Предмет | Математика |
Класс | 6 |
Автор УМК | Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков , С.И. Шварцбурд |
Тема урока | Взаимно обратные числа |
Тип урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий |
Цели деятельности учителя | Цели: ввести понятие взаимно обратных чисел; определять взаимно обратные числа; приводить примеры взаимно обратных чисел, отбирать взаимно обратные числа, аргументировать свой выбор; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: Личностные: проявление положительного отношения к урокам математики; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Самооценка – способность осознать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: уметь определять, является ли данная пара чисел взаимно обратными числами; приводить примеры пар взаимно обратных чисел, отбирать из множества чисел взаимно обратные друг другу, аргументировать свой выбор; выполнять преобразования для нахождения одного из взаимно обратных чисел, если известно другое. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на успех в учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной и в письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое знание от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Основные понятия | Взаимно обратные числа |
Ресурсы | Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – учебник «Математика 6», презентация |
Организация пространства | Фронтальная, индивидуальная, групповая работа. |
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность ученика | Планируемые результаты |
предметные | Универсальные учебные действия |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | Прозвенел уже звонок Начинается урок. Но, вначале мы проверим Все готовы ли к нему? Если есть на вашей парте И учебник, и тетрадь Есть пенал и есть дневник – Вы прилежный ученик. Ну, а, ели что забыли Вы достать на этот раз – Доставайте не ленитесь И, притом, поторопитесь! (слайд 2) Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке. Сегодня мы продолжим покорение «страны» под названием «Обыкновенные дроби». | Слушают учителя, отвечают на вопросы | | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цели: - актуализировать требования к учащимся с позиций учебной деятельности; - создать условия для формирования внутренней потребности учащихся во включении в учебную деятельность; - установить тематические рамки | Создает условия для выполнения учениками пробного учебного действия. Организует работу по актуализации опорных знаний. | Ребята, какие действия с обыкновенными дробями мы изучили? Сейчас проверим, как вы усвоили правила изученных действий. (самостоятельная работа) (слайд 3) Проверка работы в парах: «5»- без ошибок; «4»- 1-2 ошибки; «3»-3-4 ошибок; «2»- более 4 ошибок. Ответы проецируются на доску. (слайд 5, 6) - Какая дробь называется обыкновенной? - Какая дробь называется правильной? -Какая дробь называется неправильной? -Что заменяет дробная черта? -Что значит сократить дробь? -Каким образом умножаются обыкновенные дроби? (слайд 7) | Решают самостоятельную работу, проводят взаимопроверку. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют проблему, которое соответствует новой теме, разрешение которой и будет произведено на уроке | Уметь определять цель, планировать свою деятельность. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: планировать деятельность в учебной ситуации, оценивать степень и способы достижения цели, выбирать средства достижения цели. |
3. Постановка учебной задачи Цели: - создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; - выявить место затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию, выявляет места и причины затруднения. | Выполните умножение: ; ; ; 5 ; 0,2 • 5; 2 • . (слайд 8) -Какое произведение лишнее ? ( ) Почему? (Произведение не равно 1.) На доске записаны числа: (слайд 9) - Выпишите в тетрадь пары взаимно обратных чисел. - В чем причина вашего затруднения? - Какую цель вы поставите перед собой?(слайд 10) - Сформулируйте тему урока. (слайд 11) - Что нам поможет освоить эту тему и достичь цели, которую мы перед собой поставили. | Ученики читают выражения. Формулируют возникшее затруднение, формулируют тему, цели урока. | Уметь выделять существенную информацию из проблемы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое знание от уже известного с помощью учителя). |
4. Построение проекта выхода из затруднения Цели: - создать условия для уточнения индивидуальных целей будущих действий; - организовать составление плана совместных действий | Организует построение и фиксацию нового знания. Помогает преодолеть возникшее ранее затруднение. | - Откройте учебник (стр. ) - Используя алгоритм выполните задания. (слайд 12) Дать определение взаимно обратных чисел. Привести пример взаимно обратных чисел (придумать самим) Найти взаимно обратные числа из чисел, которые представлены на доске. -В наших примерах участвовали разные числа: натуральные, смешанные, обыкновенные дроби. - А если число смешанное, что мы сначала сделаем? - Как записать число, обратное смешанному числу? - Найдите число, обратное (слайд 13) = , значит, обратным числу будет . - Как записать число, обратное натуральному числу, например 5? (слайд 14) - Да, правильно, сначала представим натуральное число в виде дроби , а затем меняем числитель и знаменатель дроби местами. Получаем число . Все ли числа имеют обратное число? (Нуль не имеет обратного числа.) В ходе рассуждений заполняется таблицы в общем виде (таблица проецируется на экран) (слайд 15) Число | Обратное число | | | а | | а = | | 0 | не имеет обратного числа | | Отвечают на вопросы, находят определение взаимно обратных чисел, рассматривают примеры. Придумывают свои примеры чисел, аргументируют свой выбор, делают записи в тетрадях. | Знают, какие числа называют взаимно обратными, как записать число, обратное обыкновенной дроби, смешанному числу, натуральному числу. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию, анализировать факты и явления, строить логические рассуждения. Коммуникативные: уметь формулировать и аргументировать свое мнение, владеть диалогической формой речи. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, принимать и сохранять учебную задачу. |
Физкультминутка | | Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше потянулись. Ну-ка! Плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели-встали, сели- встали. И на месте побежали… (слайд 16) | | | |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: закрепление нового знания в речи и знаках | Организует закрепление нового знания в речи и знаках. | Закончите предложения: (учащиеся делают самостоятельно, а потом взаимопроверка) (слайд 170 -Число, обратное числу , - это … - Число, обратное числу 28, - это… - Число, обратное числу , - это… -Число, обратное числу , - это… Работа с учебником. (слайд 18) № 577, 579 (учащиеся выборочно работают у доски с комментированием, остальные в тетрадях) № 583 (с места с комментированием) Графический диктант. Если утверждение верно, учащиеся ставят знак «^», неверно – «–». (слайд 19) Числа, произведение которых равно 1, называются взаимно обратными. Число, обратное - это 2 Число, обратное натуральному числу, в числителе имеет 1. Не существует число, у которого нет обратного числа. Десятичная дробь не имеет обратного числа. 10 и 0,1- взаимно обратные числа. Если число х сначала умножить на некоторое число a, а потом умножить на число, обратное а, то получится опять х. 1- число, обратное самому себе. Обратное число надо уметь находить, чтобы выполнять вычитание дробей. Числу 10000 найдется обратное число. Ключ ответов: ^ – ^ – – ^ ^ ^ – ^ (слайд 20) Анализ ошибок. | Выполняют задания письменно, в тетрадях и у доски | Умеют находить число, обратное обыкновенной дроби, смешанному числу, натуральному числу. | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности | Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. Выставление оценок. | Составление учащимися «картины» деятельности на уроке. (слайд 21) Я сегодня узнал … Было интересно … Было трудно … Я выполнял задания … Я понял, что … Я теперь могу … Я научился … У меня получилось … Я попробую … Меня удивило … Мне захотелось… | Отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание. | Уметь строить логически обоснованные рассуждения, представлять информацию в разных формах | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свое мнение и позицию |
| | | | | |