kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по алгебре для 10 класса на тему "Степень с рациональным показателем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит показать, как учащиеся усвоили изученный материал и как они умеют применять полученные знания при решении конкретных задач.

Цели урока:

    Научить выполнять простейшие преобразования выражений, содержащие степени с дробным показателем;

    Закрепить свойства степени с рациональным показателем в ходе выполнения упражнений;

    Формировать навыки самоконтроля учащихся;

    Создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе, развивать познавательную активность учащихся;

    Воспитывать интерес к предмету, к истории математики.

Оборудование:

    карточки с ответами для устного счёта;

    карточки с заданиями, дешифраторами для каждого учащегося;

    мультимедиа;

    презентация Microsoft Excel.

Результативность:

    Оттачивается навык применения свойств степени с рациональным показателем при вычислении выражений;

    Развиваются вычислительные навыки, повышается вычислительная культура;

    Через связь заданий урока с историческими фактами повышается интерес к их выполнению;

    Выявляется степень освоенности материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Мы заканчиваем  изучение темы “Степень с рациональным показателем и её свойства”. Ваша задача на этом уроке, показать, как вы усвоили изученный материал и как вы умеете применять полученные знания при решении конкретных задач. 

    Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Для начала вспомним свойства степеней с рациональным показателем на конкретных примерах.

Задание: представить в виде степени с рациональным показателем.

а) x^(2/5)?x^(1/2)               г) (a?a^0,5 )^2             ж) y^(1/2)?√(1/y)

б) x^0,5: x^(1/3)                  д) (?(x^3 ))2                     з) (1/a^2,5  ) -2 

в) (y^(5/7))1,4              е) x^(1/9)??(x^2 )            и)  √(?(y^4.))    

III. Закрепление изученного материала.

    Учитель. Один великий русский ученый  в свое время сказал: "Пусть  кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь". Кому принадлежат эти слова, мы узнаем, когда выполним следующие задания.

    9^(1/2)   – 

     ?64?^(1/3)  – 

     4^(0,5)  – 

     (2^(2/5) )^5  –

    50√0,04  –

      6^(3/2)/6^0,5 -2  – 

     ?0,7?^(1/2)??70?^(1/2)  – 

    ?16?^(1/5)??64?^(1/5)  – 

    ?25?^(-1/2)  –

4    7    2    –3    3    100    0,2    10

о    с    м    а    л    е    в    н

ЛОМОНОСОВ

Михаил Васильевич Ломоносов своим высказыванием указал на важность степеней для науки и человечества.

    Учитель. Понятие степени с натуральным показателем сформировалось ещё у древних народов.

Задание. Упростив и вычислив следующие выражения, используя дешифратор, вы узнаете имя ученого, который положил начало буквенных записей степени. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Цели урока»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Поводимовская средняя общеобразовательная школа»

Дубенского муниципального района Республики Мордовия







НЕСТАНДАРТНЫЙ УРОК

ПО АЛГЕБРЕ И НАЧАЛАМ АНАЛИЗА

В 10 КЛАССЕ




Подготовила: учитель математики

Бровцева А.В.










2011 год.

Цели урока:

  • Научить выполнять простейшие преобразования выражений, содержащие степени с дробным показателем;

  • Закрепить свойства степени с рациональным показателем в ходе выполнения упражнений;

  • Формировать навыки самоконтроля учащихся;

  • Создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе, развивать познавательную активность учащихся;

  • Воспитывать интерес к предмету, к истории математики.

Оборудование:

  • карточки с ответами для устного счёта;

  • карточки с заданиями, дешифраторами для каждого учащегося;

  • мультимедиа;

  • презентация Microsoft Excel.

Результативность:

  • Оттачивается навык применения свойств степени с рациональным показателем при вычислении выражений;

  • Развиваются вычислительные навыки, повышается вычислительная культура;

  • Через связь заданий урока с историческими фактами повышается интерес к их выполнению;

  • Выявляется степень освоенности материала.









Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Мы заканчиваем изучение темы “Степень с рациональным показателем и её свойства”. Ваша задача на этом уроке, показать, как вы усвоили изученный материал и как вы умеете применять полученные знания при решении конкретных задач.


  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Для начала вспомним свойства степеней с рациональным показателем на конкретных примерах.

Задание: представить в виде степени с рациональным показателем.

а)       г)             ж)

б)                 д) ()2                     з) ( ) -2

в) ()1,4            е)            и)    


III. Закрепление изученного материала.

  1. Учитель. Один великий русский ученый в свое время сказал: "Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь". Кому принадлежат эти слова, мы узнаем, когда выполним следующие задания.

      1. 4

      1. 7

      1. 2

      1. 3

      1. 3

      1. 100

      1. 0,2

      1. 10

      1. о

      1. с

      1. м

      1. а

      1. л

      1. е

      1. в

      1. н

      1. ЛОМОНОСОВ

      2. Михаил Васильевич Ломоносов своим высказыванием указал на важность степеней для науки и человечества.

  1. Учитель. Понятие степени с натуральным показателем сформировалось ещё у древних народов.

      1. Задание. Упростив и вычислив следующие выражения, используя дешифратор, вы узнаете имя ученого, который положил начало буквенных записей степени. 

      1. н

      1. о

      1. е

      1. д

      1. а

      1. с

      1. т

      1. и

      1. ф

      1. 8

      1. 108

      1. -12

      1. 4

      1. 36,5

      1. 43

      1. -21

      1. 32

      1. –15

      1. ДИОФАНТ

      2. Учитель. Понятие степени с натуральным показателем сформировалось ещё у древних народов. Квадрат и куб числа использовались для вычисления площадей и объемов. Степени некоторых чисел использовались при решении отдельных задач учеными Древнего Египта и Вавилона. 

      3. В III веке вышла книга греческого ученого Диофанта “Арифметика”, в которой было положено начало введению буквенной символики. Диофант вводит символы для первых шести степеней неизвестного и обратных им величин. В этой книге квадрат обозначается знаком Δ с индексом r; куб – знаком k c индексом r и т.д.

      4. Из практики решения более сложных алгебраических задач и оперирования со степенями возникла необходимость обобщения понятия степени и расширения его посредством введения в качестве показателя нуля, отрицательных и дробных чисел. К идее обобщения понятия степени на степень с ненатуральным показателем математики пришли постепенно.

  1. Учитель. Выполнив это задание, вы узнаете фамилию немецкого математика, который ввел термин – “показатель степени”.

      1. Для выполнения следующего задания, вспомним формулы сокращенного умножения:

      2. Задание.

      3. Вынести общий множитель за скобки:

      1. Пользуясь тождеством разложить на множители:

      1. Разложить на множители, используя тождество или :

            1. л

            1. и

            1. ш

            1. м

            1. ь

            1. ф

            1. е

            1. т

      1. ШТИФЕЛЬ

      2. Учитель. Немецкий математик М.Штифель (1487–1567 гг.) дал определение а0=1 при a≠1 и ввел название показатель (это буквенный перевод с немецкого Exponent). Немецкое potenzieren означает возведение в степень. Штифель оставил заметный след в развитии алгебры. В его главном труде Arithmetica integra (Нюрнберг, 1544) он дал содержательную теорию отрицательных чисел, возведения в степень, различных прогрессий и других последовательностей. Штифель впервые использовал понятия «корень» и «показатель степени» (лат. exponens), причём подробно анализировал и целые, и дробные показатели. Опубликовал правило образования биномиальных коэффициентов и составил их таблицы до 18-й степени. Штифель переработал (фактически написал заново) книгу алгебраиста (коссиста) Кристофа Рудольфа, и использованные там современные обозначения арифметических операций с этого момента укоренились в математике (1553). 

      3. В конце ХVI века Франсуа Виет ввел буквы для обозначения не только переменных, но и их коэффициентов. Он применял сокращения: N, Q, C – для первой, второй и третьей степеней. 

      4. Современные определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателем берут начало от работ английских математиков Джона Валлиса (1616–1703) и Исаака Ньютона (1643–1727).

      5. Но современные обозначения (типа а4, а5) в XVII в ввел Рене Декарт.

      6. Современные определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателем берут начало от работ английских математиков Джона Валлиса (1616–1703) и Исаака Ньютона (1643–1727).

      7. О целесообразности введения нулевого, отрицательных и дробных показателей и современных символов впервые подробно писал в 1665 г. английский математик Джон Валлис. Его дело завершил Исаак Ньютон, который стал систематически применять новые символы, после чего они вошли в общий обиход.

      8. Введение степени с рациональным показателем является одним из многих примеров обобщение понятий математического действия. Степень с нулевым, отрицательным и дробными показателями определяется таким образом, чтобы к ней были применены те же правила действий, которые имеют место для степени с натуральным показателем, т.е. чтобы сохранились основные свойства первоначального определённого понятия степени.

      9. Новое определение степени с рациональным показателем не противоречит старому определению степени с натуральным показателем, то есть смысл нового определения степени с рациональным показателем сохраняется и для частного случая степени с натуральным показателем. Этот принцип, соблюдаемый при обобщении математических понятий, называется принципом перманентности (сохранения постоянства). В несовершенной форме его высказал 1830 г. английский математик Дж.Пикок, полностью и четко его установил немецкий математик Г.Ганкель в 1867 г.

  1. Подведение итогов.

      1. Учитель. Сегодня на уроке мы закрепили понятие степени с рациональным показателем и ее свойства, а также применили эти свойства при решении различных упражнений. На протяжении всего урока мы знакомились с историческими фактами, свидетельствующими о развитии степени.

  1. Домашнее задание.

      1. §4, п.1, № 71–73 (четн), 84, 86 (2)

Просмотр содержимого презентации
«Нестандартный урок по алгебре в 10 классе»

«Степень с рациональным показателем»

«Степень с рациональным показателем»

Представить в виде степени с рациональным показателем. а) х 2/5 · x 1/2         б) ( а • а  0,5 ) 2              в) у 1/2 • √ 1/y  г) х  0,5 : x 1/3                 д) ( 4 √ х 3 ) 2                     Е ) ( 1/ а 2,5 )  -2   ж) ( у  5/7 ) 1,4              з) х 1/9 • 3 √ х 2           и) √ 3 √ у 4     

Представить в виде степени с рациональным показателем.

а) х 2/5 · x 1/2       б) ( а а 0,5 ) 2             в) у 1/2 • √ 1/y

г) х 0,5 : x 1/3                 д) ( 4 х 3 ) 2                    Е ) ( 1/ а 2,5 ) -2

ж) ( у 5/7 ) 1,4              з) х 1/9 3 х 2           и) √ 3 у 4    

«Пусть кто – нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь»

«Пусть кто – нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь»

Вычислить:

Вычислить:

Михаил Васильевич Ломоносов

Михаил Васильевич Ломоносов

Исторические сведения о развитии понятия степени  Понятие о степени с натуральным показателем сформировалось еще у древних народов. Квадрат и куб числа использовались для вычисления площадей и объемов. Степени некоторых чисел применялись при решении отдельных задач учеными Древнего Египта и Вавилона

Исторические сведения о развитии понятия степени

Понятие о степени с натуральным показателем сформировалось еще у древних народов. Квадрат и куб числа использовались для вычисления площадей и объемов. Степени некоторых чисел применялись при решении отдельных задач учеными Древнего Египта и Вавилона

Диофант

Диофант

В III веке вышла книга греческого ученого Диофанта «Арифметика» , в которой было положено начало буквенной символики.    Диофант ввел символы для первых шести степеней неизвестного и обратных им величин. В этой книге квадрат обозначается Δ с индексом r , куб – знаком k , с индексом r и т.д.
  • В III веке вышла книга греческого ученого Диофанта «Арифметика» , в которой было положено начало буквенной символики.
  • Диофант ввел символы для первых шести степеней неизвестного и обратных им величин. В этой книге квадрат обозначается Δ с индексом r , куб – знаком k , с индексом r и т.д.
Формулы сокращенного умножения

Формулы сокращенного умножения

Вынести общий множитель за скобки:

Вынести общий множитель за скобки:

Пользуясь тождеством  разложить на множители:

Пользуясь тождеством разложить на множители:

Пользуясь тождеством  разложить на множители:

Пользуясь тождеством разложить на множители:

Равенство, а º =1 (для а не равного 0) применял в своих трудах в начале XV века самаркандский ученый Гиясаддин Каши Джемшид Независимо от него нулевой показатель был введен Николаем Шюке в XV веке. Известно, что Николай Шюке (1445-1500 гг.), рассматривал степени с отрицательным и нулевым показателями.  Симон Стевин  предложил подразумевать под степенью числа а с дробным показателем  1/ n корень n степени из а.

Равенство, а º =1 (для а не равного 0) применял в своих трудах в начале XV века самаркандский ученый Гиясаддин Каши Джемшид

  • Независимо от него нулевой показатель был введен Николаем Шюке в XV веке. Известно, что Николай Шюке (1445-1500 гг.), рассматривал степени с отрицательным и нулевым показателями.
  • Симон Стевин предложил подразумевать под степенью числа а с дробным показателем 1/ n корень n степени из а.

Немецкий математик Михаэль Штифель (1487-15670 гг.) дал определение а º =1 при а≠1 и ввел название показатель (это  буквенный перевод с  немецкого Exponent) . Немецкое potenzieren означает возведение в степень

Немецкий математик Михаэль Штифель (1487-15670 гг.) дал определение а º =1 при а≠1 и ввел название показатель (это буквенный перевод с немецкого Exponent) . Немецкое potenzieren означает возведение в степень

В конце XV века Франсуа Виет ввел буквы для обозначения не только переменных , но и их коэффициентов. Он применял сокращения: N , Q,  C -для первой, второй и третьей степеней. Но современные обозначения ввел в XVII веке ввел Рене Декарт

В конце XV века Франсуа Виет ввел буквы для обозначения не только переменных , но и их коэффициентов. Он применял сокращения: N , Q, C -для первой, второй и третьей степеней. Но современные обозначения ввел в XVII веке ввел Рене Декарт

Современные определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателем беру начало от работ английских математиков Джона Валиса (1616-1703) и Исаака Ньютона (1643-1727)

Современные определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателем беру начало от работ английских математиков Джона Валиса (1616-1703) и Исаака Ньютона (1643-1727)

Домашнее задание   № 71-73 (четные), 84, 86 (2)

Домашнее задание

71-73 (четные), 84, 86 (2)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок по алгебре для 10 класса на тему "Степень с рациональным показателем"

Автор: Бровцева Анна Викторовна

Дата: 07.07.2016

Номер свидетельства: 337090

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по алгебре для 7-9 классов "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-po-alghiebrie-dlia-7-9-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "228291"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441214332"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа по алгебре 7 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_proghramma_po_alghiebrie_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "447349"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1514571782"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока на тему "Квадратичная и степенная функции. Подготовка к контрольной работе""
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekturokanatiemukvadratichnaiaistiepiennaiafunktsiipodghotovkakkontrolnoirabotie"
    ["file_id"] => string(6) "314077"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459605886"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Контрольная работа для 8 класса по алгебре на тему "Степень с целым показателем" "
    ["seo_title"] => string(89) "kontrol-naia-rabota-dlia-8-klassa-po-alghiebrie-na-tiemu-stiepien-s-tsielym-pokazatieliem"
    ["file_id"] => string(6) "148034"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419549376"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Презентация к уроку по теме: "Степень с целым показателем. Алгебра 8 класс" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-stiepien-s-tsielym-pokazatieliem-alghiebra-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "190395"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427148417"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства