Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К- коммуникативные) | Личностные |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Словесный метод (слово учителя) Здоровьесберегающая технология Упражнение «Ухо-нос-хлопок» | - Здравствуйте ребята. - Перед началом занятия, давайте выполним разминку для продуктивной работы на уроке - Повторяйте за мной Проводится гимнастика «Ухо-нос- хлопок» - Вам необходимо левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот. - Если всем все понятно, поднимите правую руку. - Отлично, начинаем. - Молодцы, ну, вот теперь у нас появился бодрый, рабочий настрой и мы готовы работать. Я желаю вам хорошего урока и верю, что у вас все получится в изучении новой темы. - Продемонстрируйте мне, как нужно правильно сидеть за партой. - Отлично, мы начинаем урок | Приветствуют учителя Выполняют гимнастику Проверяют правильную посадку за партой | Ф И | - | Внешний контроль, самоконтроль | - | Р: следуют учебным действиям | - |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии + 3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. + Фиксирование индивидуального затруднения | Словесный метод (слово учителя, беседа) Наводящие вопросы Наглядный метод (демонстрация презентации) Проблемная ситуация ТРКМ Прием «Толстые и тонкие вопросы» | - Для того чтобы определить тему нашего занятия, обратите внимание на запись, представленную на доске: длина, масса, периметр - Как вы думаете, почему данные слова я объединила в одну группу? - Если я вам скажу, что перечисленные слова как-то связаны с темой нашего урока, можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь? - Сегодня мы познакомимся не с одной величиной, а с тремя. А для того чтобы узнать с какими, отправимся в одно место. -Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите? - Верно! - Поднимите руки те, кто любит ходить в магазин. - Для того, чтобы успешно сходить в магазин, что мы должны уметь делать? - Люди, какой профессии обязательно присутствуют в магазине? - А кассиру нужно хорошо уметь считать? - Мы в роли кого в магазине присутствуем? - Совершенно верно. Ребята, на нашем уроке мы отправимся в виртуальный магазин. - Посмотрите на предметы и скажите, в какой магазин мы пришли. - Верно, прямо сейчас мы находимся с Вами в магазине канцелярии. Посмотрите, сколько здесь всего. - Я хочу купить вот эти фломастеры. Как я узнаю, сколько денег мне нужно отдать, чтобы купить её? -Верно! У каждого предмета в магазине должна быть своя цена. - Итак, первое ключевое слово в нашей сегодняшней теме – цена. Учитель прикрепляет табличку со словом «цена» на доску - Что же такое цена? - Верно. - А еще бы я купила 5 ручек. Как назвать одним словом число ручек, которые я хочу купить? - Второе ключевое слово урока -количество. Учитель прикрепляет табличку со словом «количество» на доску - Ребята, подумайте, важно ли нам знать количество предметов, которые мы хотим купить, когда мы идем в магазин? Зачем? - Отлично. Я набрала принадлежности, а как мне узнать, сколько будет стоить вся покупка? - Как мы это назовем, одним словом? - Третье ключевое слово урока – стоимость. Учитель прикрепляет табличку со словом «стоимость» на доску - Итак, ребята, посмотрите на наши слова. Прочтите их еще раз. - Предположите, как будет называться тема сегодняшнего урока, опираясь на ключевые слова. - Верно! Тема урока: «Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»» - Ребята, приходилось ли Вам решать задачи с данными величинами? - Кто знает о способах нахождения «цены», «количества», «стоимости»? - Это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке - Ребята, а как вы думаете, где нам может пригодиться знания данной темы? - Абсолютно верно, молодцы! | Следуют учебным действиям - это величины, которые мы изучили Высказывают свои предположения -Магазин Следуют учебным действиям - Хорошо считать - Продавцы, кассиры - Да - В роли покупателей -В магазин канцелярии\школьных принадлежностей - Нужно посмотреть цену -То, сколько стоит товар. - Количество. -Да, например, для того, чтобы взять пакет или сумку для большого количества продуктов. -Посчитать - Стоимость - Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость». Высказывают свое мнение Затрудняются ответить - В повседневной жизни, например в магазине для того чтобы быстро определить количество или стоимость той или иной покупки. На уроках математики, при написании контрольной работы. | Ф И | Презентация Доска Карточки со словами | Внешний контроль, самоконтроль, контроль со стороны учителя | - | П:демонстрируют вычислительные навыки П:ориентируются в системе своих знаний К: отвечаю на вопросы Р: следуют учебным действиям | Осознают значимость изучения данной темы в жизни и в дальнейшем процессе изучения математики |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство) | Формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств. | Словесный метод (слово учителя) Наводящие вопросы Технология сотрудничества (работа в парах) Составление алгоритма Наглядный метод (демонстрация презентации) ТРКМ Прием «Инсерт» | - Так какую цель мы можем поставить на урок? -Правильно -А чтобы наш урок был в верной последовательности, что нужно составить? - Верно, нужно составить план урока, ребята пока я шла к вам на урок, пункты нашего плана перемешались, помогите мне их составить в правильном порядке, посовещавшись в парах, попробуйте восстановить правильную последовательность наших задач на урок. - Но для начала вспомним правила работы в парах, какие вы знаете? - Молодцы. - Давайте проверим. Проверка - Все правильно, молодцы. Приложение№1 - На столах лежат карточки с планом - По ходу урока необходимо отмечать пункты плана следующим образом: знаком «минус» помечается то, что после изучения осталось непонятным; знаком «плюс» помечается то, что является интересным и хорошо изученным; «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. - Поднимите руки, кому понятно задание. - Отлично | - узнать о величинах «цена», «количество», «стоимость», научиться решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость» - План на урок Перечисляют правила работы в парах План урока: - узнать о величинах «цена», «количество», «стоимость»; - научится решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; - оценить свою деятельность на уроке | Ф П И | Презентация Карточки с планом на урок | Внешний контроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя | - | Р: планируют свою деятельность на уроке К:демонстрируют умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с товарищами | - |
5. Реализация построенного проекта | Открытие нового через учебное действие | Словесный метод (слово учителя, беседа) Наводящие вопросы Наглядный метод (запись решении на доске) ТРКМ Прием «Инсерт» | - Приступим к выполнению пунктов нашего плана - Откройте тетради, отступите от предыдущей работы 4 клетки, запишите дату, сегодня 26 апреля, две клетки вниз - классная работа - Откройте свои учебники на с. 75. Найдите упражнение №2. - Запишите номер упражнения в тетрадь. - Кто готов прочитать задачу? - Для того, чтобы вам было легче, я хочу дать вам секретный ключ к решению. - Обратите внимание на карточки№2 на Ваших партах . Приложение№2 -Рассмотрите схематическую запись к этой задаче. Что такое 10 рублей? -Куда запишем это число? -Верно. Что обозначает число 3? -Это можно назвать одним словом – «количество». Куда запишем? -Что нужно узнать? -Одним словом – «стоимость». Что запишем в третий столбик? Цена | Кол-во | Стоимость | 10 р. | 3 шт. | ? | -Как найти стоимость, зная цену и количество? С = Ц * К - Как запишем? - Отлично, кто готов выйти к доске и записать решение? - Остальные записываем действие в тетрадь. - Как будет звучать ответ? - Кто готов записать ответ на доске? - Остальные у себя в тетради. - Мы еще не ответили на один вопрос в упражнении, кто готов прочитать? - Кто готов выйти к доске и заполнить таблицу, для того чтобы мы с легкостью ответили на данный вопрос? - Что поменяется в таблице? Цена | Кол-во | Стоимость | 10 р. | ? | 50 р. | - Абсолютно верно! -Подумайте, как найти количество, зная стоимость и цену? К = С : Ц - Правильно. - Как запишем? - Кто готов выйти к доске и записать решение? Остальные у себя в тетрадях. - Как будет звучать ответ к задаче? - Кто готов выйти к доске и записать ответ, остальные у себя в тетрадях. - Молодцы, справились с заданием. -Ребята, а сейчас я кое-что изменю в таблице. Цена | Кол-во | Стоимость | ? | 5 шт. | 50 р. | -Как найти цену, зная стоимость и количество? Ц = С : К - Как запишем? -Молодцы! Какие пункты нашего плана мы выполнили? | Следуют учебным действиям Читают задачу -Цена одной тетради. -В первый столбец таблицы. -Сколько тетрадей купили. -Во второй столбец таблицы. -Сколько стоили все тетради. -Поставим знак вопроса, так как нам это неизвестно и предстоит найти. -Цену умножить на количество. -10*2=30 (р.) -Ответ: 30 рублей стоили все тетради. - Сколько таких тетрадей можно купить на 50 р.? Следуют учебным действиям - Будет известна стоимость, но не будет известно количество тетрадей. - Стоимость разделить на цену. - 50:10=5 (шт.) -Ответ: 5 тетрадей можно купить на 50 рублей. -Стоимость разделить на количество. -50:5=10 (р.) - Первый и второй. | Ф И | Учебник Тетради Карточки с заданием | Внешний контроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя | Демонстрируют знание понятий «цена», «количество», «стоимость», о способах нахождения «цены», «количества», «стоимости» Демонстрируют умение решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость» | П:демонстрируют вычислительные навыки П: согласно заданному алгоритму находят в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. К: отвечаю на вопросы Р: следуют учебным действиям Р:отслеживают деятельность на уроке. | - |
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Словесный метод (слово учителя, беседа) Наводящие вопросы Наглядный метод (запись решении на доске) Практический метод (выполнение заданий на карточках) Технология сотрудничества ( работа в группах) | - Закрепим наши знания. - Ребята, а теперь предлагаю вам поработать в группах. Но группы я определю сама. У меня есть коробочка с карточками трёх цветов: красный, жёлтый и синий. Каждый цвет определяет команду. Сейчас каждый из вас вытащит карточку определенного цвета, затем, вы должны будете объединиться в команды с людьми, у кого карточка такого же цвета, что и у вас - 1 ряд – красные карточки - 2 ряд – желтые карточки - 3 ряд – сини карточки - Выходим по очереди, начиная с первой парты первого ряда. - Аккуратно пересаживаемся. - Давайте повторим правила работы в группах. - Отлично. Учитель раздает карточки с заданием Приложение№3 - У каждой команды карточка с таблицей, по условиям которой Вы должны составить задачу, записать решение и сделать вывод сформулировав правило с величинами «цена», «количество», «стоимость». - На выполнение Вам 5 минут. - Заканчиваем, время вышло. - 2 представителя от каждой группы выйдите к доске и запишите решение и ответ к задаче. - Молодцы, 1,2, 3 группа, прочитайте условие задачи и обоснуйте решение. - Остальные группы согласны с условием задачи и ее решением? Обсуждение - Ребята, закрепили ли мы знаний? - Молодцы! | Объединяются в команды. - работать сообща, учитывать мнение каждого и т.п. Составляют задачи по таблицам, находят неизвестное, обобщают и делают вывод. 1 группа Вывод: чтобы узнать цену, нужно стоимость разделить на количество. 2 группа Вывод: чтобы узнать стоимость, нужно цену умножить на количество. 3 группа Вывод: чтобы узнать количество, нужно стоимость разделить на цену. - Да | Ф Г | Учебник Доска Карточки с заданием | Внешний контроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя | Демонстрируют знание понятий «цена», «количество», «стоимость», о способах нахождения «цены», «количества», «стоимости» Демонстрируют умение решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость» | П: согласно заданному алгоритму находят в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде П:демонстрируют вычислительные навыки К: отвечаю на вопросы К: демонстрируют готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге. Р: следуют учебным действиям | |
8. Физминутка | Снятие физического, психического перенапряжения, повышение общей работоспособности, в целях сохранения здоровья, предотвращения утомляемости | Словесный метод (слово учителя) Здоровьесберегающие технология | - Предлагаю немного отдохнуть. - Встаньте аккуратно из-за парт, повторяйте за мной Ветер дует нам в лицо, (Взмахи руками перед лицом) Закачалось деревцо. (Наклоны туловища слева направо, руки медленно опустить вниз) Ветерок все тише, тише, Деревце всё выше, выше. (Руки поднять вверх, подняться на носках) - Молодцы! | Внимательно слушают учителя Следуют учебным действиям | Ф И | - | Внешний контроль, самоконтроль | - | Р: следуют учебным действиям | - |
9. Самостоятельная работа и проверка по эталону | Решение типовых задач | Словесный метод (слово учителя) Практический метод (выполнение самостоятельной работы) | - Для того чтобы проверить ваши знания полученные на уроке я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Учитель раздает карточки с самостоятельной работой Приложение№4 - Обратите внимание на задание, вам предоставляется выбор. - Если вы хотите получить отметку «3», Вам будет необходимо выполнить задание№1 решить задачу по заполненной к ней таблице. - Если вы хотите получить отметку «4», Вам предлагается выполнить задание№2, заполнить таблицу и решить задачу - Если вы хотите получить отметку «5», Вам будет необходимо выполнить задание№3 придумать и записать задачу с величинами «цена», «количество», «стоимость», а также заполнить к ней таблицу, решив ее. - Подпишите ФИ на листах. - Выберете задание. - Приступайте к выполнению, на работу у вас 5 минут. - После того как вы закончите я соберу работы и поставлю вам отметку. | Внимательно слушают Следуют учебным действиям | Ф И | Карточки с самостоятельной работой Презентация | Внешний контроль, самоконтроль, контроль со стороны учителя | Демонстрируют знание понятий «цена», «количество», «стоимость», о способах нахождения «цены», «количества», «стоимости» Демонстрируют умение решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость» | П:демонстрируют вычислительные навыки; самостоятельно создают схемы, таблицы для представления информации; К: отвечаю на вопросы Р: следуют учебным действиям | Осознают значимость изучения данной темы в жизни и в дальнейшем процессе изучения математики. |
10. Включение в систему знаний, повторение + 11. Рефлексия | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | Словесный метод (слово учителя) Наводящие вопросы Наглядный метод (демонстрация презентации) Прием «Незаконченные предложения» | - Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? - Какую цель мы ставили на урок? - Смогли ее достичь? - Где нам пригодятся знания этой темы? - Давайте повторим. -Как найти стоимость, зная цену и количество? -Как найти количество, зная цену и стоимость? -Как найти цену, зная стоимость и количество? - Все верно, молодцы! - Какой пункт плана мы еще не выполнили? -Верно. Давайте оценим свою деятельность на уроке. Для этого предлагаю продолжить фразы: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… У меня получилось … -Молодцы! Вы были сегодня активны, внимательны, сообразительны, поэтому мы справились со всеми заданиями. Спасибо вам за хорошую работу. - Хорошо, на этом наш урок закончен. - Всем спасибо за урок, до свидания | Отвечают на вопросы учителя - Научиться решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость» - Да - В повседневной жизни, например в магазине для того чтобы быстро определить количество или стоимость той или иной покупки. На уроках математики, при написании контрольной работы. - не оценили свою деятельность на уроке -Для того чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество. - Для того чтобы найти кол-во нужно стоимость разделить на цену. - Для того чтобы найти цену нужно стоимость разделить на количество. - не оценили свою деятельность Следуют учебным действиям | Ф И | Презентация | | Демонстрируют знание компонентов деления | К: отвечаю на вопросы Р: следуют учебным действиям | |
За 4 шоколадки Миша заплатил 28 рублей. Сколько стоит одна шоколадка?
Батон хлеба стоит 27 рублей. Сколько стоят 3 таких же батонов?