Просмотр содержимого документа
«Выражение и его значение. Порядок выполнения действий.»
Тема урока: Выражение и его значение. Порядок выполнения действий.
Предмет: математика
Класс: 4 «А»
Цель урока: организация деятельности обучающихся по изучению и первичному закреплению знаний о письменной нумерации в пределах 1000
Задачи урока:
Дидактические:
- актуализировать знания в записи трехзначных чисел;
- познакомить обучающихся с письменной нумерацией в пределах 1000;
- способствовать формированию умения решать текстовые задачи, выполнять изученные вычисления
Развивающие:
- способствовать обогащению математической речи;
- способствовать развитию мыслительных операций сравнение, обобщение, классификация;
Воспитательные:
- способствовать развитию чувства коллективизма при парной и групповой работе;
- создать условия для формирования познавательного интереса к урокам математики.
Планируемые результаты:
Предметные
- вычислять значение числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего 2–4 арифметических действия, использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий;
- решать текстовые задачи в 1–3 действия : представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение .
Метапредметные:
познавательные,
регулятивные,
коммуникативные
-представлять текстовую задачу, её решение в виде арифметической записи текста в соответствии с предложенной учебной проблемой,
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
комментировать процесс вычисления, построения, решения;
Личностные
-оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
-характеризовать свои успехи в изучении математики, стремиться углублять свои математические знания и умения, намечать пути устранения трудностей;
Межпредметныесвязи: литературное чтение
Оснащение урока: технологическая карта, презентация, , учебник , раздаточный материал
Формы организации учебной деятельности: парная, фронтальная работа
Формы контроля: самоконтроль, педагогический контроль
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Ребята ,пожелайте друг другу удачи!
2. Актуализация опорных знаний.
Устный счёт.
— Сосчитайте от 397 до 402, от 788 до 800, от 505 до 494, от 1000 до 989.
— Прочитайте числа. 342, 402, 360, 900, 540.
— Сколько сотен, десятков, единиц в каждом числе?
— Сколько всего десятков в каждом числе? (342 — 34 десятков, 402 — 40 десятков, 360 — 36 десятков, 900 — 90 десятков 540- 54 десятка.)
— Сколько всего сотен в каждом числе? (342 — 3 сотни, 402- 4 сотни, 360 — 3 сотни, 900 — 9 сотен, 540 — 5 сотен.)
— Прочитайте числа в порядке возрастания. (342, 360, 40 540, 900.)
— Прочитайте числа в порядке убывания. (900,540, 402,360,341)
— Какое число может быть лишним? Почему? (342 — нет нулей, 402 — в сумме цифры не составляют 9, 900— есть только один разряд — сотни.)
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
Логические задачи
• Полный бидон с молоком весит 34 кг, бидон, заполненный наполовину, весит 18 кг. Сколько весит пустой бидон?
Решение:
1) 34 — 18 = 16 (кг) — весит половина молока;
2) 18-16 = 2 (кг).
Ответ: пустой бидон весит 2 кг.
• Боря начертил два треугольника. Для обозначения вершин треугольников ему понадобилось только пять букв. Как такое может быть? (Боря начертил треугольники, которыеимели общую вершину.)
Вычисли.
562-60 760-600 950-1 769 + 10
462 + 48 600-35 788-89 652-37
3.1 Целеполагание.
— Какие действия вы выполняли при решении примеров (Сложение и вычитание.)
— Какими знаками они обозначаются? («+» и «-».)
— Назовите знаки действий, которые использованы в следующих выражениях.
200 : 5 - 4 • 2
(200 : 5 - 4) • 2
200 : (5 - 4) • 2
(Три ученика выходят к доске и решают примеры.)
200 : 5 - 4 • 2 = 32
(200 : 5 - 4) • 2 = 72
200 : (5 - 4) • 2 = 400
— Сравните примеры. Чем они похожи? (Одинаковые числа и знаки.)
— Чем отличаются? (По-разному расставлены скобки, значит, порядок действий и ответы тоже будут разными.)
— Сформулируйте тему и задачи урока (Повторить то, что нам известно об арифметических действиях сложения и вычитания, вспомнить правила о порядке выполнения действий в выражениях, научиться находить значения выражений, содержащих несколько действий.)
3.2 Открытие нового знания.
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 6.
— Что такое числовое выражение? (Числа, соединенные знаками арифметических действий.)
— Какие правила порядка выполнения действий вы знаете? (Первое действие выполняют в скобках, затем умножение или деление, а потом сложение и вычитание по порядку.)
— Как выполняются действия, если скобок несколько пар? (По порядку в каждых скобках, а затем по правилам.)
3.3 Первичное закрепление.
№ 11(с. 6). (Фронтальная работа.)
№ 12 (с. 6). (Первый столбик - коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, второй - самостоятельно. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)
3.4 Самостоятельная работа.
№13(с. 6).— Прочитайте задачу.
— Кто понял, как ее решать? Запишите решение задачи выражением.
(Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу со схематическим рисунком.) (Проверка, самооценка.)
Решение: 50 + 5 • 8 = 90 (руб.). Ответ: у Нины было 90 руб.
Физкультминутка
Шеей крутим осторожно –
Голова кружиться может.
Влево смотрим — раз, два, три.
Так. И вправо посмотри. (Вращения головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдемся (Потягивания —руки вверх. Шаги на месте.)
И на место вновь вернемся. (Сесть за парту.)
3.5 Повторение и включение в систему знаний.
№14(с. 6). — Прочитайте задачу.
— Что нужно знать, чтобы сказать, сколько мест в 7 вагонах? (Сколько мест в одном вагоне.)
— Как узнать, сколько мест в одном вагоне? (120:2.)
2. Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание
— Запишите решение задачи выражением.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)
(Для учащихся, которые затрудняются объяснить, что обозначают выражения, необходимо составить таблицу.)
Масса одного пакета
Количество пакетов
Общая масса семян
Астры
5г
?
250 г
Гвоздики
8г
?
240 г
Решение:
1) 250 : 5 — узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами астр;
2) 240 : 8 - узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами гвоздик;
3) 250 : 5 + 240 : 8 - узнаем, сколько всего пакетов с семенами цветов упаковали.
— Поставьте вопрос к задаче так, чтобы в выражении был знак «минус». (На сколько пакетов с семенами астр упаковали больше, чем пакетов с семенами гвоздик ?)
— Запишите решение этой задачи. (250: 5 — 240: 8 — 20 (п.).)
1. Работа по учебнику
Парная работа ( фронтальная проверка)
№15(с. 7).— Рассмотрите таблицу.
— Что неизвестно в каждом столбике? Как мы находим неизвестное? (В первом столбике неизвестна сумма. Чтобы найти сумму, надо к первому слагаемому 170 прибавить второе слагаемое 230. Сумма 400. Во втором столбике неизвестно первое слагаемое. Чтобы найти первое слагаемое, надо из суммы 330 вычесть второе слагаемое 40. Первое слагаемое 290.)
(Аналогичная работа проводится с каждым столбиком каждой таблицы.)
— Посмотрите на записи на полях и сформулируйте правила.
(1. Если к числу прибавить ноль, то получится это же число.
2. Если из числа вычесть ноль, то получится это же число.
3. Если из числа вычесть такое же число, то получится ноль.)
— Какие еще свойства сложения вы знаете? (От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.)
— Запишите его, используя буквы, (а + с = с + а.)
№16(с. 7). (Устная фронтальная работа.)
— Что неизвестно в каждом уравнении?
— Как найти неизвестный компонент?
— Чему равен х в каждом уравнении?
— Замените одно из чисел в каждом уравнении так, чтобы х не был равен нулю, а в последнем уравнении так, чтобы значение разности не было равно нулю.
4. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 7). Самопроверка по образцу.) Ответ: 80.