1) Актуализация знаний. Устный счёт. -На экране различные записи. Разбейте их на 2 группы. Объясните свой выбор. 10 + 43 31 – 11 30 – = 18+ 2 + 20 = 25 10 – 2 54 + 8 - Начнёмсвою работу с этой группы. Что обозначает ? - Вставьте числа 5, 9, 10, будьте внимательны. - Прочитайте, что у вас получилось. - Как можно назвать все эти записи? - Прочитайте только равенства, … неравенства. - Перейдём ко второй группе выражений. Назовите эти выражения. - Прочитайте числовое выражение 20+43 разными способами. - Что значит «найти значение выражения»? - Найдите значения этих числовых выражений. - Какое из выражений связано с нашим новогодним календарём? Составьте по нему задачу. Правильно ли составлена задача? Сколько же дней осталось до Нового года? -Отметим в нашем календаре. - Подпишите в тетрадях число, классную работу. 2) Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. - Как вы думаете, просто так ли я сегодня заговорила о числовых выражениях? Как вы думаете, в математике существуют только числовые выражения, или есть и другие? Вот об этом вы сегодня и узнаете. Фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия. - Запишите данные выражения в тетрадь, найдите их значение: 60 + 12 80 – 18 14 - - Справились ли вы с заданием? Почему? Какое затруднение у вас возникло? 1) Восстановление выполнения операции и фиксирование места(шага), где возникло затруднение. -Что обозначает окошко? 2) Обдумывание будущих учебных действий. -Как же нам найти значение последнего выражения? -На доске у меня числа 9, 15, подставьте их вместо окошка в выражение. - Справились с заданием? Почему? - Найдите значение последнего выражения. Проверка. Работа по учебнику, с. 76. - На пеньке вы видите карточку. Каждый их учеников лесной школы хочет составить числовое выражение. Какое выражение получится у зайца? Лисы? Ежа? Белки? - Какие выражения у нас получились? Значит, если в выражением с окошком подставлять разные числа, получатся разные числовые выражения. - Кого вы видите на полях? - На улице зима, а эти птицы не улетели. Почему? - Легко ли приходится птицам зимой? Как люди помогают птицам зимовать? А вы подкармливаете птиц зимой? Я в этом не сомневалась, молодцы. - Найдите этих птиц в нашем классе. Они тоже хотят учиться в лесной школе. Какие числа они принесли нам? - Выберите одну карточку. Составьте по ней числовые выражения с этими числами. Найдите их значения. 1) Формулирование темы, учебной задачи урока учащимися - Посмотрите на экран. Как же назвать эту запись 2+ ? Можно её прочитать? Чем заменить окошко? - В математике принято вместо окошка использовать буквы латинского алфавита. Заменим окошко буквой а . Прочитайте полученное выражение. 2+а -Латинский алфавит появился в глубокой древности и знаком почти всем людям Земли. Он есть и в учебнике, с.96. Слева вы видите написание букв, а справа их название. Назовите некоторые буквы. Некоторые буквы мы будем использовать чаще других, я их специально размещу перед вашими глазами. a b с d e k m n x y - Прочитайте следующие выражения: 15+ b 40 – c e + 25 k - 17 - Как же назвать выражения, в которых содержится буква? Итак, назовите тему урока. - Чему будем учиться на уроке? 2) Поиск решения учебной задачи. -Какой помощник помогает вам получать новые знания. Прочитайте сведения вверху на стр. 77. Работа по учебнику. 3) Составление алгоритма работы с буквенным выражением. - Прочитайте буквенное выражение k+7. Запишите его в тетрадях. - Найдём значение буквенного выражения, если k=10, если k=7. Пишу на доске. - Давайте составим план работы с буквенным выражением. - Что сделали сначала? (Прочитали.) - А потом? (Записали на доске и в тетради.) - Затем? (Вставили вместо буквы число.) - А потом? (Нашли значение выражения.) - Работаем с буквенным выражением по алгоритму k-7, если k=10 1) Работа в парах по карточкам. Решение типового задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 60 - с, если с = 7, с = 35 d + 35, если d = 8, d = 40 e – 6, если e = 11, e = 25 Проверка по эталону. Слайды 2) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. С. 77, номер внизу страницы. -Прочитайте задание. 1 вариант работает по алгоритму над буквенным выражением с буквой а 2 вариант: буквенное выражение с буквой b - Проверьте по эталону: 23, 22. 1) Работа над задачей. № 2, стр.77. - Прочитайте задачу. О ком в ней говорится? Сколько денег было у мамы? Сколько денег потратила мама? Каков вопрос задачи? Можем сразу ответить на вопрос? Что для этого нужно знать? Что узнаем сначала? Сможем теперь ответить на вопрос задачи? - Запишем решение задачи. - Посмотрите внимательно на числа в задаче, кто может предложить другой способ решения? - Представьте, что мама потратила другую сумму в магазине. Какую? Приведите примеры. Замените в первом выражении число потраченных денег буквой с. Какое выражение у нас получится? Какие числа можно подставить вместо с ? 2) На доске начерчен треугольник. - Назовите геометрическую фигуру. Вам известны стороны треугольника. Обозначим его стороны буквами латинского алфавита a, b, c. - Что такое периметр многоугольника? - Составьте буквенное выражение, по которому можно найти периметр треугольника. - С помощью этого выражения мы сможем найти периметр любого треугольника. - Измерьте стороны и найдите периметр нашего треугольника. - Какие новые знания вы сегодня открыли? - Теперь мы знакомы с выражениями двух видов. Назовите их. Приведите примеры. - Оцените свою деятельность на уроке. - Спасибо за урок! Д/з: запомнить буквы латинского алфавита, выполнить № 4 на стр. 77. | *Делят записи на 2 группы, объясняют свой выбор. 1: + 20 = 25 10 – 2 30 – = 18+ 2 2: 10 + 43 31 – 11 54 + 8 - Неизвестное число, которое нужно вставить. *Подставляют числа. Читают выражения. - Числовые выражения. Читают равенство, неравенства. - Числовые выражения. Читают разными способами. (К числу прибавить…, первое слагаемое…, сумма чисел) - Посчитать, вычислить, найти результат. 31-11 Составляют задачу: «В декабре 31 день. Сегодня 11 декабря. Сколько дней осталось до Нового года? *Отмечают новогодний календарь. Строят предположение о предстоящей работе. *Самостоятельно находят значение первых двух выражений. - Нет. Не смогли найти значение последнего выражения. Неизвестно второе число. Фиксируют затруднение. / Не смогли найти значение последнего выражения, т.к. неизвестно второе число. - Неизвестное число. *Строят проект выхода из затруднения. - Можно подставить числа в окошки. - В это выражение можно подставить только число 9. Из 14 нельзя вычесть 15. *Чтение выражений, нахождение значений. Сигнальные карточки. Читают выражения. Находят значения. -Разные числовые выражения. -Птицы: ворона, сорока, синица, воробей. -Это зимующие птицы. Они не боятся мороза. Им трудно добывать корм. - Вешают кормушки, подкармливают. Находят изображения птиц в классе. Работа по выбору учащихся. Называют числа, читают выражения. - Не знаем. Не можем прочитать. - Буквой. Читают выражение. Знакомятся с латинским алфавитом. Называют некоторые буквы.. Формулируют тему урока. «Буквенные выражения» -Читать, записывать, находить значение буквенных выражений. - Учебник. * Читают сведения в учебнике. * Работают в тетрадях. Путём ответов на вопросы составляют алгоритм работы с буквенным выражением Карточка-помощник. 1. Прочитать выражение. 2. Записать. 3. Подставить вместо буквы число. 4. Вычислить значение. * Работает у доски ученик. Выполняют работу в парах. Проверяют. Оценивают результат. Самостоятельная работа. Проверка по эталону. *Читают и разбирают задачу по вопросам учителя. Намечают план решения. 1) Сколько всего денег было? + 2) Сколько денег осталось? - (50+10) – 40 = 20 (руб.) Запись на доске: (50-40) +10 = 20 10, 15, 20, 30, 55 руб. Применение новых знаний. (50+10) – с С 60 - Треугольник. Длины сторон неизвестны. - Сумма длин его сторон. P = a + b + c a = b = с = *Находят периметр, записывают решение. Отвечают на вопросы. - Числовые выражения. - Буквенные выражения. Оценивают свою деятельность на уроке. |