kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Геометрическая прогрессия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект направлен на обобщение по теме "Арифметическая прогрессия" и изучение нового материала по теме "Геометрическая прогрессия".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Геометрическая прогрессия"»

Тема урока: "Геометрическая прогрессия"  Эпиграф урока: «Прогрессио – движение вперед.»

Класс: 9. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действий

Цели урока:

- образовательная: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися понятий «геометрическая прогрессия», «знаменатель геометрической прогрессии», «формулы n-го члена», « суммы n-первых членов геометрической прогрессии»; организовать деятельность учащихся по воспроизведению изученного материала и упражнениям в его применении по образцу.; сформировать у учащихся умение находить знаменатель и п-ый член геометрической прогрессии.

- развивающая: способствовать развитию наблюдательности, умения анализировать, применять приемы сравнения, переноса знаний в новую ситуацию; развитию логического мышления, творческих способностей учащихся путем решения межпредметных (физика, биология, экономика) задач.

- воспитательная: побуждать учащихся к преодолению трудностей, к самоконтролю, взаимоконтролю в процессе умственной деятельности. Воспитывать познавательную активность, самостоятельность, стремление расширять свой кругозор.

.

Формы организации деятельности на уроке:

  • фронтальная

  • индивидуальная

  • групповая

Методы:

  • словесные;

  • наглядные;

  • практические.

Оборудование:

  • компьютер;

  • проектор;

  • учебник “Алгебра 9”, Алимов и др..


Ход урока:

I.Организационный момент:

Здравствуйте ребята!

Сегодня у нас в классе состоится совет – Совет мудрецов.

Мудрецы – ученики, это вы - учащиеся 9 класса .

И мудрецы-учителя, это наши гости.

Давайте их поприветствуем.

Учитель:

 Закончился двадцатый век.

Куда стремится человек?
Изучены космос и море,
Строенье звезд и вся Земля.
Но математиков зовет
Известный лозунг:
“Прогрессио – движение вперед”. (1 слайд)



Учитель:

-Сегодня работаем по группам. А в конце урока каждый ученик поставит себе оценку .

(лента с числовой прямой)

-Как вы считаете , что представлено на данной числовой прямой?



II. Актуализация знаний и способов действий



Задание 1. Давайте вспомним определение арифметической прогрессии.



(Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом)





-Я прошу вас заполнить первую колонку таблицы.

- Каждый работает самостоятельно, на эту работу вам отводится 2 минуты.



Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия

Пример:


Пример:


Формула для нахождения разности:


Формула для нахождения знаменателя:


Формула n-го члена:


Формула n-го члена:


Формула суммы n первых членов:


Формула суммы n первых членов:


(Слайд 2)

- Выполните пожалуйста самопроверку , глядя на экран, первая строка- пример, у вас будет у каждого своя.



(Слайд 3)



Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия

Пример:

1,2,3,4….

Пример:


Формула для нахождения разности:

Формула для нахождения знаменателя:


Формула n-го члена:

Формула n-го члена:


Формула суммы n первых членов:

Формула суммы n первых членов:




Учитель:

-1 человек от группы записывает свой пример на доске и обосновывает его.

-Отложите таблицу в сторону, позже мы вернёмся к ним.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, а тему урока вы позже определите сами.



Задание 2.

Учитель:  - Карл Гаусс к прогрессу пришел, будучи учеником начальной школы, он моментально нашел сумму всех натуральных чисел от 1 до 100.

- Это задание подобно тому, которое вы выполняли дома.

- Я даю вам 3 минуты, чтобы найти сумму всех натуральных чисел от 1 до 100.

( 5050 ) (устный ответ от группы)



-А теперь следующее задание:

Задание 3.

На карточках по 3 задания каждой группе, время для выполнения 3 минуты. По истечении времени каждая группа на доске записывает свои ответы. Каждой группе нужно объяснить, какой прогрессией является каждый пример.

Вы должны определить, кто из вашей группы выйдет и оформит ответ на доске.

Вставьте пропущенное число:

Вставьте пропущенное число:

I:

1) 18, 21, 24, 27, .?.
2) 2,.?., 6,…
3) 1, 3, 9, 27,.?.

II:

1) 7, 10, 13, 16,.?.
2) 9,.?., 21,…
3) 5, 10, 20, 40,.?.










(Первый пример является арифметической прогрессией.

Второй пример тоже арифметическая прогрессия, неизвестное число находится как среднее арифметическое.)



Учитель:

-А, чем отличается от других третья последовательность?

-Как находится каждый член этой последовательности?»

- Кто сможет сказать, как называется данная последовательность?





III. Изучения новых знаний и способов действий:



Учитель:

-Правильно, такие последовательности называются геометрической прогрессией.

- Назовите тему сегодняшнего урока.

(Слайд 4)

-Запишите её в тетрадь.



-Посмотрите на экран. (Слайд 5)

- Перед вами последовательность, что вы можете сказать о её членах.

-Исходя из этого, давайте дадим определение геометрической прогрессии.

(Дать определение пробуют сами ученики.)

*Работа с учебником (Слайд 6)

- В учебнике на стр. 101 дано точное определение геометрической прогрессии. Я даю вам 2 мин. , чтобы прочитать и запомнить его.



Геометрической прогрессией называется последовательность отличных от нуля чисел, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему члену, умноженному на одно и то же число, которое будем называть знаменателем геометрической прогрессии и обозначать q.

Члены геометрической прогрессии обозначаются b1 ,b2,b3,...,bn,bn+1,...

(Слайд7)

Учитель:

- В различных областях таких как: физика, химия, биология, экономика и других можно встретиться с геометрической прогрессией? Давайте рассмотрим задачи практического характера.



Задание 4.

- Даётся задача каждой группе с заданием: «Выпишите последовательность, соответствующую условию задачи». Время для выполнения данного задания 3 минуты.



I. (Физика) Имеется радиоактивное вещество массой 256г, масса которого за сутки уменьшается вдвое. Какова станет масса вещества на вторые сутки? На третьи? На пятые? (256; 128;64; 32; 16;…)



II. (Биология) Бактерия за 1 секунду делится на три. Сколько бактерий будет в пробирке через 5 секунд? (1; 3; 9; 27; 81;…)



- Один представитель от группы выписывает на доске ваши полученные последовательности. Зачитывая условие задачи.

- Как получается второй член последовательности? Третий?..



(1.Делением предыдущего члена на 2 или умножением на .

2. Умножением предыдущего на 3.)



-Как называется число, полученное при делении последующего члена прогрессии на предыдущий?

( знаменателем геометрической прогрессии)

-Кто запишет формулу для нахождения знаменателя геометрической прогрессии на доске.

(Слайд8)

-Запишите эту формулу в тетрадь.



Учитель:

-Следующее задание для одного участника из группы, они работают у доски, остальные на месте, группа 1 выполняет задание участника из группы 2 и наоборот.



Задание 5: Найти знаменатель q. Время для выполнения 2 минуты. Все участники работают на местах.



I.1) 5; - 5; 5; - 5 ;…( q = - 1)

2) (q = )

II.1) -2; 4; - 8; 16 ;…( q = - 2)

2)(q =)



- Проверим ответы, совпадают ли ответы групп с ответами на доске?







Задание 6. Каждая группа работает с набором чисел. Из этих чисел составить геометрическую прогрессию и выстроить в один ряд на магнитной доске. Для подготовки вам даётся 2 минуты, затем представитель от группы выстраивает прогрессию на доске.





I группа: 2; -6; 18, -54; 162; … конверты с числами!!!

II группа:-3; 6; -12; 24; -48; …









Учитель:

- Продолжим изучение материала.

-Выведем с вашей помощью, аналогично арифметической прогрессии, формулу п – го члена геометрической прогрессии.

Для этого рассмотрим один из примеров:



2, 6, 18, 54,... (записать на доске)



6 = 23

18=63=233=2
54=

- - - - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -


- Итого получили формулу n-го члена геометрической прогрессии



(Слайд 9)

- Запишите эту формулу в тетрадь.



Учитель:

-А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и послушать одну историю.

Есть легенда о шахматах: «…Шахматная игра была придумана в Индии, и, когда индусский царь познакомился с нею, он был восхищен .

Узнав, что она изобретена одним из подданных, царь приказал позвать его, чтобы лично наградить за удачную выдумку.

Изобретатель явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый.

- Я желаю достойно вознаградить тебя за прекрасную игру, которую ты придумал, - сказал царь…

- Повелитель, - ответил учёный, - прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.

- Простое пшеничное зерно? – изумился царь.

- Да, повелитель. За вторую клетку выдать 2 зерна, за третью 4, за четвертую – 8, за пятую – 16…

- Довольно, - с раздражением прервал его царь. – Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Ступай. Слуги мои вынесут тебе твой мешок с пшеницей.

Учёный улыбнулся. Покинул залу и стал дожидаться у ворот дворца.

За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унёс ли он свою жалкую награду.

Придворные математики добросовестно подсчитали всё количество зерен, которое желает получить учёный. Число это было так велико…

Но царь сказал:

- Как бы велико оно ни было, житницы мои не оскудеют. Награда обещана и должна быть выдана…

- Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания,- ответил придворный математик...



- Как мы узнали из легенды, о геометрической прогрессии знали ещё в древние времена. Так почему же царь не смог наградить изобретателя?

-  Посоветуйтесь и скажите, сколько царю пришлось бы отдать зерна?

- Что нужно найти, чтобы ответить на этот вопрос?

(1, 2,8, 16, 32, . . . S64 - ?) (Слайд 10)



-Для решения этой задачи необходимо знать формулу суммы n-первых членов геометрической прогрессии Sn =  (Слайд 11)

- Предлагаю вам попробовать найти количество зёрен.

Задание 7.

 Решают: b1=1; q=2; n=64, S64 -?

S64=264 – 1 (Слайд 12)



Учитель:

Как велико это число? Кто может объяснить?

- Если бы царю удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря, и океаны, и горы, и пустыни, и Арктику с Антарктикой, и получить хороший урожай, то лет за пять он смог бы рассчитаться .

-Но математика – это точная наука.



S64=18 446 744 073 709 551 615  (Слайд 13)



-Восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать.







IV. Закрепление и применение знаний и способов действий.

Учитель:

-А теперь, ребята давайте закрепим полученные знания на практике



Задание 8. (Слайд 14) По формуле bn найдите: b3 , b4 , b7 , если

1.группа: b1 = 4 q=2

2.группа: b1 = 3 q=2



(Время на выполнение 2 минуты. )



-Давайте проверим ответы к данному заданию

(Самопроверка с помощью проектора.) (Слайд 15)



Задание 9.

Учитель:

-Следующее задание из ОГЭ: (Математика. Типовые экзаменационные варианты.) под редакцией Ященко И.В. (Слайд 16)



-Вы обратили внимание, что при решении заданий для подготовки к ОГЭ мы решали 6 задание выборочно, теперь вы сможете справиться с ним полностью.

-Откройте книги для подготовки к экзамену ВАРИАНТ 5, задание 6.

Геометрическая прогрессия bn задана условиями b1=5 , bn+1=3*bn . Найдите b4.



***( Вариант 6, 7, 8, 9, 10, 23, 24, 33)



Учитель:

-Положите перед собою таблицы , с которыми вы работали в начале урока.

-У вас достаточно информации , чтобы их заполнить полностью.

(После этого учащиеся заполняют сводную таблицу. 2 мин ) (Слайд17)

- Этой таблицей вы можете пользоваться при повторении формул геометрической и арифметической прогрессии .Сопоставьте свои таблицы с таблицей на экране, первая строка у каждого будет своя.


Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия.

Пример:

1,2,3,4….

Пример:

2,4,8,16,32…

Формула n-го члена:

Формула n-го члена:

Формула для нахождения разности:

Формула для нахождения знаменателя:

Формула суммы n первых членов:

Формула суммы n первых членов:

Sn=




Учитель:

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- С каким видом прогрессий мы познакомились?



V. Домашнее задание:( Проецируется на экран с помощью проектора.)

(Слайд 18)

Учитель:

-Откройте дневники и запишите домашнее задание:





*Обязательное: № 271 (1-3) , № 273(1,2), §20,21.

*Творческое: подготовить задачи по геометрической прогрессии из других областей: физики, химии, биологии, экономики.



VI. Итог урока.

Учитель:

Прогрессио – движение вперед. Вот и вы, ребята, покажите на числовой прямой своё продвижение вперед  по теме урока.



VII.Рефлексия. (Слайд 19)









Учитель:

- Выставьте себе баллы:

5 б. – все понял и могу объяснить другому;
4 б. – сам понял, но объяснить не берусь;
3 б. – для полного понимания надо повторить;
2 б. – я ничего не понял.

Учитель:

О мудрецы времен!
Дружней вас не сыскать.
Совет сегодня завершен,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут

Спасибо за урок! (Слайд 20)




Гимнастика для глаз.


Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано -
Где дверь, а где окно.
Обведу я ими круг,
Погляжу на всех вокруг.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Геометрическая прогрессия"

Автор: Груздова Ольга Владимировна

Дата: 17.06.2016

Номер свидетельства: 335055

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Разработка урока алгебры по теме "Геометрическая прогрессия" (9 класс)"
    ["seo_title"] => string(70) "razrabotkaurokaalghiebrypotiemiegieomietrichieskaiaproghriessiia9klass"
    ["file_id"] => string(6) "295078"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455779896"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Конспект урока "Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_opriedielieniie_ghieomietrichieskoi_proghriessii_formula_n_gho_c"
    ["file_id"] => string(6) "370463"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481917653"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Урок алгебры в 9-ом классе. Тема. "Геометрическая прогрессия" "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-alghiebry-v-9-om-klassie-tiema-gieomietrichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "228399"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441291442"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Урок в 9 классе по теме " Геометрическая прогрессия""
    ["seo_title"] => string(53) "urokv9klassiepotiemiegieomietrichieskaiaproghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "288212"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454598008"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Презентация к открытому уроку алгебры в 9 классе по теме: "Геометрическая прогрессия"."
    ["seo_title"] => string(99) "priezientatsiia-k-otkrytomu-uroku-alghiebry-v-9-klassie-po-tiemie-gieomietrichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "256769"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448206804"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства