Тема: «Преобразование рациональных выражений»
Захарова Н.А.,
учитель математики,
МБОУ гимназия №3
Цели урока:
Общие:
Образовательная: формирование теоретических знаний, специальных умений и навыков.
Воспитательная: формирование мировоззрения, убеждений, нравственных привычек, определенных качеств личности (внимание, аккуратность, настойчивость).
Развивающая: развитие интеллектуальных умений и способностей (формирование приемов умственной деятельности, сравнение, обобщение, анализ, синтез, умение самостоятельно решать проблемы).
Цели урока по данной теме:
обобщить и закрепить изученный материал, подготовиться к контрольной работе. Познакомиться с заданиями, предлагаемыми на выпускных экзаменах в 9 классе.
Воспитание интереса к предмету путем использования разных форм работы.
ПЛАН УРОКА.
Постановка цели.
Актуализация опорных знаний: устный тест на повторение формул сокращенного умножения, нахождение общего знаменателя, сокращение дробей, раскрытие скобок, перемножение многочленов.
Преобразование рационального выражения (групповая работа).
Совместное решение примера на преобразование.
Самостоятельное решение примера с последующей проверкой.
Самостоятельная работа.
Итог урока и домашнее задание.
ХОД УРОКА.
Мы с вами изучили тему «Действия с рациональными дробями». Конечная наша задача была преобразовывать рациональные выражения. Цель нашего сегодняшнего урока обобщить и закрепить изученный материал, подготовиться к контрольной работе. Познакомиться с заданиями, предлагаемыми на выпускных экзаменах в 9 классе. Наша задача не только проверить себя как мы готовы к контрольной работе, но и ответить на те вопросы, которые, может, у вас есть по этой теме.
Сегодня у нас повторительно – обобщающий урок по теме «Преобразование рациональных выражений». На первом этапе нашего урока мы поработаем устно.
I Устная работа пройдет в виде теста, который лежит у каждого на парте.
1. Упростите:
А. В. С.
2. Какое из выражений достаточно добавить к выражению , чтобы получился квадрат суммы двух выражений?
А. В. С.
3. Раскройте скобки:
А. В. С.
4. Найдите наименьший общий знаменатель дробей и
А. В. С.
5. Выполните действие:
А. В. 1 С.
6. Выражение
А. Можно разложить на множители.
В. Можно разложить на множители, используя формулу разности кубов.
С. Нельзя разложить на множители.
7. Возведите в степень
А. В. С.
Ответы: 1-С, 2-А, 3-С, 4-В, 5-С, 6-А, 7-В.
На втором этапе нашего урока, мы будем работать с вами по группам. Перед вами 5 примеров на все действия: сложение, вычитание, умножение, деление и возведение в степень. Ваша задача: решить все примеры у себя в тетрадях, совещаясь с представителями своей группы, при этом у каждой группы будет свой пример. Каждая группа оформляет свой пример на бумаге с помощью маркера и выбирает представителя из своей группы, который будет защищать решение своего примера. Все остальные в это время проверяют решение и при необходимости задают вопросы выступающему.
1 группа.
2 группа.
3 группа.
4 группа.
Посмотрите внимательно на доску! Перед вами все пять примеров. Кто-нибудь заметил закономерность? На самом деле, решая эти пять примеров, мы преобразовали с вами одно рациональное выражение, которое состоит из 5ти действий. Назовите действия.
Давайте теперь вместе преобразуем выражение. Это задание предложено во 2 части экзаменационной работы в 9 классе. Поэтому, решая примеры, мы готовимся не только к контрольной работе, но и к экзамену, который вам скоро предстоит сдавать. Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях. При этом решающий у доски задает вопросы классу об использовании формул сокращенного умножения при решении данного примера.
1.
2.
3.
А теперь вы сами попробуйте решить пример на преобразование рационального выражения.
1.
2.
3.
4.
Проверка с помощью слайда.
Самостоятельная работа.
1 вариант | 2 вариант |
1. | 1. |
2. | 2. |
Ответы:
Задание | 1 | 2 |
Вариант 1 | | |
Вариант 2 | | |
Итог урока и домашнее задание.
Самостоятельная работа.
1 вариант | 2 вариант |
1. | 1. |
2. | 2. |
Самостоятельная работа.
1 вариант | 2 вариант |
1. | 1. |
2. | 2. |
Самостоятельная работа.
1 вариант | 2 вариант |
1. | 1. |
2. | 2. |
Самостоятельная работа.
1 вариант | 2 вариант |
1. | 1. |
2. | 2. |
Самостоятельная работа.
1 вариант | 2 вариант |
1. | 1. |
2. | 2. |
1. Упростите:
А. В. С.
2. Какое из выражений достаточно добавить к выражению , чтобы получился квадрат суммы двух выражений?
А. В. С.
3. Раскройте скобки:
А. В. С.
4. Найдите наименьший общий знаменатель дробей и
А. В. С.
5. Выполните действие:
А. В. 1 С.
6. Выражение
А. Можно разложить на множители.
В. Можно разложить на множители, используя формулу разности кубов.
С. Нельзя разложить на множители.
7. Возведите в степень
А. В. С.
1. Упростите:
А. В. С.
2. Какое из выражений достаточно добавить к выражению , чтобы получился квадрат суммы двух выражений?
А. В. С.
3. Раскройте скобки:
А. В. С.
4. Найдите наименьший общий знаменатель дробей и
А. В. С.
5. Выполните действие:
А. В. 1 С.
6. Выражение
А. Можно разложить на множители.
В. Можно разложить на множители, используя формулу разности кубов.
С. Нельзя разложить на множители.
7. Возведите в степень
А. В. С.