1 | Мотивация, самоопределение к деятельности Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | - Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. (Слайд 1) -Подумайте, чтобы урок математики был плодотворным, какие умения, качества необходимо проявить каждому? -А ещё важно научиться преодолевать трудности. Кто готов? -Я уверена, что вместе мы справимся. -Попробуйте разгадать ребус (Слайд2) -Да, ЗАДАЧА! Это слово – ключевое на нашем уроке. Из каких частей состоит задача? -Вспомните, с какими задачами мы работали вчера? -В чём особенность таких задач? -Прочитайте, подумайте как продолжить, чтобы получилась задача на уменьшение на несколько единиц. К кормушке прилетели 8 воробьёв, а голубей…... - Это задача? Чего не хватает? -Запишите решение в тетрадь. -Проверим, как решили. -Кто не справился? Все решили. Сложно решать задачи такого типа? Решим ещё одну задачу. Слайд 3 Летели 5 синичек и 7 снегирей. На сколько больше синичек, чем снегирей. Как решить такую задачу? - Какая трудность возникла? - Почему не получается решить задачу? - Решали ли мы задачи с вопросом «На сколько больше»? - Как вы думаете, какая тема урока сегодня? -Откройте с.10 и прочитайте, правильно ли мы определили тему. -Какое действие выполняют при помощи этих вопросов? - Задачи, в которых есть вопрос «На сколько больше или меньше? – Задачи на разностное сравнение. Слайд 4 - Какую цель поставим? | Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, эмоционально настраивает на деятельность, включает в деловой ритм. Показывает на экране ребус ЗАДАЧА Выстраиваю алгоритм содержания по повторению изученного материала. Записано на доске. Создаю проблемную ситуацию. (фиксируется противоречие: «больше» - нужно складывать, делать число больше, но к данной задаче этот алгоритм не подходит) | Обучающиеся хором читают стихотворение. Отвечают на вопрос: быть внимательным, правильно считать, слушать друг друга, учителя, высказывать мнение и др. Дети эмоционально-положительно настраиваются на учебную деятельность. Ученики называют структурные элементы задачи: Условие, вопрос, решение, ответ. -На уменьшение на несколько единиц. -В условии известно, на сколько одно число меньше другого. К кормушке прилетели 8 воробьёв, а голубей на 3 меньше. -Нет вопроса. -Сколько голубей прилетело? Записывают: 8-3=5 (г) Ответ: 5 голубей. Один обучающийся читает: Из 8 вычли 3, получилось 5. Прилетело 5 голубей. -Нет, не сложно. Если в условии написано «меньше на …», то нужно уменьшать/отнять. Обучающиеся предлагают сложить числа, потому что в вопросе есть слово «больше»: 5+7=12 Сталкиваются с проблемой: Число 12 не подходит. Не умеем решать задачи с вопросом «На сколько больше?» -Задачи, в которых есть вопрос «На сколько больше?» Читают: На сколько больше? На сколько меньше? -При помощи этих вопросов сравнивают. -Научиться решать задачи на разностное сравнение. |
2 | Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся, необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Математическая разминка Игра «Стрелок» Выполните задания и результаты впишите в таблицу: 9-7= - Р 7-2= А 10-3= - Н 10-1= Е 8-4= - C 6-5= И 9-6= - В -Какое слово получили? -Что можно сравнивать? -Как определить, какое число большее, а какое – меньшее? -Посмотрите на карточку. -Какие птицы изображены? Что о них знаете? -Чтобы узнать, каких птиц больше и на сколько, сделаем схематический рисунок: жёлтыми кружками обозначим синичек, красными – снегирей. -Что заметили? -На что указывает число кружков, оставшихся без пары? Верно! Вывод: ответ на вопрос «На сколько больше (меньше)?» даёт число элементов, оставшихся без пары. -Ребята, удобно пользоваться способом расположения парами предметов для сравнения чисел? (Слайд 5) /На экране картинка стайки птиц снегирей и синичек/ -Ребята, посмотрите на картину. Как теперь сравнить количество снегирей и синичек? -Почему не получается? -Что вызывает сложность? - Я посчитала и выяснилось, что снегирей - 18, а синичек – 24. Можете ответить на вопрос, на сколько синичек больше снегирей, используя способ попарного расположения? | Фронтальная работа. Обращаю внимание на выражения: Чем похожи данные выражения? Что находили? Актуализация знаний о способе сравнении. Организую работу по карточкам на сравнение предметов, располагая их парами, актуализируя умения попарного сравнения. Фиксируем способ сравнения. Проводим дискуссию, всегда ли удобен данный способ для сравнения чисел. Организация нестандартной ситуации. | Учащиеся решают примеры, выбирая следующего «Стрелка» по желанию. Ученик, ответивший правильно, становится следующим стрелком. Вписывает соответствующие буквы в таблицу. - Все выражения на вычитание, на нахождение разности. 4 | 2 | 5 | 3 | 7 | 9 | 7 | 1 | 9 | С | р | а | в | н | е | н | и | е | СРАВНЕНИЕ. -Можно сравнить количество предметов, размер, числа и др. -Если при счёте число называем раньше, то оно меньше. Если на числовом луче число стоит левее другого, то оно меньше, правее – то оно больше. Обучающиеся рассматривают карточку. Учащиеся отвечают: это синицы и снегири. Это зимующие птицы. Выполняют схематический рисунок, попарно располагая кружки жёлтого и красного цвета. -Красных кружков больше, чем жёлтых, значит, снегирей больше. - Оно указывает, на сколько больше снегирей. Формулируют вывод наблюдения. В своих ответах дети склоняются к тому, что расположение предметов попарно удобно для сравнивания. Учащиеся высказывают свои предположения: На картинке много птиц. Схематически изобразить сложно из-за большого количества синиц и снегирей. Ученики приходят к выводу, что этот способ не подходит. |
3 | Освоение новых знаний и способов деятельности Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающими новых знаний и способов деятельности. | – Вы видите, что в данном случае известный нам способ сравнения (парное соединение предметов) не помогает. -Если способ с составлением пар в этом случае нам не подходит, что нам нужно сделать? -Ребята, посмотрите на рисунок 1, стр.10 Кто изображен на нем? -Как обозначим количество собачек и тумб? Отделим вертикальной линией одинаковую длину 1 и 2 отрезков. -Что показывает оставшаяся часть второго отрезка? Мы видим, что второй отрезок разделён на части: одна часть равна четырём, а вторая часть неизвестна. Весь отрезок – это число 7. Используем термины: целое, часть. Какое арифметическое действие надо выполнить, чтобы узнать часть от целого числа? Какое выражение мы составим? Верно! Что мы узнали? На сколько тумбочек больше, чем собак. Зафиксируем это правило в виде модели: Б – М = Р, где Б –большее число, М- меньшее, Р – разность между числами. - Можно ли применить эту модель вычисления для решения задач на разностное сравнение? По какому алгоритму будем работать над задачей? Порядок выполнения (слайд 6) 1. Прочитать задачу. 2. Выполнить чертёж, отделяя линией разницу. 3. Расставить на чертеже данные и знак вопроса. 4. Решить задачу, используя модель: Б – М = Р 5. Записать решение и ответ. Пользуясь алгоритмом, решите задачу №2 с.10. «Купили 6 билетов в цирк и 4 билета в театр. Каких билетов было больше и на сколько?» -Какие возникали трудности при работе над задачей? Физминутка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка | Организую обсуждение способов решения; частично-поисковую работу обучающихся Организую работу по учебнику с.10. На доске выполняю чертёж к рисунку, обозначая коротким отрезком количество собачек, отрезком длиннее – количество тумб. Отделяя одинаковые части вертикальной линией, делаю акцент, что оставшаяся часть второго отрезка это разница между количеством собачек и тумб, т.е. показывает на сколько больше или меньше числа. После обсуждения с обучающимися, алгоритм построчно показываю на экране. Контролирую выполнение работы, направляю при затруднении. Организую динамическую паузу. | -Надо узнать способ для определения, на сколько одно число больше или меньше другого без составления пар предметов. Предлагают обозначить отрезком. Тумб больше чем собачек, поэтому их количество на чертеже обозначим отрезком длиннее, чем первый. - На сколько тумб больше, чем собачек. Целое число -7, одна часть равна 4. Чтобы узнать, чему равна вторая часть, нужно от целого числа вычесть часть: 7-4=3 Ученики выявляют закономерность/вывод Вывод: чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее. Выводят способ действий: 1. Прочитать задачу. 2. Выполнить чертёж, отделяя линией разницу. 3. Расставить на чертеже данные и знак вопроса. 4. Решить задачу, используя модель: Б – М = Р 5. Записать решение и ответ. Учащиеся работают в тетради. Они следуя алгоритму, действуют пошагово: -читают задачу; - делают чертёж к задаче; -записывают решение задачи и ответ; - объясняют свое решение задачи; - сравнивают решение с эталоном. Обучающиеся оценивают свою работу. Учащиеся выполняют физические упражения. |
4 | Применение новых знаний, обобщение и систематизация Цель: Включение нового знания в систему изученного материала, систематизации знаний, формулирование и обобщение знаний по данной теме. Закрепление новых знаний и способов деятельности. | -Вспомните правила работы в группе. ГРУППОВАЯ РАБОТА. Слайд 6. Задача на разностное сравнение. -Нужно распределиться в каждой группе по 2 человека: 1-е два ученика в каждой группе- это (условное название) ЧЕРТЁЖники, отвечают за правильный выбор чертежа к задаче. 2-е два ученика – РЕШАЛьщики, отвечают за правильный выбор решения задачи. 3-и два ученика – ОТВЕТчики, должны правильно найти нужный ответ задачи. -Прочитайте в карточке задачу на разностное сравнение. В отдельных конвертах лежат 1 конверт – набор (4) разных чертежей к задачам, 2 конверт – там набор(4) примеров решения задач, 3 конверт – разные ответы(4). Нужно найти правильный чертёж к задаче, решение и ответ. Приступаем. Удачи! Проверка. Объяснить, почему выбрали определённый вариант, как решили? -Ребята, теперь выполним тренировочные задания на планшетах https://resh.edu.ru/subject/12/1/ Правила сравнения Прочитайте высказывания. Выберите верные. Чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, нужно к большему числу прибавить меньшее. Чтобы узнать, на сколько одно число меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее. Чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее. Соотнесите: 7 + 3 4 - 3 5 - 2 На карусели 4 лошадки и 3 верблюда. На сколько больше лошадок, чем верблюдов? Самостоятельная работа. Задание № 4 с.10. - Ребята, сейчас выберите способ выполнения №4. 1. Высокий уровень: Составить задачу на разностное сравнение, используя отрезки для обозначения количества разных предметов. 2. Повышенный уровень: Начертить отрезки, сравнить их и написать равенство, используя изученный способ решения задач. 3. Базовый уровень: Сравнить отрезки и записать соответствующее равенство, используя модель: Б –М = Р | Организую групповую работу уч-ся: 4 группы по 6 человек. Провожу проверку правильности и привлекаю другие группы для оценивания работы одноклассников. Обеспечиваю положительную реакцию учащихся на быструю и слаженную работу в группе. Работа на платформе РЭШ /Урок 30 тренировочные задания 1-3/ Задание читает хорошо читающие ученики, остальные участвуют в обсуждении. Организую самостоятельную работу с выбором задания разного уровня сложности (дифференцированный подход на уроке). Организую оценочные действия учащихся; словесно поощряя учащихся | Обучающиеся называют основные правила работы в группе. Работают в группе. Читают задачу №1 Слайд 6 «В цирке выступают 6 тигров и 8 львов. На сколько львов больше чем тигров?» Открывают конверты и ищут соответствующие задаче чертёж, решение и ответ, выкладывают на столе. Читают задачу №2 «На катке катаются 7 мальчиков и 9 девочек. На сколько мальчиков меньше чем девочек?» Слушают одноклассников, выражают мнение о правильности выбранного варианта, делятся впечатлениями о совместной работе. Выполняют тренировочные задания в группах. Выбирают карточку по желанию и выполняют задание в тетради. Выбирают 2 ответа: Чтобы узнать, на сколько одно число больше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее. Чтобы узнать, на сколько одно число меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее. На карусели 4 лошадки и 3 верблюда. На сколько больше лошадок, чем верблюдов? 4 - 3 Обучающиеся выбирают задание по желанию. Составили задачи и решили: «У меня 7 машинок и 4 трактора. На сколько машинок больше, чем тракторов» «На столе 7 яблок и 4 груши. На сколько груш меньше, чем яблок?» и т.п. Начертили отрезки в 7 см и 4 см. Записали равенство: 7см-4см=3см Сравнили отрезки и записали: 7см-4см =3см. Самооценка обучающихся умения применять новое знание в практической деятельности |
5 | Подведение итогов урока, рефлексия Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Какая сегодня была тема урока? Какую цель урока ставили? Продолжите предложения: - Я сегодня научился….. - Мне было интересно … Шкала достижений. -Дайте оценку своим умениям. Шкалы /на доске/ по умениям: 1. Выполняю чертёж или рисунок; 2. Выбираю способ действий; 3. Произвожу вычисления; 4. Записываю ответ. Спасибо за работу на уроке. | Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Ставят V на каждой позиции Шкалы достижений: 1._________________ 2._________________ 3._________________ 4._________________ |