Просмотр содержимого документа
«Знакомство с задачей и ее структурой.»
Конспект урока по математике в 1 классе
Тема: "Задача. Структура задачи".
УМК М.И. Моро и др. «Школа России»
Данный урок по теме "Задача" в 1 классе проводится впервые, поэтому термин "задача" не применяется, а используется термин "математический рассказ".
Для лучшего усвоения учащимися термина "задача", структурные части задачи, умение отличать задачу от рассказа, на уроке применяется презентация, а также работа в парах с использованием геометрического материала.
Для закрепления полученных умений учащимся вновь предлагается поработать в парах и соотнести в таблицах части задачи с их названиями.
На этом уроке продолжается работа над мыслительной деятельностью учащихся.
Цель: через сравнение и наблюдение познакомить учащихся с понятием «задача» и ее структурой (условие, вопрос).
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять анализ задачи; выделять задачи из предложенных текстов; записывать решение и ответ задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.
Оборудование: презентация
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Заглянуло солнышко к нам в окно,
Стало нам от солнышка так светло
Будем думать – будем знать.
Будем мыслить и решать.
Актуализация знаний
Логическая разминка
- Стоя на одной ноге, утка весит 3 кг. Сколько она будет весить, стоя на двух ногах? (3 кг.)
- Дима за 1 день поймал 6 рыбок. Сколько рыбок он поймает за 2 дня? (Нельзя ответить.)
- Шли 3 друга в магазин. Навстречу им шли еще 3 друга. Сколько друзей шло в магазин?(3.)
Устный счет
Игра «Забавные числа». Каждый ряд (вариант) отвечает за два числа. Когда результат – это число их ряда, дети встают.
5 4 7 3 8 9
- Какое число является «соседом» числа 7? (8)
- Какое число наименьшее из предложенных? (3)
- Какое число получим, если из 8 вычесть 1? (7)
- Какое число получим, увеличив 3 на 1 ? (4)
-Это число является предыдущим к числу 6. (5)
- Самое большое число из предложенных? (9)
- «Соседи» числа 6 (5 и 7)
- Если к этому числу прибавить 1, то получится двузначное число (9)
- Какие числа больше 2 (все)
Учитель: Ребята, как вы думаете, какое задание вас ожидает? На доске размещены картинки с изображением грибочков, домиков, белочек… и знаки равенства.
Дети: мы должны составить несколько рассказов по дидактическому материалу и подобрать подходящий знак равенства.
4+1=5; 1+4=5; 5-1=4; 5-4=1.
Самоопределение к деятельности
Сейчас я прочту вам два рассказа, после чего вы их сравните. (слайд)
«На лесной опушке выросли 4 подберезовика и 1подосиновик. Сколько грибов выросло на опушке?
- На лесной опушке выросли 4 подберезовика и 1 подосиновик. Это съедобные или несъедобные грибы?
Как вы считаете, какой из этих двух рассказов можно разместить в учебник по математике, а какой — в учебник по окружающему миру?
Дети: Первый рассказ подойдет для учебника по математике, так как в нем есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления. Второй рассказ нужно поместить в учебник по окружающему миру.
Учитель: Как вы думаете, как можно на языке математики назвать первый рассказ? (Задача.)
Кто уже догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока?
( Задача.)
-Подумайте и скажите, какие цели будут стоять перед вами, чему вы должны сегодня научиться?
Дети: мы будем говорить о задачах.
Учитель: сегодня вы должны понять, что такое «задача», из каких частей она состоит и научиться выделять части задачи.
Работа по теме урока
Учитель знакомит детей со структурой задачи.
Дети работают по слайду и с геометрическим материалом на партах в парах.
Учитель: Объясните, как вы понимаете, что такое «задача»? Какие мысли приходят в голову?
Учитель подводит итог ответов учащихся:
Задача – это проблемная ситуация с заданной целью, которую необходимо достичь;
Задача - это математическое высказывание, состоящее из двух частей:
Первая часть - УСЛОВИЕ (оно содержит известные числа задачи, связанные сюжетом).
Прикрепляется карточка со словом УСЛОВИЕ
Вторая часть - ВОПРОС (он содержит неизвестное число задачи). Чаще всего используется слово сколько.
Вопросы учителя:
- Итак, что такое условие задачи? (то, что нам известно)
- А то что нужно найти, как будет называться? (вопросом)
Что известно в задаче? (На лесной полянке выросли 4 подберезовика и 1подосиновик.
На языке математики это называется условием задачи.
Учитель вывешивает табличку «УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ».
Что нужно узнать? (.) Это вопрос задачи.
Учитель вывешивает табличку «ВОПРОС ЗАДАЧИ».
- Как мы можем ответить на вопрос задачи. 4 +1=5
Учитель вывешивает табличку «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ».
- То, что получаем в результате решения задачи – это ответ.
Учитель вывешивает табличку «ОТВЕТ ЗАДАЧИ».
2. Работа по слайдам.
-Давайте прочитаем тексты и сравним их.
- Маша поймал утром 2 бабочек, а вечером ещё 1. Сколько всего бабочек поймала Маша?
- Маша поймала утром 2 бабочки, а вечером ещё 1.
1 текст – это задача, 2 – только условие.
- Как получить из второго текста задачу. (необходимо добавить вопрос)
Физкультминутка
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Закрепление изученного материала
Работа по слайду.
- Какую задачу можно придумать по иллюстрации? Проговорите условие задачи. Задай вопрос.
- Условие и вопрос этой задачи можно записать на схеме. Условие записывают с помощью схемы из геометрических фигур или отрезка. Найдём решение задачи.
Рефлексия
«Проверь себя» (учебник, с. 89. Можно использовать КИМы (работа над задачей, задание 1, с. 49).)
Работа в парах.
Соедини линиями в правильном порядке.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ В корзине 8 грибов, а на поляне еще 1.
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ Сколько всего грибов?
ВОПРОС ЗАДАЧИ Всего 8 грибов.
ОТВЕТ 8 + 1 = 9 (г.)
Как вы поняли новую тему? Оцените свои знания с помощью «Смайликов».
Подведение итогов урока
Какие математические термины вы сегодня узнали? (Задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи).
Для чего нужно уметь решать задачи? (Они встречаются в жизни постоянно).
В работе с детьми использовались следующие методы и приемы:
Схемы опоры – для лучшего восприятия детьми структуры задачи и правильных умозаключений;
Моделирование – для зрительного восприятия структуры задачи. Моделирование хорошо отражает внутреннюю взаимосвязь задачи и количественные отношения;
Игровые методы использовались при работе с числами.
Оценка знаний производилась в виде самооценки при использовании смайликов.