Сообщение о соборе св. Софии в Константинополе.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

Художественная культура Средних веков (14 часов)

Византия и Древняя Русь (7 часов)

18



Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле.

Собор Св. Софии в Константинополе. Космическая и топографическая символика

1

Беседа.

Опрос.

Познакомить с русскими церквями.

Символика русской церкви. Каким

образом жизнь Иисуса Христа

отображена в архитектуре крестово-

купольного храма.

§18.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

19



Топографическая и временная символика храма. Храмы Древней Руси.

Многообразие крестово-купольных храмов Древней Руси. Собор Св. Софии в Киеве. Церковь Покрова на Нерли.

1

Беседа.

Выборочная проверка конспектов.

Научить сравнивать декор русских

церквей с мозаичным декором

византийского стиля. С чем связан

переход от техники красочной лепки

лица к линейной стилизации.

§ 19.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

20



Византийский стиль в мозаичном декоре.

Многообразие мозаичного искусства. Собор Св. Софии в Константинополе,церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве.

1

Беседа.

Опрос.

Рассказать о византийском стиле в

иконописи. Какими

художественными приемами

достигал Феофан Грек полной

отрешенности святых от греховного

материального мира.

§ 20.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

21



Византийский стиль в иконописи.


Иконо Богоматери Владимирской. Феофан Грек. Деисус иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.

1

Беседа.

Познакомить с московской школой

иконописи. Почему Андрей Рублев

считается создателем русского

иконостаса. Знать, что означает

картина «Троица».

§21.


Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

22



Формирование московской школы иконописи. Русский иконостас.

Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона «Троица» — символ национального единения русских земель

1

Беседа.

Опрос.

Послушать знаменный распев

литургию. Почему стенопись

Дионисия созвучна торжественно

-

мажорному облику храмов эпохи

Ивана III.

§22.


Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

23



Московская Архитектурная школа. Раннемосковское зодчество.

Собор Спаса Нерукотворного Спасо-Андроникова монастыря. Ренессансные Черты в ансамбле Московского кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Новый тип шатрового храма. Церковь Вознесения в Коломенском.

1

Беседа.

Добиться понимания, каким образом

архитектура храма отражает

ключевые идеи времени. Какие

архитектурные и декоративные

элементы соборов начала 16 в.

свидетельствуют о преемственности

московского зодчества от владимиро

-

суздальского и ренессансного

.

§ 23.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

24



Фресковые росписи на тему Величания Богородицы.

Дионисий. Фресковый цикл церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове. Знаменный распев.

1

Фронтальная работа.

Подготовка к тесту.

Фресковые росписи на тему

Акафиста в церкви Рождества

Богородицы в Ферапонтово.

Знаменный распев.

§24.


Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

Западная Европа (4часа)

25



Дороманская культура.

«Каролингское Возрождение». Архитектура, мозаичный и фресковый декор. Капелла Карла Великого. Базилика Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке.

1

Тест.

Слушание григорианского

хорала.

Познакомить с ролью витража в интерьере

готического собора.

§25.

Сообщение о соборе Нотр-Дам в Париже.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

26



Романская культура. Отражение жизни человека в архитектуре

Аббатство Сен-Пьер в Муассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне

1

Беседа.

Познакомить с этапами развития

готического стиля. Знать, чем они

характеризуются. Познакомить с

особенностями готики в Германии,

Англии, Испании, Италии.

§ 26.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск. Видео материал.

27



Готика. Готический храм — образ мира.

Архитектура и скульптурный декор готического храма. Внутренний декор храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал

1

Фронтальная работа.


.Готический храм

— образ мира.

Церковь Сен

-Дени под Парижем.

Внутренний декор готического храма: витражи, скульптура, шпалеры.

Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал.

§ 27.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

28



Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики.

Франция. Собор Нотр-Дам в Шартре. Аббатство Сен-Дени под Парижем. Собор Нотр-Дам в Руане. Германия. Собор Санкт-Петер В Кельне, Англия, Испания.

1

Беседа.

Познакомить с новыми терминами

.Рассказать о картинах на библейские темы. Почему средневековый ужас

перед загробной жизнью уживается в

фресковых циклах.

§28.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

Новое искусство — Арс нова (3 часа)

29



Проторенессанс в Италии. Эстетика Арс нова в литературе.

Данте Алигьери. «Божественная комедия». Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи.

1

Беседа.

Выборочная проверка конспектов

Записать новые термины к данному уроку. Рассмотреть новые картины к данной теме. Какие черты, присущие

готике, сохраняет Гентский алтарь

Яна Ван Эйка. Выполнить задание по культуре Арс нова.

§ 29.

Сообщение о Я.В. Эйке.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

30



Аллегорические циклы Арс нова.

Андреа да Бонапуши. «Триумф покаяния». Мастер «Триумфа Смерти».  Кладбище Кампосанто в Пизе. Музыкальное течение Арснова

1

Фронтальная работа.


Специфика Арс нова на Севере.

Ян Ван Эйк. Алтарь

«Поклонение Агнцу» в церкви

Св. Бавона в Генте.

§30.


Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

31



Специфика Арс нова на Севере.

Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Тенте

1

Конференция.

Закрепление раздела «Западная Европа» и «Новое искусство-Арс нова». Мультимедийный материал.

§31.


Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века (4 часа)

Китай (1 час)

32



Взаимодействие инь и ян — основа китайской культуры.

Архитектура как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая. Храм Неба в Пекине

1

Беседа.

Опрос.

Знать периоды правления китайских династий. Мифы Китая. Как идея

Гармонии Неба и Земли отражена а

архитектурных формах Храма.

§32.

Сообщение о буддизме.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

Япония (1час)

33



Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма.

Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото

1

Фронтальная работа.

Подготовка к контрольной работе.

Познакомить с этапами развития

японской культуры. Почему сады

Японии являются особым видом

искусства.

Рассмотреть иллюстрации

японских садов.

§ 33.


Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск.

Ближний Восток (2 часа)

34



Образ рая в архитектуре мечетей.

Мечеть Омейядов в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде

1

Итоговая контрольная работа .

Рассмотреть, какие различия

существуют в организации

внутреннего пространства и декоре колонной мечети и базилики. К

какому средству прибегали зодчие

для создания образа райского сада в

купольных мечетях. Какой орнамент,

изобретенный арабами, применялся

для украшения покоев и внутренних

дворов Альгамбры.

§34-35.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку. CD диск. Карто

35



Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов.

Альгамбра в Гранадею. Обобщение тем года.

1

Подведение итогов.

Образ мусульманского рая в

архитектуре дворцов. Альгамбра в

Гранаде.

-

Итоговая презентация.

ИТОГО 35 ЧАСОВ







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 класс (34 часа)


П/П

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА


ТЕМА УРОКА


СОЖЕРЖАНИЕ УРОКА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ


ВИД КОНТРОЛЯ



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(РЕЗУЛЬТАТ)


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА

Прог.

Факт.

Художественная культура эпохи Возрождения. (9часов)

Возрождение в Италии (5 часов)

1



Гуманизм — основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение.

Флоренция как воплощение ренессансной идеи «идеального» города. Научные трактаты. Леон Баттиста Алъберти. «Десять книг о зодчестве». Ордер в архитектуре. Филиппо Брунеллески. Приют невинных.

1

Беседа.


Каким образом новое восприятие

пространства и времени отразилось в

архитектуре. Знать архитектурные

приемы Брунеллески. Почему его

называют родоначальником

ренессансной архитектуры.

§ 1.

Повторение творчества художников Возрождения.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

2



Образ площади и улицы в живописи.

Мазаччо. «Раздача милостыни» и «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. Рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида.

1

Самостоятельная работа.

Знать изобразительные приемы живописи

Мазаччо. Почему эти приемы позволяют

расценивать площадь как метафору

нового мира. Знать ,что роднит фрески

Мазаччо и рельефы Донателло.

§ 2.


Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

3



Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи.

Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна с цветком». «Мона Лиза». Рафаэль Санти. Станцы в Ватикане.

1

Опрос.

Уметь рассказать о творчестве Леонардо

да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти.

Живописные приемы в творчестве

Леонардо да Винчи. Знать что он новатор

высокого Возрождения. Принципы

художественного синтеза и архитектуры

и живописи Рафаэля.

§ 3. Сообщение о Микеланджело.


Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.

4



Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре.

Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции

1

Беседа. Подготовка к тестированию.

На каком основании можно утверждать ,

что в работах Микеланджело скульптура

обрела равные права с архитектурой.

§ 4.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.

5



Венецианская школа живописи. Роль полифонии в развитии музыки.

Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и Любовь небесная», «Пъета». Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестррина.

1

Тестирование.

Знать отличительные особенности

венецианской живописи. Как они отражены в творчестве Тициана.

Знать

определение «мадригал».

§ 5.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.

Северное Возрождение (4 часа)

6



Особенности Северного Возрождения. Питер

Брейгель Старший.

Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. «Битва Карнавала и Поста». Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу»

1

Беседа.

Выборочная проверка конспектов.

Понять: какие черты отличают

итальянскую ренессансную живопись от

живописи Северного Возрождения. Знать

специфику нидерландского Возрождения.

Творчество Питера Брейгеля Старшего.

§6.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

7



Мистический характер Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер.

Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре

всадника», «Трубный глас». Диптих «Четыре апостола»

1

Беседа. Фронтальный опрос.

Уметь определять основные черты

Возрождения в Германии. Знать

творчество Альбрехта Дюрера.

Специфическое восприятие немцев.

§ 7.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

8



Светский характер Возрождения во Франции.

Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Жюль Лебретон. Замок Фонтенбло. РоссоФъорентино.

1

Беседа.

Знать ренессансные черты школы

Фонтенбло. Различать декоративное

оформление интерьеров во французском и итальянском Ренессансе.

§ 8.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

9



Ренессанс в Англии. Драматургия.

Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощение строптивой»

1

Беседа.

Опрос.

Познакомить с особенностями

Ренессанса в Англии. Рассмотреть,

почему драматургия Шекспира считается

вершиной в искусстве эпохи

Возрождения.

§9. Сообщение о

Л. Бернини.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

Художественная культура XVII века (5 часов)

Барокко (4 часа)

10



Новое мировосприятие в эпоху барокко. Л. Бернини.

Архитектурные ансамбли Рима. Площадь Св. Петра. Площадь

Навона. Мост Св. Ангела

1

Беседа.

Познакомить с термином «барокко».

Рассказать о мировоззрении,

свойственном эпохе барокко. Знать

архитектурные ансамбли эпохи барокко.

§10. Сообщение о барокко в России.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

11



Специфика русского барокко.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Екатерининский дворец в Царском Селе. Смольный монастырь в Санкт-Петербурге

1

Беседа. Опрос.

Добиться понимания специфики русского

барокко. Знать стилевые особенности

«растреллиевского барокко».

§ 11.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

12



Новое оформление интерьера. Плафонная живопись.

Лоренцо Бернини. Шатер-киворий в соборе Св. Петра. Живопись Питера Рубенса. Алтарные триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста». Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей».

1

Беседа.

Определять главное свойство стиля

барокко в оформлении интерьеров.

Познакомить с творчеством Рубенса. Как

проявляется гуманизм в созданных им образах.

§ 12.

Реферат : «Музыка барокко».

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

13



Музыка барокко.

Опера «Орфей», Арканджелло Корелли, И. С. Бах «Страсти по Матфею».

1

Аудио урок.

Познакомить с творчеством Баха,

Монтеверди, Корелли. Знать и определять музыку на слух. Какие

музыкальные жанры привели к театрализации жизни в эпоху барокко.

§13.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск. Аудио файлы.

Классицизм (1 час)

14



Искусство классицизма. Версаль.

«Большой королевский стиль» Людовика XIV. Классицизм в изобразительном искусстве Франции. Никола Пуссен. «Царство Флоры», «Орфей и Эвридика»

1

Опрос.

Добиться понимания «садовый быт»

французского классицизма. Найти черты

эстетики барокко в окружающей

действительности.

§14. Сообщение о рококо.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

Художественная культура XVIII —первой половины XIX века (7часов)

Роккоко (1 час)

15



Истоки рококо в живописи. Интерьер рококо.

«Галантные празднества» Антуана Ватто. Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыка рококо. Музыкальные «багатели»

1

Беседа.

Выборочная проверка конспектов.

Познакомить с термином рококо. Как эстетика эпохи сказалась в оформлении

интерьеров рококо. Франсуа Куперен-музыкальные «безделицы».

§ 15. Сообщение о Моцарте.


Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

Неоклассицизм, ампир (5 часов)

16



Музыка Просвещения. В.-А. Моцарт. Л.В.Бетховен.

Опера «Дон Жуан». «Реквием»: Diesirae, Lacrimosa. Пятая симфония. «Лунная соната»

1

Аудио урок.

Опрос.

Знать, что такое эпоха Просвещения. Что

такое музыкальный романтизм. Сравнить

с музыкой барокко. Чем обусловлено

различие в эстетических идеалах

Моцарта и Бетховена.

§ 16.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск. Аудио файлы.

17



Образ «идеального» города в классических ансамблях Парижа и Петербурга.

Жак Анж Габриель. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге. Андреян Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге.

1

Беседа.

Подготовка к самостоятельной работе.

Сопоставить образ «идеального « города

эпохи Ренессанса и классические

ансамбли Парижа и Петербурга. Почему

Адмиралтейство похоже на целый город.

§ 17.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

18



Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира.

Карл Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца .

1

Беседа. Самостоятельная работа.

Знать отличительные особенности

русского ампира. Какие

градостроительные приемы применялись

при создании архитектурных ансамблей.

§ 18.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

19



Неоклассицизм в живописи.

Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». «Последний день Помпеи».

1

Видео урок.

Знать что такое неоклассицизм.

Классическая и академическая живопись

Понимать специфику академической живописи. Знать различие между ними.

§ 19.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск. Д

/ф К.Брюллов «Последний день Помпеи».

20



Зарождение классической музыкальной школы в России. М. Глинка.

Опера «Жизнь за царя». Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». Увертюра «Ночь в Мадриде». Романс «Я помню чудное мгновенье»

1

Аудио урок.

Опрос.

Понимать принцип народности в

произведениях. Как это проявляется в опере «Жизнь за царя», в русских

романсах.

§20.

Сообщение о Шуберте.

Сообщение о

Ф. Гойя,

Э. Делакруа.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

Романтизм (1 час)

21



Романтический идеал и его воплощение в музыке.

Живопись Романтизма. Религиозные сюжеты.

Вокальный цикл «Зимний путь». Р.Вагнер. Опера «Тангейзер». Г. Берлиоз. «Фантастическая симфония». И. Брамс. «Венгерский танец» № 1.

Литературная тематика. Экзотика и мистика. «Смерть Сарданапала»

1

Беседа.

Знать, что такое романтизм в музыке.

Какое основное кредо романтизма

реализовалось в музыке. Почему образ

пеликана, бывший в средневековом искусстве аллегорией Иисуса Христа,

был востребован в эпоху романтизма. Знать отличие русского романтизма от

европейского. Познакомить с темами,

которые нашли отражение в творчестве

композиторов и художников романтиков.

В чем состоит специфика романтизма в этих ареалах.

§ 21-22.

Сообщение о передвижниках.


Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск. Аудио файлы.

Художественная культура второй половины XIX — начала XX века (7 часов)

Реализм (3 часа)

22



Социальная тематика в живописи. Русская школа реализма. Передвижники.

Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похоро­ны в Орнане». Оноре Домье. Серия «Судьи и адвокаты». Русская школа реализма. Передвижники. Илья Ефимович Репин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков. «Боярыня Морозова».

1

Беседа.

Опрос.

Рассмотреть творчество французских художников –реалистов. Что объединяет

их с русскими передвижниками. Каким

образом в исторических полотнах Суриков изображает скрытый антагонизм между обществом и личностью.

§ 23.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

23



Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке.

Модест Петрович Мусоргский. «Сирот­ка». Обращение к русскому обряду как проявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Историческая тема в му­зыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».

1

Беседа.

Познакомить с величайшими

композиторами, вошедшими в группу

«Могучая кучка». Какими музыкальными

приемами композиторы отражали социальные идеи. Рассмотреть, какие

черты оперного искусства были позаимствованы друг у друга.

§ 24.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск. Аудио файлы.

24



Лирико-психологическое начало в музыке. П. Чайковский.

Балет «Щелкунчик». Тема «Человек и рок» в музыке. П. Чайковский. Опера «Пиковая дама».

1

Видео урок.

Знать какими музыкальными

средствами пользовался Чайковский,

чтобы отобразить в балете лирико-

психологическое начало.


§ 25.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск. Аудио файлы. Отрывок из постановки «Щелкунчик» в балете, « Пиковая дама».

Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм (2 часа)

25



Основные черты импрессионизма в живописи.

Клод Моне. «Сорока». Ренуар. «Завтрак гребцов». Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм Клода Дебюсси.

1

Беседа.

Опрос.

Познакомить с терминами «импрессионизм, символизм,

постимпрессионизм». Как эстетика

импрессионизма отражена в

изобразительном искусстве. Знать какие поэтические образы повлияли на музыкальный импрессионизм.

§ 26. Сообщение о Ван Гоге.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

26



Символизм в живописи. Постимпрессионизм.

Гюстав Моро. «Саломея» («Видение»), Поль Сезанн. «Яблоки и апельсины». Винсент Ван Гог. «Сеятель». Поль Гоген. «Пейзаж с павлином»

1

Беседа.

Опрос.

Понимать, каким образом в картинах

художников-символистов отражено их

восприятие мира как окно в неведомое.

§ 27. Сбор материала для презентации о модерне.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

Модерн (2 часа)

27



Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна.

Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модерн в архитектуре. Виктор Орта. Особняк Тасселя в Брюсселе. Федор Осипович Шехтелъ. Здание Ярославского вокзала в Москве. Антонио Гауди. Собор Св. Семейства в Барселоне

1

Беседа.

Подготовка к тестированию.

Модерн - новый, современный. Что

служит главным критерием красоты для стиля модерн. Знать великих архитекторов-модернистов и их замечательные архитектурные

сооружения.

§ 28.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

28



Мифотворчество — характерная черта русского модерна в живописи. Специфика русского модерна в музыке.

Валентин Александрович Серов.

«Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Михаил Александрович Врубель. «Демон сидящий». Александр Николаевич Скрябин. «Поэма экстаза»

1

Тестирование.

Познакомить с термином «априорная

красота». Каким образом художники

стиля модерн отражали мир априорной красоты. В чем состоит специфика

русского модерна в музыке.

§ 29.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск. Аудио файлы.

Художественная культура XX века (6 часов)

Модернизм (5 часов)

29



Модернизм в живописи. Новое видение красоты.

Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда»

1

Беседа.

Рассмотреть картины художников-

модернистов. Новое видение красоты.

Сравнить картины художников постимпрессионизма и модернизма.

Познакомить с термином сюрреализм. И

картиной дали «Тристан и Изольда»

Рассмотреть в каких формах проявился модернизм в архитектуре. Сравнить

образцы архитектурного

конструктивизма Корбюзье и Татлина.

Почему они считаются открывателями

новых путей в архитектуре.

Функционализм.

§30.

Сообщение «Современная архитектура».

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

30



Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Функционализм.

Шарль ЭдуарЛе Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. Советский конструктивизм. Владимир Евграфович Татлин. Башня III Интернационала. «Органическая» архитектура.

1

Беседа.

Опрос.

§ 31.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

31



Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр.

К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. МХТ. Спектакль по пьесе «Три сестры» Антона Павловича Чехова.

1

Подготовка к контрольной работе.

Познакомить с произведениями

А.П.Чехова и Бертольда Брехта. В чем

состоит принципиальное различие в драматургии.

§ 32.

Сообщение «Современный кинематограф». Отрывки из х/ф.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск. Видео материал.

32



Кинематограф.

Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броне­носец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркест­ра».

1

Контрольная работа.

Посмотреть отрывки фильма

«Броненосец Потемкин» Какие

художественные приемы Эйзенштейна

считаются новаторскими. Посмотреть фрагменты из фильмов Феллини.

Проанализировать их с точки зрения мифологичности.

§ 33.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

33



Стилистическая разнородность музыки 20 века.

Модернизм в музыке. Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Проко­фьева. Балет « Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмит­рия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленин­градская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. Реквием.

1

Беседа+

аудио урок.

В чем заключается новаторство музыки

«нововенской школы». Познакомить с

балетом Прокофьева «Ромео и Джульетта» и балетом Чайковского «Щелкунчик». Сравнить. Прослушать

музыку Моцарта и Шнитке.

§ 34-35.

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск. Аудио файлы.

Постмодернизм (1час)

34



Постмодернизм. Новые виды массового искусства и формы синтеза.

Фернандо Ботеро. «Мона Лиза». Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500». Сальвадор Дали.

1

Беседа.

Понять художественные образы модернизма и постмодернизма. В

чем различие?

-

Компьютер, проектор. Слайд-презентация к уроку.CD диск.

ИТОГО 34 ЧАСА












СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Учебник для общеобразовательных школ, Л.Г. Емахонова, «Мировая художественная культура»,М.- Просвещение,2009

  2. Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого Возрождения. Е.И. Ротенберг .Изд.2-е.М., «Искусство»,1974.

  3. Очерк-путеводитель. Итальянское искусство. Эпохи Возрождения 13-16 века. Т.К. Кустодиев, «Искусство»,1985.

  4. Искусство Византии 4-9 века. В.Д.Лихачев. «Тикусство»,1986.-2-е изд., испр.-310 с. с ил.-(Очерки истории и теории изобразительных искусств).

  5. Энциклопедия искусства XX века.,сост. О.Б.Краснова. – М., 2003 г.

  6. C/Dдиски к учебникам МХК, 10-11 классы , Л.Г. Емахоновой ,.

  7. Постмодернизм/Е.Ю. Андреева. – СПб., 2007.

  8. Древняя Индия. От возникновения до XIII века/М. Альбанезе. – М., 2003.

  9. Энциклопедия искусства XX века/сост. О.Б.Краснова. – М., 2003 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Петросян Валентина Самвеловна

Дата: 21.09.2015

Номер свидетельства: 232316


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства