Разработка урока по теме "Показательные уравнения и неравенства " подготовлена в форме экскурсии по готовящейся в Казахстане выставке "ЭКСПО-2017" и посвящена тематике альтернативных источников энергии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема урока: «Решение задач по теме « Показательных уравнения и неравенства»
Подготовила: Созинова Л.З.-
преподаватель математики
г.Темиртау
2015 г.
Мотивация выбора данной темы
Данная тема выбрана преподавателем по следующим причинам:
- тема вызывает интерес со стороны студентов
- по этой теме планируется проведение обязательной контрольной работы
- тема поможет раскрыть применение показательной функции в жизни человека.
Мотивация выбора типа занятия
Тип занятия: систематизация и обобщение знаний и умений
Форма проведения занятия: путешествие по ЭКСПО-2017
Данный тип занятия выбран потому, что поможет систематизировать знания по решению показательных уравнений и неравенств, установить связь между ними и подготовиться к контрольной работе.
Данная форма занятия поможет пополнить знания о готовящейся в Астане выставке ЭКСПО-2017, видах энергии будущего и зеленой экономике в городе будущего.
Мотивация выбора группы
Группа П-1-2015 выбрана потому, что у студентов этой группы очень ответственное отношение к математике и на занятиях студенты проявляют познавательный интерес, имеют потребности в расширении и приобретении знаний.
Фрагмент из календарно-тематического плана
Математика 1 курс
Раздел 3. «Показательная, логарифмическая и степенная функции»
Тема 3.4 «Решение простейших и сводящихся к ним показательных уравнений и неравенств»
«Решение задач.»
Тема 3.5 «Логарифмическая функция, ее свойства и графики
Курс 1
Группа П-1-2015
Дисциплина: математика
Ф.И.О. преподавателя : Созинова Л.З.
Тема урока: «Решение задач по теме « Показательные уравнения и неравенства».
Цель урока: Систематизация и обобщение знаний и умений по решению показательных уравнений и неравенств.
Задачи урока:
Образовательная: углубить и систематизировать знания студентов о способах решения показательных уравнений и неравенств, а также систем показательных уравнений, закрепить знание свойств показательной функции и свойств степени.
Воспитательная: Активизировать мыслительную деятельность студентов, формировать коммуникативные умения, воспитывать чувство гордости и патриотизма за Казахстан.
Развивающая: Развивать умения анализа условия задания и выбора способа его решения, развивать память и внимание, расширять кругозор студентов о ЭКСПО-2017 , подчеркнуть значение показательной функции в жизни человека.
Ожидаемые результаты:
Студенты должны знать: свойства степени, свойства показательной функции, способы решения показательных уравнений, способы решения неравенств и систем показательных уравнений
Студенты должны уметь : применять свойства степени для решения показательных уравнений , неравенств и систем уравнений, применять свойства показательной функции для решения показательных неравенств
Студенты должны иметь ценностные установки: быть уверенными в своих силах, уметь использовать полученные знания в жизни
Компетенции, на формирование которых направлено занятие :
-Учебно-познавательная компетенция- готовность студентов к самостоятельной познавательной деятельности, интегрирование знаний из разных разделов математики
Общекультурная компетенция- осведомленность студентов о выставке ЭКСПО-2017 и городе будущего
Коммуникативная компетенция- умение работать в команде
Ценностно-смысловая компетенция- умение принимать решения в жизни
Информационная компетенция – владение современными средствами информации: интерактивной доской, Microsoft Office Рower Point, программой AktivInspire, искать , анализировать информацию.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений
Методы: работа в группах, наглядные ,практические(упражнения),устные упражнения, графические
Организационная форма: групповая
Основные понятия: показатель, степень ,уравнение, неравенство, корень уравнения, равносильное уравнение, промежуток, система, решение системы, квадратное уравнение
- задание «Кто быстрее?»- решите уравнение 2 способом
- задание «Решите уравнение 3 способом »
- задание: « Определите способ решения показательных уравнений»
- задание «Найди пару»
- задание «Найди ошибку»
- задание «Решите систему показательных уравнений».
IV.Презентация «Применение показательной функции в науке и технике» - 5 мин.
V. Самостоятельная работа - 8 мин.
VI. Подведение итогов урока – 2 мин.
VII. Рефлексия – 2 мин.
VIII. Домашнее задание – 1 мин.
IX. Резервное задание “ карточки-домино»
ХОД УРОКА
I .Мобилизующее начало урока - 2 мин.
- Проверка студентов по списку
- Сообщение темы, цели урока, формы проведения
- Представление групп
II.Актуализация и коррекция опорных знаний – 3 мин.
Уважаемые студенты, наш урок пройдет в форме путешествия по выставке ЭКСПО-2017. Сейчас вам предстоит приобрести входные билеты на нашу экскурсию и я предлагаю вам ответить на следующие вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете жетоны.
Фронтальный опрос:
Какие уравнения называются показательными?
Какие способы решения вы знаете?
На что нужно обратить внимание в показательных неравенствах?
∙=
(=
=
=
=
+72 =
=
Итак, начинаем нашу экскурсию по городу будущего ЭКСПО-2017.
На экране – слайды .Тема выставки «Энергия будущего».И сегодня на уроке мы узнаем эти источники альтернативной энергии.
Обобщение и систематизация знаний - 22 мин.
А теперь внимание задание 1:
Решите показательные уравнения 1 способом и узнаете, что будет использоваться для создания энергии будущего.
ФЛИПЧАРТ «Волшебные чернила»
Студенты должны с помощью маркера написать правильные ответы , а затем с помощью инструмента «волшебные чернила» проверить правильность своих ответов и сложить слово.
= 16 х=4 (С)
= 27 х=3 (О)
= 25 х=1 (Л)
= 9 х= 0 (Н)
= х= 2 (Ц)
=1 х=0 (Е)
На экране – слайд«Солнечные батареи»
С помощью солнечных батарей экономится до 30% энергии в год.
На экране – слайд с уравнением.
А теперь 2 задание: «Кто быстрее?»
Решите уравнение 2 способом - вынесение общего множителя за скобку и узнаете, какой вид энергии будет еще использоваться в городе будущего?
Студенты с помощью маркера или ручки решают на доске уравнение и с помощью инструмента «волшебный сундучок» узнают правильный ответ.
= 96
Ответ: энергия ветра
На экране – слайды «ветроэлектростанций»
Мы продолжаем нашу экскурсию по городу будущего .
На экране - СЛАЙД «Гейзеры»
Решите уравнение 3 способом - замена переменной и узнаете какой вид энергии будет накапливаться и использоваться в этом городе будущего.
+ 3∙-18 = 0
Х= 6 – энергия шаровой молнии
Х=1 – энергия земли
Задание «Определите способ решения этих уравнений»
( устно)
Мы продолжаем нашу экскурсию по ЭКСПО-2017 и я предлагаю вам выполнить задание «Найди пару»
Вам нужно решить неравенства и найти правильные ответы к каждому примеру и тогда вы узнаете, для чего в городе будущего будет использоваться специальная напольная плитка, которую вы видите на экране.
С помощью маркера студенты правильно размещают стрелки от неравенства к промежутку, который является ответом.
На экране - СЛАЙД «Напольная плитка»
( ; ∞ ) буква «А»
4 (-∞ ; 1) буква «Г»
≥ ( 1; ∞ ) буква «Ш»
ОТВЕТ: Слово « ШАГ». Проектировщики планируют использовать специальные плитки, которые будут вырабатывать кинетическую энергию шагов, что позволит повысить энергоэффективность здания на 40%.
На экране - Задание «Найди ошибку». Студенты слушают ход решения показательного уравнения и находят ошибку в ходе его решения.
= 80
= 80
= 80
= 80
= 10
Х= 2
Проблема: Как 10 представить в виде степени с основанием 5 ?
Вывод: Такие уравнения решаются логарифмированием обеих частей уравнения. Это – тема следующего урока.
Мы продолжаем нашу экскурсию и перед вами – волнообразные крыши зданий города будущего. На экране - СЛАЙД «Волнообразные крыши»
Решите систему уравнений и узнаете для чего такие крыши?
Ключ к ответам :
(1;2) – для загара
(0;2) – для отражения солнечных лучей
(2;1) – для сбора воды.
Решение оформляете на ватмане и затем демонстрируете всей группе.
Вывод: Волнообразные крыши позволят делать сбор воды, которая будет поступать в специальные резервуары и, очищаясь , подаваться в квартиры.
Итак, мы закончили с вами экскурсию по городу будущего.
Это – будет энергоэффективный город на 46%.
Презентация «Применение показательной функции в природе и технике» - 5 мин.
Идет рассказ студентки Бутурлиной К.
V. Самостоятельная работа - 8 мин (тестовые задания)
VI. Подведение итогов урока – 2 мин.
VII. Рефлексия – 2 мин. Поскольку основным понятием урока является «степень», я предлагаю вам определить степень удовлетворенности уроком в следующем виде: