Разработка урока математики в 11 классе по теме
«Показательные уравнения и неравенства».
Тема урока: «Показательные уравнения и неравенства».
Цель урока: 1.Сестематизировать знания по свойствам показательной функции.
2. Использовать свойства показательной функции для решения показательных уравнений, показать способы их решения.
3. Формировать умение решать показательные уравнения.
4. Познакомиться с показательными неравенствами.
5.Подготовка к ЕГЭ
6.Развивать логическое мышление обучающихся, обогащать и расширять их кругозор.
Формы деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная работа (дома).
Содержание урока.
1. Организационная часть урока.
2.Устная работа. 1).Свойства показательной функции. (По графику, при а>1 и при 0<а<1)
2) Сравнить значение функции используя график и свойства показательной функции. (По графику, при а>1 и при 0<а<1) – на экране или на доске по готовому чертежу.
3).Решение простейших показательных уравнений. Слайд- № 1- презентация.
Вывод: Если ах= ау, то х=у.
3.Новый материал.
1). Где уже встречалисьпоказательные уравнения? Привести примеры. Как вы их решали?
2). Определение.
Уравнение виде ах=в, где а>0 и а ≠1 называется показательным.
3).Сколько корней имеет показательное уравнение?Какая область значенийфункции у=ах?
Вывод: При в<0 или в=0 уравнение ах=в не имеет корней.
А в других случаях уравнение ах=в сколько имеет корней ? -
4. Практическая часть. Виды и способы решения показательных уравнений.
1).Слайды 4,5,6,7 (задание 1,2,3,4).
2).Решение показательных уравнений (работа в парах).
а) 72х+1 = 49 б) 27 ∙9х = 1 в) 9х -26∙3х - 27 =0 г) 2х+2 – 2х + 2х+1 = 20 д) 4х - 5∙2х +4 = 0
Вывод. При решении показательных уравнений пользуются свойством показательной функции: Если а > 0 и а≠0, то равенство ах = ау справедливо тогда и только тогда, когда х = у.
3.Решение показательных неравенств.
1.Виды неравенств: ах> в, ах ≥ в, ах<в, ах ≤ в.
2.На каком свойстве показательной функции основано решение неравенств?
3.Примеры решения неравенств. Слайды 8- 11 (задания с 1-3)
Вывод. При решении показательных неравенств пользуются свойством показательной функции:
Если а > 1, то неравенство ах > ау справедливо тогда и только тогда, когда х > у. Если 0 < а < 0, то равенство ах > ау справедливо тогда и только тогда, когда х < у.
4.. № 467 – устно, № 472 (а, г ).
4. Домашнее задание. 1) п. 36, п.35.
2) Домашняя самостоятельная работа,
3) По два задания из ЕГЭ по данной теме.
Вариант 1
А1. Решите уравнение:
А2. Решите уравнение: .
А3. Решите неравенство:
В1. Решите уравнение:
Вариант 2.
А1. Решите уравнение:
А2. Решите уравнение: .
А3. Решите неравенство:
В1. Решите уравнение:
5. Решение более сложных уравнений.
1) 2 х-1 ∙ 3х+1 = 324, 2) 9х ∙ 4 + 13 ∙ 12х – 12 ∙ 16 = 0, 3) 32х + 5 - 22х + 7 + 9 х+2 – 4 х+2 = 0.
(Решение для проверки на слайдах 12,13,14 презентации)
6. Итог урока.
К уроку
– устный счёт и повторение (М-11,презентация № 1),
- решения уравнений и неравенств (презентация №2),
- самостоятельная работа (М-11).