Процент – это универсальная величина, которая появилась из практической необходимости измерения различных величин. Она очень важная в курсе математики.
В современных условиях формирования рыночных отношений, мы правильно должны уметь обращаться деньгами, выбирать сберегательные банки, где нам будут предоставлять вклады по более высоким процентным ставкам.
А также в повседневной жизни встречается очень много задач на нахождение процентного отношения чисел, и не только денежных. Полученные знания на уроках математики вам помогут в дальнейшем при решении задач по химии, физике. При сдаче ЕНТ часто дают текстовые задачи на проценты. Поэтому, наша цель, научиться решать их уже сейчас, и в дальнейшем уметь применять полученные знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Задачи на проценты, смеси и сплавы»
Задачи на проценты, смеси и сплавы
Учитель математики: Гришина Л. Е.
Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у Вас, А сердце умным будет.
(С. Маршак)
Цели урока:
Обучающая – обобщить и систематизировать знания по теме «Проценты»; сформировать умение решать задачи на проценты, смеси и сплавы; отработать навыки их решения.
Развивающая – развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в изменённой ситуации; развивать познавательные способности учащихся через усвоение способов решения задач.
Воспитательная – воспитать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности, привычку к систематическому интеллектуальному труду, стремление к познанию.
1. Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию. Организация внимания.
2. Создание проблемной ситуации.
Ребята, сегодня необычное занятие. Решив задание, узнаете зашифрованное слово.
Задания.
1)Найдите 25% от 300 2) Выразите десятичной дробью 112% 3) Выразите в процентах 1,35 4) Найдите 12% от 7000 5) Найдите 50% от 4 км 6) Выразите 67% дробью 7)Найдите 20% от 5 кг
Е. 2 км Н. 0,67 О. 135 П. 75 Р. 1,12 Т. 1 кг Ц. 840
На столе несколько карточек. На них записаны ответы к устным заданиям, а с обратной стороны написаны буквы. Решив все задания, открываем буквы. ПРОЦЕНТ. Учитель. Да, зашифрованное слово ПРОЦЕНТ.
Итак, ребята, тема сегодняшнего урока – «Задачи на проценты, смеси и сплавы».
Перечислите, что вы должны знать , что должны уметь и чему должны научиться на сегодняшнем занятии?
Примерные ответы учащихся:
Знать, что такое процент, основные задачи на проценты, уметь решать задачи на проценты, научиться решать задачи на смеси и сплавы. (сообщить цели занятия)
Процент – это универсальная величина, которая появилась из практической необходимости измерения различных величин. Она очень важная в курсе математики.
– Ребята, как вы думаете, в повседневной жизни, где встречаются проценты? Примерные ответы учащихся:
– В банках, на вкладах с разной процентной ставкой, при получении кредитов.
Учитель: Верно, в современных условиях формирования рыночных отношений, мы правильно должны уметь обращаться деньгами, выбирать сберегательные банки, где нам будут предоставлять вклады по более высоким процентным ставкам.
А также в повседневной жизни встречается очень много задач на нахождение процентного отношения чисел, и не только денежных. Полученные знания на уроках математики вам помогут в дальнейшем при решении задач по химии, физике. При сдаче ЕНТ часто дают текстовые задачи на проценты. Поэтому, наша цель, научиться решать их уже сейчас, и в дальнейшем уметь применять полученные знания.
3.Систематизация и обобщение ранее изученного материала.
Повторение. Проверочный тест:
I вариант
5 % – это
1) 0,05
2) 0,5
3) 0,005
0, 134 – это
1) 134%
2) 1,34%
3) 13,4%
25%
класса – это
1) половина класса
2) пятая часть класса
3) четверть класса
5,68 – это
1) 56,8%
2) 568%
3) 5680%
40% от 70 равно
1) 28
2) 30
3) 175
1% от метра
1) 100 см
2) 1 см
3) 0,01см
II вариант
7 % – это
1) 0,7
2) 0,07
3) 0,007
0, 976 – это
1) 97,6%
2) 9,76%
3) 976%
50%
класса – это
1)четверть класса
2) половина класса
3) пятая часть класса
13,5 – это
1) 135%
2) 1,35%
3) 1350%
30% от 80 равно
1) 50
2) 110
3) 24
1% от центнера
1) 100 кг
2) 0,01 кг
3) 1 кг
Ответы: (на экране) I вариант: 1) – 1; II вариант: 1) – 2;
2) – 3; 2) – 1;
3) – 3; 3) – 2;
4) – 2; 4) – 3;
5) – 1; 5) – 3;
6) – 2. 6) – 3.
Учащиеся обмениваются заданиями, проверяют работы, подсчитывают количество правильных ответов.
Итак,
Что называется процентом?
Как представить проценты в виде дроби или числа?
Как представить число в виде процентов?
Учитель: Какие три основные задачи на проценты вы знаете?
Предполагаемый ответ:
Нахождение процентов от данного числа. (Найти 25% от 120. Ответ: 30)
Нахождение числа по его процентам. (Найти число, если 15% его равны 30. Ответ: 200)
Нахождение процентного отношения двух чисел. (На сколько процентов 10 больше 6? Ответ: 66%. На сколько процентов 6 меньше 10? Ответ: на 40%.)
Из предложенных задач выберите задачи каждого вида.
Задача 1. В семенах сои содержится 20 % масла. Сколько масла содержится в 700 кг сои?
Задача 2. Из хлопка-сырца получается 24 % волокна. Сколько надо взять хлопка-сырца, чтобы получить 480 кг волокна?
Задача3. Надо вспахать участок поля в 500 га. В первый день вспахали 150 га. Сколько процентов составляет вспаханный участок от всего участка?
Задача 4. В 400 г воды растворили 80 г соли. Какова концентрация полученного раствора?
Задача 5. Концентрация серебра в сплаве составляет 87%. Сколько серебра в 300 г сплава?
Задача 6. Имеется два сплава, в одном из которых содержится 30%, а в другом 50% золота. Сколько кг второго сплава нужно добавить к 10 кг первого, чтобы после сплавления вместе получить сплав, содержащий 42% золота?
К какому виду отнести задачу №6? (Задача на сплавы)
Решите её.
4. Задачи на смеси и сплавы.
Решение задач на смеси и сплавы вызывают затруднения при решении у многих учащихся. Многие из них такие задачи не решают, а ставят ответы наугад. Поэтому необходимо уделить особое внимание этой теме.
Решение этих задач связано с понятиями «концентрация», «процентное содержание».
Концентрацией вещества называют отношение массы этого вещества к массе всей смеси (раствора, сплава).
Концентрация вещества выражается в процентах. Задачам этого типа уделялось большое внимание в старинных рукописях и «Арифметике» Л.Ф. Магницкого. Старинный способ решения задач позволяет получить правильный ответ.
Решение:
Друг над другом пишутся проценты имеющихся сплавов, слева от них, примерно посередине, проценты нового сплава, который должен получиться после смешения. Соединив записанные числа черточками, получим такую схему:
30
42
50
Рассмотрим пары 42 и 30; 42 и 50; В каждой паре из большего числа вычтем меньшее, результат запишем в конце соответствующей черточки.
Получится такая схема:
30 8
42
50 12
Из этой схемы ясно, что первого сплава нужно взять 8 частей – это 10 кг (по условию), а второго 12 частей. Значит = 15 кг
Обоснование старинного способа решения задач на смеси.
Пусть требуется смешать а%-й и b%-й растворы кислот, чтобы получить с%-й раствор. Пусть х г - масса а%-го раствора, у г – масса b%-го раствора.
г – масса чистой кислоты в 1 растворе.
г – масса чистой кислоты во 2 растворе.
г – масса чистой кислоты в смеси.
Получаем , откуда ax + by = c(x +y), сгруппируем слагаемые с х и у, получим (b – c)y = (c – a)x. Отсюда получаем пропорцию:
x : y = (b – c) : (c – a).
Такой же вывод дает схема:
а b - c
с
b c - a
x : y = (b – c) : (c – a).
Современные задачи на смешение тоже могут быть решены этим старинным способом.
Задача:
Имеются два раствора 68% и 78% серной кислоты. Сколько надо взять каждого раствора, чтобы получить 100 г 70%-го раствора серной кислоты?
Изобразим схему:
68 8
70
78 2
Найдем, в каком отношении нужно взять каждого раствора. Из схемы ясно, что 68%-го раствора следует взять 8 частей, 78%-го раствора – 2 части.
100 : 10 = 10г – на 1 часть,
10 = 80г – 68% кислоты,
10 = 20г – 78% кислоты.
Аналогично можно решить следующие задачи:
1. Имеются два слитка сплавов меди и олова. Первый содержит 40% меди, второй -32% меди. Какого веса должны быть эти слитки, чтобы после их совместной переплавки получить 8 кг сплава, содержащего 35% меди?
Ответ: 3 кг; 5 кг;
Решение: изобразим схему
40 3
35
32 5
Из схемы ясно, что первого следует взять 3 части, а второго 5 частей.
3+5=8, 8:8=1кг-на одну часть, следовательно первый слиток должен быть весом 3кг, второй 5кг.
2. Имеется лом стали двух сортов с содержанием никеля в 5 % и 40%. Сколько нужно взять каждого из этих сортов, чтобы получить 140 т стали с содержанием никеля в 30%?
3. Один раствор содержит 30% (по объему) азотной кислоты, а второй 55% азотной кислоты. Сколько нужно взять первого и второго растворов, чтобы получить 100л 50%-ного раствора азотной кислоты?
Вот одна из часто встречаемых задач на практике:
Имеется 240г 70%-ного раствора уксусной кислоты. Нужно получить 6% -ый раствор кислоты. Сколько граммов воды (0%-ый раствор) нужно прибавить к имеющемуся раствору?
Решение:
Изобразим схему:
0 64
6
70 6
240 : 6 = 40г составляет одна часть, т.к. из схемы ясно, что уксусной кислоты следует взять 6 частей, воды 64 части.
40 = 2560г воды.
Ответ: 2560г воды.
Аналогично можно решить задачи, предложенные в тестах при подготовке к ЕНТ.
Вам предлагаются задачи на проценты. Из этих задач вам надо выбрать задачи на смеси и сплавы, пронумеровать их по-новому
5. Следующий этап нашего занятия – игра «Крестики-нолики».
Правила игры: Команда, у которой больше жетонов, имеет право первого ход, выбирают ячейку поля. И обе команды решают задачу на смеси и сплавы под этим номером. Правильно и первые решившие задачу команды в соответствии ячейки ставят свой «символ». Цель игры – получить в ряд 3 своих символа или набрать наибольшее количество своих символов.
Тесты по теме «Задачи на проценты»
1. В растворе содержится 40% соли. Если добавить 120 г соли, то в растворе будет содержаться 70% соли.
Найдите массу соли в первоначальном растворе.
А) 120 г; В) 48 г; С) 60 г; D) 24 г; Е) 64 г.
2. При плане 35 деталей в день рабочий сделал 42 детали. На сколько процентов он выполнил план?
А) 80; В) 125; С) 130; D) 20; Е) 120.
3. В магазин привезли 14 т капусты, 30% всей капусты продали. Сколько капусты осталось?
А) 10,2 т; В) 4,2 т; С) 8,3 т; D) 9,8 т; Е) 5 т.
4. Найдите число, если 13% этого числа равно 1,69.
А) 1,3; В) 16,9; С) 13; D) 0,13; Е) 169.
5. К 15 литрам 10% раствора соли добавили 5% раствор соли и получили 8% раствор. Какое
количество литров 5% раствора добавили?
А) 10л. В) 12л. С) 15л. D) 8л. Е) 7л.
6. Морская вода содержит 5% (по массе) соли. К 40 кг морской воды добавили пресной воды и
содержание соли в полученной воде составило 2%. Масса добавленной пресной воды равна:
А) 60кг. В) 16кг. С) 40кг. D) 28кг. Е) 80кг.
7. На сколько градусов 30% прямого угла меньше 20% развёрнутого угла?
А) на 29º; В) на 9º; С) на 27º; D) на 36º; Е) на 90º.
8. Морская вода содержит по весу 5% соли. Сколько килограммов пресной воды нужно добавить к
80кг морской, чтобы содержание соли в последней составляло 2%?
А) 122кг. В) 121кг. С) 120кг. D) 123кг. Е) 130кг.
9. Найдите неизвестное число, если 60% числа z равны 108.
А) 706; В) 648; С) 530; D) 100; Е) 180.
10. Найдите неизвестное число х, если 40% числа х равны 52.
А) 80; В) 2080; С) 160; D) 130; Е) 70.
11. Свежая малина содержит 85% воды, а сухая – 20%. Найдите массу сухой малины, если свежая была 36 кг.
12. Имеется 2 сплава, в одном из которых содержится 10%, а в другом 20% меди. Сколько нужно взять первого и второго сплавов, чтобы после их сплавления вместе получить 15 кг нового сплава, содержащего 14% меди?
6. Итог. Награждение. Сегодня у нас проигравших нет, вы узнали новый способ решения задач на смеси и сплавы. Если вам занятие понравилось, то наклейте лист ……цвета, не понравилось ….цвета, так себе……. цвета.(рефлексия)