Цели: ознакомить с приемами вычитания числа из суммы;
учить применять прием вычитания числа из суммы при решении
задач:
развивать вычислительные навыки, логическое мышление.
Оборудование для учащихся: зеленые и красные карточки.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Устный счет
3. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята мы с вами решили примеры и открыли буквы, какие слова у нас с вами получились?
- Правильно, сегодняшняя тема нашего урока «Вычитание числа из суммы».
4. Объяснение нового материала.
- Ребята, давайте вспомним из каких частей состоит задача?
- Молодцы правильно: условие, вопрос, решение и ответ задачи.
Учитель: Прочитаем задачу.
Ученик: Около реки Нил отдыхало стадо из нескольких бегемотов. Пять больших бегемотов зашли в воду, а 4 больших и столько же маленьких бегемотов остались на берегу. Сколько бегемотов было в этом стаде?
Учитель: Как поняли выражение «4 больших и столько же маленьких бегемотов»?
Ученики: Четыре больших бегемота и четыре маленьких бегемотов.
Учитель: Какое выражение составили к задаче?
Ученики: 5 + (4 + 4)
Проверка: появляется на ИД изображение выражения 5 + (4 + 4).
Учитель: Что обозначает в данной записи сумма чисел 4+4?
Ученики: К 4 большим бегемотам, оставшихся на берегу, прибавили 4 маленьких бегемотов, которые тоже остались на берегу.
Учитель: Можно ли составить другое выражение? У кого получилось другое выражение?
Ученики: (5 + 4) + 4
Проверка: появляется на ИД изображение выражения (5 + 4) + 4.
Учитель: Что обозначает в данной записи сумма чисел 5+4?
Ученики: К пяти большим бегемотам, которые вошли в воду, прибавили четырех больших бегемотов, оставшихся на берегу.
Учитель: Почему возможно к данной задаче записать два выражения: 5 + (4 + 4) и (5 + 4) + 4? Одинаково ли значение выражений? Почему?
Ученики: Значение выражений одинаково. В стаде было 13 бегемотов. Переместительное и сочетательное свойства сложения показывают, что сумма не зависит от порядка слагаемых и порядка действий.
Учитель: Сколько больших бегемотов было в стаде?
Ученики: 9 бегемотов.
Парная работа.
Учитель: Замените некоторые числа суммой одинаковых слагаемых.
Изображение на ИД:
10 = …+… по аналогии: 12, 14, 16, 18, 20.
Ученики: 10 = 5 + 5; 12 = 6 + 6; 14 = 7 + 7; 16 = 8 + 8; 18 = 9 + 9; 20 = 10 + 10.
Оценивание в парах.
Учитель: А теперь игра «Светофор». Если высказывание истинное – поднимаем зелёную карточку, если ложное – красную.
1. Отрезок – это часть прямой, ограниченная с обеих сторон точками -концами отрезка.
2. Результат вычитания называют суммой.
3. У прямоугольника все углы прямые.
4. 14 – это 5 плюс 5.
5. Первым в выражении выполняется действие в скобках.
6. Компоненты действия сложения называются слагаемыми.
Фронтальная работа.
Задача
К-40
З-30
П-10
Ост.?
Решение: (40+30)-10=60(л)
Ребята давайте решим другими способами:
1 сп. Мы нашли в решении
2 сп. (40-10)+30=60
3 сп. (30-10)+40=60
Ответ: Осталось 60 л.
Работа в группе.
Спрятанные числа.
Оценивание.
Закрепление игра «Кто быстрей».
Вырази в минутах.
1 ч 20 мин= 80 мин
1 ч 10 мин=70 мин
1ч 30мин = 90 мин
1 ч 40 мин =100 мин
Итог урока.
Учитель: Как можно вычесть число из суммы?
Ученики: 1) Найти значение суммы и вычесть из нее число. 2) Вычесть, если возможно, число из первого слагаемого и прибавить к полученному результату второе слагаемое. 3) Вычесть, если возможно, число из второго слагаемого и полученный результат прибавить к первому слагаемому.
Рефлексия.
Оцените себя, как вы сегодня работали?