Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Геометрическая прогрессия"»
Тема урока: "Геометрическая прогрессия" Эпиграф урока: «Прогрессио – движение вперед.»
Класс: 9. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действий
Цели урока:
- образовательная: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися понятий «геометрическая прогрессия», «знаменатель геометрической прогрессии», «формулы n-го члена», « суммы n-первых членов геометрической прогрессии»; организовать деятельность учащихся по воспроизведению изученного материала и упражнениям в его применении по образцу.; сформировать у учащихся умение находить знаменатель и п-ый член геометрической прогрессии.
- развивающая: способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, применять приемы сравнения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию логического мышления, творческих способностей учащихся путем решения межпредметных (физика, биология, экономика) задач.
- воспитательная: побуждать учащихся к преодолению трудностей, к самоконтролю, взаимоконтролю в процессе умственной деятельности. Воспитывать познавательную активность, самостоятельность, стремление расширять свой кругозор.
.
Формы организации деятельности на уроке:
фронтальная
индивидуальная
групповая
Методы:
словесные;
наглядные;
практические.
Оборудование:
компьютер;
проектор;
учебник “Алгебра 9”, Алимов и др..
Ход урока:
I.Организационный момент:
Здравствуйте ребята!
Сегодня у нас в классе состоится совет – Совет мудрецов.
Мудрецы – ученики, это вы - учащиеся 9 класса .
И мудрецы-учителя, это наши гости.
Давайте их поприветствуем.
Учитель:
Закончился двадцатый век.
Куда стремится человек? Изучены космос и море, Строенье звезд и вся Земля. Но математиков зовет Известный лозунг: “Прогрессио – движение вперед”. (1 слайд)
Учитель:
-Сегодня работаем по группам. А в конце урока каждый ученик поставит себе оценку .
(лента с числовой прямой)
-Как вы считаете , что представлено на данной числовой прямой?
II. Актуализация знаний и способов действий
Задание 1. Давайте вспомним определение арифметической прогрессии.
(Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом)
-Я прошу вас заполнить первую колонку таблицы.
- Каждый работает самостоятельно, на эту работу вам отводится 2 минуты.
Арифметическая прогрессия
Геометрическая прогрессия
Пример:
Пример:
Формула для нахождения разности:
Формула для нахождения знаменателя:
Формула n-го члена:
Формула n-го члена:
Формула суммы n первых членов:
Формула суммы n первых членов:
(Слайд 2)
- Выполните пожалуйста самопроверку , глядя на экран, первая строка- пример, у вас будет у каждого своя.
(Слайд 3)
Арифметическая прогрессия
Геометрическая прогрессия
Пример:
1,2,3,4….
Пример:
Формула для нахождения разности:
Формула для нахождения знаменателя:
Формула n-го члена:
Формула n-го члена:
Формула суммы n первых членов:
Формула суммы n первых членов:
Учитель:
-1 человек от группы записывает свой пример на доске и обосновывает его.
-Отложите таблицу в сторону, позже мы вернёмся к ним.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа, а тему урока вы позже определите сами.
Задание 2.
Учитель: - Карл Гаусс к прогрессу пришел, будучи учеником начальной школы, он моментально нашел сумму всех натуральных чисел от 1 до 100.
- Это задание подобно тому, которое вы выполняли дома.
- Я даю вам 3 минуты, чтобы найти сумму всех натуральных чисел от 1 до 100.
( 5050 ) (устный ответ от группы)
-А теперь следующее задание:
Задание 3.
На карточках по 3 задания каждой группе, время для выполнения 3 минуты. По истечении времени каждая группа на доске записывает свои ответы. Каждой группе нужно объяснить, какой прогрессией является каждый пример.
Вы должны определить, кто из вашей группы выйдет и оформит ответ на доске.
(Первый пример является арифметической прогрессией.
Второй пример тоже арифметическая прогрессия, неизвестное число находится как среднее арифметическое.)
Учитель:
-А, чем отличается от других третья последовательность?
-Как находится каждый член этой последовательности?»
- Кто сможет сказать, как называется данная последовательность?
III. Изучения новых знаний и способов действий:
Учитель:
-Правильно, такие последовательности называются геометрической прогрессией.
- Назовите тему сегодняшнего урока.
(Слайд 4)
-Запишите её в тетрадь.
-Посмотрите на экран. (Слайд 5)
- Перед вами последовательность, что вы можете сказать о её членах.
-Исходя из этого, давайте дадим определение геометрической прогрессии.
(Дать определение пробуют сами ученики.)
*Работа с учебником (Слайд 6)
- В учебнике на стр. 101 дано точное определение геометрической прогрессии. Я даю вам 2 мин. , чтобы прочитать и запомнить его.
Геометрической прогрессией называется последовательность отличных от нуля чисел, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, умноженному на одно и то же число, которое будем называть знаменателем геометрической прогрессии и обозначать q.
Члены геометрической прогрессии обозначаются b1 ,b2,b3,...,bn,bn+1,...
(Слайд7)
Учитель:
- В различных областях таких как: физика, химия, биология, экономика и других можно встретиться с геометрической прогрессией? Давайте рассмотрим задачи практического характера.
Задание 4.
- Даётся задача каждой группе с заданием: «Выпишите последовательность, соответствующую условию задачи». Время для выполнения данного задания 3 минуты.
I. (Физика) Имеется радиоактивное вещество массой 256г, масса которого за сутки уменьшается вдвое. Какова станет масса вещества на вторые сутки? На третьи? На пятые? (256; 128;64; 32; 16;…)
II. (Биология) Бактерия за 1 секунду делится на три. Сколько бактерий будет в пробирке через 5 секунд? (1; 3; 9; 27; 81;…)
- Один представитель от группы выписывает на доске ваши полученные последовательности. Зачитывая условие задачи.
- Как получается второй член последовательности? Третий?..
(1.Делением предыдущего члена на 2 или умножением на .
2. Умножением предыдущего на 3.)
-Как называется число, полученное при делении последующего члена прогрессии на предыдущий?
( знаменателем геометрической прогрессии)
-Кто запишет формулу для нахождения знаменателя геометрической прогрессии на доске.
(Слайд8)
-Запишите эту формулу в тетрадь.
Учитель:
-Следующее задание для одного участника из группы, они работают у доски, остальные на месте, группа 1 выполняет задание участника из группы 2 и наоборот.
Задание 5: Найти знаменатель q. Время для выполнения 2 минуты. Все участники работают на местах.
I.1) 5; - 5; 5; - 5 ;…( q = - 1)
2) (q = )
II.1) -2; 4; - 8; 16 ;…( q = - 2)
2)(q =)
- Проверим ответы, совпадают ли ответы групп с ответами на доске?
Задание 6. Каждая группа работает с набором чисел. Из этих чисел составить геометрическую прогрессию и выстроить в один ряд на магнитной доске. Для подготовки вам даётся 2 минуты, затем представитель от группы выстраивает прогрессию на доске.
I группа: 2; -6; 18, -54; 162; … конверты с числами!!!
II группа:-3; 6; -12; 24; -48; …
Учитель:
- Продолжим изучение материала.
-Выведем с вашей помощью, аналогично арифметической прогрессии, формулу п – го члена геометрической прогрессии.
Для этого рассмотрим один из примеров:
2, 6, 18, 54,... (записать на доске)
6 = 23
18=63=233=2 54=
- - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- Итого получили формулу n-го члена геометрической прогрессии
(Слайд 9)
- Запишите эту формулу в тетрадь.
Учитель:
-А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и послушать одну историю.
Есть легенда о шахматах: «…Шахматная игра была придумана в Индии, и, когда индусский царь познакомился с нею, он был восхищен .
Узнав, что она изобретена одним из подданных, царь приказал позвать его, чтобы лично наградить за удачную выдумку.
Изобретатель явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый.
- Я желаю достойно вознаградить тебя за прекрасную игру, которую ты придумал, - сказал царь…
- Повелитель, - ответил учёный, - прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.
- Простое пшеничное зерно? – изумился царь.
- Да, повелитель. За вторую клетку выдать 2 зерна, за третью 4, за четвертую – 8, за пятую – 16…
- Довольно, - с раздражением прервал его царь. – Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Ступай. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей.
Учёный улыбнулся. Покинул залу и стал дожидаться у ворот дворца.
За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унёс ли он свою жалкую награду.
Придворные математики добросовестно подсчитали всё количество зерен, которое желает получить учёный. Число это было так велико…
Но царь сказал:
- Как бы велико оно ни было, житницы мои не оскудеют. Награда обещана и должна быть выдана…
- Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания,- ответил придворный математик...
- Как мы узнали из легенды, о геометрической прогрессии знали ещё в древние времена. Так почему же царь не смог наградить изобретателя?
- Посоветуйтесь и скажите, сколько царю пришлось бы отдать зерна?
- Что нужно найти, чтобы ответить на этот вопрос?
(1, 2,8, 16, 32, . . . S64 - ?) (Слайд 10)
-Для решения этой задачи необходимо знать формулу суммы n-первых членов геометрической прогрессии Sn = (Слайд 11)
- Предлагаю вам попробовать найти количество зёрен.
Задание 7.
Решают: b1=1; q=2; n=64, S64 -?
S64=264 – 1 (Слайд 12)
Учитель:
- Как велико это число? Кто может объяснить?
- Если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря, и океаны, и горы, и пустыни, и Арктику с Антарктикой, и получить хороший урожай, то лет за пять он смог бы рассчитаться .
-Но математика – это точная наука.
S64=18 446 744 073 709 551 615 (Слайд 13)
-Восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать.
IV. Закрепление и применение знаний и способов действий.
Учитель:
-А теперь, ребята давайте закрепим полученные знания на практике
Задание 8.(Слайд 14) По формулеbn найдите:b3 , b4 ,b7 , если
1.группа: b1 = 4 q=2
2.группа:b1 = 3 q=2
(Время на выполнение 2 минуты. )
-Давайте проверим ответы к данному заданию
(Самопроверка с помощью проектора.) (Слайд 15)
Задание 9.
Учитель:
-Следующее задание из ОГЭ: (Математика. Типовые экзаменационные варианты.) под редакцией Ященко И.В. (Слайд 16)
-Вы обратили внимание, что при решении заданий для подготовки к ОГЭ мы решали 6 задание выборочно, теперь вы сможете справиться с ним полностью.
-Откройте книги для подготовки к экзамену ВАРИАНТ 5, задание 6.
-Положите перед собою таблицы , с которыми вы работали в начале урока.
-У вас достаточно информации , чтобы их заполнить полностью.
(После этого учащиеся заполняют сводную таблицу. 2 мин )(Слайд17)
- Этой таблицей вы можете пользоваться при повторении формул геометрической и арифметической прогрессии .Сопоставьте свои таблицы с таблицей на экране, первая строка у каждого будет своя.
Арифметическая прогрессия
Геометрическая прогрессия.
Пример:
1,2,3,4….
Пример:
2,4,8,16,32…
Формула n-го члена:
Формула n-го члена:
Формула для нахождения разности:
Формула для нахождения знаменателя:
Формула суммы n первых членов:
Формула суммы n первых членов:
Sn=
Учитель:
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- С каким видом прогрессий мы познакомились?
V. Домашнее задание:( Проецируется на экран с помощью проектора.)
(Слайд 18)
Учитель:
-Откройте дневники и запишите домашнее задание:
*Обязательное: № 271 (1-3) , № 273(1,2), §20,21.
*Творческое: подготовить задачи по геометрической прогрессии из других областей: физики, химии, биологии, экономики.
VI. Итог урока.
Учитель:
Прогрессио – движение вперед. Вот и вы, ребята, покажите на числовой прямой своё продвижение вперед по теме урока.
VII.Рефлексия.(Слайд 19)
Учитель:
- Выставьте себе баллы:
5 б. – все понял и могу объяснить другому; 4 б. – сам понял, но объяснить не берусь; 3 б. – для полного понимания надо повторить; 2 б. – я ничего не понял.
Учитель:
О мудрецы времен! Дружней вас не сыскать. Совет сегодня завершен, Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд К прогрессу в жизни приведут
Спасибо за урок! (Слайд 20)
Гимнастика для глаз.
Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано - Где дверь, а где окно. Обведу я ими круг, Погляжу на всех вокруг.