kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нестандартные способы решения задач на смеси и сплавы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретические основы

решения задач «на смеси, сплавы»

  Примем некоторые допущения:

Все получающиеся сплавы или смеси однородны.

При решении этих задач считается, что масса смеси нескольких веществ равна сумме масс компонентов.

Определение.  Процентным содержанием ( концентрацией)  вещества в смеси называется отношение его массы к общей массе всей смеси. Это отношение может быть выражено либо в дробях, либо в процентах.

Терминология

- процентное содержание вещества;

- концентрация вещества; 

- массовая доля вещества. Всё  это синонимы. 

Правило креста или квадрат Пирсона

Пусть требуется приготовить раствор определенной концентрации. В распоряжении имеется два раствора с более высокой и менее высокой концентрацией, чем нужно.

  Если обозначить массу первого раствора через m 1, а второго – через m 2, то при смешивании общая масса смеси будет складываться из суммы этих масс.

  Пусть массовая доля растворённого вещества в первом растворе –   ω 1, во втором –  ω 2, а в их смеси –  ω 3. Тогда общая масса растворённого вещества в смеси будет складываться из масс растворённого  вещества в исходных растворах:

m 1 ω 1 + m 2 ω 2 = ω 3(m 1 + m 2),

        m 1(ω 1 –  ω 3) = m 2(ω 3 –  ω 2)

  Очевидно, что отношение массы первого раствора к массе

второго раствора есть отношение разности массовых долей растворённого

вещества в смеси и во втором растворе к разности соответствующих

величин в первом растворе и в смеси.

При решении задач на растворы с разными концентрациями чаще всего применяют диагональную схему правила смешения или квадрат Пирсона.

  При расчётах записывают одну над другой массовые доли растворённого вещества в исходных растворах, справа между ними – его массовую долю в растворе, который нужно приготовить, и вычитают по диагонали из большего меньшее значение.

  Разности их вычитаний показывают массовые доли для первого и второго растворов, необходимые для приготовления нужного раствора.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нестандартные способы решения задач на смеси и сплавы »

Нестандартные способы решения задач на смеси и сплавы

Нестандартные способы решения задач на смеси и сплавы

Теоретическая  часть

Теоретическая часть

Теоретические  основы решения  задач  «на смеси, сплавы»   Примем некоторые допущения: Все получающиеся сплавы или смеси однородны. При решении этих задач считается, что масса смеси нескольких веществ равна сумме масс компонентов. Определение.  Процентным содержанием ( концентрацией) вещества в смеси называется отношение его массы к общей массе всей смеси. Это отношение может быть выражено либо в дробях, либо в процентах.  Терминология:

Теоретические основы

решения задач «на смеси, сплавы»

Примем некоторые допущения:

  • Все получающиеся сплавы или смеси однородны.
  • При решении этих задач считается, что масса смеси нескольких веществ равна сумме масс компонентов.
  • Определение. Процентным содержанием ( концентрацией) вещества в смеси называется отношение его массы к общей массе всей смеси. Это отношение может быть выражено либо в дробях, либо в процентах.

Терминология:

  • процентное содержание вещества;
  • концентрация вещества;
  • массовая доля вещества . Всё это синонимы.
Правило креста или квадрат Пирсона  Пусть требуется приготовить раствор определенной концентрации. В распоряжении имеется два раствора с более высокой и менее высокой концентрацией, чем нужно.  Если обозначить массу первого раствора через m 1 , а второго – через m 2 , то при смешивании общая масса смеси будет складываться из суммы этих масс.  Пусть массовая доля растворённого вещества в первом растворе –  ω  1 , во втором – ω  2 , а в их смеси – ω  3 . Тогда общая масса растворённого вещества в смеси будет складываться из масс растворённого вещества в исходных растворах: m  1  ω  1 + m 2  ω  2 = ω  3 (m 1 + m 2 ),     m 1 ( ω  1 – ω  3 ) = m 2 ( ω  3 – ω  2 ),  Очевидно, что отношение массы первого раствора к массе второго раствора есть отношение разности массовых долей растворённого вещества в смеси и во втором растворе к разности соответствующих величин в первом растворе и в смеси.

Правило креста или квадрат Пирсона

Пусть требуется приготовить раствор определенной концентрации. В распоряжении имеется два раствора с более высокой и менее высокой концентрацией, чем нужно.

Если обозначить массу первого раствора через m 1 , а второго – через m 2 , то при смешивании общая масса смеси будет складываться из суммы этих масс.

Пусть массовая доля растворённого вещества в первом растворе – ω 1 , во втором ω 2 , а в их смеси – ω 3 . Тогда общая масса растворённого вещества в смеси будет складываться из масс растворённого вещества в исходных растворах:

m 1 ω 1 + m 2 ω 2 = ω 3 (m 1 + m 2 ),

m 1 ( ω 1 ω 3 ) = m 2 ( ω 3 ω 2 ),

Очевидно, что отношение массы первого раствора к массе

второго раствора есть отношение разности массовых долей растворённого

вещества в смеси и во втором растворе к разности соответствующих

величин в первом растворе и в смеси.

При решении задач на растворы с разными концентрациями чаще всего применяют диагональную схему правила смешения или квадрат Пирсона.  При расчётах записывают одну над другой массовые доли растворённого вещества в исходных растворах, справа между ними – его массовую долю в растворе, который нужно приготовить, и вычитают по диагонали из большего меньшее значение.  Разности их вычитаний показывают массовые доли для первого и второго растворов, необходимые для приготовления нужного раствора.  ω 1   ω 3  —  ω 2   ω 3   ω 2  ω 1  —  ω 3

При решении задач на растворы с разными концентрациями чаще всего применяют диагональную схему правила смешения или квадрат Пирсона.

При расчётах записывают одну над другой массовые доли растворённого вещества в исходных растворах, справа между ними – его массовую долю в растворе, который нужно приготовить, и вычитают по диагонали из большего меньшее значение.

Разности их вычитаний показывают массовые доли для первого и второго растворов, необходимые для приготовления нужного раствора.

ω 1 ω 3 — ω 2

ω 3

ω 2 ω 1 — ω 3

Практическая часть

Практическая

часть

Задача 1.  Морская вода содержит 5% соли (по массе). Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли составила 1,5%?    Решение:                  5% 30 кг 1,5% 1,5% х кг 0% 3,5%

Задача 1. Морская вода содержит 5% соли (по массе). Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли составила 1,5%?

Решение:

5%

30 кг

1,5%

1,5%

х кг

0%

3,5%

Задача 2 .  Из сосуда, доверху наполненного 97% раствором кислоты, отлили 2 литра жидкости и долили 2 литра 45% раствора этой же кислоты. После этого в сосуде получился 81% раствор кислоты. Сколько литров раствора вмещает сосуд?   Решение:     97%       81%     45%                 36 % (х-2) л 16% 2 л

Задача 2 . Из сосуда, доверху наполненного 97% раствором кислоты, отлили 2 литра жидкости и долили 2 литра 45% раствора этой же кислоты. После этого в сосуде получился 81% раствор кислоты. Сколько литров раствора вмещает сосуд?

Решение:

97%

81%

45%

36 %

(х-2) л

16%

2 л

Задача 3. Смешали 500 г 10%-го раствора соли и 400 г 55%-го раствора соли. Определите концентрацию соли в смеси.   Решение:                                    ( 55-х ) % 10% 500 г х% ( х-10 )% 400 г 55% Ответ: концентрация соли в смеси двух исходных растворов 30%.

Задача 3. Смешали 500 г 10%-го раствора соли и 400 г 55%-го раствора соли. Определите концентрацию соли в смеси.

Решение:

( 55-х ) %

10%

500 г

х%

( х-10 )%

400 г

55%

Ответ: концентрация соли в смеси двух исходных растворов 30%.

Задача 4. Имеются два слитка, содержащие медь. Масса второго слитка на 3 кг больше, чем масса первого слитка. Процентное содержание меди в первом слитке – 10%, во втором – 40%. После сплавления этих двух слитков, получился слиток, процентное содержание меди в котором 30%. Определить массу полученного слитка.   Решение:                  20% (х+3) кг 40% 30% х кг 10% 10%

Задача 4. Имеются два слитка, содержащие медь. Масса второго слитка на 3 кг больше, чем масса первого слитка. Процентное содержание меди в первом слитке – 10%, во втором – 40%. После сплавления этих двух слитков, получился слиток, процентное содержание меди в котором 30%. Определить массу полученного слитка.

Решение:

20%

(х+3) кг

40%

30%

х кг

10%

10%

Задача 5.  Сплавили 300 г сплава олова и меди, содержащего 60% олова, и 900г сплава олова и меди, содержащего 80% олова. Сколько процентов олова в получившемся сплаве?   Решение:          60% 300 г (80-х)% х% 900 г (х-60)% 80%

Задача 5. Сплавили 300 г сплава олова и меди, содержащего 60% олова, и 900г сплава олова и меди, содержащего 80% олова. Сколько процентов олова в получившемся сплаве?

Решение:

60%

300 г

(80-х)%

х%

900 г

(х-60)%

80%

Ответ:  5%. Задача 6.  В сосуд, содержащий 5 литров 12-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?  Решение:    х % 5 л 12% х% 0% (12–х)% 7 л

Ответ: 5%.

Задача 6. В сосуд, содержащий 5 литров 12-процентного водного

раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько

процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Решение:

х %

5 л

12%

х%

0%

(12–х)%

7 л

Задача 7.  Смешали некоторое количество 15-процентного раствора некоторого вещества с таким же количеством 19-процентного раство- ра этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?  Решение:  т г (19–х)% 15% х% т г (х–15)% 19% Ответ: 17%.

Задача 7. Смешали некоторое количество 15-процентного раствора

некоторого вещества с таким же количеством 19-процентного раство-

ра этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация

получившегося раствора?

Решение:

т г

(19–х)%

15%

х%

т г

(х–15)%

19%

Ответ: 17%.

Задача 8 . Смешали 4 литра 15-процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25-процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?   Решение:               Ответ: 21%. (25–х)% 4 л 15% х% 25% (х–15)% 6 л

Задача 8 . Смешали 4 литра 15-процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25-процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Решение:

Ответ: 21%.

(25–х)%

4 л

15%

х%

25%

(х–15)%

6 л

Задача 9.  Имеется два сплава. Первый содержит 10% никеля, второй — 30% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?  Решение:        х кг 5% 10% 25% 15% 30% (200–х) кг 1) (кг) – 1-й сплав; (кг) – 2-й сплав; 2) 3) (кг) – разница. Ответ: на 100 кг.

Задача 9. Имеется два сплава. Первый содержит 10% никеля,

второй — 30% никеля. Из этих двух сплавов получили третий

сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько

килограммов масса первого сплава меньше массы второго?

Решение:

х кг

5%

10%

25%

15%

30%

(200–х) кг

1)

(кг) – 1-й сплав;

(кг) – 2-й сплав;

2)

3)

(кг) – разница.

Ответ: на 100 кг.

Задача 10.  Первый сплав содержит 10% меди, второй — 40% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.  Решение:                                             х кг 10% 10% 30% 40% 20% ( х +3) кг 1) (кг) — 1-й сплав; 2) (кг) — 2-й сплав; 3) (кг) — 3-й сплав. Ответ: 9 кг .

Задача 10. Первый сплав содержит 10% меди, второй — 40% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.

Решение:

х кг

10%

10%

30%

40%

20%

( х +3) кг

1)

(кг) — 1-й сплав;

2)

(кг) — 2-й сплав;

3)

(кг) — 3-й сплав.

Ответ: 9 кг .

Задача 11. По дороге ТУДА Винни Пух нашел дупло с мёдом. По его ощущениям этот мёд, к сожалению, только лишь на одну пятую часть правильный (остальные четыре пятые – неправильные). В дупле же, найденном по дороге ОБРАТНО, мёд на 60% правильный. Сколько килограммов мёда нужно взять из первого и второго(10 – Х) кг дупла, чтобы в общей сложности получить 10 кг меда, содержащего 32% правильного?  Решение: Ответ: 7 килограммов из первого и 3 килограмма из второго дупла.

Задача 11. По дороге ТУДА Винни Пух нашел дупло с мёдом. По его ощущениям этот мёд, к сожалению, только лишь на одну пятую часть правильный (остальные четыре пятые – неправильные). В дупле же, найденном по дороге ОБРАТНО, мёд на 60% правильный. Сколько килограммов мёда нужно взять из первого и второго(10 – Х) кг дупла, чтобы в общей сложности получить 10 кг меда, содержащего 32% правильного?

Решение:

Ответ: 7 килограммов из первого и 3 килограмма из второго дупла.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

БЛАГОДАРЮ ЗА

ВНИМАНИЕ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нестандартные способы решения задач на смеси и сплавы

Автор: Увакин Сергей Николаевич

Дата: 29.10.2015

Номер свидетельства: 245254

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) ""Решение текстовых задач" - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(47) "rieshieniie-tiekstovykh-zadach-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "183641"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425906721"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Решение текстовых задач по математике "
    ["seo_title"] => string(46) "rieshieniie-tiekstovykh-zadach-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "185079"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426145799"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа  курса  «Текстовые задачи: сложности и пути их решения» 9 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-kursa-tiekstovyie-zadachi-slozhnosti-i-puti-ikh-rieshieniia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "121662"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414042587"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Математическая абака. "
    ["seo_title"] => string(24) "matiematichieskaia-abaka"
    ["file_id"] => string(6) "213461"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432057921"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства