kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок алгебры в 10 классе по теме «Решение показательных уравнений и неравенств (включая уравнения и неравенства смешанного типа)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит систематизировать знания учащихся по заданной теме, закрепить умение решать показательные уравнения и неравенства, сводимые к простейшим вида специальными методами: разложением на множители; введением новой переменной и сведением показательного уравнения (неравенства) к алгебраическому; делением обеих частей уравнения (неравенства) на одну из степеней.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок алгебры в 10 классе по теме «Решение показательных уравнений и неравенств (включая уравнения и неравенства смешанного типа)»»

Урок алгебры в 10а классе

по теме «Решение показательных уравнений и неравенств
(включая уравнения и неравенства смешанного типа)».

Цели урока:

Образовательные:

  • Систематизировать знания учащихся по заданной теме.

  • Закрепить умение решать показательные уравнения и неравенства, сводимые к простейшим вида  специальными методами:
    Разложением на множители;
    Введением новой переменной и сведением показательного уравнения (неравенства) к алгебраическому;
    Делением обеих частей уравнения (неравенства) на одну из степеней.

  • Закрепить умение решать показательные уравнения и неравенства (+ смешанного типа) графическим и функционально-графическим методом.

  • закрепление вычислительных навыков;

  • обучать различным формам контроля знаний и самоконтроля.


Развивающие:

  • развитие навыков логического мышления,

  • формирование навыков грамотной математической речи;

  • развитие мыслительных операций посредством конкретизации,

  • развитие зрительной памяти, потребности к самообразованию, способствовать развитию познавательных процессов.


Воспитательные:

  • воспитание познавательной активности,

  • культуры общения, прививать интерес к математике.

  • воспитание чувства ответственности, уважения друг к другу,

  • взаимопонимания, уверенности в себе; воспитание культуры общения.

Повторение

  • понятие уравнения и его решения

  • понятие неравенства и его решения;

  • умение решать квадратные уравнения и алгебраические неравенства;

  • знание свойств с рациональным (иррациональным) показателем и определение арифметического корня n-й степени; умение решать иррациональные уравнения;

  • знание свойств показательной функции;

  • определение геометрической прогрессии;

  • умение строить и читать графики функций;

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Методы работы:

  • проблемный;

  • частично-поисковый.

Виды работ:

  • индивидуальная

  • коллективная;

  • фронтальная.

Оборудование:

  • Дидактические материалы;

  • Раздаточный материал для самостоятельной работы, алгоритмы, методы решения уравнений и неравенств;

  • Листы-памятки по решению показательных уравнений.

компьютер, проектор, документ-камера.


Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Сегодня нам предстоит подвести итоги изучения большой темы курса алгебры и предугадать ближайшую перспективу следующих уроков. 
2.Постановка цели и темы урока.
- Чем мы занимались на прошлых уроках? ( Решали показательные уравнения

и неравенства)

Мы завершаем изучение этой темы и впереди у нас контрольная работа.

Какую цель вы поставить перед собой на этом уроке? (подвести итоги, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Решение показательных уравнений и неравенств»)
- Итак, тема нашего урока звучит по-прежнему «Решение показательных уравнений и неравенств»
3.Проверка домашнего задания:
К доске вызываются трое учащихся по домашнему заданию.
4.Обобщение и систематизация знаний и умений по теме: «Решение показательных уравнений и неравенств».
- Пока ребята у доски готовятся к обсуждению некоторых заданий домашней работы, поработаем вместе. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку мне бы хотелось привести слова советского математика, философа, педагога Софьи Александровны Яновской:



Слайд












=4







Вашему вниманию предложены уравнения.

- Какие из них являются показательными?
- Какие содержат показательные выражения (являются смешанными)?
- Какие вовсе не являются показательными?

Итак, пожалуйста, сформулируйте определение показательных уравнения и неравенства.( уравнения(неравенства) содержащие неизвестное в показателе степени называется показательным)

- Каков общий вид простейших показательных уравнений? 

Почему обговариваются условия для основания степени уравнений?
Из определения показательной функции //из определения степени с иррациональным показателем// следует, что степень определена для положительного, не равного единице, основания).

- А неравенств? (изменяется знак неравенства)
- Каковы основные методы решения простейших показательных уравнений? (уравнивание показателей)
- Неравенств? ( Переход к равносильному неравенству). 

На чем они основаны?

Расшифруйте.

Для уравнений: 1) Если степени с равными основаниями, отличными от единицы и большими нуля, равны, то показатели равны;

2) функция  монотонна на R, поэтому каждое свое значение она принимает при единственном значении аргумента.

Для неравенств: 1) Показательная функция  монотонно возрастает (убывает) на R, поэтому большему (меньшему) значению функции соответствует большее значение аргумента. 

^ 2) Если a1, то из неравенства ;

Если 0, то из неравенства

 Выберите из предложенных списков те, которые можно назвать простейшими (или свести к ним). ( 1, 3, 9 уравнения). Можно ли какие-нибудь решить устно?

- Попробуйте устно решить уравнение 1. (x=0)

- А если бы это было неравенство? (x1).

- Уравнение №3? 
= ,


- Можно ли еще какие-нибудь уравнения решить устно?( Уравнение 4  )
- Какой метод использовали при решении?( Функционально-графический)

 -На чем он основан? ( На свойствах монотонных функций.)

Запись на доске: 

Возрастающая = убывающая

Возр.+возр. = убывающая

Убыв.+ убыв.= возрастающая

Возраст.(убыв.) = постоянная
графики пересекаются не более, чем в одной точке

- Всегда ли можно быстро решить уравнение функционально-графическим методом?( Нет, если корень трудно подобрать, или значение корня не является целым числом.)
- Какой метод послужил основой для функционально-графического метода?
(Графический.)
- В чем его суть?( Построить графики двух функций в одной системе координат. Абсциссы точек пересечения графиков – корни заданного уравнения.)
- Дома было предложено решить графическим методом неравенство . (Внимание на доску).

В чем недостаток метода?( Неточные значения корней соответствующего уравнения.)
- В чем достоинство?( Всегда можно «увидеть» корни уравнения, найти приближенно, и, значит, и решить неравенство. )

- А если бы решили поработать устно?( Велика возможность потери одного корня уравнения и, следовательно, неверного решения неравенства.)
- Решили бы устно этим методом уравнение  ( Корней бы не нашли)
- Второе уравнение из домашней работы:  Удобно было строить график функции, стоящей в левой части уравнения?

- Можно ли было избежать построений? (слева – убывающая функция, справа – возрастающая .Следовательно уравнение имеет единственный корень, его легко найти подбором ).
- А если знак равенства поменять на знак неравенства « 
Найдем подбором корень уравнения;
Схематически построим графики обеих функций;
Выберем решение неравенства.
-Итак, какой метод использовали?( Графический и функционально-графический)

- Решите указанные уравнения функционально-графическим методом.

 
 
- Если бы знак равенства поменять на знак неравенства, то при решении неравенства на что бы обратили внимание? ( На основание степени.)
- Какие методы решения уравнений еще знаем?
(Перечисляем : вынесением общего множителя, делением на степень, замена, сведение к квадратному, к алгебраическому).
- Дома было предложено уравнение  . (Решение уравнения представлено учеником, обсуждается)
- Какими методами его решали? (Вынесение за скобки общего множителя. Деление на степень.)
 А что бы было, если изменить знак «=» на «»?( при переходе от показательного неравенства к равносильному квадратному неравенству нужно учитывать , что если a1, то из неравенства ;

если 0, то из неравенства

 Какие еще уравнения из списка можно решить названными методами?

Вынесением общего множителя – уравнение 5
Делением на степень – уравнение 7


Замена, сведение к квадратному (уравнение 6,13); 
к алгебраическому (уравнение 12).


- Найдите в списке уравнения, решаемые этими методами, оговорите специальные приемы.

- Итак, подведем первые итоги. Составим алгоритм решения показательных уравнений(неравенств).



5.Физкультминутка - гимнастика для глаз.

6. Проверочная работа:

- Проверим, как же мы научились решать показательные уравнения и неравенства, выполнив самостоятельную работу.

Класс предварительно разбит на группы, т.к. класс делится на подгруппы, то в каждой группе 2-3 человека. Решив уравнение, группы делегируют к доске своего представителя. Все уравнения обсуждаются, записывается решение всеми учащимися класса. Полученная оценка выставляется всем членам группы.

7. Задание на дом:

подготовка материала к конференции «Показательная функция, показательные уравнения и неравенства»

Теоретики” получают задание изучить исторические сведения о показательной функции и показательных уравнениях. Сделать презентацию найденного материала.

Практики” готовят задания, предлагаемые в экзаменационных работах.

Исследователи” занимаются исследованием и решением более сложных уравнений.

Специалисты” по прикладной математике изучают процессы и явления, которые можно задать показательной функцией.




8. Итоги урока:

- Чем занимались на уроке?
- Чему научились?
- Какие основные методы решения показательных уравнений (неравенств) знаем?
- Каков алгоритм решения показательного уравнения (неравенства)?
- Что полезного извлекли для себя на уроке?
- Что нового узнали?
- Что хотелось бы узнать и чему еще научиться?

Решать уравнения и неравенства вида  где b не представимо в виде 
- Но это тема наших следующих уроков.
Урок закончен. Спасибо, дети!












.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Гусева Наталья Николаевна

Дата: 25.08.2016

Номер свидетельства: 340807


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1920 руб.
2400 руб.
1580 руб.
1980 руб.
1670 руб.
2090 руб.
2130 руб.
2660 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства