КГУ «Средняя школа №5»
Урок алгебры и информатики
в 7 классе
Преобразование рациональных выражений
Провели: учитель математики Ращупкина О.Ю.
и учитель информатики Путятина Т.Ю.
Петропавловск, 2014г.
Преобразование рациональных выражений
Цель урока: повторить сложение и вычитание алгебраических дробей в игровой форме, сформировать умения работать с формулами в приложении MS Excel 2007.
Задачи:
1. Образовательная: закрепить знания учащихся о преобразовании рациональных выражений (сложение и вычитание алгебраических дробей), сформировать умения работать с формулами в приложении MS Excel 2007.
2. Развивающая: развить познавательный интерес к математике, логическое мышление, математическую речь, наблюдательность, умение систематизировать и применять полученные знания, развивать навыки самоконтроля;
3. Воспитательная: воспитать ответственное, творческое отношение к учебному труду, формирование коммуникативных навыков, формирование самооценки.
Организационный момент
Сообщение темы и цели урока (заинтересовать учащихся тем, что предстоит делать).
Каждый учащийся выбирает кораблик, придумывает название своему кораблю и подписывает свой корабль.
В оценочном листе поставить оценку (ваше желание), какую хочет получить ученик за урок. В течение урока оценивают сами себя на каждом этапе урока.
Фамилия и имя путешественника________________________________________________ |
Задание | Ваше желание | Отплытие | Судовой журнал | Плавание | На острове |
оценка | | | | | |
Просмотр фильма: Морское путешествие к островам Алгебраических Дробей.
С собой в путь возьмём Формулы Сокращённого Умножения.
Отплытие. (слайд №2 и №3)
Задание на соответствие.
Оценить: 9 правильных ответов – «5», 7,8 – «4», 5,6 – «3», меньше 5 – не отплыли.
Судовой журнал (слайд№4)
На любом корабле есть судовой журнал. Прочитаем его.
Упростите выражения. Зачеркните в таблице фамилии математиков, связанные с найденными ответами. Оставшаяся фамилия позволит узнать фамилию математика, который впервые использовал понятие «показатель степени».
| | | | |
Ф.Гаусс | Р.Декарт | М.Штифель | Диофант | Архимед |
(Слайд №5) Историческая справка: Михель Штифель (1487-1567), немецкий математик и странствующий проповедник; автор книги “Полная арифметика», в неё вошли все изменения в обозначениях арифметических операций и неизвестных вместе с их степенями, которые произошли к тому времени.
Плавание
Учитель информатики:
Работа с формулами в программе Microsoft Excel 2007 (рассмотреть на нескольких примерах).
Инструкционная карта у каждого ученика.
Учитель информатики:
В математике вы работаете с выражениями, что значит найти значение выражения – это подставить в формулу значение и вычислить. Прежде чем приступать к работе, давайте вспомним основные правила работы с формулами:
С чего начинается запись формулы в приложении MS Excel 2007? (ответ: знак =)
Если выражение представлено в виде алгебраической дроби как записать в приложении MS Excel 2007? (ответ: в строчку, числитель и знаменатель берем в скобки и между ними ставим знак / деления)
Как записывается знак степени в приложении MS Excel 2007? (ответ: ^, пример: A2 ^2)
Как записывается знак умножения в приложении MS Excel 2007? (ответ: *, пример: 3*А2)
В самой формуле вместо переменных записывается ? (ответ: адрес ячейки где находится значение переменной, пример: =3*А2)
А теперь отправляемся в плавание.
Работа в паре. В тетради упрощают выражение и находят его значение. После, используя программу Microsoft Excel, записывают формулу, вводят нужное значение переменной и сравнивают результаты.
Найдите значения выражений:
Приплыли.
(Слайд №7)
Получившиеся ответы соотнести с буквами и составить слово (слайд №7). Получится слово ДРОБЬ. (Слайд №8)
Рефлексия. Итоги урока.
Технология "Острова"
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. (рис.).
Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому ученику предлагается выйти к карте и приклеить свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося урока.
Например: "Мое состояние после урока характеризуется удовлетворением, осознанием полезности дела, положительными эмоциями. Я нарисую свой кораблик, дрейфующим между островами Удовольствия, Радости и Просветления".
Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся. После заполнения карта вывешивается на всеобщее обозрение и педагог может предложить проанализировать ее.
На каждом этапе выставлялись оценки учениками. Последняя оценка (на дальнем острове) ставится учителем.
Фамилия и имя путешественника________________________________________________ |
Задание | Ваше желание | Отплытие | Судовой журнал | Плавание | На острове |
оценка | | | | | |