Урок алгебры в 10 классе по теме «Решение показательных уравнений и неравенств (включая уравнения и неравенства смешанного типа)»
Урок алгебры в 10 классе по теме «Решение показательных уравнений и неравенств (включая уравнения и неравенства смешанного типа)»
Урок позволит систематизировать знания учащихся по заданной теме, закрепить умение решать показательные уравнения и неравенства, сводимые к простейшим вида специальными методами: разложением на множители; введением новой переменной и сведением показательного уравнения (неравенства) к алгебраическому; делением обеих частей уравнения (неравенства) на одну из степеней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок алгебры в 10 классе по теме «Решение показательных уравнений и неравенств (включая уравнения и неравенства смешанного типа)»»
Урок алгебры в 10а классе
по теме «Решение показательных уравнений и неравенств (включая уравнения и неравенства смешанного типа)».
Цели урока:
Образовательные:
Систематизировать знания учащихся по заданной теме.
Закрепить умение решать показательные уравнения и неравенства, сводимые к простейшим вида специальными методами: Разложением на множители; Введением новой переменной и сведением показательного уравнения (неравенства) к алгебраическому; Делением обеих частей уравнения (неравенства) на одну из степеней.
Закрепить умение решать показательные уравнения и неравенства (+ смешанного типа) графическим и функционально-графическим методом.
закрепление вычислительных навыков;
обучать различным формам контроля знаний и самоконтроля.
Развивающие:
развитие навыков логического мышления,
формирование навыков грамотной математической речи;
развитие мыслительных операций посредством конкретизации,
развитие зрительной памяти, потребности к самообразованию, способствовать развитию познавательных процессов.
Воспитательные:
воспитание познавательной активности,
культуры общения, прививать интерес к математике.
воспитание чувства ответственности, уважения друг к другу,
взаимопонимания, уверенности в себе; воспитание культуры общения.
Повторение
понятие уравнения и его решения
понятие неравенства и его решения;
умение решать квадратные уравнения и алгебраические неравенства;
знание свойств с рациональным (иррациональным) показателем и определение арифметического корня n-й степени; умение решать иррациональные уравнения;
знание свойств показательной функции;
определение геометрической прогрессии;
умение строить и читать графики функций;
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Методы работы:
проблемный;
частично-поисковый.
Виды работ:
индивидуальная
коллективная;
фронтальная.
Оборудование:
Дидактические материалы;
Раздаточный материал для самостоятельной работы, алгоритмы, методы решения уравнений и неравенств;
Листы-памятки по решению показательных уравнений.
компьютер, проектор, документ-камера.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Сегодня нам предстоит подвести итоги изучения большой темы курса алгебры и предугадать ближайшую перспективу следующих уроков. 2.Постановка цели и темы урока. - Чем мы занимались на прошлых уроках? ( Решали показательные уравнения
и неравенства)
Мы завершаем изучение этой темы и впереди у нас контрольная работа.
Какую цель вы поставить перед собой на этом уроке? (подвести итоги, обобщить и систематизировать изученный материал по теме«Решение показательных уравнений и неравенств») - Итак, тема нашего урока звучит по-прежнему «Решение показательных уравнений и неравенств» 3.Проверка домашнего задания: К доске вызываются трое учащихся по домашнему заданию. 4.Обобщение и систематизация знаний и умений по теме: «Решение показательных уравнений и неравенств». - Пока ребята у доски готовятся к обсуждению некоторых заданий домашней работы, поработаем вместе. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку мне бы хотелось привести слова советского математика, философа, педагога Софьи Александровны Яновской:
Слайд
=4
Вашему вниманию предложены уравнения.
- Какие из них являются показательными? - Какие содержат показательные выражения (являются смешанными)? - Какие вовсе не являются показательными?
Итак, пожалуйста, сформулируйте определение показательных уравнения и неравенства.( уравнения(неравенства) содержащие неизвестное в показателе степени называется показательным)
- Каков общий вид простейших показательных уравнений?
Почему обговариваются условия для основания степени уравнений? ( Из определения показательной функции //из определения степени с иррациональным показателем// следует, что степень определена для положительного, не равного единице, основания).
- А неравенств? (изменяется знак неравенства) - Каковы основные методы решения простейших показательных уравнений? (уравнивание показателей) - Неравенств? (Переход к равносильному неравенству).
На чем они основаны?
Расшифруйте.
Для уравнений: 1) Если степени с равными основаниями, отличными от единицы и большими нуля, равны, то показатели равны;
2) функциямонотонна на R, поэтому каждое свое значение она принимает при единственном значении аргумента.
Для неравенств: 1) Показательная функциямонотонно возрастает (убывает) на R, поэтому большему (меньшему) значению функции соответствует большее значение аргумента.
^2) Если a1, то из неравенства;
Если 0, то из неравенства
Выберите из предложенных списков те, которые можно назвать простейшими (или свести к ним). (1, 3, 9 уравнения). Можно ли какие-нибудь решить устно?
- Попробуйте устно решить уравнение 1. (x=0)
- А если бы это было неравенство? (x1).
- Уравнение №3? = ,
- Можно ли еще какие-нибудь уравнения решить устно?( Уравнение 4 ) - Какой метод использовали при решении?( Функционально-графический)
-На чем он основан? (На свойствах монотонных функций.)
Запись на доске:
Возрастающая = убывающая
Возр.+возр. = убывающая
Убыв.+ убыв.= возрастающая
Возраст.(убыв.) = постоянная графики пересекаются не более,чем в одной точке
- Всегда ли можно быстро решить уравнение функционально-графическим методом?( Нет, если корень трудно подобрать, или значение корня не является целым числом.) -Какой метод послужил основой для функционально-графического метода? (Графический.) -В чем его суть?( Построить графики двух функций в одной системе координат. Абсциссы точек пересечения графиков – корни заданного уравнения.) -Дома было предложено решить графическим методом неравенство . (Внимание на доску).
В чем недостаток метода?( Неточные значения корней соответствующего уравнения.) -В чем достоинство?( Всегда можно «увидеть» корни уравнения, найти приближенно, и, значит, и решить неравенство.)
- А если бы решили поработать устно?( Велика возможность потери одного корня уравнения и, следовательно, неверного решения неравенства.) -Решили бы устно этим методом уравнение (Корней бы не нашли) - Второе уравнение из домашней работы: Удобно было строить график функции, стоящей в левой части уравнения?
- Можно ли было избежать построений? (слева – убывающая функция, справа – возрастающая .Следовательно уравнение имеет единственный корень, его легко найти подбором ). -А если знак равенства поменять на знак неравенства « Найдем подбором корень уравнения; Схематически построим графики обеих функций; Выберем решение неравенства. -Итак, какой метод использовали?( Графический и функционально-графический)
- Если бы знак равенства поменять на знак неравенства, то при решении неравенства на что бы обратили внимание? (На основание степени.) -Какие методы решения уравнений еще знаем? (Перечисляем : вынесением общего множителя, делением на степень, замена, сведение к квадратному, к алгебраическому). - Дома было предложено уравнение . (Решение уравнения представлено учеником, обсуждается) - Какими методами его решали? (Вынесение за скобки общего множителя. Деление на степень.) А что бы было, если изменить знак «=» на «»?( при переходе от показательного неравенства к равносильному квадратному неравенству нужно учитывать , что если a1, то из неравенства;
если 0, то из неравенства
Какие еще уравнения из списка можно решить названными методами?
Вынесением общего множителя – уравнение 5 Делением на степень – уравнение 7
Замена, сведение к квадратному (уравнение 6,13); к алгебраическому (уравнение 12).
- Найдите в списке уравнения, решаемые этими методами, оговорите специальные приемы.
- Итак, подведем первые итоги. Составим алгоритм решения показательных уравнений(неравенств).
5.Физкультминутка - гимнастика для глаз.
6. Проверочная работа:
- Проверим, как же мы научились решать показательные уравнения и неравенства, выполнив самостоятельную работу.
Класс предварительно разбит на группы, т.к. класс делится на подгруппы, то в каждой группе 2-3 человека. Решив уравнение, группы делегируют к доске своего представителя. Все уравнения обсуждаются, записывается решение всеми учащимися класса. Полученная оценка выставляется всем членам группы.
7. Задание на дом:
подготовка материала к конференции «Показательная функция, показательные уравнения и неравенства»
“Теоретики” получают задание изучить исторические сведения о показательной функции и показательных уравнениях. Сделать презентацию найденного материала.
“Практики” готовят задания, предлагаемые в экзаменационных работах.
“Исследователи” занимаются исследованием и решением более сложных уравнений.
“Специалисты” по прикладной математике изучают процессы и явления, которые можно задать показательной функцией.
8. Итоги урока:
- Чем занимались на уроке? - Чему научились? - Какие основные методы решения показательных уравнений (неравенств) знаем? - Каков алгоритм решения показательного уравнения (неравенства)? - Что полезного извлекли для себя на уроке? - Что нового узнали? - Что хотелось бы узнать и чему еще научиться?
Решать уравнения и неравенства вида где b не представимо в виде - Но это тема наших следующих уроков. Урок закончен. Спасибо, дети!