Урок математики в 4-м классе по теме «Величины. Закрепление»
Тип урока: обобщающий урок.
Вид урока: традиционный.
Цели урока:
Повторить, обобщить представления учащихся о единицах длины, площади, массы. времени.
Проверить знания обучающихся и степень усвоения изученного материала.
Создать условия для формирования: коммуникативной и социальной компетентностей (умение организовывать и поддерживать диалог,сотрудничать, слушать друг друга.)
Задачи урока:
Развивающая – развитие логического мышления обучающихся, познавательной активности и познавательного интереса.
Образовательная – закрепление знаний о величинах, умений заменять крупные единицы мелкими, мелкие – крупными; сравнивать величины.
Воспитательная – воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение
выслушивать собеседника и принимать его точку зрения.
Используемые учебники и учебные пособия:
Математика. Ученик для 4 кл. нач. шк. В 2ч./М.И.Моро, М.И. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. – М.: Просвещение, 2010.
Используемое оборудование: мультимедийное оборудование
ХОД УРОКА
1. Орг. момент
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Тут затеи и задачи, Игры, шутки – всё для вас! Пожелаю вам удачи – За работу, в добрый час!
Записываем в тетрадях число и классная работа.
2.Сообщение темы и определение цели урока слайд
-Посмотрите на экран, как вы думаете, какое задание я вам предлагаю?
-Расшифруйте слово в своих тетрадях и вы узнаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
(300+20+8):8 Н
96-90:3 Е
29+60- 9х7 Л
51:17х 30: 3 И
68+76+32 Ч
270:90+7 Ы
360: 6 + 87 В
147 66 26 30 176 30 41 10
В е л и ч и н ы
-Как вы думаете, какая цель нашего урока?
-Какие задачи ставите перед собой? Что бы вы хотели повторить?
-Кроме этого мы на уроке узнаем много нового о нашей республике.
-У нас уже были уроки по теме ВЕЛИЧИНЫ, а сегодня урок закрепления знаний.
3. Разминка (устно. ) Задачи- шутки
- Девочка Элли и песик Тотошка летели на воздушном шаре одни сутки и еще 15 часов. Сколько часов они провели в полете? 39 слайд
- Кот Леопольд терпел обидные выходки мышат 2 недели и 3 дня. Через сколько дней его терпение кончилось? 17 слайд
-Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 3 часа 17 минут. Сколько минут он занимался этой «трудной» работой? 197 слайд
-Самолёт покрывает расстояние от города Усинска до города Сыктывкара за 1 час 30 мин. Однако обратный перелёт он совершает за 90 мин. Как вы это объясните? 1ч 30 мин = 90 мин слайд
-Поезд со станции Усинск до станции Печора отправляется в 16 часов 10 минут . В пути он находится 4 часа. Определите время прибытия поезда на станцию Печора. 20 ч 10 мин слайд
-Ель растёт 120 лет, сосна 1/2 этого возраста. Сколько лет растёт сосна? 60 слайд
-Глухарь весной поёт с 2 ч ночи до 11 ч утра. Сколько часов поёт глухарь? 9 слайд
4. Работа по теме урока
1блок заданий
Задание 1. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: см, дм, мм, м, км (слайд)
Задание 2. Запишите единицы измерения в порядке убывания: кг, г, т, ц, г (слайд)
- Что скажите про данные единицы измерения? (слайд)
Задание 3. Запишите единицы измерения в порядке возрастания: месяц, сутки, год, неделя, век. (слайд )
-Какие единицы мы назвали?
2 блок заданий
-Сейчас давайте применим полученные знания на практике
Задание 1
Установите соответствие между данными из первого и второго столбиков (слайд)
1век 60 с
1год 60мин
7 суток
1 сут 24ч
1ч 30 сут. или 31 сутки (в феврале 28 или 29 суток)
1 мин 100 лет
1 неделя 365 или 366 суток
1 месяц 12мес
Задание 2
Используя данные, о которых мы говорили до этого, выразите самостоятельно в тетрадях одни единицы времени другими. (слайд)
Комментирование по цепочке!
в сутках: 48ч, 96ч;
в часах: 2 сут., 120 мин;
в месяцах: 3 года, 8 лет и 4 мес.
в годах: 60 мес., 84 мес.
в секундах: 5 мин, 16мин;
в минутах: 600с, 5ч.
Проверяем по экрану и подводим итог.
ФИЗМИНУТКА активная под музыку
Проект по теме
Сегодня мы с вами много говорили о такой величине, как ВРЕМЯ. В нашей повседневной жизни мы встречаемся с ней постоянно. Проснувшись утром, мы сразу же задаем себе вопрос: «Который час?» — и смотрим на часы, чтобы решить, то ли еще поспать, то ли вставать. И в течение всего дня постоянно помним о времени. Взглянув на часы, мы понимаем, что пора, скажем, уходить или обедать, встречаться с другом или включать любимую телепередачу.
В самом деле, буквально вся наша жизнь организована по часам, и трудно вообразить, как можно было бы прожить день, не следя за временем. Оно помогает составить распорядок дня. По часам мы определяем, чем должны заняться или какое событие скоро наступит.
В современном мире очень важно знать что такое время, ведь отправление поездов, начало занятий в школе, спортивных соревнований, передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.
Во многих европейских языках «время»- одно из самых употребляемых существительных. Но и в русском языке есть много выражений с этим словом. Вы дома должны были найти такие и объяснить такие выражения. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Дети выходят к доске и прикрепляют на доску листок с выражением и объясняют его смысл:
Нет времени.
Время летит.
Время, как резиновое.
Тратить время.
Убить время!
Времени хоть отбавляй!
Экономить время.
Время руками не удержишь.
Все хорошо в свое время.
Время лечит.
Делу время -потехе час
Давайте подведем итог: как же мы должны относиться ко времени? (беречь, экономить, использовать рационально)
- Давайте будем всегда помнить об этом, а для этого давайте в нашем классе повесим плакат « ЦЕНИ МИНУТКУ!» ( под часами)
- Как вы понимаете это выражение?
- Не теряя ни минуты, давайте перейдем к следующему заданию.
3 блок заданий
Работа на листочках под №1( в парах)
Вам необходимо записать цифрами те числа, которые встретятся в тексте ( устно проговорить, единицы каких величин использованы) (слайд)
Год основания города Усинска
1984 г.
время
Площадь Республики Коми
416000 кв.м
площадь
Площадь Усинского района
30000 кв.м
площадь
Протяженность реки Уса
565 км
длина
Расстояние от города Усинска до столицы РК
1019 км
длина
Поменяйтесь листочками, возьмите карандаши, проверяем по экрану, ставим + или –
- Поднимите руки, кто не сделал ни одной ошибки? 1, 2 ошибки?
-Что нового вы узнали о своей республике? Этой информацией поделитесь со своими родными, листочки останутся у вас.
4 блок заданий (задача)
Кроме железной дороги, до Сыктывкара зимой еще можно доехать и по автодороге.
Давайте решим задачу. (слайд)
.Автомобиль направляется из Усинска в Сыктывкар по зимней дороге. Расстояние между городами 800 км.
Ему осталось проехать 200 км до г. Сыктывкара. На сколько километров больше автомобиль проехал, чем ему осталось проехать?
– Что надо узнать в задаче?
-Можем сразу ответить на вопрос?
-Что узнаете сначала?
-Что узнаете потом?
Запись решения по действиям самостоятельно в тетради. Проверка по экрану
- Кто решил задачу так же?
Самостоятельная работа на листочках №2
Тест «+», «–». Один ребенок у доски самостоятельно.
24 часа- это 1 сутки. +
16 километров - это 16000 метров +
1 сантиметр больше чем 1 миллиметр +
80 секунд – это 1минута 20 секунд. +
1 центнер-это 1000 килограммов -
1958 год – это 20 век +
В 1 килограмме-100 граммов -
В 1метре- 50 сантиметров -
1000 лет – это 1 век -
2 минуты больше 120 секунд -
Проверка по экрану (взаимопроверка и оценивание работ) (слайд)
Поднимите руки, у кого нет ошибок, одна, две… ошибки…
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
- Предлагаю вам следующее задание, в создании которого участвовали вы сами. Вам надо было найти некоторые данные из интернет ресурсов или энциклопедий. Я их обобщила и вот что получилось , давайте посмотрим… - Вам надо устно заполнить пропуски, определив, какими единицами пользовались при измерении. (слайд)
Рост бурого медведя – 270…(см)
Масса северного оленя – 165…(кг)
Длина щуки – 33 …(м)
Рост человека – 171…(см)
Высота памятника Комару в г. Усинске – 7221(г)
Средняя продолжительность жизни человека – 65(л)…
Высота полета кречета –
Размах крыльев полярной совы -
Сравнить: ( в тетради поставить только знаки) Комментирование по цепочке! (слайд)
350 сек * 6 мин 400м * 1км 2м 29 см * 2м 92см 2ц * 200 кг 1 сут.20ч * 120 ч 1век * 360 лет
-Ну а теперь давайте решим задачи про нашу родную школу.
Задачи решаем по вариантам: (самостоятельно в тетради) (слайд)
Длина классной комнаты равна 6м, а ее ширина-4м. Вычислите площадь классной комнаты.
-По какой формуле находим площадь? В каких единицах ее измеряем?
Длина школьного коридора прямоугольной формы равна 12м, а его ширина в 3 раза меньше. Вычислите площадь коридора.
-Можем сразу ответить на вопрос? Чего не знаем? Что значит в 3 раза меньше?
-Взаимопроверка в парах, поставьте +, если вы считаете, что задача решена верно.
Работа по учебнику ( дополнительно)
С. 59 №24
№25
Итог урока:
- Чем занимались на уроке? Что повторили? Какие задания выполняли? Что понравилось больше всего? Что нового узнали?
Выставление отметок за урок:
Рефлексия: (слайд)
На слайде № изображение лесенки со ступенями: (дети поднимают полоску бумаги соответствующего цвета)
Ничего не понятно на уроке – КРАСНЫЙ цвет
Все понятно на уроке, затруднений нет - ЖЕЛТЫЙ
Хочу знать больше – ЗЕЛЕНЫЙ
-Почему вы выбрали такой цвет?
Домашнее задание:
С.59 № 27, посчитайте и запишите , сколько времени за одни сутки вы тратите на разговоры по мобильному телефону и сделайте вывод: цените ли вы свое время?