Взаимное расположение прямой и окружности. геометрия
Взаимное расположение прямой и окружности. геометрия
Урок соответствует ФГОС ООО в 8 классе по теме: "Взаимное расположение прямой и оружности".
Главная дидактическая цель урока: Добиться умения самостоятельно формулировать определения понятий: окружность, радиус, диаметр, хорда каждым учащимся.
Цели урока:
1. Изучить возможности взаимного расположения прямой и окружности.
2. Способствовать формированию приёмов критического мышления, анализа и синтеза
3. Воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимное расположение прямой и окружности. геометрия »
МБОУ «СОШ посёлка Молодёжный Перелюбского муниципального района Саратовской области
Открытый урок с применением технологии РКМ .
Предмет: геометрия
Тема: Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности.
Класс: 8
Учитель математики МБОУ
«СОШ п. Молодежный
Перелюбского муниципального
района Саратовской области»
Мосолыгина А.Б.
2015 год
Тема: «Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности».
Главная дидактическая цель урока: Добиться умения самостоятельно формулировать определения понятий: окружность, радиус, диаметр, хорда каждым учащимся.
Цели урока:
Изучить возможности взаимного расположения прямой и окружности.
Способствовать формированию приёмов критического мышления, анализа и синтеза
Воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы.
ЗАДАЧИ ЭТАПА
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
РЕЗУЛЬТАТ
1. Орг. этап.
1.мин.
Подготовить уч-ся к работе на уроке.
Приветствие.
Организация внимания.
2. Подготовка к изучению нового материала.
4 мин.
Организация познавательной деятельности уч-ся.
Сообщить тему урока.
Игра “Верю-не верю ”.
Какова, ребята, по вашему мнению, будет цель нашего урока?
В тетради число и тема урока.
Сформулировать цель урока.
3. Усвоение новых знаний.
(сам – но)
7 мин.
8 мин.
Дать конкретное представление об изучаемых понятиях.
Сформулировать их определение.
Проанализировать связь между ними.
1.Читайте текст лист №1 .
2.Что нового вы узнали? Сравнили с ответами “верю-не верю” в начале урока.
3.Составте таблицу вопросов по тексту.
4. Обменяйтесь вопросами и ответами с соседом.
5.Работайте с таблицей лист №2. Используя опорные слова, сформулируйте определения, обсудите их с соседом по парте.
6.Практическая работа лист №3
Выполнить и сделать выводы.
В тетради таблица вопросов.
В тетради записаны определения окружности, радиуса, хорды диаметра,
Практическая работа в тетради. Вывод.
4. Проверка понимания нового материала
(Фронт.) 10 мин.
Осмысление новых понятий и закономерностей.
Устранить обнаруженные пробелы.
Обсуждаем с классом выполненные задания, определения и выводы.
Знакомимся с материалом в учебнике
Стр.158 п 68
В тетради устранены возникшие пробелы
5. Закрепление
(Сам-но)
10 мин
Закрепить знания и умения по новому материалу.
1.Задача: № 631
2..Составте свою задачу на взаимное
расположение прямой и окружности.
Придумайте синквейн со словами: окружность, радиус, хорда.
Ответ с объяснением в тетради.
6. Подведение итогов
5 мин.
Сообщить д\з.
Подвести итоги.
Что нового узнали на уроке?
Как вы понимаете эпиграф перед текстом на листе.
Оцените свою работу: 10б- всё понял и могу рассказать. 8б-всё понял , но рассказать не могу. 6б-.понял не всё.
4б –ничего не понял, но старался.
Д\З записи в тетради , п 68, № 633.
Воспроизвести изучаемые понятия.
Выставить отметки уч-ся правильно отвечающим на уроке.
ОКРУЖНОСТЬ.
Игра “Верю-не верю”
Цель игры: Вызвать интерес к изучению темы “окружность”, создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме.
Проводится в начале урока, после сообщения темы.
Вопрос
“+” верю,
“-” не верю
1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?
2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?
3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке?
4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”?
5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность ограничивает наибольшую площадь?
6. Верите ли вы, что в русском языке слово “круглый” означает высшую степень чего-либо?
7. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”?
8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает “струна”?
9. Верите ли вы, что определение “касательной” уже есть в первом учебнике геометрии - “Начала” Евклида?
Далее предлагается текст.
ЛИСТ №1
“Ни 30 лет, ни 30 столетий не оказывают никакого влияния на ясность или на красоту геометрических истин”. Кэрролл Л.
Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает “луч”. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто “прямая из центра”, Ф. Виет писал что “радиус” - это “элегантное слово”. Общепринятым термин “радиус” становится лишь в конце XVII в. Впервые термин “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году.
В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь.
В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”.
Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего “погоняли по кругу”. Фраза “ходить по кругу” обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение “ходить по кругу” очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю.
Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.
Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности.
Термин “хорда” (от греческого “струна”) был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках.
Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике “Элементы геометрии” французского математика Лежандра (1752-1833 гг.). В “Началах” Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его
По материалам книг: Г. Глейзер “История математики в школе”, С Акимова “Занимательная математика”.
Прочитав текст, составьте в тетради таблицу вопросов по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова.
Что?
Кто?
Где?
Когда?
Почему?
Зачем?
ЛИСТ №2
Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.
№
рисунок
Определяемое понятие
Используемые ключевые понятия
1
Окружность
Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр.
2
радиус
Точки окружности, центр окружности, отрезок.
3
Хорда
Отрезок, точки окружности.
4
Диаметр
Хорда окружности, центр окружности.
ЛИСТ №3
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Рассмотрите прямую m, точку М вне её и отрезок МК.
Постройте в тетради три окружности с центром в точке М:
1. Радиус окружности r
2. Радиус окружности r = MK
3. Радиус окружности r MK
Дайте определение расстояния от точки до прямой: Расстояние от точки до прямой – это