kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задачи на обратный ход

Нажмите, чтобы узнать подробности

Место урока: первый урок в теме

Тип: урок обобщения и систематизации знаний, полученных в начальной школе по данной теме

Формирование УУД:

Познавательные: умение работать с текстом, строить логическую цепочку рассуждений и делать выводы, ставить цели, отвечать на вопросы, использовать уже изученный материал при решении задач, работа с текстом задачи

Регулятивные: постановка личных целей, технология оценивания, действия по плану

Коммуникативные: совместное решение задач ( в парах), оценивание полученных результатов.

Место урока: первый урок в теме

Тип: урок обобщения и систематизации знаний, полученных в начальной школе по данной теме

Формирование УУД:

Познавательные: умение работать с текстом, строить логическую цепочку рассуждений и делать выводы, ставить цели, отвечать на вопросы, использовать уже изученный материал при решении задач, работа с текстом задачи

Регулятивные: постановка личных целей, технология оценивания, действия по плану

Коммуникативные: совместное решение задач ( в парах), оценивание полученных результатов.

Место урока: первый урок в теме

Тип: урок обобщения и систематизации знаний, полученных в начальной школе по данной теме

Формирование УУД:

Познавательные: умение работать с текстом, строить логическую цепочку рассуждений и делать выводы, ставить цели, отвечать на вопросы, использовать уже изученный материал при решении задач, работа с текстом задачи

Регулятивные: постановка личных целей, технология оценивания, действия по плану

Коммуникативные: совместное решение задач ( в парах), оценивание полученных результатов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задачи на обратный ход»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

по теме «Задачи на обратный ход»



Автор : Иванова Татьяна Игнатьевна


Место работы

МБОУ СОШ №1 г.Павлово Нижегородской области

Должность

Учитель математики

Предмет: математика

Класс: 6


Базовый учебник

1.Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин,С.Б.Суворов и др. С.И. Математика: 6 класс, учебник для

общеобразовательных учреждений / Г.В.Дорофеев и др./Рос.академия наук,Рос.академия образования, изд-во «Просвещение», 10-е изд.-М.»Просвещение»,2009.


Место урока: первый урок в теме

Тип: урок обобщения и систематизации знаний, полученных в начальной школе по данной теме

Формирование УУД:

Познавательные: умение работать с текстом, строить логическую цепочку рассуждений и делать выводы, ставить цели, отвечать на вопросы, использовать уже изученный материал при решении задач, работа с текстом задачи

Регулятивные: постановка личных целей, технология оценивания, действия по плану

Коммуникативные: совместное решение задач ( в парах), оценивание полученных результатов.

Оборудование : доска, проектор, на партах листы с заданиями, таблицами для заполнения и пустые листы для работы в парах



Ведущая технология обучения: технология развития критического мышления

Ведущие приемы обучения: постановка метапредметных вопросов, постановка и решение теоретической проблемы, организация эксперимента, составление классификационных схем, обращение к жизненному опыту учащихся.

Межпредметные связи:  география, биология, информатика, экономика



Дидактические средства:

доска, проектор, на партах листы с заданиями, листы для работы в парах
















Элементы урока

п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метапредметные результаты

Мобилизующий этап

1

Мотивация. –

«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не решил новую задачу и ничего не прибавил к своему образованию».

( Я.А.Каменский)

Здравствуйте, ребята!

Эти слова будут девизом нашего урока. Кто-то из вас сегодня пришел в школу пешком, кто-то добирался на автобусе или на машине. Нужно ежедневно рассчитывать время, расстояние. Вокруг нас движутся воздушные массы, сегодня скорость ветра на территории нашего региона от 4м/с до 6м/с. Каждый из вас должен уметь устанавливать связь между скоростью, временем и расстоянием.

Сегодня на уроке мы будем размышлять при решении задач и приобретем опыт, который нам поможет в дальнейшем при решении жизненных ситуаций.

Давайте подумаем, а что можно считать задачей? В каких областях нашей деятельности нам приходится решать какие-либо задачи.

Предлагаю вам посмотреть на доску, где написаны несколько текстов: 1. 2. 3.4

1-й текст : Сколько тетрадей было продано в киоске, если осталось 45 тетрадей?

2-й текст : Предмет находится высоко.

3-й текст : Нужно достать предмет, который находится высоко.

4-й текст: 15 учеников 5 «А» класса участвовали в олимпиаде . Призёрами стали 3 человека.

Сколько человек не заняли призового места?

Какой текст можно считать задачей?


Почему Тексты №1,2 не является задачей?

Итак, задача — проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь;

В более широком смысле под задачей также понимается то, что нужно выполнить — всякое задание, поручение, дело, — даже при отсутствии каких бы то ни было затруднений или препятствий в выполнении.

Задачи могут быть математические, шахматные , логические, проблемные и т.д.

Решение задачи обычно требует определённых знаний и размышления. Отсюда — понятие «озадачить»: это значит либо «заставить задуматься», либо «поручить выполнение задачи».

Сегодня мы с вами будем решать задачи , связанные с нахождением неизвестной величины.


Учащиеся настраиваются на успешную работу на уроке.


























Учащиеся отвечают на вопросы учителя.




Ученики называют текст №3,4




В задаче всегда должны быть составные части: условие,

вопрос или цель, решение, ответ.

Если отсутствует хотя бы одна часть, текст не является задачей.

В 1-м тексте нет условия, во 2-м тексте нет цели.



2.

Целеполагание и сообщение

темы урока.




Фиксация затруднений.





























Анализируем и рассуждаем.

3.

































4.

Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии. (7 минут)

Сегодня будем работать в парах. У вас на партах лежат листочки №1. Подпишите их, напишите фамилии вашей пары сверху.

Посмотрите на задачу №1. В классной комнате было несколько учеников. После того, как 7 учеников вошли и 9 вышли, в комнате их стало 31. Сколько учеников было в классной комнате первоначально?

2. Задумали число, к нему прибавили 1, сумму умножили на 2, произведение разделили на 3 и от результата отняли 4, получили 6. Какое число задумали?

3. В двух комнатах было 76 человек. Когда из одной комнаты вышли 30 человек, а из второй – 40 человек, то в комнатах осталось поровну.

Сколько человек было в каждой комнате?

4.Женщина собрала в саду персики. Чтобы выйти из сада, ей пришлось пройти через четыре двери, каждую из которых охранял свирепый стражник, отбиравший половину персиков. Домой она принесла 10 персиков. Сколько персиков досталось стражникам?

( проверяем ответы у нескольких пар).

Итак , вы решали эти задачи при помощи составления уравнения. Что значит решить уравнение? Сколько решений может иметь уравнение? Вывод: уравнение имеет 1 корень, много корней или не имеет корней

Решение некоторых текстовых задач может быть найдено без составления уравнения методом, называемым «анализ с конца» или «обратный ход».

Этот метод применяется в основном тогда, когда некоторая неизвестная величина меняется по какому-то закону и известен конечный результат.

В некоторых случаях можно, отталкиваясь от результата, сделать обратный ход и получить исходную величину.

Наши задачи можно решать обратным ходом:

Как мы можем назвать тему сегодняшнего урока ?(задачи на обратный ход)

Открываем тетрадь, записываем тему урока «Задачи на обратный ход»

Наши задачи можно решить обратным ходом:

Составим схему к задаче следующим образом:

1. Сколько операций в задаче столько и прямоугольников начертим.

2. Укажем какие конкретно действия проводились в задаче.(над стрелочками).


3. Далее определим обратные действия …


4. Вычислим первоначальное число …


Итак, задача решена, а вы повторите план решения задачи "обратного хода".


Итак, решаем данные задачи «обратным ходом»:

  1. 31 + 9 – 7 = 33

Итак, 33 ученика было первоначально в комнате.

Ответ: 33 ученика.

Согласитесь, что задача «обратным ходом» решается проще, чем составлением уравнения.

  1. (6 + 4) × 3 : 2 – 1 = 14

14 – искомое число.

  1. 30+40=70 (ч.) всего вышло

  2. 76-70=6 (ч.) всего осталось

  3. 6:2=3 (ч.) осталось в каждой комнате

  4. 30+3=33 (ч.) было в 1-й комнате

  5. 40+3=43 (ч.) было во 2-й комнате

Ответ: 33 человека, 43 человека.

  1. 10х2=20 (персиков) было перед четвёртыми воротами,

  2. 20х2=40 (персиков) было перед третьими воротами,

  3. 40х2=80 (персиков) было перед вторыми воротами,

  4. 80х2=160 (персиков) было всего,

  5. 160-10=150 (персиков) досталось стражникам

Ответ: 150 персиков.



Теперь проверим, как вы усвоили материал, для самостоятельного решения ЗАДАЧИ №1027 (1028,1030,1032, 1033, 1034 ) . Кто справится с задачей и получит ответ, поднимите руку. Решаем.

У доски 2 ученика (на обратной стороне)

(доп. задание.: придумать задачу обратного хода.)

 Давайте проверим правильность ваших решений. Проверяем с помощью переносных досок. 
-         расскажите нам, как вы решали задачу.
-         А кто справился и с доп. заданием и придумал задачу обратного хода?
Ребята у кого получились такие же ответы, поднимите руки. Молодцы!







Решение: пусть х – учеников было первоначально. Тогда (х + 7)- 9 стало учеников. Так как в комнате стало учеников 31, то составим и решим уравнение

(Х + 7) – 9 = 31,
Х + 7 = 31 + 9,
Х + 7 = 40,
Х = 40 – 7,
Х= 33

Итак, 33 ученика было первоначально в комнате.















































































попытались самостоятельно выполнить индивидуальное

задание на применение нового знания, запланированного для

изучения на данном уроке;



Зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.



Актуализировали норму пробного учебного действия

(«знаю» - «хочу узнать» - «узнал»);



-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

- работа в парах;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;













Рефлексия.

5.

– Ребята, сейчас мне бы хотелось, чтобы вы вернулись к тем вопросам на которые вы отвечали в начале урока. Изменилось ли ваше мнение в каких-то вопросах.

На каких предметах вы решаете задачи?

Можно ли применять метод решения задач на обратный ход в других предметах или повседневной жизни? Приведите примеры.


На географии : определяя масштаб , на биологии….., в шахматных задачах,


Учащиеся вновь возвращаются к вопросам и отвечают на них с использованием тех знаний, которые они получили на этом уроке.


Дом. Задание.

6.

№1028 , №1029; доп. № 1036






























Метапредметная тема: Задача

Метапредметные категории: 



Цели занятия:

  1. Познакомить учащихся с удивительным математическим явлением – симметрия, научить «видеть» симметричные предметы в окружающей обстановке, определять, сколько осей симметрии имеет каждая фигура.

  2. Определить роль симметрии в жизни и практической деятельности человека.

  3. Развитие кругозора учащихся, привитие бережного отношения к природе, познавательного интереса

Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников – красота, гармония, равновесие, движение, изменчивость.

Планируемые результаты:

  • Знание понятий: задача, виды задач

  • Умение: различать виды задач, …..







Межпредметные связи:  география, биология, информатика, экономика

Ведущая технология обучения: технология развития критического мышления

Ведущие приемы обучения: постановка метапредметных вопросов, постановка и решение теоретической проблемы, организация эксперимента, составление классификационных схем, обращение к жизненному опыту учащихся.
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Задачи на обратный ход

Автор: Иванова Татьяна Игнатьевна

Дата: 09.01.2020

Номер свидетельства: 534876

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Презентация к уроку по теме: "Задачи, обратные данной" "
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-zadachi-obratnyie-dannoi"
    ["file_id"] => string(6) "167782"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423139298"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока на тему "Решение задач. Обратные задачи" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieshieniie-zadach-obratnyie-zadachi"
    ["file_id"] => string(6) "157685"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421637869"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока математики "Обратные задачи""
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekturokamatiematikiobratnyiezadachi"
    ["file_id"] => string(6) "298836"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456410049"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Технологическая карта урока математики, 1 класс, УМК "Школа России", Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц"
    ["seo_title"] => string(142) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-1-klass-umk-shkola-rossii-zadachi-na-uvielichieniie-umien-shieniie-chisla-na-nieskol-ko-iedinits"
    ["file_id"] => string(6) "253899"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447679629"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока математики по теме: "Решение задач. Сложение и вычитание в пределах 100" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-rieshieniie-zadach-slozhieniie-i-vychitaniie-v-priedielakh-100"
    ["file_id"] => string(6) "154082"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421092872"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1630 руб.
2500 руб.
1730 руб.
2660 руб.
1560 руб.
2400 руб.
1470 руб.
2260 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства