Урок поматематике для 4 класса, из раздела Повторение. Нумерация многозначных чисел. Тема: Единицы массы. Тип урока: урок введения нового знания. Дидактическая цель: ввести понятие тонна и центнер. Закрепить соотношения между единицами измерения массы. Форма: проект «Как хлеб попал на стол». Методики, применяемые на уроке: развивающие, с элементами исследования, личностно-ориентированное обучение, ИКТ. Ресурсы: интерактивная доска, флипчарт, наглядные пособия, раздаточный материал для арифметического диктанта и для самостоятельной работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок математики. 4 класс. Единицы массы.»
Урок математики в 4-м классе
Предмет: математика
Категория обучаемых: учащиеся 4 класса
Место урока в учебном плане: раздел Повторение. Нумерация многозначных чисел, урок 14.
Тема: Единицы массы.
Тип урока: урок введения нового знания.
Дидактическая цель: ввести понятие тонна и центнер. Закрепить соотношения между единицами измерения массы.
Задачи урока.
Образовательные:
- Совершенствовать умения решения текстовые задач и отрабатывать вычислительные навыки;
- Показать практическое значение единиц измерения массы.
Развивающие:
- Формировать умение самостоятельно применять имеющие знания;
- Реально оценивать собственные действия;
- Развивать память, логическое мышление;
- Продолжить работу с учащимися по формированию организации своей деятельности, самопроверки и самоконтроля.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительные отношения друг к другу, самостоятельность;
- Познакомить детей с технологией изготовления хлеба и учить бережному отношению к нему.
Форма: проект «Как хлеб попал на стол».
Методики, применяемые на уроке: развивающие, с элементами исследования, личностно-ориентированное обучение, ИКТ.
Ресурсы: интерактивная доска, флипчарт, наглядные пособия, раздаточный материал для арифметического диктанта и для самостоятельной работы.
Место проведения урока: классный кабинет с интерактивной доской.
Ход урока
Психологический настрой на урок. Слайд 1.
Девизом нашего урока станут слова:
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!
II. Устный счет.
Цель: актуализация знаний ранее изученных единиц массы и соотношения между ними. Информационная компетентность (аспект: извлечение первичной информации).
У. Начнем мы урок с разминки, с тренировки своего внимания.
У каждого из вас на парте лежит листочек, на котором отмечены точки с числами. На этом листочке вы находите точки с ответами заданий математического диктанта и последовательно соединяете их отрезками.
Математический диктант. Слайды 2-7
Булочка весит 40г, а пирожное в 3 раза больше. Сколько весит пирожное? (120г)
Пакет с мукой весит 3000г. Выразите вес пакета в кг (3 кг)
Рис весит 900г. На сколько рис легче пакета с мукой? (2100г)
Ящик с печеньем имеет вес 6000г. Выразите его вес в кг? (6кг)
Масса батона 600г, а булочки 200г. Во сколько раз булочка меньше батона? (в 3 раза)
Сколько граммов весят ящик с печеньем и пакет с мукой вместе? (9000г)
Проверка в группе (повернулись и сравнили).
У. Проверьте правильность своих вычислений, сравнив с ключом на доске.
После проверки правильности вычислений у детей получится рисунок в виде весов.
Модельный ответ. Слайд 8.
У. Что напоминает вам получившийся рисунок? Д-(весы)
У. Люди каких профессий пользуются весами? Д- (врач, фармацевт, продавец, работник почты, и т.д.)Слайд 9.
У. Как видим, человек в повседневной жизни на каждом шагу сталкивается с массой. Нужно ли человеку знать единицы измерения массы?
У. Как бы вы сформулировали цель нашего урока? Д- (повторить единицы массы) Слайд 10.
У. Определите тему урока? Д- (Единицы массы) Слайд 10.
Послушайте стихотворение (читает Ротова Анастасия) и определите тему нашего мини-проекта Слайд 11
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Д. Тема проекта « Как хлеб попал на стол»
У. А на этом уроке ребята мы узнаем, как хлеб попал на стол и научимся правильно распределять норму потребления хлеба.
III. Ввод в новую тему.
Цель: повторить ранее полученные знания.
1. Информационная компетентность (аспект: извлечение вторичной информации). Второй уровень.
У. Итак, наше путешествие начинается. Работа в тетрадях. Запишите число и классная работа
У. На полях Костанайской области выращивают и рожь, и пшеницу, другие зерновые культуры, которые занимают разную площадь. Слайд 12.
Назовите из предложенного задания единицы площади. м см2 га мм2 км дм а см м км2 дм2
Д-(см2 га мм2 км2 а м2 дм2)
У. В каких единицах измеряется площадь полей под посевы? Д- Ары, гектары
У. Прочитайте, какую площадь занимают посевы ржи – Д -25600а
У. Какую площадь занимают посевы пшеницы? Д-3млн 987 000га
У. 25600а – сколько это гектар?
У. Назовите наибольшую площадь, занимаемую под посевы. Д- (Под посевы пшеницы)
Запишите. Д-3млн 987 000га
2. Компетентность решения проблем (аспект: извлечение вторичной информации).
Сообщение 1 группы
Убирают комбайны зерно, загружают в машины и отправляют на элеватор, где его перерабатывают, и получается мука. Из зернышка пшеницы можно получить около 23 миллиграмма муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен. Слайд 13
У. Пока зерно обмолачивается на элеваторе, вычислите и запишите в тетради, сколько потребуется муки для выпечки одного батона? Ответ выразите в граммах.
Д-(23*10000=230000мг=230г)
IV. Новый материал.
Цель: ввести понятие тонна и центнер. Закрепить соотношения между единицами измерения массы.
1. Информационная компетентность(аспект: извлечение первичной информации). Первый уровень. Слайд 13
У. Итак, из нашего зерна на элеваторе сделали муку. На хлебозавод на 1 машине привезли 40 мешков пшеничной муки по 50 кг в каждом. Сколько кг муки привезли?
Д- (50*40=2000(кг))
У. Если муку привезут на 10 машинах, сколько это будет в килограммах? -Д-2000*10=20 000(кг)
У. На 100 машинах? Д-2000*100=200 000(кг)
У. Удобно ли вести учет муки? Д. нет
У. Переведите в более крупную единицу массы тонну и центнер. Д. 1 тонна-1000 кг, 1 центнер – 100 кг.
Д. Вывод: чем легче предмет, тем меньше единицу используем для нахождения его массы. Тяжелые предметы измеряем в более крупных единицах массы
У. Заполните таблицу. Слайд 14
1 кг
__ г
1 ц
__ кг
1 т
__ц
Сообщение 1 группы
Муку доставили на хлебозавод, где ее на специальных сеялках просеивают, чтобы в хлеб не попали веревки от мешка, или другие посторонние предметы.
У. Пока мука просеивается, выполним задание
2. Компетентность разрешение проблем (аспект: оценка результата деятельности первого уровня).
Выполните перевод данных единиц массы.
Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценки. Проверить свое умение преобразовывать единицы массы. Проверка слайд 14.
30 ц = кг
8 т = кг
5 т 3 ц = ц
900 кг = ц
670 000 кг = т
(записать в тетрадь)
У. Взаимопроверка. Оценивание.
3. Компетентность разрешение проблем (аспект: оценка результата деятельности второго уровня).
Цель: отработать умения и навыки по теме через выполнения заданий разного уровня.
У. Пока мука просеивается, мы успеем выполнить еще одно задание
Задание (дифференцированное). У кого на партах голубые кружочки выполняют задание первого столбика, результат выражают в тоннах, центнерах, кг. У кого зеленые кружочки – записывают ответ в кг
95т-45кг (94955кг=94т9ц55кг) 10т-10кг (9990кг)
19т-190кг (18810кг=18т8ц10кг) 4т-1500кг (2500кг)
125ц+150кг (12650кг=12т6ц50кг) 560кг-4ц (160кг)
30ц-500кг (2500кг=2т5ц) 6т+630кг (6630кг)
У. Проверка в парах. Слайд 15
V. Активная физминутка под музыку. Слайд 16.
VI. Закрепление.
Цель: отработка умений и навыков по теме, через решение текстовой задачи.
Компетентность разрешение проблем (аспект: оценка результата деятельности второго уровня).
Сообщение 2 группы
Просеянная мука попадает в специальные весы-автоматы, которые отвешивают муку нужными порциями. Кроме весов – автоматов для муки, есть еще весы – автоматы, на которых отвешивают воду, сахар, соль и дрожжи.
У. Составьте задачу по краткой записи: Слайд17
Мука – 260 кг
Вода с дрожжами – ? кг, на 140 кг
Соль – ? кг, в 10 раз
Сахар – 8 кг
Д- Для приготовления теста взяли 260 кг муки, воды с дрожжами на 140 кг меньше, чем муки, соли в 10 раз меньше чем воды с дрожжами и 8 кг сахара. Сколько всего кг теста получилось?)
У. Какой главный вопрос в задаче? Д- Сколько всего кг теста.
У. Можем ли мы на него сразу ответить? Д- Нет
У. Что мы должны узнать? Д- Сколько соли и воды с дрожжами.
У. Наметим ход решения задачи.
У. Что узнаем 1 действием? Д- Сколько кг воды с дрожжами
У. Как вы это узнаете? Д- Действием вычитания
У. Каких чисел? Д - 260 и 140
У. Что узнаем 2 действием? Д- Сколько кг соли
У. Каким действием? Д- Действием деления
У. Каких чисел? Д - 120 и 10
У. Что узнаем 3 действием? Д- Сколько всего кг теста получится
У. Как вы это узнаете? Д- Действием сложения
У. Каких чисел? Д - 260 и 120, 12 и 8
У. Решите задачу самостоятельно. Запишите ответ.
Проверка с доски.
У. В ответе получилось 400 кг теста, переведите в более крупные единицы измерения массы?
Д. 400 кг – 4 ц
Сообщение 3 группы
Чан загружен. Специальная машина все это перемешивает своими могучими «руками». Пока каждый чан объедет круг, тесто поднимается горой. После этого тесто из чанов попадает в другие емкости, которые называются расстойники. Там тесто еще поднимается, набирает силу. Из расстойников тесто попадает в специальный цех. В нем одна машина режет тесто на равные дольки. Другая машина раскатывает бесформенные куски, превращает их в аккуратные длинные колбаски. Третья сажает «колбаски» на самоходную дорожку. Потом самоходная дорожка ведет эти батоны в печь. Из ее пасти жаром так и пышет. Прокатятся батоны – колбаски от начала до конца печи, испекутся, превратятся в батоны с хрустящей корочкой.
У. Хлеб печется, выполним задание из учебника стр.29 №7 с комментирование у доски.
Выполни действие с величинами (выбрать выражения с величинами единиц массы) . используя алгоритм.
2 ц 25 кг: 5
6 ц 45 кг: 5
Алгоритм выполнения
Заменю крупные единицы мелкими.
Выполню действия.
Заменю мелкие единицы крупными.
Прочту ответ.
VII. Физминутка. Пальчиковая гимнастика «Весы».
Весы составлены из 9 спичек и не находятся в состоянии равновесия. Требуется переложить пять спичек так, чтобы весы были в равновесии.
VIII. Самостоятельная работа.
Проектная компетентность.
Компетентность разрешения проблем (аспект: оценка результата деятельности второго уровня).
Раздаточный материал. Учитель раздает каждому ученику лист с заданиями по уровням
1 уровень
Задача. Суточная норма потребления хлеба взрослого трудоспособного человека в день составляет 325гр. Старшего школьника 300гр, младшего школьника 225гр. Рассчитайте норму потребления хлеба семьи, состоящей из 4х человек за пять рабочих дней. Считая, что в рабочие дни недели, папа и мама дома не обедают, старший брат не употребляет второй завтрак, а младший – полдник.
2 уровень. Дифференцированное задание повышенной сложности
* Рассчитайте норму потребления хлеба семьи, состоящей из 4х человек за одну неделю. Считая, что в рабочие дни недели, папа и мама дома не обедают, старший брат не употребляет второй завтрак, а младший – полдник. В выходные дни полное употребление хлеба.
Инструктаж. Внимательно прочитай задачу и отметь крестиком время приема пищи каждого члена семьи. Таблица№1 (Приложение, уровень 1) Слайд 18.
Пользуясь данными таблиц №1 и 2 высчитай норму потребления хлеба каждого
члена семьи. (Приложение, уровень 1)
Высчитайте норму употребляемого хлеба в будние дни. (Приложение, уровень 1)
Опираясь на таблицу №2 рассчитать норму потребления хлеба в выходной день. (Приложение, уровень 2)Слайд 20.
IX.Вывод. Слайд 21
У. Подведем итог нашего проекта.
- Какой путь прошел хлеб дойдя до нашего стола?
- Что нового и полезного вы извлекли из урока?
Д. Долгий путь прошла булка хлеба от поля до магазина и конечно же до нашего стола.Тысячи лет существует на Земле этот удивительный продукт, и все это время люди не перестают удивляться ему как великому чуду, не перестают уважать его и воздавать ему должное.
У. Чему учились на уроке?
Д- Учились преводить единицы измерения массы из мелких в более крупные, научились высчитывать норму потребления хлеба, дома мы сможем подсчитать, сколько хлеба потребляет наша семья и предложим родителям правильно расходовать наш бюджет.
У. Молодцы! За работу на уроке (оценки)
X. У вас есть возможность закрепить полученные знания на уроке, выполнив дом. задание. Запишите его в дневники.
Рассчитать недельную норму потребления хлеба в вашей семье
Стр.28 №3.
Использованная литература
Учебная программа по «Математика» для 1-4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010 г. , утвержденная Приказом Министра образования и науки РК от 09.07.2010 г.
Методическое пособие «Математика» авторы А.Б. Акпаева, Л.А. Лебедева, В.В. Буророва, изд-во Алматы Кiтапбаспасы, 2010г.
Учебник «Математика» авторы А.Б. Акпаева, Л.А. Лебедева, В.В. Буророва, изд-во Алматы Кiтапбаспасы, 2011г.
Сборник «Компетентостно- ориетированные задания по предметам начальной школы» г. Костанай, 2009г.