Просмотр содержимого документа
«Устная нумерация чисел в пределах 100»
Десяток. Устная нумерация чисел в пределах 100
Цели: повторить изученное в первом классе о десятке как о единице счёта; показать, как образуются числа, состоящие из десятков, познакомить учеников с названиями данных чисел; продолжать работу над задачами изученных видов; развивать навыки счёта учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. На д о с к е записаны числа:
10 11 13 15 16 17 20
– Что заметили?
– Вставьте пропущенные числа.
– Прочитайте хором записанные числа.
– Составляют ли данные числа отрезок числового ряда?
– Почему так считаете?
2. Вставьте пропущенные числа и знаки арифметических действий.
3. Задание на смекалку.
Оле 6 лет, её брат Витя старше сестры на 4 года. На сколько лет Витя будет старше Оли через 2 года?
III. Изучение нового материала.
Желательно, чтобы на уроке у детей были палочки и пучки палочек.
В случае если палочки и пучки палочек отсутствуют, можно использовать наборное полотно с соответствующим демонстрационным материалом.
1. Учитель выставляет на наборное полотно 10 палочек.
– Сколько палочек вы видите? (Десять.)
– Сколько это десятков? (Один.)
– Положите на парту один десяток палочек.
– Положите ещё один десяток.
– Сколько десятков стало? (Два.)
– Два десятка – это двадцать единиц.
Далее дети прибавляют по одному десятку к каждому вновь полученному числу, пока на партах не станет 9 десятков, или 90 единиц.
После этого учитель просит детей посчитать десятками.
10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90.
Следует обратить внимание детей на то, что во всех названиях чисел первая часть слова говорит о том, сколько десятков содержится в числе (исключение составляют числа 40, 90).
Затем учитель просит к девяти десяткам добавить еще один десяток.
– Сколько десятков стало? (Десять.)
– 10 десятков – это число 100, или одна сотня.
Далее выполняется задание 1 (с. 6 учебника, часть 1).
– Сколько десятков палочек на первом рисунке?
– Сколько на втором?
– Где больше?
– Где меньше?
– Как получили четыре десятка? (К трём десяткам прибавили один десяток.)
– Как получили пять десятков? (К трём десяткам прибавили два десятка.)
– На сколько пять десятков больше четырёх десятков? (На один десяток.)
– На сколько четыре десятка меньше пяти десятков? (На один десяток.)
2. Упражнение в счете десятками.
Учитель просит положить на парту 3 десятка палочек.
– Добавьте еще 2 десятка.
– Сколько десятков стало? (Пять.)
– Уберите 4 десятка палочек.
– Сколько осталось? (Один десяток.) И т. д.
Далее, используя пучки палочек, учащиеся выполняют устно задание 2 (с. 6 учебника, часть 1).
Если учащиеся не имеют на данном уроке счетного материала, то задание 2 (с. 6 учебника, часть 1) выполняется с опорой на рисунок в задании 1.
IV. Работа над задачами.
Учащиеся под руководством учителя разбирают задание 3 (с. 6 учебника, часть 1).
– Прочитайте текст.
– Является ли он задачей?
– Докажите.
– Прочитайте условие.
– Как должен звучать вопрос? (Сколько марок осталось у Васи?)
– Каким действием следует решать задачу? (Вычитанием.)
– Запишите решение.
– Дайте ответ на поставленный вопрос.
Далее учащиеся читают и разбирают задачу 4 (с. 6 учебника, часть 1).
– Прочитайте текст в задании 4.
– Является ли он задачей?
– Докажите.
– Прочитайте только условие.
– Найдите и прочитайте вопрос.
– Составим краткую запись.
– Каким действием нужно решать задачу? (Вычитанием.)
– Почему? Ведь в задаче спрашивается, на сколько папа старше мамы? (Это задача на сравнение. Для того чтобы сравнить два числа, т. е. узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.)
– Запишите решение. (Решение выполняется с объяснением:40 – это 4 десятка, 30 – это 3 десятка. Из четырёх десятков вычесть три десятка, останется один десяток, или число десять. Значит, из сорока вычесть тридцать, останется десять.)
– Сформулируйте и запишите ответ задачи. (Ответ: папа старше мамы на 10 лет.)
V. Решение выражений.
В заключение урока учащиеся выполняют задание 5 (с. 6 учебника, часть 1).
Первый и второй столбик дети решают самостоятельно, с последующей взаимопроверкой в парах.
– Что интересного заметили, выполняя задание? (В первом столбике уменьшаемое 9, а вычитаемые уменьшаются на один, соответственно, значения разностей увеличиваются на один.
Во втором столбике, чтобы соблюдалась закономерность, в последней сумме нужно поменять слагаемые местами, тогда первые слагаемые будут уменьшаться на один, вторые слагаемые – одинаковые, соответственно, значения сумм уменьшаются на один.)
Третий и четвёртый столбики выполняются с комментированием.
VI. Итог урока.
– Какие открытия сделали на уроке?
– Какое задание понравилось вам больше всего?
– Чем?
– Для чего нужны знания, полученные вами на сегодняшнем уроке?