kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нестандартные способы решения задач на смеси и сплавы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретические основы

решения задач «на смеси, сплавы»

  Примем некоторые допущения:

Все получающиеся сплавы или смеси однородны.

При решении этих задач считается, что масса смеси нескольких веществ равна сумме масс компонентов.

Определение.  Процентным содержанием ( концентрацией)  вещества в смеси называется отношение его массы к общей массе всей смеси. Это отношение может быть выражено либо в дробях, либо в процентах.

Терминология

- процентное содержание вещества;

- концентрация вещества; 

- массовая доля вещества. Всё  это синонимы. 

Правило креста или квадрат Пирсона

Пусть требуется приготовить раствор определенной концентрации. В распоряжении имеется два раствора с более высокой и менее высокой концентрацией, чем нужно.

  Если обозначить массу первого раствора через m 1, а второго – через m 2, то при смешивании общая масса смеси будет складываться из суммы этих масс.

  Пусть массовая доля растворённого вещества в первом растворе –   ω 1, во втором –  ω 2, а в их смеси –  ω 3. Тогда общая масса растворённого вещества в смеси будет складываться из масс растворённого  вещества в исходных растворах:

m 1 ω 1 + m 2 ω 2 = ω 3(m 1 + m 2),

        m 1(ω 1 –  ω 3) = m 2(ω 3 –  ω 2)

  Очевидно, что отношение массы первого раствора к массе

второго раствора есть отношение разности массовых долей растворённого

вещества в смеси и во втором растворе к разности соответствующих

величин в первом растворе и в смеси.

При решении задач на растворы с разными концентрациями чаще всего применяют диагональную схему правила смешения или квадрат Пирсона.

  При расчётах записывают одну над другой массовые доли растворённого вещества в исходных растворах, справа между ними – его массовую долю в растворе, который нужно приготовить, и вычитают по диагонали из большего меньшее значение.

  Разности их вычитаний показывают массовые доли для первого и второго растворов, необходимые для приготовления нужного раствора.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нестандартные способы решения задач на смеси и сплавы »

Нестандартные способы решения задач на смеси и сплавы

Нестандартные способы решения задач на смеси и сплавы

Теоретическая  часть

Теоретическая часть

Теоретические  основы решения  задач  «на смеси, сплавы»   Примем некоторые допущения: Все получающиеся сплавы или смеси однородны. При решении этих задач считается, что масса смеси нескольких веществ равна сумме масс компонентов. Определение.  Процентным содержанием ( концентрацией) вещества в смеси называется отношение его массы к общей массе всей смеси. Это отношение может быть выражено либо в дробях, либо в процентах.  Терминология:

Теоретические основы

решения задач «на смеси, сплавы»

Примем некоторые допущения:

  • Все получающиеся сплавы или смеси однородны.
  • При решении этих задач считается, что масса смеси нескольких веществ равна сумме масс компонентов.
  • Определение. Процентным содержанием ( концентрацией) вещества в смеси называется отношение его массы к общей массе всей смеси. Это отношение может быть выражено либо в дробях, либо в процентах.

Терминология:

  • процентное содержание вещества;
  • концентрация вещества;
  • массовая доля вещества . Всё это синонимы.
Правило креста или квадрат Пирсона  Пусть требуется приготовить раствор определенной концентрации. В распоряжении имеется два раствора с более высокой и менее высокой концентрацией, чем нужно.  Если обозначить массу первого раствора через m 1 , а второго – через m 2 , то при смешивании общая масса смеси будет складываться из суммы этих масс.  Пусть массовая доля растворённого вещества в первом растворе –  ω  1 , во втором – ω  2 , а в их смеси – ω  3 . Тогда общая масса растворённого вещества в смеси будет складываться из масс растворённого вещества в исходных растворах: m  1  ω  1 + m 2  ω  2 = ω  3 (m 1 + m 2 ),     m 1 ( ω  1 – ω  3 ) = m 2 ( ω  3 – ω  2 ),  Очевидно, что отношение массы первого раствора к массе второго раствора есть отношение разности массовых долей растворённого вещества в смеси и во втором растворе к разности соответствующих величин в первом растворе и в смеси.

Правило креста или квадрат Пирсона

Пусть требуется приготовить раствор определенной концентрации. В распоряжении имеется два раствора с более высокой и менее высокой концентрацией, чем нужно.

Если обозначить массу первого раствора через m 1 , а второго – через m 2 , то при смешивании общая масса смеси будет складываться из суммы этих масс.

Пусть массовая доля растворённого вещества в первом растворе – ω 1 , во втором ω 2 , а в их смеси – ω 3 . Тогда общая масса растворённого вещества в смеси будет складываться из масс растворённого вещества в исходных растворах:

m 1 ω 1 + m 2 ω 2 = ω 3 (m 1 + m 2 ),

m 1 ( ω 1 ω 3 ) = m 2 ( ω 3 ω 2 ),

Очевидно, что отношение массы первого раствора к массе

второго раствора есть отношение разности массовых долей растворённого

вещества в смеси и во втором растворе к разности соответствующих

величин в первом растворе и в смеси.

При решении задач на растворы с разными концентрациями чаще всего применяют диагональную схему правила смешения или квадрат Пирсона.  При расчётах записывают одну над другой массовые доли растворённого вещества в исходных растворах, справа между ними – его массовую долю в растворе, который нужно приготовить, и вычитают по диагонали из большего меньшее значение.  Разности их вычитаний показывают массовые доли для первого и второго растворов, необходимые для приготовления нужного раствора.  ω 1   ω 3  —  ω 2   ω 3   ω 2  ω 1  —  ω 3

При решении задач на растворы с разными концентрациями чаще всего применяют диагональную схему правила смешения или квадрат Пирсона.

При расчётах записывают одну над другой массовые доли растворённого вещества в исходных растворах, справа между ними – его массовую долю в растворе, который нужно приготовить, и вычитают по диагонали из большего меньшее значение.

Разности их вычитаний показывают массовые доли для первого и второго растворов, необходимые для приготовления нужного раствора.

ω 1 ω 3 — ω 2

ω 3

ω 2 ω 1 — ω 3

Практическая часть

Практическая

часть

Задача 1.  Морская вода содержит 5% соли (по массе). Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли составила 1,5%?    Решение:                  5% 30 кг 1,5% 1,5% х кг 0% 3,5%

Задача 1. Морская вода содержит 5% соли (по массе). Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли составила 1,5%?

Решение:

5%

30 кг

1,5%

1,5%

х кг

0%

3,5%

Задача 2 .  Из сосуда, доверху наполненного 97% раствором кислоты, отлили 2 литра жидкости и долили 2 литра 45% раствора этой же кислоты. После этого в сосуде получился 81% раствор кислоты. Сколько литров раствора вмещает сосуд?   Решение:     97%       81%     45%                 36 % (х-2) л 16% 2 л

Задача 2 . Из сосуда, доверху наполненного 97% раствором кислоты, отлили 2 литра жидкости и долили 2 литра 45% раствора этой же кислоты. После этого в сосуде получился 81% раствор кислоты. Сколько литров раствора вмещает сосуд?

Решение:

97%

81%

45%

36 %

(х-2) л

16%

2 л

Задача 3. Смешали 500 г 10%-го раствора соли и 400 г 55%-го раствора соли. Определите концентрацию соли в смеси.   Решение:                                    ( 55-х ) % 10% 500 г х% ( х-10 )% 400 г 55% Ответ: концентрация соли в смеси двух исходных растворов 30%.

Задача 3. Смешали 500 г 10%-го раствора соли и 400 г 55%-го раствора соли. Определите концентрацию соли в смеси.

Решение:

( 55-х ) %

10%

500 г

х%

( х-10 )%

400 г

55%

Ответ: концентрация соли в смеси двух исходных растворов 30%.

Задача 4. Имеются два слитка, содержащие медь. Масса второго слитка на 3 кг больше, чем масса первого слитка. Процентное содержание меди в первом слитке – 10%, во втором – 40%. После сплавления этих двух слитков, получился слиток, процентное содержание меди в котором 30%. Определить массу полученного слитка.   Решение:                  20% (х+3) кг 40% 30% х кг 10% 10%

Задача 4. Имеются два слитка, содержащие медь. Масса второго слитка на 3 кг больше, чем масса первого слитка. Процентное содержание меди в первом слитке – 10%, во втором – 40%. После сплавления этих двух слитков, получился слиток, процентное содержание меди в котором 30%. Определить массу полученного слитка.

Решение:

20%

(х+3) кг

40%

30%

х кг

10%

10%

Задача 5.  Сплавили 300 г сплава олова и меди, содержащего 60% олова, и 900г сплава олова и меди, содержащего 80% олова. Сколько процентов олова в получившемся сплаве?   Решение:          60% 300 г (80-х)% х% 900 г (х-60)% 80%

Задача 5. Сплавили 300 г сплава олова и меди, содержащего 60% олова, и 900г сплава олова и меди, содержащего 80% олова. Сколько процентов олова в получившемся сплаве?

Решение:

60%

300 г

(80-х)%

х%

900 г

(х-60)%

80%

Ответ:  5%. Задача 6.  В сосуд, содержащий 5 литров 12-процентного водного раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?  Решение:    х % 5 л 12% х% 0% (12–х)% 7 л

Ответ: 5%.

Задача 6. В сосуд, содержащий 5 литров 12-процентного водного

раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько

процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Решение:

х %

5 л

12%

х%

0%

(12–х)%

7 л

Задача 7.  Смешали некоторое количество 15-процентного раствора некоторого вещества с таким же количеством 19-процентного раство- ра этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?  Решение:  т г (19–х)% 15% х% т г (х–15)% 19% Ответ: 17%.

Задача 7. Смешали некоторое количество 15-процентного раствора

некоторого вещества с таким же количеством 19-процентного раство-

ра этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация

получившегося раствора?

Решение:

т г

(19–х)%

15%

х%

т г

(х–15)%

19%

Ответ: 17%.

Задача 8 . Смешали 4 литра 15-процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25-процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?   Решение:               Ответ: 21%. (25–х)% 4 л 15% х% 25% (х–15)% 6 л

Задача 8 . Смешали 4 литра 15-процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25-процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Решение:

Ответ: 21%.

(25–х)%

4 л

15%

х%

25%

(х–15)%

6 л

Задача 9.  Имеется два сплава. Первый содержит 10% никеля, второй — 30% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?  Решение:        х кг 5% 10% 25% 15% 30% (200–х) кг 1) (кг) – 1-й сплав; (кг) – 2-й сплав; 2) 3) (кг) – разница. Ответ: на 100 кг.

Задача 9. Имеется два сплава. Первый содержит 10% никеля,

второй — 30% никеля. Из этих двух сплавов получили третий

сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько

килограммов масса первого сплава меньше массы второго?

Решение:

х кг

5%

10%

25%

15%

30%

(200–х) кг

1)

(кг) – 1-й сплав;

(кг) – 2-й сплав;

2)

3)

(кг) – разница.

Ответ: на 100 кг.

Задача 10.  Первый сплав содержит 10% меди, второй — 40% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.  Решение:                                             х кг 10% 10% 30% 40% 20% ( х +3) кг 1) (кг) — 1-й сплав; 2) (кг) — 2-й сплав; 3) (кг) — 3-й сплав. Ответ: 9 кг .

Задача 10. Первый сплав содержит 10% меди, второй — 40% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.

Решение:

х кг

10%

10%

30%

40%

20%

( х +3) кг

1)

(кг) — 1-й сплав;

2)

(кг) — 2-й сплав;

3)

(кг) — 3-й сплав.

Ответ: 9 кг .

Задача 11. По дороге ТУДА Винни Пух нашел дупло с мёдом. По его ощущениям этот мёд, к сожалению, только лишь на одну пятую часть правильный (остальные четыре пятые – неправильные). В дупле же, найденном по дороге ОБРАТНО, мёд на 60% правильный. Сколько килограммов мёда нужно взять из первого и второго(10 – Х) кг дупла, чтобы в общей сложности получить 10 кг меда, содержащего 32% правильного?  Решение: Ответ: 7 килограммов из первого и 3 килограмма из второго дупла.

Задача 11. По дороге ТУДА Винни Пух нашел дупло с мёдом. По его ощущениям этот мёд, к сожалению, только лишь на одну пятую часть правильный (остальные четыре пятые – неправильные). В дупле же, найденном по дороге ОБРАТНО, мёд на 60% правильный. Сколько килограммов мёда нужно взять из первого и второго(10 – Х) кг дупла, чтобы в общей сложности получить 10 кг меда, содержащего 32% правильного?

Решение:

Ответ: 7 килограммов из первого и 3 килограмма из второго дупла.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

БЛАГОДАРЮ ЗА

ВНИМАНИЕ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нестандартные способы решения задач на смеси и сплавы

Автор: Увакин Сергей Николаевич

Дата: 29.10.2015

Номер свидетельства: 245254

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Методическое пособие "Нестандартные способы решения задач на смеси и сплавы""
    ["seo_title"] => string(78) "metodicheskoe_posobie_nestandartnye_sposoby_resheniia_zadach_na_smesi_i_splavy"
    ["file_id"] => string(6) "650449"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1715632174"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) ""Решение текстовых задач" - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(47) "rieshieniie-tiekstovykh-zadach-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "183641"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425906721"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Решение текстовых задач по математике "
    ["seo_title"] => string(46) "rieshieniie-tiekstovykh-zadach-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "185079"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426145799"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа  курса  «Текстовые задачи: сложности и пути их решения» 9 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-kursa-tiekstovyie-zadachi-slozhnosti-i-puti-ikh-rieshieniia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "121662"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414042587"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Математическая абака. "
    ["seo_title"] => string(24) "matiematichieskaia-abaka"
    ["file_id"] => string(6) "213461"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432057921"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1390 руб.
1980 руб.
1360 руб.
1940 руб.
1680 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства