Открытый урок математики. 2 класс.
Тема: « Приёмы вычислений для случаев вида: 36 + 2; 36 + 20»
Цели: 1) формировать умение сложения на основе поразрядного принципа
( без перехода через разряд)
2) развивать вычислительные навыки, логическое мышление, умение
анализировать и делать выводы, умение рассуждать, познавательную
активность.
3) воспитывать: уважение к товарищу, умение выслушивать товарищей
( работая в группах).
Ход урока.
Организационный момент.
Устный счёт.
1 - уровень | 2 – уровень | 3 - уровень |
Найди значения выражений | Вставь числа, посчитай | Вставь числа, посчитай |
9 + 3 = 18 – 9 = 8 + 4 = 14 – 7 = | 6 + * = 13 * - 5 = 7 17 - * = 8 * - 8 = 8 | 12 + * = 15 * - 7 = 11 16 - * = 12 * - 8 = 12 |
Актуализация знаний и объяснение нового материала.
На доске числа: 12, 1, 14, 3, ( 16, 5, 18, 7)
- Посмотрите, по какому принципу составлены числа и продолжите ряд.
- Посмотрите, на какие группы можно разделить все числа? (однозн., двузн.)
- Чем отличаются однозначные числа от двузначных?
( в двузначных числах есть разряды: десятки и единицы)
- Назовите наименьшее однозначное число? ( 0)
- Назовите наибольшее двузначное число? (99)
- Найдите рациональным способом сумму однозначных чисел?
( 7 + 3 + 5 + 1 )
- Какое число получилось? ( двузначное в котором 1 дес. и 6 ед.)
- Назовите соседей этого числа? ( 15 и 17)
- Откройте учебники ( с.48) посмотрите внимательно на Знайку Математика и
Сформулируйте тему нашего урока:
(дети) – « Решение примеров вида: 36 + 2; 36 + 20.
(учитель) – Попробуйте определить цель к которой вы сегодня на уроке будете стремиться. ( дети определяют для себя цель на урок).
(учитель) - Как вы думаете « Что нам необходимо повторить, чтобы лучше усвоить материал урока?
(дети и учитель) : 1. Приёмы сложения в пределах 10
2. Приёмы сложения круглых чисел.
3. Прибавление однозначного числа к круглому.
4. Приёмы разложения двузначных чисел на разрядные
Слагаемые.
Вспомним св-ва сложения и вычислим суммы удобным способом.
( устно) 20 + 2 + 6 + 40 = 1 + 30 + 7 + 60 = - на доске.
(учитель) – Перед вами карточки, выберете то задание, с которым вы сможете
Справиться.
1. Приёмы сложения в пределах 10.
1 - уровень | 2 – уровень | 3 - уровень |
Найди значения выражений | Вставь числа, посчитай | Догадайся по какому принципу составлена таблица и заполни. |
3 + 6 = 1 + 7 = 4 + 5 = 1 + 9 = | 2 + * = 9 * + 4 = 9 3 + * = 8 * + 5 = 7 | |
2. Приёмы сложения круглых чисел.
1 - уровень | 2 – уровень | 3 - уровень |
Найди значения выражений | Вставь числа, посчитай | Вставь числа, чтобы получились верные равенства. |
30 + 60 = 10 + 70 = 40 + 50 = 10 + 90 = | 20 + * = 90 * + 40 = 90 30 + * = 80 * + 50 = 70 | 60 + 20 = * * + 50 70 + * * = 30 + 60 |
3. Прибавление однозначного числа к круглому.
1 - уровень | 2 – уровень | 3 - уровень |
Найди значения выражений | Вставь числа, посчитай | Используя числа: 90, 30, 20, 70, 60 Составь верные равенства,запиши. |
30 + 8 = 40 + 2 = 50 + 6 = 20 + 9 = | 60 + * = 63 * + 70 = 78 * * + 5 = 85 | |
5. Приёмы разложения числа на разрядные слагаемые.
1 - уровень | 2 – уровень | 3 - уровень |
Найди значения выражений | Вставь числа, посчитай | Вставь нужные числа. |
36 = 30 + 6 27 = 20 + * 71 = 70 + * 49 = 40 + * | 43 = ** + * 87 = ** + * 58 = ** + * | 40 + 7 = * + 40 50 + 3 |
Проблема:
Основываясь на знаниях, которые у нас имеются, объясните
- Как найти значения данных выражений? 36 + 2; и 36 + 20
Для этого мы разобьёмся на 3 группы.
1 группа – 1 уровень « Практики»
Они будут решать данную проблему с помощью пучков палочек
( как показано на образце в учебнике)
2 группа – 2 уровень « Теоретики»
Они будут решать данную проблему с помощью карточек и образца в учебнике.
( карточки) 10 20 30 40 50 60 70 80 90
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Заменяю 36 + 2 = 30 + 6 + 2 = 30 + 8 = 38
Получаю 30 + 6
Удобнее 36 + 20 = 30 + 6 + 20 = 50 + 6 = 56
30 + 6
3 группа – 3 уровень « Мыслители»
Они проанализировав объяснение в учебнике, используя образец учителя
Дают своё объяснение проблеме.
45 + 3 = 48 45 + 30 = 75
Заслушивание групп.
1 – гр. – Выложили число ( 36) с помощью 3 пучков палочек и 6 отдельных палочек. Добавили к 6 палочкам 2 палочки = 8 палочек.
(учитель) – Почему вы 2 палочки добавили именно к 6 палочкам?
( дети) – т.к Единицы складываем с единицами.
( учитель) – Какой разряд не изменился? ( десятки)
Аналогично объясняют каким образом к 36 + 30.
2 – гр. – Объясняют решение проблемы используя карточки разрядных слагаемых.
3 – гр. – Объясняют решение проблемы по образцу данному учителем.
В ходе объяснения проблемы постоянно звучит вывод.
Вывод: Единицы складываем с единицами,
Десятки складываем с десятками.
4. Закрепление, тренировка, отработка умений.
Работа по учебнику.
№ 1 – Вычисли с устным объяснением.
№ 2 Письменно в тетрадях с проговариванием.
Проблема:
- Подумайте, а как сложить 60 и 18?
- Предлагаю порассуждать.
- Что значит 60? ( 6 десятков)
- Что значит 18? ( 1десяток и 8 единиц)
- Как будем рассуждать?
( сначала сложим 6 дес. и 1 дес. = 7 дес. или число 70, затем к 70 + 8 = 78)
Контроль. Первичное закрепление пройденного.
Перед вами карточки, заполните их, на каком уровне вы сегодня усвоили урок.
1 - уровень | 2 – уровень | 3 - уровень |
Найди значения выражений | Вставь в окошечки числа, чтобы получились верные равенства. | Вставь числа, чтобы равенства были верными. |
33 + 4 = 33 + 40 = 62 + 30 = 20 + 45 = | 44 + * = 47 ** + 32 = 62 6* + * 0 = 78 | 45 + 2 * 45 + 20 37 + ** = 20 + ** |
Конец урока. Рефлексия.
- Что на уроке было главным?
- Что было интересным?
- Что нового узнали?
- Чему научились?
- Добились ли вы своей цели, которую поставили в начале урока?
- Нарисуйте с каким настроением вы заканчиваете урок?