“Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…”
В.А.Сухомлинский
Цель:
формирование представлений о взаимосвязи действий сложения и
вычитания.
Задачи:
Обучающие:
создать условия для формирования представлений о взаимосвязи действий сложения и вычитания;
закреплять знания о составе чисел 2 - 7, о геометрических фигурах;
познакомить детей с информацией об обитателях морей и океанов.
расширять кругозор, развивать познавательную активность учащихся средствами предмета, повышать интерес к математике и окружающему миру.
Воспитывающие:
воспитывать уважительное отношение к окружающему миру, друг к другу;
воспитывать умение сохранять и укреплять свое здоровье.
Оборудование:
для учителя: компьютер, проектор, интерактивная доска (экран), колонки.
для учащихся: конверты с набором геометрических фигур,
учебник «Математика, 1 класс», рабочая тетрадь № 1 к учебнику.
Комментарий для учителя. При запуске презентации не отключать макросы. Для этого нужно открыть презентацию, войти во вкладку Сервис - Макрос - Безопасность - устанавливаете флажок "Средний уровень" - ОК, закрыть презентацию, сохранив изменения и открыть презентацию повторно. После полного завершения работы с презентацией не сохранять изменения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимосвязь действий сложения и вычитания. »
Взаимосвязь действий
сложения и вычитания
Урок математики в 1 классе.
“Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…”
В.А.Сухомлинский
Цель:
формирование представлений о взаимосвязи действий сложения и
вычитания.
Задачи:
Обучающие:
создать условия для формирования представлений о взаимосвязи действий сложения и вычитания;
закреплять знания о составе чисел 2 - 7, о геометрических фигурах;
познакомить детей с информацией об обитателях морей и океанов.
расширять кругозор, развивать познавательную активность учащихся средствами предмета, повышать интерес к математике и окружающему миру.
Воспитывающие:
воспитывать уважительное отношение к окружающему миру, друг к другу;
воспитывать умение сохранять и укреплять свое здоровье.
Оборудование:
для учителя: компьютер, проектор, интерактивная доска (экран), колонки.
для учащихся: конверты с набором геометрических фигур,
учебник «Математика, 1 класс», рабочая тетрадь № 1 к учебнику.
Комментарий для учителя. При запуске презентации не отключатьмакросы. Для этого нужно открыть презентацию, войти во вкладку Сервис - Макрос - Безопасность - устанавливаете флажок "Средний уровень" - ОК, закрыть презентацию, сохранив изменения и открыть презентацию повторно. После полного завершения работы с презентацией не сохранятьизменения.
Ход урока
Психологический настрой
1, 2, 3, 4, 5 все умеем мы считать Голову поднимем выше и легко, легко подышим Раз - подняться, потянуться 2 - согнуться разогнуться 3 - в ладоши три хлопка, головою три кивка На 4 - руки шире 5 - руками помахать 6 - за парту тихо сесть
Учитель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие, во время которого вы сможете открыть один важный математический секрет. Но путешествовать мы будем не по суше, а опустимся на дно океана. Закройте глаза мы перенесемся с вами на берег океана.
Слайд 2.При переходе к этому слайду автоматически начинает звучать шум моря. Шум сам затихает через несколько секунд. Этот слайд стоит фоном во время беседы учителя и детей.
Динамическая пауза
К океану мы спустились, наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс, одной, другой – это кроль.
Три, два, один – плывем, как дельфин.
Качаясь на волне, поплыли на спине.
Учитель: Путешествие наше будет сказочным, и помогать нам будет сказочный герой. Угадайте, кто это может быть.
Дети: называют сказочных персонажей, с которыми можно путешествовать под водой.
Устный счет
Цель: повторение состав числа 7.
Учитель: Вы назвали много сказочных персонажей, с которыми можно путешествовать под водой. А кто же это на самом деле? Для того чтобы узнать его имя, я предлагаю вам поиграть на пляже. Вам нужно собрать ракушки с ответом 7. Если вы правильно найдете все ракушки – вы узнаете точно имя нашего «экскурсовода».
Слайд 3.
Комментарий для учителя. При смене слайда появляются ракушки с заданиями. Детям необходимо найти примеры с ответом 7. При выборе правильного примера на экране появятся буквы имени героя, при неправильном – ракушка закачается. После выбора всех примеров появится имя «Немо», при щелчке по имени появится изображение рыбки Немо.
Учитель:К нам приплыл Немо, он зовет нас в подводное царство. Ныряем?
Комментарий для учителя. Учитель может предложить детям «нырнуть» стоя. Например, зажав нос и как бы задержав дыхание, присесть под парту. Таким образом, не только появляется еще один игровой момент, но и динамическая минутка.
Учитель: Вот мы и под водой. Но как мы можем путешествовать на глубине? Давайте превратимся в рыбок? Для этого надо быстро собрать из геометрических фигур изображение рыбки.
Дети в парах складывают изображение рыбок. Учитель контролирует выполнение работы.
Учитель: Какие фигуры вы использовали для своих рыбок? Назовите их. А какие фигуры вы видите на экране? Разделите их на группы.
Треугольники, прямоугольники, круги. Можно также разделить на группы по цвету.
Слайд 4.
Комментарий для учителя.Работа с цветным геометрическим материалом активизирует умственную работу, развивает и укрепляет зрительную память, развивает интерес и разнообразит работу.Работа в группах - осуществляется социальное взаимодействие, тренинг общения, снимается эмоциональное
Учитель: Ну вот, мы сложили рыбок, а теперь будем превращаться в них.
Дети изображают движение волн. На счет три застывают в виде
какого-нибудь морского обитателя.
Учитель: Вот вы и готовы к подводному путешествию. Опускаемся на дно. Кто здесь? Нас с Немо встречает морская звезда. Как вы думаете, почему у нее такое название?
Учитель: Морские звезды относятся к иглокожим – у них на поверхности тела выступы похожие на шипы. Конечности морских звезд называют лучами или руками. Интересно, что если звезда потеряет луч, то она сможет вырастить его снова, а если от звезды хищник оторвет большой кусок, то из него вырастит еще одна, новая, морская звезда.
Игра «Лопни пузырек»
Учитель: Со дна моря поднимаются пузырьки. Морская звезда редко может увидеть наш мир и очень хочет почувствовать ароматы надводного мира. В пузырьках есть земной воздух, и если лопнуть правильный пузырек, то звезда почувствует аромат свежего морского ветерка на суше, а если ошибетесь – на свободу вырвется болотный газ. Звезда будет задавать вам задания, а вы должны быстро, пока поднимаются пузырьки, найти значение выражения и лопнуть нужный пузырек. Ваша задача решать быстро и правильно. Постарайтесь не ошибаться, чтобы звездочке было приятно играть с вами.
Слайды 5-9.
Комментарий для учителя. Игра запускается щелчком по морской звезде. После решения одного примера надо щелкнуть по выноске с заданием для перехода к следующему заданию. Переход к слайду 10 – также по выноске с примером.
Учитель: Вы молодцы! У вас хорошая реакция! А вы заметили, какие именно примеры вам надо было решить? Это были выражения одного типа или они чем-то различались?
Дети: Это были примеры на сложение и вычитание.
Учитель: Сегодня мы с вами будем много решать таких примеров и узнаем один секрет об этих действиях. Отправляемся дальше?
Слайд 10.Переход к следующему заданию. При щелчке по слайду Немо уплывает.
Изучение нового материала
Цель: создание условий для самостоятельного вывода детьми о связи сложения и вычитания.
Слайд 11.
Учитель: А к кому мы приплыли? Кто это?
Дети: Дельфин.
Учитель: Кто из вас видел дельфинов в море или в дельфинарии? Что вы можете о них рассказать?
Дети делятся знаниями о дельфинах.
Учитель: Дельфины – это морские млекопитающие. Это не рыбы, а звери. Так как не откладывают икру, как рыбы, и кормят своих малышей молоком, как кошка котят. Дельфины не имеют жабр, дышат воздухом, поднимаясь на поверхность, чтобы вдохнуть единственной видоизмененной ноздрей. А еще дельфины считаются одними из самых умных животных на Земле, по своему разуму они очень близки к человеку.
Дыхательная гимнастика.
Вдох носом, выдох через рот.
Вдох носом, задержка дыхания, выдох.
Вдох, выдох порциями.
Учитель: Наш дельфин предлагает нам придумать задачу и решить ее. Посмотрим, какое задание придумал для нас дельфин?
Комментарий для учителя. По щелчку Немо и дельфин уменьшаются, как бы отплывают, и появляется поле для картинки-условия задачи. По щелчку на поле выплывают пять зеленых рыбок и одна желтая. С помощью учителя дети составляют выражения по изображенному на экране и делают вывод. Работа осуществляется по щелчкам.
Учитель: Что вы увидели? Что произошло с рыбками?
Дети: Сначала приплыли 5 рыбок, потом еще одна.
Учитель: Задайте вопрос по картинке.
Дети: Сколько стало рыбок?
Учитель: Составьте выражение по рисунку и найдите его значение.
Дети: 5+1=6.
По щелчку появляется выражение, по второму значение выражения, по третьему выражение отъезжает в сторону.
Учитель: А какое еще выражение можно составить?
Дети: У нас 1 желтая рыбка и 5 зеленых. Сколько всего? 1+5=6.
По щелчку появляется выражение, по второму - значение выражения, по третьему выражение отъезжает в сторону.
Учитель: А теперь что произошло?
По щелчку желтая рыбка уплывает.
Учитель: Составьте выражение.
Дети: 6 – 1.
По щелчку появляется выражение. Дети решают. По щелчку появляется ответ.
Учитель: Посмотрите внимательно на записанные выражения, что вы замечаете? А можно было найти значение последнего выражения, не пересчитывая рыбок и не вычисляя, а пользуясь уже имеющимися выражениями?
Дети: Да, можно, ведь осталось столько же рыбок, сколько было в начале, пять.
Учитель: А попробуйте решить и более сложный пример! Постарайтесь найти значение выражения, не считая.
По щелчку появляется выражение 6 – 5. Дети находят значение выражения. По щелчку проверяется ответ.
Учитель: Когда решали примеры, вы заметили что-нибудь интересное?
Дети: Если из суммы вычесть столько, сколько прибавили, то останется столько, сколько было в начале!
Учитель: Вы сейчас открыли один математический секрет! Да, сложение и вычитание тесно связаны друг с другом. А если вы знаете такой важный
секрет, то вы сможете решить и другие примеры!
Физкультминутка
Учитель:Ребята, какие вы молодцы! А теперь дельфин предлагает нам отдохнуть.
Слайд 12. Фон для второй физминутки. Дети выполняют движения под стихотворение Андрея Слоникова «Морской цирк» (http://www.solnet.ee/sol/001/s_224.html)
Синее море и желтый песок,
Качает, качает волна катерок,
Дельфины как дети играют с мячом,
И прыгают в небо, и машут хвостом.
Они веселятся, играют, поют
И зрителям в море скучать не дают.
Закрепление
Слайд 13-16.
Учитель: Спасибо дельфинчикам! Поплыли дальше! Ой, а кто это у нас?
Дети: Морской конек!
Учитель: Морской конек – это необычная рыбка. Назван так за форму тела, напоминающую шахматную фигуру коня. Они ведут малоподвижный образ жизни, обычно прикрепляясь гибкими
хвостами к стеблям растений и меняя окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Таким образом, они одновременно
защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за
пищей. Про них говорят: «Рыба с головой лошади, телом,
заключенным в панцирь, хвостом, цепким как у обезьяны, и сумочкой для
потомства, как у кенгуру». В древних легендах морской бог Нептун ездил на колеснице, запряженной
морскими коньками. Правда, лошадки у него были маленького роста – не больше тридцати сантиметров, а самые карликовые представители этого рода
размером всего лишь три сантиметра.
Комментарий для учителя. Фон для работы с учебником. Дети работают с учебником на с. ____ и в тетради с. ___. По рисункам в учебнике дети
составляют выражения, записывая недостающие числа в клетки.
Учитель:Морской конек предлагает нам заглянуть в учебник (с. ___) и
открыть тетрадь (с.___) и выполнить задание. Посмотрите, здесь
изображены морские животные. Кто назовет их?
Дети: На первом рисунке морские звезды, а на втором крабы и
раки-отшельники.
Учитель: Рассмотрите картинку со звездами. Что вы видите?
Дети: Четыре звезды с длинными лучами, одна с короткими.
Учитель: На самом деле это могут быть не разные виды звезд, а один и тот же – просто звезда может втягивать лучи, становясь похожей на
пятиугольник. Попробуйте составить 4 выражения по этому рисунку.
Комментарий для учителя. Дети составляют выражения, возможно с помощью учителя.
4 + 1
1+ 4
5 – 1
5 – 4
Находят значения выражений и записывают числа в пустые клеточки
в соответствующем задании в рабочей тетради на печатной основе.
Такая же работа проделывается со вторым рисунком.
Учитель: Какие цифры нам нужно вспомнить, чтобы вписать числа в пустые клеточки?
Дети: 1 и 4.
Учитель: Давайте вспомним порядок написания этих цифр.
Комментарий для учителя. Выяснив, какие числа надо будет вписать в клетки, дети повторяют написание цифр. По щелчку на слайде 13 появляются карточки с цифрами 1 и 4. Это гиперссылки. Щелкнув по ним, можно перейти к слайду с анимацией написания цифры. Запуск анимации по красной кнопочке в углу
клетки. Возврат осуществляется по управляющей кнопке. Для работы по
второй картинке нужна также цифра 3. Карточка с этой цифрой появляется по щелчку на слайде 13 – это также гиперссылка. Переход к следующему
заданию осуществляется по управляющей кнопке на слайде 13. Дети с помощью учителя вписывают цифры в клеточки.
Учитель:Что изображено на втором рисунке?
Дети: 4 краба и 3 рака.
Учитель: Какая еще цифра нам понадобится?
Дети: Цифра 3.
По щелчку появляется карточка с цифрой 3. Работа такая же.
Учитель: С этим рисунком я предлагаю вам поработать в парах. Рассмотрите рисунок, составьте выражения и карандашом впишите цифры в клеточки.
Работа в парах.
Учитель: А теперь давайте проверим. Если найдете у себя ошибку, сотрите карандаш и впишите правильные данные.
Слайд 17. По щелчку появляется поле для примеров. Слайд 17 запасной.
По рисунку на этом слайде дети сами составляют выражения. Их можно
записать в тетрадь.
Итог урока
Слайд 18. Фон для прощания и подведения итогов урока. По щелчку появляются фигуры красного и желтого цветов – опоры для рефлексии.
Учитель: Молодцы! Ну что ж, мы опустились на самое дно. Сюда почти не
доходят лучи света. Здесь живет старый осьминог. Осьминоги в опасной
ситуации защищаются от врагов, выпуская чернильное пятно, которое не
только мешает нападающему видеть, но и не дает чувствовать запахи.
К нашему старичку-осьминогу редко приходят гости, и он любит послушать интересные истории. Расскажите осьминогу, что вы делали на уроке, что вам понравилось больше всего. А теперь выберите фигуру того цвета, который больше всего подходит: если вам было легко решать примеры, выполнять
задания – покажите мне желтую фигуру, а если вы испытывали затруднения, делали ошибки - покажите красную фигуру (щелчок) Если вам пришлось
выбрать красную фигуру, то дома еще раз пролистайте учебник и повторите состав чисел.
Учитель: Ну что ж, давайте прощаться с Немо, нам пора возвращаться в класс, так как урок подошел к концу. Закрываем глазки. Всплываем!
Слайд 19. Фон для завершения урока.
Комментарии этапов урока с точки зрения здоровьесбережения.
Психологический настрой
С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
Для создания нужного настроя на работу используется стихотворение. Звуки музыки помогают снять напряжение, эмоциональный дискомфорт.
Отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
Устный счет
Проверка вычислительных навыков происходит на основе предпочтительных каналов восприятия информации учащимися: визуальное восприятие (чтение со слайда)
Физкультминутка.
Большую часть времени в школе ребенок проводит за партой и его неокрепший скелет подвергается нагрузкам. Снять напряжение помогают приемы предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата, самым распространённым является физкультминутка.
Игра «Лопни пузырек»
При повторении темы процесс обучения как будто бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от основной темы, что также позволяет снять накопившееся напряжение.
Расположение пузырьков неслучайно. Приём «растем у доски» позволяет ребёнку расправить позвоночник, потянуться. Материал размещается на такой высоте, чтобы ребенок выполнял его почти на носочках (в целях расправить, распрямить позвоночник). Такой прием хорош для кратковременных заданий типа «Вставь нужную цифру», «Лопни пузырек с правильным ответом».
Распределение нагрузки на полушария мозга: левое – логика (исключаем лишнее), правое – эмоциональность, чувства (что больше нравится).
Изучение нового материала.
Создание условий для самостоятельного вывода детьми о связи сложения и вычитания.
Дыхательная гимнастика
Физкультминутка.
Большую часть времени в школе ребенок проводит за партой и его неокрепший скелет подвергается нагрузкам. Снять напряжение помогают приемы предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата, самым распространённым является физкультминутка.
Закрепление
Итог урока
Оздоровительные моменты на уроке:
физкультминутки, динамические паузы
минутки релаксации
дыхательная гимнастика
Цель оздоровительных моментов:
отдых центральной нервной системы
профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.
Рекомендации:
комплексы упражнений должны меняться;
проводятся на разных этапах урока (в период снижения работоспособности) по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
Наличие эмоциональных разрядок:
высказывание,
веселое четверостишие,
юмористическая или поучительная картинка
необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.
В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки.
При построении уроков необходимо использовать в работе рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровьесберающей технологией:
1.Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей). 2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков утомляет школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут. 4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут. 5. На урок следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. 6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. 8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. 9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. 10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.