kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочная деятельность по математике "Десятичные дроби"

Нажмите, чтобы узнать подробности

О чем эта статья:

Понятие десятичной дроби

Свойства десятичных дробей

Как записать десятичную дробь

Как читать десятичную дробь

Преобразование десятичных дробей

Действия с десятичными дробями

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по математике "Десятичные дроби"»



Оказывается, научиться работать с дробями полезно не только для школы, но и чтобы написать музыкальный трек или сверстать сайт.

В этой статье разбираемся с теорией и учимся выполнять основные действия с дробями.


О чем эта статья:

Понятие десятичной дроби

Свойства десятичных дробей

Как записать десятичную дробь

Как читать десятичную дробь

Преобразование десятичных дробей

Действия с десятичными дробями


Понятие десятичной дроби


Прежде чем отвечать на вопрос, как найти десятичную дробь, разберемся в основных определениях, видах дробей и разницей между ними.


Дробь — это запись числа в математика, в которой a и b — числа или выражения. По сути, это всего лишь одна из форм, в которое можно представить число. Есть два формата записи:

обыкновенный вид — ½ или a/b,

десятичный вид — 0,5.

В обыкновенной дроби над чертой принято писать делимое, которое становится числителем, а под чертой всегда находится делитель, который называют знаменателем. Черта между числителем и знаменателем означает деление.

В десятичной дроби знаменатель всегда равен 10, 100, 1000, 10000 и т.д. По сути, десятичная дробь — это то, что получается, если разделить числитель на знаменатель. Десятичную дробь записывают в строчку через запятую, чтобы отделить целую часть от дробной. Вот так:

0,8

7,42

9,932

Конечная десятичная дробь — это дробь, в которой количество цифр после запятой точно определено.

Бесконечная десятичная дробь — это когда после запятой количество цифр бесконечно. Для удобства математики договорились округлять эти цифры до 1-3 после запятой.


Свойства десятичных дробей


Главное свойство десятичной дроби звучит так: если к десятичной дроби справа приписать один или несколько нулей — ее величина не изменится. Это значит, что если в вашей дроби куча нулей — их можно просто отбросить. Например:

0,600 = 0,6

21,10200000 = 21,102

Основные свойства

Дробь не имеет значения, при условии, если делитель равен нулю.

Дробь равна нулю, если числитель равен нулю, а знаменатель — нет.

Две дроби a/b и c/d называются равными, если a * d = b * c.

Если числитель и знаменатель умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь


Обыкновенная и десятичная дробь — давние друзья. Вот, как они связаны:

Целая часть десятичной дроби равна целой части смешанной дроби. Если числитель меньше знаменателя, то целая часть равна нулю.

Дробная часть десятичной дроби содержит те же цифры, что и числитель этой же дроби в обыкновенном виде.

Количество цифр после запятой зависит от количества нулей в знаменателе обыкновенной дроби. То есть 1 цифра — делитель 10, 4 цифры — делитель 10000.


Как записать десятичную дробь

Давайте разберем на примерах, как записывается десятичная дробь. Небольшая напоминалка: сначала пишем целую часть, ставим запятую и после записываем числитель дробной части.


Пример 1. Перевести обыкновенную дробь 16/10 в десятичную.


Как решаем:

Знаменатель равен 10 — это один ноль.

Отсчитываем справа налево в числителе дробной части один знак и ставим запятую.

В полученной десятичной дроби цифра 1 — целая часть, цифра 6 — дробная часть.


Ответ: 16/10 = 1,6.


Пример 2. Перевести 37/1000 в десятичную дробь.


Как решаем:

Знаменатель равен 1000 — это три нуля.

Отсчитываем справа налево в числителе дробной части три знака и ставим запятую.

Так как в числителе только две цифры, то на пустующие места пишем нули.

В полученной десятичной дроби цифра 0 — целая часть, 037 — дробная часть.


Ответ: 37/1000 = 0,037.







Как читать десятичную дробь


Чтобы учитель вас правильно понял, важно читать десятичные дроби грамотно. Сначала произносим целую часть с добавлением слова «целых», а потом дробную с обозначением разряда — он зависит от количества цифр после запятой:

Сколько цифр после запятой? Читается, как

одна цифра — десятых; 1,3 — одна целая, три десятых;

две цифры — сотых 2,22 — две целых, двадцать две сотых;

три цифры — тысячных; 23,885 — двадцать три целых, восемьсот восемьдесят пять тысячных;

четыре цифры — десятитысячных; 0,5712 — ноль целых пять тысяч семьсот двенадцать десятитысячных;

и т.д.



Преобразование десятичных дробей


Чтобы ни одна задача не смутила вас своей формулировкой, важно знать, как преобразовывать десятичные дроби в другие виды. Сейчас научимся!

Как перевести десятичную дробь в проценты


Уже в пятом классе задачки по математике намекают, что дроби как-то связаны с процентами. И это правда: процент — это одна сотая часть от любого числа, обозначают его значком %.


1% = 1/100 = 0,01


Чтобы узнать, как перевести проценты в дробь, нужно убрать знак % и разделить наше число на 100, как в примере выше.


А чтобы перевести десятичную дробь в проценты — умножаем дробь на 100 и добавляем знак %. Давайте на примере:


0,15 = 0,15 · 100% = 15%.


Выразить дробь в процентах просто: сначала превратим её в десятичную дробь, а потом применим предыдущее правило.


2/5 = 0,4

0,4 · 100% = 40%


8/25 = 0,32

0,32 · 100% = 32%


Чтобы разрезать торт на равные кусочки и не обижать гостей, нужно всего-то запомнить соотношения частей и целого. Наглядная табличка — наш друг-помощник:

Преобразование десятичных дробей


Быстрая напоминалка:


Десятичная дробь — это число с остатком, где остаток стоит после целой части и разделяется запятой.


Смешанная дробь — это тоже число с остатком, но остаток записывают в виде простой дроби (с черточкой).


Чтобы переводить десятичные дроби в смешанные, не нужно запоминать особые алгоритмы. Достаточно понимать определения и правильно читать заданную дробь — этим школьники и занимаются в 5 классе. А теперь давайте потренируемся!


Пример 1. Перевести 5,4 в смешанное число.


Как решаем:

Читаем вслух: пять целых четыре десятых. «Четыре десятых» подсказывают, что в числителе будет 4, а в знаменателе — 10. В смешанном виде эта дробь выглядит так: 5 4/10.

А теперь сократим числитель и знаменатель на два (потому что можно) и получим: 5 2/5.


Ответ: 5,4 = 5 2/5.


Пример 2. Перевести 4,005 в смешанное число.


Как решаем:

Читаем вслух: четыре целых пять тысячных. Значит 5 — идет в числитель, а 1000 — в знаменатель. В смешанном виде получается так: 4 5/1000. После сокращения: 4 1/200.


Ответ: 4,005 = 4 1/200.


Пример 3. Перевести 5,60 в смешанное число.


Как решаем:

Читаем вслух: пять целых шестьдесят сотых. Отправляем 60 в числитель, а 100 — в знаменатель. В смешанном виде дробь такая: 5 60/100.

Сократим дробную часть на 10 и получим 5 6/10. Или можно вспомнить про свойство десятичной дроби и просто отбросить нули в числителе и знаменателе.


Ответ: 5,60 = 5 6/10.

Как перевести десятичную дробь в обыкновенную


Не будем придумывать велосипед и рассмотрим самый простой способ превращения десятичной дроби в обыкновенную. Вот, как это сделать:

Перепишем исходную дробь в новый вид: в числитель поставим исходную десятичную дробь, а в знаменатель — единицу. Например:

0,35 = 0,35/1

2,34 = 2,34/1

Умножим числитель и знаменатель на 10 столько раз, чтобы в числителе исчезла запятая. При этом после каждого умножения запятая в числителе сдвигается вправо на один знак, а у знаменателя соответственно добавляются нули. На примере легче:

0,35 = 0,35/1 = 3,5/10 = 35/100

2,34 = 2,34/1 = 23,4/10 = 234/100

А теперь сокращаем — то есть делим числитель и знаменатель на кратные им числа:

0,35 = 35/100, делим числитель и знаменатель на пять, получаем 6/20, еще раз делим на 2, получаем итоговый ответ 3/10.

2,34 = 234/100 = 117/50 = 2 17/50.


Не забывайте про минус в ответе, если пример был про отрицательное число. Очень обидная ошибка!


Действия с десятичными дробями


С десятичными дробями можно производить те же действия, что и с любыми другими числами. Рассмотрим самые распространенные на простых примерах.

Как разделить десятичную дробь на натуральное число

Разделить целую часть десятичной дроби на это число.

Поставить запятую в частном и продолжить вычисление, как при обычном делении.

Пример 1. Разделить 4,8 на 2.

Как решаем:

Записать деление уголком.

Разделить целую часть на два. Записать полученный результат в частное и поставить запятую.

Умножить частное на делитель, записать, посмотреть на остаток от деления. Но мы еще не закончили, поэтому остаток «ноль» не записываем. Сносим 8 и делим её на 2.

Делим еще раз. Записываем полученную 4 в частном и умножаем её на делитель:


Ответ: 4,8 : 2 = 2,4.


Пример 2. Разделить 183,06 на 45.


Как решаем:

Записать деление уголком.

Разделить целую часть 183 на 45. Записать результат, поставить запятую в частном.

Записать результат разницы 183 и 180. Снести 0. Записать 0 в частное, чтобы снести 6.

Записать результат разницы 306 и 270. 36 не делится на 45, поэтому добавляем ноль и производим разницу.




Ответ: 183,06 : 45 = 4,068.

Как разделить десятичную дробь на обыкновенную

Чтобы разделить десятичную дробь на обыкновенную или смешанную, нужно представить десятичную дробь в виде обыкновенной, а смешанное число записать, как неправильную дробь.

Пример 1. Разделить 0,25 на 3/4.


Как решаем:

Записать 0,25 в виде обыкновенной дроби: 0,25 = 25/100.

Разделить дробь по правилам:


Ответ: 0,25 : 3/4 = 1/3.


Пример 2. Разделить 2,55 на 1 1/3.


Как решаем:

Записать 2,55 в виде обыкновенной дроби: 2,55 = 255/1000.

Записать 1 1/3 в виде обыкновенной дроби: 1 1/3 = 4/3.

Разделить дробь по правилам:


Ответ: 2,55 : 1 1/3 = 1 73/80.

Как умножить десятичную дробь на обыкновенную

Чтобы умножить десятичную дробь на обыкновенную или смешанную, используют два правила за 6 класс. При первом приводим десятичную дробь к виду обыкновенной и потом умножаем на нужное число. Во втором случае приводим обыкновенную или смешанную дробь в десятичную и потом умножаем.

Пример 1. Умножить 2/5 на 0,8.

Как решаем:

Записать 0,8 в виде обыкновенной дроби: 0,8 = 8/10.

Умножаем по правилам: 2/5 ∗ 8/10 = 2/5 ∗ 4/5 = 8/25 = 0,32.


Ответ: 2/5 ∗ 0,8 = 0,32.


Пример 2. Умножить 0,28 на 6 1/4.


Как решаем:

Записать 6 1/4 в виде десятичной дроби: 6 1/4 = 6,25.

Умножаем по правилам: 0,28 ∗ 6,25 = 0,8.


Ответ: 0,28 ∗ 6 1/4 = 0,8.













В каждом доме есть свой порядок: сначала моем руки, затем едим обед, сначала все уроки — а потом гулять. Так вот, в математике тоже есть последовательность действий, которую важно соблюдать.


О чем эта статья:

Основные операции в математике

Порядок вычисления простых выражений

Действия первой и второй ступени

Порядок вычислений в выражениях со скобками

Порядок вычисления в выражениях со степенями, корнями, логарифмами и иными функциями

Поделиться статьей


Автор


Лидия Казанцева


Рубрика


3 класс


Дата публикации


29.12.2020


Просмотры


142156

Основные операции в математике


Основные операции, которые используют в математике — это сложение, вычитание, умножение и деление. Помимо этих операций есть ещё операции отношения, такие как равно (=), больше (), меньше (


Операции действия:

сложение (+)

вычитание (-)

умножение (*)

деление (:)


Операции отношения:

равно (=)

больше ()

меньше (

больше или равно (≥)

меньше или равно (≤)

не равно (≠)


Сложение — операция, которая позволяет объединить два слагаемых.

Запись сложения: 5 + 1 = 6, где 5 и 1 — слагаемые, 6 — сумма.


Вычитание — действие, обратное сложению.

Запись вычитания: 10 - 1 = 9, где 10 — уменьшаемое, 1 — вычитаемое, 9 — разность.


Если разность 9, сложить с вычитаемым 1, то получится уменьшаемое 10. Операция сложения 9 + 1 = 10 является контрольной проверкой вычитания 10 - 1 = 9.



Умножение — арифметическое действие в виде краткой записи суммы одинаковых слагаемых.

Запись: 3 * 4 = 12, где 3 — множимое, 4 — множитель, 12 — произведение.

3 * 4 = 3 + 3 + 3 + 3


В случае, если множимое и множитель поменять ролями, произведение остается одним и тем же. Например: 5 * 2 = 5 + 5 = 10.


Поэтому и множитель, и множимое называют сомножителями.


Деление — арифметическое действие обратное умножению.

Запись: 30 : 6 = 5 или 30/6 = 5, где 30 — делимое, 6 — делитель, 5 — частное.


В этом случае произведение делителя 6 и частного 5, в качестве проверки, дает делимое 30.


Если в результате операции деления, частное является не целым числом, то его можно представить в виде дроби.


Возведение степень — операция умножения числа на самого себя несколько раз.


Основание степени — число, которое повторяется сомножителем определённое количество раз.


Показатель степени — число, которое указывает, сколько раз берется одинаковый множитель.


Степенью называется число, которое получается в результате взаимодействия основания и показателя степени.

Запись: 34 = 81, где 3 — основание степени, 4 — показатель степени, 81 — степень.

3^4 = 3 * 3 * 3 * 3


Вторая степень называется квадратом, третья степень — кубом. Первой степенью числа называют само это число.


Извлечение корня — арифметическое действие, обратное возведению в степень.

Запись: 4√81 = 3, где 81 — подкоренное число, 4 — показатель корня, 3 — корень.

З^4 = 81 — возведение числа 3 в четвертую степень дает 81 (проверка извлечения корня).

2√16 = 4 — корень второй степени называется — квадратным.


При знаке квадратного корня показатель корня принято опускать: √16 = 4.


3√8 = 2 — корень третьей степени называется — кубическим.


Сложение и вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня попарно представляют обратные друг другу действия. Далее узнаем порядок выполнения арифметических действий.

Порядок вычисления простых выражений


Есть однозначное правило, которое определяет порядок выполнения действий в выражениях без скобок:

действия выполняются по порядку слева направо

сначала выполняется умножение и деление, а затем — сложение и вычитание.


Из этого правила становится яснее, какое действие выполняется первым. Универсального ответа нет, нужно анализировать каждый пример и подбирать ход решения самостоятельно.


Что первое, умножение или деление? — По порядку слева направо.


Сначала умножение или сложение? — Умножаем, потом складываем.



Порядок выполнения действий в математике (слева направо) можно объяснить тем, что в нашей культуре принято вести записи слева направо. А необходимость сначала умножить или разделить объясняется самой сутью этих операций.


Рассмотрим порядок арифметических действий в примерах.


Пример 1. Выполнить вычисление: 11- 2 + 5.


Как решаем:


В нашем выражении нет скобок, умножение и деление отсутствуют, поэтому выполняем все действия в указанном порядке. Сначала вычтем два из одиннадцати, затем прибавим к остатку пять и в итоге получим четырнадцать.


Вот запись всего решения: 11- 2 + 5 = 9 + 5 = 14.


Ответ: 14.


Пример 2. В каком порядке выполнить вычисления в выражении: 10 : 2 * 7 : 5?


Как рассуждаем:


Чтобы не ошибиться, перечитаем правило для выражений без скобок. У нас есть только умножение и деление — значит сохраняем записанный порядок вычислений и считаем последовательно слева направо.


Сначала выполняем деление десяти на два, результат умножаем на семь и получившееся в число делим на пять.


Запись всего решения выглядит так: 10 : 2 * 7 : 5 = 5 * 7 : 5 = 35 : 5 = 7.


Ответ: 7.


Пока новые знания не стали привычными, чтобы не перепутать последовательность действий при вычислении значения выражения, удобно над знаками арифметический действий расставить цифры, которые соответствуют порядку их выполнения.


Например, в такой последовательности можно решить пример по действиям:


Действия первой и второй ступени


В некоторых учебниках по математике можно встретить разделение арифметических действий на действия первой и второй ступени.

Действиями первой ступени называют сложение и вычитание, а умножение и деление — действиями второй ступени.


С этими терминами правило определения порядка выполнения действий звучит так:


Если выражение не содержит скобок, то по порядку слева направо сначала выполняются действия второй ступени (умножение и деление), затем — действия первой ступени (сложение и вычитание).


Порядок вычислений в выражениях со скобками


Иногда выражения могут содержать скобки, которые подсказывают порядок выполнения математических действий. В этом случае правило звучит так:


Сначала выполнить действия в скобках, при этом также по порядку слева направо выполняется умножение и деление, затем — сложение и вычитание.


Выражения в скобках рассматриваются как составные части исходного выражения. В них сохраняется уже известный нам порядок выполнения действий.


Рассмотрим порядок выполнения действий на примерах со скобками.


Пример 1. Вычислить: 10 + (8 - 2 * 3) * (12 - 4) : 2.


Как правильно решить пример:


Выражение содержит скобки, поэтому сначала выполним действия в выражениях, которые заключены в эти скобки.


Начнем с первого 8 - 2 * 3. Что сначала, умножение или вычитание? Мы уже знаем правильный ответ: умножение, затем вычитание. Получается так:


8 - 2 * 3 = 8 - 6 = 2.


Переходим ко второму выражению в скобках 12 - 4. Здесь только одно действие – вычитание, выполняем: 12 - 4 = 8.


Подставляем полученные значения в исходное выражение:


10 + (8 - 2 * 3) * (12 - 4) : 2 = 10 + 2 * 8 : 2.


Порядок действий: умножение, деление, и только потом — сложение. Получится:


10 + 2 * 8 : 2 = 10 + 16 : 2 = 10 + 8 = 18.


На этом все действия выполнены.


Ответ: 10 + (8 - 2 * 3) * (12 - 4) : 2 = 18.


Можно встретить выражения, которые содержат скобки в скобках. Для их решения, нужно последовательно применять правило выполнения действий в выражениях со скобками. Удобнее всего начинать выполнение действий с внутренних скобок и продвигаться к внешним. Покажем на примере.


Пример 2. Выполнить действия в выражении: 9 + (5 + 1 + 4 * (2 + 3)).


Как решаем:


Перед нами выражение со скобками. Это значит, что выполнение действий нужно начать с выражения в скобках, то есть, с 5 + 1 + 4 * (2 + 3). Но! Это выражение также содержит скобки, поэтому начнем сначала с действий в них:


2 + 3 = 5.


Подставим найденное значение: 5 + 1 + 4 * 5. В этом выражении сначала выполняем умножение, затем — сложение:


5 + 1 + 4 * 5 = 5 + 1 + 20 = 26.


Исходное значение, после подстановки примет вид 9 + 26, и остается лишь выполнить сложение: 9 + 26 = 35.


Ответ: 9 + (5 + 1 + 4 * (2 + 3)) = 35.

Порядок вычисления в выражениях со степенями, корнями, логарифмами и иными функциями


Если в выражение входят степени, корни, логарифмы, синус, косинус, тангенс и котангенс, а также другие функции — их значения нужно вычислить до выполнения остальных действий. При этом важно учитывать правила из предыдущих пунктов, которые задают очередность действий в математике.


Другими словами, перечисленные функции по степени важности можно приравнивать к выражению в скобках.


И, как всегда, рассмотрим, как это работает на примере.


Пример 1. Вычислить (4 + 1) * 3 + 62 : 3 - 7.


Как решаем:


В этом выражении есть степень 62. И нам нужно найти ее значение до выполнения остальных действий. Выполним возведение в степень: 62 = 36.


Подставляем полученное значение в исходное выражение:


(4 + 1) * 3 + 36 : 3 - 7.


Дальше нам уже все знакомо: выполняем действия в скобках, далее по порядку слева направо выполняем сначала умножение, деление, а затем — сложение и вычитание. Ход решения выглядит так:


(4 + 1) * 3 + 36 : 3 - 7 = 3 * 3 + 36 : 3 - 7 = 9 + 12 - 7 = 14.


Ответ: (3 + 1) * 2 + 62 : 3 - 7 = 14.


Закрепить на практике тему «Порядок действий» можно на курсах по математике в Skysmart!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеурочная деятельность по математике "Десятичные дроби"

Автор: Волкова Елена Юрьевна

Дата: 01.12.2021

Номер свидетельства: 593198

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Методическая статья «Работа кружков внеурочной деятельности по повышению мотивации к успешному обучению по математике»"
    ["seo_title"] => string(138) "mietodichieskaia-stat-ia-rabota-kruzhkov-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-povyshieniiu-motivatsii-k-uspieshnomu-obuchieniiu-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "258366"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448474284"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Рабочая программа организации внеурочной деятельности по математике для 5 классов в рамках внедрения ФГОС ООО"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_orghanizatsii_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_po_matiematikie_"
    ["file_id"] => string(6) "463738"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1522139150"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Презентация "Путешествие в страну десятичных дробей""
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia_putieshiestviie_v_stranu_diesiatichnykh_drobiei"
    ["file_id"] => string(6) "374691"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1483105597"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Рабочая программа по математике 6 класс (8 вида) "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-6-klass-8-vida"
    ["file_id"] => string(6) "117102"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412699417"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектная деятельность по математике с учащимися 5-6 классов"
    ["seo_title"] => string(62) "proiektnaiadieiatielnostpomatiematikiesuchashchimisia56klassov"
    ["file_id"] => string(6) "282160"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453651147"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства