Нестандартные способы решения задач на смеси и сплавы
Нестандартные способы решения задач на смеси и сплавы
Теоретические основы
решения задач «на смеси, сплавы»
Примем некоторые допущения:
Все получающиеся сплавы или смеси однородны.
При решении этих задач считается, что масса смеси нескольких веществ равна сумме масс компонентов.
Определение. Процентным содержанием ( концентрацией) вещества в смеси называется отношение его массы к общей массе всей смеси. Это отношение может быть выражено либо в дробях, либо в процентах.
Терминология
- процентное содержание вещества;
- концентрация вещества;
- массовая доля вещества. Всё это синонимы.
Правило креста или квадрат Пирсона
Пусть требуется приготовить раствор определенной концентрации. В распоряжении имеется два раствора с более высокой и менее высокой концентрацией, чем нужно.
Если обозначить массу первого раствора через m 1, а второго – через m 2, то при смешивании общая масса смеси будет складываться из суммы этих масс.
Пусть массовая доля растворённого вещества в первом растворе – ω 1, во втором – ω 2, а в их смеси – ω 3. Тогда общая масса растворённого вещества в смеси будет складываться из масс растворённого вещества в исходных растворах:
m 1 ω 1 + m 2 ω 2 = ω 3(m 1 + m 2),
m 1(ω 1 – ω 3) = m 2(ω 3 – ω 2)
Очевидно, что отношение массы первого раствора к массе
второго раствора есть отношение разности массовых долей растворённого
вещества в смеси и во втором растворе к разности соответствующих
величин в первом растворе и в смеси.
При решении задач на растворы с разными концентрациями чаще всего применяют диагональную схему правила смешения или квадрат Пирсона.
При расчётах записывают одну над другой массовые доли растворённого вещества в исходных растворах, справа между ними – его массовую долю в растворе, который нужно приготовить, и вычитают по диагонали из большего меньшее значение.
Разности их вычитаний показывают массовые доли для первого и второго растворов, необходимые для приготовления нужного раствора.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нестандартные способы решения задач на смеси и сплавы »
Нестандартные способы решения задач на смеси и сплавы
Теоретическаячасть
Теоретическиеосновы
решениязадач«на смеси, сплавы»
Примем некоторые допущения:
Все получающиеся сплавы или смеси однородны.
При решении этих задач считается, что масса смеси нескольких веществ равна сумме масс компонентов.
Определение.Процентным содержанием ( концентрацией) вещества в смеси называется отношение его массы к общей массе всей смеси. Это отношение может быть выражено либо в дробях, либо в процентах.
Терминология:
процентное содержание вещества;
концентрация вещества;
массовая доля вещества. Всё это синонимы.
Правило креста или квадрат Пирсона
Пусть требуется приготовить раствор определенной концентрации. В распоряжении имеется два раствора с более высокой и менее высокой концентрацией, чем нужно.
Если обозначить массу первого раствора через m1 , а второго – через m2 , то при смешивании общая масса смеси будет складываться из суммы этих масс.
Пусть массовая доля растворённого вещества в первом растворе – ω1 , во втором –ω2 , а в их смеси – ω3 . Тогда общая масса растворённого вещества в смеси будет складываться из масс растворённого вещества в исходных растворах:
m1ω1+ m2ω2=ω3(m1+ m2),
m1(ω1–ω3) = m2(ω3–ω2),
Очевидно, что отношение массы первого раствора к массе
второго раствора есть отношение разности массовых долей растворённого
вещества в смеси и во втором растворе к разности соответствующих
величин в первом растворе и в смеси.
При решении задач на растворы с разными концентрациями чаще всего применяют диагональную схему правила смешения или квадрат Пирсона.
При расчётах записывают одну над другой массовые доли растворённого вещества в исходных растворах, справа между ними – его массовую долю в растворе, который нужно приготовить, и вычитают по диагонали из большего меньшее значение.
Разности их вычитаний показывают массовые доли для первого и второго растворов, необходимые для приготовления нужного раствора.
ω 1 ω 3 — ω 2
ω 3
ω 2 ω 1 — ω 3
Практическая
часть
Задача 1.Морская вода содержит 5% соли (по массе). Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли составила 1,5%?
Решение:
5%
30 кг
1,5%
1,5%
х кг
0%
3,5%
Задача 2.Из сосуда, доверху наполненного 97% раствором кислоты, отлили 2 литра жидкости и долили 2 литра 45% раствора этой же кислоты. После этого в сосуде получился 81% раствор кислоты. Сколько литров раствора вмещает сосуд?
Решение:
97%
81%
45%
36 %
(х-2) л
16%
2 л
Задача 3.Смешали 500 г 10%-го раствора соли и 400 г 55%-го раствора соли. Определите концентрацию соли в смеси.
Решение:
( 55-х ) %
10%
500 г
х%
( х-10 )%
400 г
55%
Ответ: концентрация соли в смеси двух исходных растворов 30%.
Задача 4.Имеются два слитка, содержащие медь. Масса второго слитка на 3 кг больше, чем масса первого слитка. Процентное содержание меди в первом слитке – 10%, во втором – 40%. После сплавления этих двух слитков, получился слиток, процентное содержание меди в котором 30%. Определить массу полученного слитка.
Решение:
20%
(х+3) кг
40%
30%
х кг
10%
10%
Задача 5.Сплавили 300 г сплава олова и меди, содержащего 60% олова, и 900г сплава олова и меди, содержащего 80% олова. Сколько процентов олова в получившемся сплаве?
Решение:
60%
300 г
(80-х)%
х%
900 г
(х-60)%
80%
Ответ:5%.
Задача 6.В сосуд, содержащий 5 литров 12-процентного водного
раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько
процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Решение:
х %
5 л
12%
х%
0%
(12–х)%
7 л
Задача 7.Смешали некоторое количество 15-процентного раствора
некоторого вещества с таким же количеством 19-процентного раство-
ра этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация
получившегося раствора?
Решение:
т г
(19–х)%
15%
х%
т г
(х–15)%
19%
Ответ: 17%.
Задача 8.Смешали 4 литра 15-процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25-процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Решение:
Ответ: 21%.
(25–х)%
4 л
15%
х%
25%
(х–15)%
6 л
Задача 9.Имеется два сплава. Первый содержит 10% никеля,
второй — 30% никеля. Из этих двух сплавов получили третий
сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько
килограммов масса первого сплава меньше массы второго?
Решение:
х кг
5%
10%
25%
15%
30%
(200–х) кг
1)
(кг) – 1-й сплав;
(кг) – 2-й сплав;
2)
3)
(кг) – разница.
Ответ: на 100 кг.
Задача 10.Первый сплав содержит 10% меди, второй — 40% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.
Решение:
х кг
10%
10%
30%
40%
20%
( х +3) кг
1)
(кг) — 1-й сплав;
2)
(кг) — 2-й сплав;
3)
(кг) — 3-й сплав.
Ответ: 9 кг .
Задача 11.По дороге ТУДА Винни Пух нашел дупло с мёдом. По его ощущениям этот мёд, к сожалению, только лишь на одну пятую часть правильный (остальные четыре пятые – неправильные). В дупле же, найденном по дороге ОБРАТНО, мёд на 60% правильный. Сколько килограммов мёда нужно взять из первого и второго(10 – Х) кг дупла, чтобы в общей сложности получить 10 кг меда, содержащего 32% правильного?
Решение:
Ответ: 7 килограммов из первого и 3 килограмма из второго дупла.